Методическая разработка психологической акции для старшеклассников "Инь - Янь"
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему

Ткаченко Оксана Александровна

 

Любовь и дружба – ключевые переживания юношеского возраста. Дружеское общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности.

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. Очень важно научиться различать возникающее чувство любви и чувство физического влечения и соответственно выстраивать своё поведение.

 

Цели акции:

  • Гендерное воспитание учащихся юношеского возраста
  • Улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола
  • Развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений

 

Для реализации поставленных целей предлагаем особый вид психологической акции  - Дни психологии в школе. Прекрасная тема для психологической «трехдневки» — «Инь и Янь»: один день «мужской», другой – «женский» (психологические особенности,  взгляд на представителей другого пола), третий — «ОН и ОНА» (любовь, дружба, понимание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Психологическая акция»

(для старшеклассников)

Тема: Инь - Янь

Любовь и дружба – ключевые переживания юношеского возраста. Дружеское общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности.

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. Очень важно научиться различать возникающее чувство любви и чувство физического влечения и соответственно выстраивать своё поведение.

Цели акции:

  • Гендерное воспитание учащихся юношеского возраста
  • Улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола
  • Развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений

Для реализации поставленных целей предлагаем особый вид психологической акции  - Дни психологии в школе. Прекрасная тема для психологической «трехдневки» — «Инь и Янь»: один день «мужской», другой – «женский» (психологические особенности,  взгляд на представителей другого пола), третий — «ОН и ОНА» (любовь, дружба, понимание).

Выбор темы неслучаен: 2009 год объявлен годом молодежи

Данная акция может быть приурочена ко Дню Святого Валентина.

Психологическая акция как форма работы в школе не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат. Важные особенности «акции» — ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние.

Во время Дней психологии мимолетные переменки как всегда сменяются обязательными уроками, никто не отменяет завтраки и обеды, но в каждом уголке школы ждут сюрпризы в виде «заборов», мудрых мыслей или необычных заданий. За пять минут до звонка неожиданно может быть предложено заполнить необычный опросник, а завтра его результаты будут обработаны и вывешены на стенде. И так далее.
Дни психологии, помимо  основного развивающего эффекта, имеют еще один, тоже по-своему развивающий: повышение интереса к деятельности психолога со стороны учеников и педагогов.

Материалы и оформление: плакат с изображением китайского знака «инь-янь»; цитаты с высказываниями известных людей (см. Приложение 1);  раздаточные анкеты «Взгляд на представителей противоположного пола» для участников; стенд «Два полюса, два материка» (вывешиваются результаты анкетирования), доска объявлений «Ищу друга»; «забор»; «ромашковая поляна».

Первый день – «Мужской»

Девиз дня: «Мужчина, будь мужчиной!»

1. Тест «Кто вы на самом деле – женщина или мужчина?» (см. Приложение 2)

2. Анкетирование учащихся (юношей)

  • Назовите причину, почему девушки могут не вызывать симпатии (не нравиться)
  • Назовите причину (качество), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна
  • Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (то есть вы) нравятся девушкам
  • Я бы хотел пожелать девушкам…

Второй день – «Женский»

Девиз: «Быть женщиной – великий шаг»

1. Тест «Кто вы на самом деле – женщина или мужчина?» (см. день первый)

2. Анкетирование учащихся (девушек)

  • Назовите причину, почему юноши могут не вызывать симпатии (не нравиться)
  • Назовите причину (качество), по которым юноша всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен
  • Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (то есть вы) нравятся юношам
  • Я бы хотела пожелать юношам…

Третий день «ОН и ОНА»

Девизы дня:

«Если хочешь быть любимым – люби» (философ Гекатон)

«Единственный способ найти друга – стать кому-нибудь другом» (Ральф-Вальд Эмерсон)

1. На стенд «Два полюса, два материка» вывешиваются результаты анкетирования «Взгляд на представителей другого пола»

  1. На стене висит три плаката с высказываниями великих людей о любви:
  • «Всякое препятствие любви только усиливает её» (В. Шекспир) 
  • «Любить – это значит смотреть вместе в одном направлении»

 (А. де Сент-Экзюпери)

  • «Любовь одна, но подделок под неё тысячи» (Ф. Ларошфуко)

Учащимся предлагается оставить свой автограф под тем высказыванием, которое оказалось им наиболее близким.

  1. В любви есть много такого, что трудно выразить словами. И всё же давайте попробуем продолжить одним словом (надписи на «заборе»)

Любовь – это…                                               Любовь – это не…

  1. Доска объявлений «Ищу друга»

Здесь желающие могут вывесить небольшие объявления с рассказом   о себе, своих увлечениях, любимых занятиях.

  1. Подведение итогов трехдневки, оценка эффективности акции

Экспресс-диагностика «Ромашковая полянка»

Материал: ватман, покрашенный в зелёный цвет, или зелёный лист бумаги; белые бумажные лепестки ромашки; на зелёном листе приклеены желтые кружки – серединки ромашек; клей или двусторонний скотч.

Инструкция: «Вы, конечно, знаете традицию гадать на ромашке «любит – не любит». Перед вами зелёная полянка в лесу. Подводя итог нашей трехдневной акции, ответьте на вопрос: «Считаете ли вы прошедшую акцию полезной для вас?»

Если ваш ответ «да», то прикрепите один из лепестков к сердцевине ромашки, украсьте нашу поляну. Если ответ «нет», то не приклеивайте.

 

Приложение 1

 «Не любит тот, кто про любовь всем трубит» (В. Шекспир).

«Бывает, что любовь пройдет сама,

Ни сердце не затронув, ни ума.

То не любовь, а юности забава» (Низами).

«Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя» (М. Пришвин).

«Была без радостей любовь,

Разлука будет без печали» (М. Лермонтов).

«Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих» (Ф. М. Достоевский).

«Все приходит вовремя к тем, кто умеет ждать» (Л. Н. Толстой).

 « В присутствии предмета любви немеют самые смелые уста и остается невысказанным именно то, что так хотелось бы сказать» (М. Сервантес).

«Когда мужчина неуважительно относится к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ним» (Д.Дидро).

«Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает» (А. Ахматова).

«Если вы верите тому, что женщины влюбляются легче, чем мужчины, вы ошибаетесь» (Д. Ж. Виткин).

«Счастье душа познает лишь любя» (Гете).

«Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает» (Р. де Бюсси).

«Любовь — это соревнование мужчины и женщины за то, чтобы доставить друг другу как можно больше счастья» (Стендаль).

«Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом» (Вольтер).

«Зарыться в снег пылающим лицом —

Такой любовью я хочу любить» (Исикава Такубока).

«Любви утехи длятся миг единый,

Любви страданья длятся долгий век» (М. Кузмин).

«Любовь без страсти —

Это дружба.

Страсть без любви —

Почти вражда» (Л. Татьяничева).

 «Влюбленный человек подобен воробью, попавшему в клей: чем больше он старается освободиться, тем сильнее вязнет» (Французская пословица).

«В начале любви в ней все таинственно, все непонятно — и прежде всего душа любимого» (Н.Долинина).

«Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем» (Петрарка).

«Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь» (С. Есенин).

«Любовь — это игра, и проигрывает в ней тот, кто сильнее любит».

«Любить — значит бороться и побеждать».

«Любимый дается человеку как данное, как факт жизни, как сам мир».

«В любви самое прекрасное — предчувствие любви».

«Женщину надо любить так, чтобы ей в голову никогда не пришло, что кто-то другой может любить ее сильнее».

«Каков человек, такова у него и любовь».

Не бывает любви несчастной.                                        Настоящий друг везде

Может быть она горькой, трудной,                                Верен, в счастье и в беде;

Безответной и безрассудной.                                           Грусть твоя его тревожит,  

Может быть смертельно опасной,                                  Ты не спишь – он спать не может,

Но несчастной любовь не бывает,                                  И во всём без дальних слов

Даже если она убивает.        Он помочь тебе готов.

Тот, кто этого не усвоит,        Да, по действиям не сходны

И счастливой любви не стоит.        Верный друг и льстец негодный.

                          (Б. Заходер)        (В. Шекспир)

Приложение 2

1. Мы предлагаем вам шуточный тест, в котором, как в каждой шутке, немало и правды.

КТО ВЫ НА САМОМ ДЕЛЕ  - ЖЕНЩИНА ИЛИ МУЖЧИНА?

Вопрос показался вам глупым? Тогда вот вам очень и очень хитроумный тест. Стоит честно ответить на его вопросы, как вы узнаете о себе много интересного...

Возьмите листок бумаги и старательно записывайте ответы. Результат удивит вас!

 1. Какой из двух букетов вы купили бы охотнее?

2. Можете ли вы без особых усилий сложить пальцы руки таким вот образом?

3. В ресторане вы охотнее заказываете в качестве закуски яйца под майонезом или же салат из свежих овощей?

4. В течение 30 секунд ответьте, какую из этих пространственных форм вы получите после того, как склеите изображённую над ними картонку?

5. Вы собираетесь написать красочный натюрморт. Мак и морковку вы изобразите: А) одной и той же краской; В) разными красками?

6. Что изображено на этом рисунке, как вы думаете? Ответ ищите на одной из страниц учебника литературы для 9 класса.

7. Уколите себя в палец иголкой и капните капельку крови на середину этого квадрата.

А) охотно, если я узнаю, зачем это, В) ни в коем случае: это же больно! Какой из этих двух комментариев более всего похож на ваш собственный?

8. Кофе очень-очень горячий. Вы:

А) станете пить немедленно, В) подождете, пока он остынет.

9.В раннем детстве вы часто плакали?
А) да, В) нет.

  1. Вы отвечаете на вопросы нашего теста — это вас: А) развлекает, В) раздражает.

Постскриптум или добавочные разъяснения

1. Мужчины обычно покупают богатые букеты в подарок, женщины – маленькие, скромненькие букетики для себя.

2. Как правило, у женщин пальчики более тонкие и гибкие.

3. Закономерность, касающуюся яиц под майонезом, была обнаружена чисто экспериментальным путем.

  1. Классическая проверка пространственного воображения. Ориентировка в пространстве подчиняется правому полушарию мозга, а оно обычно более развито у мужчин.
  2. У женщин чувство цвета более обострено.
  3. Значение этого рисунка точно неизвестно и не обозначено, просто женщины, как более любопытные, начнут искать ответ в учебнике, где его нет и быть не может.

 7. Мужчины больше женщин боятся крови и боли.

 8. И ожогов гортани мужчины тоже боятся больше, чем женщины.

  9. Девочки в раннем детстве плачут, чтобы выразить свои эмоции, тогда как мальчики — потому, что хотят привлечь к себе внимание родителей.

10. Любовь к разнообразным тестам и анкетам — признак развитой речи, а за ее развитие отвечает левое полушарие мозга, которое у женщин более развито, чем у мужчин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия "Стратегия жизненного пространства"

Психологическое занятие с элементами тренинга личностного роста по формированию позитивной "Я-концепции" старшеклассников....

Методическая разработка внеклассной акции «МЫ НЕ КУРИМ» для учащихся 6 класса.

разработка блока мероприятий, посвященных воспитанию ответственного отношения к своему здоровью, пропаганде здорового образа жизни....

Методическая разработка психологической разминки на общешкольном (классном) родительском собрании "Кофе-брейк".

Психологическая разминка "Кофе-брейк" поможет педагогу-психологу или классному руководителю снять психологическое сопротивление присутствующих и настроить их на позитивное общение....

Методическая разработка экологической акции для школьников среднего возраста «Бой Королю мусора и принцессе Замарашке»

В рамках экологической акции проводятся беседы об истории мусора, конкурс поделок из использованных предметов и вещей, проведение исследовательских работ, анкетирование, изготовление плакатов, л...

Методическая разработка психологического занятия «Психологические основы самозащиты» для 5 класса (ОБЖ + психология)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЗАНЯТИЯ «Психологические основы самозащиты»   Автор занятия Фамилия, имя, отчество Гвоздева Оксана Владимировна Город, область Санкт – Петербург, Колп...

Методическая разработка "Образовательная акция "Писать грамотно - это модно!"

Методическая разработка представлена для работников системы дополнительного образования....

Методическая разработка положения акции отрядов юных инспекторов движения "Даже в праздники соблюдай ПДД"

Введение1.         Общие положения2.         Организаторы Акции3. Содержание Акции4. Участники Акции5. Материальное обес...