Программа элективного курса для 10-11 класса "Ступени самопознания"
элективный курс по психологии (11 класс) на тему

Воложина Алена Владимировна

В настоящее время мы наблюдаем информационный взрыв, характеризующийся быстрым ростом информации, увеличивающимся темпом жизни, который обрушивается на человека. Добавим к этому нашу обеспокоенность возрастанием числа, разнообразия и интенсивности природных катаклизмов. Всё вышеперечисленное является мощными стрессовыми нагрузками на организм человека.

Наблюдение и результаты диагностических материалов среди старшеклассников показывает, что школьники вынуждены получать и переосмысливать большие информационные потоки, адаптироваться к оценочной системе, учиться выстраивать взаимоотношения в неспокойном, быстроменяющемся мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_10-11_klass_stupeni_samopoznaniya.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  Администрации

МО Куйтунский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр Образования «Каразей»

Программа рассмотрена и утверждена на  заседании методического совета

от «___» сентября 2014  г.,

протокол № ___

Утверждаю:

Директор МБОУ ЦО «Каразей»

_____________Куликова ИВ.

«____» ____________2014 г.

СТУПЕНИ САМОПОЗНАНИЯ

Авторская адаптационная программа элективного курса

для обучающихся 10-11 классов

                                                                                                  Составитель:

                                                                              Воложина Алёна Владимировна

                                                                                                         педагог-психолог

                                                                                                 МБОУ ЦО «Каразей»

Каразей – 2014

Название курса

«Ступени самопознания»

Какие разделы включает?

Структура программы элективного курса включает в себя следующие взаимосвязанные разделы:

  • Введение (Начальная диагностика).
  • Мое здоровье и мой имидж.
  • Мир эмоций и чувств.
  • Мысли и действия.
  • Отношения.
  • Заключение (Заключительная диагностика).

Какая программа взята за основу?

Настоящая программа элективного курса разработана и составлена на основе:

  • программы Н. Е. Водопьяновой, Н. В. Лик, Г. В. Адреевой «Самопознание школьников»;
  • Леви В. «Искусство быть собой»;

Кроме этого применялся материал:

  • социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М. Ю. Савченко;
  • тренинга «Уверенности в себе» А. М. Прихожан
  • Методического пособия по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается»

На какое время рассчитана?

68 часов

  • Введение (Начальная диагностика - 2 часа).
  • Мое здоровье и мой имидж - 8 часов.
  • Мир эмоций и чувств - 10 часов.
  • Мысли и действия - 6 часов.
  • Отношения - 6 часов.
  • Заключение (Заключительная диагностика - 2 часа).

Форма итогового контроля

Круглый стол, диагностика, анкетирование обучающихся на наличие положительной, частично положительной динамики или отсутствия таковой в  формировании навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.

К какому виду относится?

Предметный вид

Пояснительная записка

В настоящее время мы наблюдаем информационный взрыв, характеризующийся быстрым ростом информации, увеличивающимся темпом жизни, который обрушивается на человека. Добавим к этому нашу обеспокоенность возрастанием числа, разнообразия и интенсивности природных катаклизмов. Всё вышеперечисленное является мощными стрессовыми нагрузками на организм человека.

Наблюдение и результаты диагностических материалов среди старшеклассников показывает, что школьники вынуждены получать и переосмысливать большие информационные потоки, адаптироваться к оценочной системе, учиться выстраивать взаимоотношения в неспокойном, быстроменяющемся мире.

Данная программа элективного курса является решением одной из задач школы по программе «Развитие» - совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления как физического, так и психологического здоровья обучающихся.

Ее содержание нацелено, прежде всего, на формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом:

  • адекватная система отношений и общения с окружающими;
  • адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • установки на успешное взаимодействие;
  • изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
  • адекватный уровень притязаний;
  • мотивация достижения успеха;
  • умение строить жизненные перспективы.

Настоящая программа элективного курса разработана и составлена на основе:

  • программы Н. Е. Водопьяновой, Н. В. Лик, Г. В. Адреевой «Самопознание школьников»;
  • Леви В. «Искусство быть собой»;

Кроме этого применялся материал:

  • социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М. Ю. Савченко;
  • тренинга «Уверенности в себе» А. М. Прихожан;
  • Методического пособия по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается»

Так как одна из задач  программы направлена на сохранение и укрепление как физического, так и психологического здоровья обучающихся, то в содержание элективного курса педагогом-психологом Воложиной А.В. были добавлены в разделы: «Мое здоровье и мой имидж» «Мир эмоций и чувств», а так же в раздел «Отношения» тренинговые занятия, направленные на практическое применение полученных знаний в области психологии взаимоотношений.

 Программа элективного курса составлена в соответствии с учебным планом школы и Государственным стандартом общего образования, рассчитана на 68 часов, с периодичностью 1 час в неделю для обучающихся 10-11 классов.

Цель курса: 

Способствовать осознанию обучающимися роли саморегуляции в  формировании психологической готовности к вступлению во взрослую жизнь.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с основами саморегуляции;
  • овладение определенными социально-психологическими знаниями;
  • развитие способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей;
  • изучение и овладение приемами конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности.

В содержание программы элективного курса включены проективные методики, приемы ролевой игры, блок теоретической информации по психологии, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения - все это предполагает готовность преподавателя курса по самопознанию к групповой работе, знание основ психодиагностики и психокоррекции, требуют творческого подхода к взаимоотношениям со старшеклассниками.

Важным условием реализации целей и задач элективного курса является его диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от ведущего навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями и высказываниями. Эффект курса в значительной степени зависит от доброжелательной творческой атмосферы, от чуткости и внимательности психолога к тем групповым процессам и личностным изменениям, которые неизбежно возникнут в процессе занятий.

Структура элективного курса включает в себя следующие взаимосвязанные разделы:

  • Введение (Начальная диагностика - 2 часа).
  • Мое здоровье и мой имидж - 8 часов.
  • Мир эмоций и чувств - 10 часов.
  • Мысли и действия - 6 часов.
  • Отношения - 6 часов.
  • Заключение (Заключительная диагностика - 2 часа).

Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся должны знать:

  • основы психологии личности и межличностных отношений

уметь:

  • рефлексировать;
  • отслеживать свое состояние;
  • анализировать ситуации и взаимоотношения.

Приобрести навыки:

  • самоконтроля;
  • взаимодействия в группе;
  • принятия решений.

Курс построен на материалах новейших исследований в области психологии, физиологии и экологии человека. Данный элективный курс специфичен, носит интегративный практический характер, направлен на повышение уровня саморегуляции обучающихся в процессе взаимодействия с социумом.

Методы:

На начало и конец учебного года, с целью выявления уровня сформированности навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом, проводится диагностирование личностных особенностей обучающихся, а так же в течении года:

  • Диагностика (проективные методики, КОС-1, КОС-2, ДДО, тесты на самостоятельность, наблюдательность, умение разбираться в людях и др.)
  • Ролевое проигрывание
  • Анализ ситуаций
  • Диалог

Критерии оценивания работы обучающихся

Так как основная цель курса способствовать осознанию обучающимися роли саморегуляции и развитию способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей, то практическая работа осуществляется посредством активного участия в ролевом проигрывании, анализе жизненных ситуаций и конструктивного диалога в ходе тренинговых занятий.

В течении года работа обучающихся оценивается на:

«Отлично» при условий, если ученик:

  • -всегда занимает активную позицию при обсуждении вопросов;
  • -умеет презентовать идеи и собственные приоритеты;
  • - способен реализовать все технологии, предложенные в ходе изучения курса.

«Хорошо» при условии, если ученик:

  • - часто занимает активную позицию при обсуждении вопросов;
  • -обнаруживает умение презентовать идеи и собственные приоритеты;
  • - способен частично реализовать технологии, предложенные в ходе изучения курса.

«Удовлетворительно» при условии, если ученик:

  • - не занимает активную позицию при обсуждении вопросов;
  • -обнаруживает частичное умение презентовать идеи и собственные приоритеты;
  • - способен частично реализовать технологии, предложенные в ходе изучения курса.

В конце I и II полугодия определяется степень интереса обучающихся к курсу посредством  анкетирования, опроса и других видов получения обратной связи.

Описание разделов программы.

10 класс

Раздел  1. Введение. Начальная диагностика (2 часа)

Тема 1. Вселенная «нашего Я».

Тема 2. Понятие о личности. Я реальный и Я идеальный.

Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов)

Тема 1-2. Наш физический образ. Самопрезентация.

Тема 3. Темперамент и характер человека.

Тема 4. Мой темперамент.

Тема 5. Я и мой характер.

Тема 6-8. Ценностные ориентации.

Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов)

Тема 1. Спектр наших эмоций и чувств.

Тема 2. Аффект, эмоции, напряжение.

Тема 3. Стресс.

Тема 4-5. Жесты и наблюдательность.

Тема 6. Навыки распознавания эмоций и чувств.

Тема 7. Тренинг «Мои ресурсы»

Тема 8. Тренинг социальных навыков.

Тема 9. Способы эмоциональной самозащиты.

Тема 10. Учитесь властвовать собой.

Раздел 4. Мысли и действия (6 часов)

Тема 1-2. Потребности человека.

Тема 3. Зачем и как человек мыслит.

Тема 4. Радость творчества.

Тема 5. Саморегуляция деятельности.

Тема 6. Стиль поведения.

Раздел 5. Отношения (6 часов)

Тема 1. Общение в жизни человека.

Тема 2. Лидеры и авторитеты. Группировки.

Тема 3. Ролевая игра «Необитаемый остров».

Тема 4. Конструктивное взаимодействие.

Тема 5. Мое будущее – в моих руках.  

Тема 6. Техники эффективного общения.

Раздел 6.  Заключительная диагностика (2 часа)

Тема 1. Мои сильные и слабые стороны.

Тема 2. Расскажи мне обо мне (письмо самому себе).

11 класс

Раздел  1. Введение. Начальная диагностика (2 часа)

Тема 1-2. Я реальный и Я идеальный.

Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов)

Тема 1-2. Самопрезентация.

Тема 3-4. Жизненные ценности.

Тема 5. Умение сказать нет!

Тема 6-7. Алкоголь: мифы и реальность.

Тема 8. Сопротивление давлению.

Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов)

Тема 1-2. Спектр наших эмоций и чувств.

Тема 3. Стресс.

Тема 4-5.  Кризис: выход есть!

Тема 6-7. Навыки распознавания эмоций и чувств.

Тема 8-9. Я абсолютно спокоен!

Тема 10. Уверенное поведение.

Раздел 4. Мысли и действия (6 часов)

Тема 1-2. Потребности человека.

Тема 3. Саморегуляция деятельности.

Тема 4-5. Критическое мышление.

Тема 6. Мое мнение.

Раздел 5. Отношения (6 часов)

Тема 1. Толерантность.

Тема 2. Искусство общения.

Тема 3. Барьеры общения.

Тема 4. Мужчина и женщина.

Тема 5. Конструктивное взаимодействие.

Тема 6. Разрешаем конфликты.

Раздел 6.  Заключительная диагностика (2 часа)

Тема 1-2. Мое будущее: стратегии успеха.

Краткое содержание курса

Раздел 1. Введение.

Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни.

Китайская пословица.

Цель: развивать навыки самопознания старшеклассников

Задачи: формирование положительной установки на занятия; развитие рефлексии; формирование понятийного аппарата.

Вселенная «нашего Я». Происхождение слова «психология» (древнегреческий миф о Психее). Что такое психология.

Понятие о личности. Ознакомление с понятием личности. Основные положения психоаналитической (З. Фрейд), индивидуальной (А. Адлер) и гуманистической теории личности.

Я реальный и Я идеальный. Компоненты самосознания. Формирование образа «Я»: сфера осознания («Я» физическое, «Я» социальное, «Я» духовное), временная сфера («Я» в прошлом, настоящем и будущем), качественная сфера («Я» реальное и «Я» идеальное).

Направленная беседа, лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги, диагностическое тестирование. Оценка уровня сформированности представлений о себе, тест «Характеристика на себя», психологическое упражнение «Какой Я», рисунок «Вселенная нашего Я», шкала Дембо - Рубинштейна на самооценку для построения образа «Я - идеального и Я – реального». Для сплочения группы совместно вырабатываются правила работы на занятиях по психологии, проводятся игры «Путанка», «Твое имя», «Комплименты», «Дополни фразу».

Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж.

«Психология пытается объяснить 
причины того или иного поведения, 
но цель ее не в этом, а в том, 
чтобы помочь человеку совершенствовать себя, 
делая себя лучше и счастливее».
Э. Шостром

Цель: формировать навыки самовыражения школьников.

Задачи: развитие понятийного аппарата; уточнение представлений учеников о собственном физическом облике, расширение способов восприятия людей по внешнему виду.

Наш физический образ. Самопрезентация.

Темперамент и характер человека. Четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Доминирующий тип темперамента. Воспитание личности через «воспитание» темперамента. Что такое черта характера. Наиболее важные свойства характера. Формирование характера.

Ценностные ориентации. Проблема морального выбора и ценностных ориентаций.

Ценности разных поколений. Социальное давление и манипулирование, противостояние.

Индивидуальность.

Лекция, диагностическое тестирование, мотивационный и рефлексивный диалоги, дискуссия «Первое впечатление», направленная беседа. Психологические задачи и упражнения по теме: «Мой темперамент», «Я и мой характер», «Базовые характеристики личности». Тренинги: «Умение сказать «нет!», «Алкоголь: мифы и реальность», «Сопротивление давлению». Просмотр видеофильма «Общее дело», конструктивный диалог.

Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме.

Раздел 3. Мир эмоций и чувств.

Советы подобны касторовому маслу: 
их довольно легко давать, но очень неприятно принимать.
Д. Биллингс

Цель: способствовать осознанию учениками спектра своих эмоций и чувств

Задачи: уточнение представлений о понятиях «чувства» и «эмоции»,

развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний; формирование навыков понимания окружающих.

Спектр наших эмоций и чувств. Эмоционально-чувственная сфера личности. Аффект, эмоции, напряжение, стресс. Знакомство с понятиями. Источники эмоций.

Жесты и наблюдательность. Причины возникновения положительных и отрицательных эмоций. Влияние эмоций на познавательные процессы. Отличие эмоций от чувств.

Распознавание эмоций и чувств. Счастье, самоуважение, любовь, чувство юмора, смятение. Воля как источник положительных и отрицательных эмоций.

Мини-лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги. Графический тест «Эмоции и лица». Психологический тренинг «Учитесь властвовать собой», упражнения, игры-релаксации. «Как справиться с обидой, раздражением, плохим настроением» - комплекс психологических игр, упражнений, этюдов: «Копилка обид», «Чувствую себя хорошо», «Вверх по радуге», «Улыбайтесь, господа!». Психогимнастика: эмоциональные состояния. Тренинги: «Кризис: выход есть!», «Я абсолютно спокоен!», «Уверенное поведение».

Раздел 4. Мысли и действия.

Уверенность в себе - основа для того, 
чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать.
Ф. Шиллер

Цель: развивать мышление старшеклассников

Задачи: осознание мышления как способа познавательной деятельности; осмысление своих потребностей и представлений о побудительной роли потребностей к деятельности; развитие рефлексии; отработка способов сотрудничества.

Потребности человека. Определение и классификация потребностей. «Я» и мои потребности. Мотивационное выражение потребностей. Контроль своих потребностей. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Реальные потребности в юношеском возрасте.

Зачем и как человек мыслит. Радость творчества. Откуда берутся наши мысли. Как идет процесс мышления. Знакомство с понятием. Результат мышления - мысль. Уровни мышления. Тренинг «Критическое мышление».

Саморегуляция деятельности. Стиль поведения. Сущность воли (потребность в преодолении препятствий). Структура волевого акта: побуждение - стремление - целенаправленное желание - размышление - борьба мотивов - действие. Способность человека сознательно регулировать и активизировать свое поведение. О самоконтроле и саморегуляции. Способы выхода из трудных состояний (стресс, фрустрация, страх, одиночество, вина, стыд).

Лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги. Диагностическое тестирование. Психологические и творческие задания, упражнения, игры. Приемы развития мыслительной деятельности: «Ключ к неизвестному», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами». Приемы самоанализа «Хвалить или ругать», «Критика и самокритика», «Как повысить уверенность в себе», «Умей сказать нет», «Мой портрет в лучах солнца».

Раздел 5. Отношения.

Уверенность в себе - это способность полагаться 
на себя, это отвага мыслей, чувств и поступков.
П. Вайнцвайг

Цель: развивать навыки конструктивного взаимодействия

Задачи: выявление круга и характера взаимодействия старшеклассников с социальной средой (родители, сверстники, учителя); расширение представления о значении общения в жизни человека; закрепление положительной групповой динамики.

Общение как социально-психологическое понятие. Общение в жизни человека. Стили общения. Барьеры общения. Проблема умения слушать и слышать. Техника эффективного общения. Роль общения в жизни человека. Взаимодействие людей в общении.

Умение понимать других. Психологическая совместимость людей. Лидеры и авторитеты. Группировки. Типы поведения в конфликтной ситуации: мягкий, жесткий, принципиальный. Выход из конфликта.

Конструктивное взаимодействие. Развитие эмпатии и психологической интуиции.

Коммуникативная и социальная компетентности. Общение с противоположным полом.

Направленная беседа, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения по технике эффективного общения «Искушение», «Запретные друзья», «Правильный выбор». Ролевая игра «Необитаемый остров». Тест К. Н. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме. Психологические упражнения и игры «Эмпатическое слушание», «Зеркало», «Поступай с другими так…», «Я тебя понимаю».

Тренинги: «Толерантность», «Барьеры общения», «Конструктивное взаимодействие».

Раздел 6. Заключение.

Первый и последний учитель жизни - 
это сама жизнь, и надо отдавать себя этой жизни безбоязненно и безраздельно.
Т. Уайлдер

Цель: формировать понимание о необходимости жить в согласии с собой и другими

Задачи: осознание значимость собственного «Я»; создание мотивации старшеклассников на познание самих себя; оказание содействия самопознанию и рефлексии учеников

Самовоспитание как расширение сознания. Расскажи мне обо мне. Искусство самонаблюдения. Проблема адекватного восприятия самого себя и окружающих людей. Как люди воспринимают друг друга (три типа модальности). Проектирование собственного будущего.

Психологические игры, упражнения, диагностические методики и приемы, направленные на повышение самооценки: «Я» в своих глазах и глазах других людей (методика независимых характеристик), «Я рад общаться с тобой», письмо самому себе, «Расскажи мне обо мне», «Мое будущее: стратегии успеха».

Учебно-тематический план

10 класс

Кол-во час.

Тема

Цель урока

Форма урока

Деятельность обуч-ся

Раздел  1. Введение. Начальная диагностика (2 часа)

1

1

Вселенная «нашего Я»

Развитие навыков самопознания старшеклас-в

развитие рефлексии; формирование понятийного аппарата

Беседа

Способы самопознания

2

1

Понятие о личности. Я реальный и Я идеальный.

Рефлексивный диалог, диагностическое тестирование

Выполнение тестовых задач

Самоанализ

Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов)

3-4

2

Наш физический образ. Самопрезентация.

Формирование навыков самовыражения школьников, осмысление своих потребностей и представлений о побудительной роли потребностей к деятельности; развитие рефлексии; отработка способов сотрудничества

Беседа

Рефлексивный диалог

Самопрезентация

5

1

Темперамент и характер человека.

Мотивационный диалог

Анализ ситуаций

6

1

Мой темперамент.

Диагностическое тестирование

Рефлексивный диалог

Выполнение тестовых задач

Приемы самоанализа

7

1

Я и мой характер.

Лекция

Рефлексивный диалог

Выполнение тестовых задач

Отработка способов сотрудничества

10

3

Ценностные ориентации.

Тренинговое занятие

Выполнение тестовых задач

Анализ ситуаций

Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов)

11

1

Спектр наших эмоций и чувств.

Уточнение представлений о понятиях «чувства» и «эмоции»,

развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний; формирование навыков понимания окружающих

Мини-лекция

Диагностическое тестирование

Выполнение тестовых задач

12

1

Аффект, эмоции, напряжение.

Релаксационные техники

Выполнение релаксационных упражнений

13

1

Стресс.

Диагностическое тестирование

Рефлексивный диалог

Выполнение тестовых задач, релаксационных упражнений

14-15

2

Жесты и наблюдательность.

Мотивационный диалог

Анализ ситуаций, практич. задание

16

1

Навыки распознавания эмоций и чувств.

Практические упражнения

Рефлексивный диалог

Отработка способов сотрудничества

Приемы самоанализа

17

1

Тренинг «Мои ресурсы»

Психологический тренинг

Выполнение тренинговых упражнений

18

1

Тренинг социальных навыков.

Психологический тренинг

Выполнение тренинговых упражнений

19

1

Способы эмоциональной самозащиты.

Психогимнастика эмоционального состояния

Выполнение тренинговых упражнений

20

1

Учитесь властвовать собой

Беседа

Психологический тренинг

Выполнение тренинговых упражнений

Раздел 4. Мысли и действия (6 часов)

21-22

2

Потребности человека.

Осмысление своих потребностей и представлений о побудительной роли потребностей к деятельности; развитие рефлексии; отработка способов сотрудничества

Мини-лекция

Диагностическое тестирование

Выполнение тестовых задач

Анализ ситуаций

23

1

Зачем и как человек мыслит.

Мотивационный и рефлексивный диалоги

Психолог. игры

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций

24

1

Радость творчества.

Приемы самоанализа

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций

Приемы самоанализа

25

1

Саморегуляция деятельности

Самоанализ

дискуссия

Анализ ситуаций

26

1

Стиль поведения.

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций

Раздел 5. Отношения (6 часов)

27

1

Общение в жизни человека.

Выявление круга и характера взаимодействия старшеклассников с социальной средой (родители, сверстники, учителя); расширение представления о значении общения в жизни человека; закрепление положительной групповой динамики

Мини-лекция

Мотивационный диалог

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций

28

1

Лидеры и авторитеты. Группировки.

Диагностическое тестирование

Ролевые этюды по технике эффективного общения

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций

29

1

Ролевая игра «Необитаемый остров.

Ролевая игра

Рефлексивный диалог

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций

30

1

Конструктивное взаимодействие.

Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций

31

1

Мое будущее – в моих руках.  

Психологический тренинг

Выполнение тренинговых упражнений

32

1

Техники эффективного общения.

Ролевые этюды

Ролевое проигрывание

Раздел 6. Заключение (2 часа)

33

1

Мои сильные и слабые стороны.

формирование понимание о необходимости жить в согласии с собой и другими, создание мотивации старшеклассников на познание самих себя; оказание содействия самопознанию и рефлексии

Психологические игры, упражнения направленные на повышение самооценки

Рефлексивный диалог

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций

Самоанализ

34

1

Расскажи мне обо мне (письмо самому себе).

Диагностические тестирование и упражнения

Выполнение тестовых задач и тренинговых упражнений

Итого 34 часа

11 класс

Кол-во час.

Тема

Цель урока

Форма урока

Деятельность обуч-ся

Раздел  1. Введение. Начальная диагностика (2 часа)

1-2

2

Я реальный и Я идеальный.

Динамика  

Рефлексивный диалог, диагностическое тестирование

Выполнение тестовых задач и тренинговых упражнений

Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов)

3-4

2

Самопрезентация

Выявить специфику жизненных ценностей;

Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями. Познакомить с понятием социального давления и манипулирования, научить противостоять ему.

Сформировать позитивное отношение к стремлению быть индивидуальностью

Рефлексивный диалог

Самопрезентация

5-6

2

Жизненные ценности

Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций

Анализ ситуаций

Приемы самоанализа

7

1

Умение сказать «нет!»

Психологический тренинг

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ

8-9

2

Алкоголь: мифы и реальность

Просмотр видеофильма

Анализ, обсуждение, круглый стол

10

1

Сопротивление давлению

Психологический тренинг, Рефлексивный диалог

Анализ ситуаций

Приемы самоанализа

Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов)

11-12

2

Спектр наших эмоций и чувств

Прояснить позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций; Научить определять свое эмоциональное состояние и управлять им.

Рефлексивный диалог, диагностическое тестирование

Анализ ситуаций

Приемы самоанализа

13

1

Стресс

Психологический тренинг

Анализ ситуаций

Приемы самоанализа

14-15

2

Кризис: выход есть!

Психологический тренинг

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ

16-17

2

Навыки распознавания эмоций и чувств

Рефлексивный диалог

анализ ситуаций, самоанализ

18-19

2

Я абсолютно спокоен!

Психологический тренинг

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ

20

1

Уверенное поведение

Психологический тренинг

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ

Раздел 4. Мысли и действия (6 часов)

21-22

2

Потребности человека

Познакомить с понятием «критическое мышление», его аспектами и

нюансами;

Отработать навыки задавания вопросов и принятия критики, полезные для формирования критического мышления.

Анкетирование

Отработка способов сотрудничества

23

1

Саморегуляция деятельности

Ролевое проигрывание

Приемы самоанализа

24-25

2

Критическое мышление

Психологический тренинг

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ

26

1

Мое мнение

Рефлексивный диалог

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ

Раздел 5. Отношения (6 часов)

27

1

Толерантность

Помочь овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности

Формировать навыки общения с противоположным полом, стремления к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций;

Показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.

Психологический тренинг

Отработка способов сотрудничества

28

1

Искусство общения

Ролевое проигрывание, рефлексивный диалог

Анализ ситуаций, самоанализ

29

1

Барьеры общения

Психологический тренинг

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ

30

1

Мужчина и женщина

Мини-лекция

рефлексивный диалог

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ

31

1

Конструктивное взаимодействие

Психологический тренинг

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ

32

1

Разрешаем конфликты

Ролевое проигрывание

Анализ ситуаций, самоанализ

Раздел 6. Заключительная диагностика (2 часа)

33-34

2

Мое будущее: стратегии успеха

Сформировать навык проектирования собственного будущего.

Диагностические тестирование и упражнения

Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ, круглый стол

Итого 34 часа

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., Мысль. 2001
  2. Леви В. Искусство быть собой. - М., Знание. 1991
  3. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М., Издательский центр «Академия». 2004
  4. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. - М., «Когито-Центр». 2001
  5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  6. Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М., Творческий центр «Сфера». 2000.
  7. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. - М., Новая школа. 2003
  8. Савченко М. Ю. Личностное развитие. - М., «Вако». 2005
  9. Самоукина Н. В. Психология оптимизма.- М., Изд-во Института психотерапии. 2011
  10. Смирнова Е. Е. Психология общения. - С-Пб., Каро. 2005
  11. Штангль Антон. Язык тела. - Баку, Сада. 1992
  12. Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается». Фонд «Здоровая Россия», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса

 Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию....

Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» 5 класс

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» составлена на основе:-  программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...