Программа элективного курса для 10-11 класса "Ступени самопознания"
элективный курс по психологии (11 класс) на тему
В настоящее время мы наблюдаем информационный взрыв, характеризующийся быстрым ростом информации, увеличивающимся темпом жизни, который обрушивается на человека. Добавим к этому нашу обеспокоенность возрастанием числа, разнообразия и интенсивности природных катаклизмов. Всё вышеперечисленное является мощными стрессовыми нагрузками на организм человека.
Наблюдение и результаты диагностических материалов среди старшеклассников показывает, что школьники вынуждены получать и переосмысливать большие информационные потоки, адаптироваться к оценочной системе, учиться выстраивать взаимоотношения в неспокойном, быстроменяющемся мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10-11_klass_stupeni_samopoznaniya.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
МО Куйтунский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр Образования «Каразей»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета от «___» сентября 2014 г., протокол № ___ | Утверждаю: Директор МБОУ ЦО «Каразей» _____________Куликова ИВ. «____» ____________2014 г. |
СТУПЕНИ САМОПОЗНАНИЯ
Авторская адаптационная программа элективного курса
для обучающихся 10-11 классов
Составитель:
Воложина Алёна Владимировна
педагог-психолог
МБОУ ЦО «Каразей»
Каразей – 2014
Название курса | «Ступени самопознания» |
Какие разделы включает? | Структура программы элективного курса включает в себя следующие взаимосвязанные разделы:
|
Какая программа взята за основу? | Настоящая программа элективного курса разработана и составлена на основе:
Кроме этого применялся материал:
|
На какое время рассчитана? | 68 часов
|
Форма итогового контроля | Круглый стол, диагностика, анкетирование обучающихся на наличие положительной, частично положительной динамики или отсутствия таковой в формировании навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом. |
К какому виду относится? | Предметный вид |
Пояснительная записка
В настоящее время мы наблюдаем информационный взрыв, характеризующийся быстрым ростом информации, увеличивающимся темпом жизни, который обрушивается на человека. Добавим к этому нашу обеспокоенность возрастанием числа, разнообразия и интенсивности природных катаклизмов. Всё вышеперечисленное является мощными стрессовыми нагрузками на организм человека.
Наблюдение и результаты диагностических материалов среди старшеклассников показывает, что школьники вынуждены получать и переосмысливать большие информационные потоки, адаптироваться к оценочной системе, учиться выстраивать взаимоотношения в неспокойном, быстроменяющемся мире.
Данная программа элективного курса является решением одной из задач школы по программе «Развитие» - совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления как физического, так и психологического здоровья обучающихся.
Ее содержание нацелено, прежде всего, на формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом:
- адекватная система отношений и общения с окружающими;
- адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
- эмоциональная уравновешенность;
- установки на успешное взаимодействие;
- изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
- адекватный уровень притязаний;
- мотивация достижения успеха;
- умение строить жизненные перспективы.
Настоящая программа элективного курса разработана и составлена на основе:
- программы Н. Е. Водопьяновой, Н. В. Лик, Г. В. Адреевой «Самопознание школьников»;
- Леви В. «Искусство быть собой»;
Кроме этого применялся материал:
- социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М. Ю. Савченко;
- тренинга «Уверенности в себе» А. М. Прихожан;
- Методического пособия по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается»
Так как одна из задач программы направлена на сохранение и укрепление как физического, так и психологического здоровья обучающихся, то в содержание элективного курса педагогом-психологом Воложиной А.В. были добавлены в разделы: «Мое здоровье и мой имидж» «Мир эмоций и чувств», а так же в раздел «Отношения» тренинговые занятия, направленные на практическое применение полученных знаний в области психологии взаимоотношений.
Программа элективного курса составлена в соответствии с учебным планом школы и Государственным стандартом общего образования, рассчитана на 68 часов, с периодичностью 1 час в неделю для обучающихся 10-11 классов.
Цель курса:
Способствовать осознанию обучающимися роли саморегуляции в формировании психологической готовности к вступлению во взрослую жизнь.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основами саморегуляции;
- овладение определенными социально-психологическими знаниями;
- развитие способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей;
- изучение и овладение приемами конструктивного взаимодействия для повышения его эффективности.
В содержание программы элективного курса включены проективные методики, приемы ролевой игры, блок теоретической информации по психологии, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения - все это предполагает готовность преподавателя курса по самопознанию к групповой работе, знание основ психодиагностики и психокоррекции, требуют творческого подхода к взаимоотношениям со старшеклассниками.
Важным условием реализации целей и задач элективного курса является его диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от ведущего навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями и высказываниями. Эффект курса в значительной степени зависит от доброжелательной творческой атмосферы, от чуткости и внимательности психолога к тем групповым процессам и личностным изменениям, которые неизбежно возникнут в процессе занятий.
Структура элективного курса включает в себя следующие взаимосвязанные разделы:
- Введение (Начальная диагностика - 2 часа).
- Мое здоровье и мой имидж - 8 часов.
- Мир эмоций и чувств - 10 часов.
- Мысли и действия - 6 часов.
- Отношения - 6 часов.
- Заключение (Заключительная диагностика - 2 часа).
Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся должны знать:
- основы психологии личности и межличностных отношений
уметь:
- рефлексировать;
- отслеживать свое состояние;
- анализировать ситуации и взаимоотношения.
Приобрести навыки:
- самоконтроля;
- взаимодействия в группе;
- принятия решений.
Курс построен на материалах новейших исследований в области психологии, физиологии и экологии человека. Данный элективный курс специфичен, носит интегративный практический характер, направлен на повышение уровня саморегуляции обучающихся в процессе взаимодействия с социумом.
Методы:
На начало и конец учебного года, с целью выявления уровня сформированности навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом, проводится диагностирование личностных особенностей обучающихся, а так же в течении года:
- Диагностика (проективные методики, КОС-1, КОС-2, ДДО, тесты на самостоятельность, наблюдательность, умение разбираться в людях и др.)
- Ролевое проигрывание
- Анализ ситуаций
- Диалог
Критерии оценивания работы обучающихся
Так как основная цель курса способствовать осознанию обучающимися роли саморегуляции и развитию способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей, то практическая работа осуществляется посредством активного участия в ролевом проигрывании, анализе жизненных ситуаций и конструктивного диалога в ходе тренинговых занятий.
В течении года работа обучающихся оценивается на:
«Отлично» при условий, если ученик:
- -всегда занимает активную позицию при обсуждении вопросов;
- -умеет презентовать идеи и собственные приоритеты;
- - способен реализовать все технологии, предложенные в ходе изучения курса.
«Хорошо» при условии, если ученик:
- - часто занимает активную позицию при обсуждении вопросов;
- -обнаруживает умение презентовать идеи и собственные приоритеты;
- - способен частично реализовать технологии, предложенные в ходе изучения курса.
«Удовлетворительно» при условии, если ученик:
- - не занимает активную позицию при обсуждении вопросов;
- -обнаруживает частичное умение презентовать идеи и собственные приоритеты;
- - способен частично реализовать технологии, предложенные в ходе изучения курса.
В конце I и II полугодия определяется степень интереса обучающихся к курсу посредством анкетирования, опроса и других видов получения обратной связи.
Описание разделов программы.
10 класс
Раздел 1. Введение. Начальная диагностика (2 часа)
Тема 1. Вселенная «нашего Я».
Тема 2. Понятие о личности. Я реальный и Я идеальный.
Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов)
Тема 1-2. Наш физический образ. Самопрезентация.
Тема 3. Темперамент и характер человека.
Тема 4. Мой темперамент.
Тема 5. Я и мой характер.
Тема 6-8. Ценностные ориентации.
Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов)
Тема 1. Спектр наших эмоций и чувств.
Тема 2. Аффект, эмоции, напряжение.
Тема 3. Стресс.
Тема 4-5. Жесты и наблюдательность.
Тема 6. Навыки распознавания эмоций и чувств.
Тема 7. Тренинг «Мои ресурсы»
Тема 8. Тренинг социальных навыков.
Тема 9. Способы эмоциональной самозащиты.
Тема 10. Учитесь властвовать собой.
Раздел 4. Мысли и действия (6 часов)
Тема 1-2. Потребности человека.
Тема 3. Зачем и как человек мыслит.
Тема 4. Радость творчества.
Тема 5. Саморегуляция деятельности.
Тема 6. Стиль поведения.
Раздел 5. Отношения (6 часов)
Тема 1. Общение в жизни человека.
Тема 2. Лидеры и авторитеты. Группировки.
Тема 3. Ролевая игра «Необитаемый остров».
Тема 4. Конструктивное взаимодействие.
Тема 5. Мое будущее – в моих руках.
Тема 6. Техники эффективного общения.
Раздел 6. Заключительная диагностика (2 часа)
Тема 1. Мои сильные и слабые стороны.
Тема 2. Расскажи мне обо мне (письмо самому себе).
11 класс
Раздел 1. Введение. Начальная диагностика (2 часа)
Тема 1-2. Я реальный и Я идеальный.
Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов)
Тема 1-2. Самопрезентация.
Тема 3-4. Жизненные ценности.
Тема 5. Умение сказать нет!
Тема 6-7. Алкоголь: мифы и реальность.
Тема 8. Сопротивление давлению.
Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов)
Тема 1-2. Спектр наших эмоций и чувств.
Тема 3. Стресс.
Тема 4-5. Кризис: выход есть!
Тема 6-7. Навыки распознавания эмоций и чувств.
Тема 8-9. Я абсолютно спокоен!
Тема 10. Уверенное поведение.
Раздел 4. Мысли и действия (6 часов)
Тема 1-2. Потребности человека.
Тема 3. Саморегуляция деятельности.
Тема 4-5. Критическое мышление.
Тема 6. Мое мнение.
Раздел 5. Отношения (6 часов)
Тема 1. Толерантность.
Тема 2. Искусство общения.
Тема 3. Барьеры общения.
Тема 4. Мужчина и женщина.
Тема 5. Конструктивное взаимодействие.
Тема 6. Разрешаем конфликты.
Раздел 6. Заключительная диагностика (2 часа)
Тема 1-2. Мое будущее: стратегии успеха.
Краткое содержание курса
Раздел 1. Введение.
Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни.
Китайская пословица.
Цель: развивать навыки самопознания старшеклассников
Задачи: формирование положительной установки на занятия; развитие рефлексии; формирование понятийного аппарата.
Вселенная «нашего Я». Происхождение слова «психология» (древнегреческий миф о Психее). Что такое психология.
Понятие о личности. Ознакомление с понятием личности. Основные положения психоаналитической (З. Фрейд), индивидуальной (А. Адлер) и гуманистической теории личности.
Я реальный и Я идеальный. Компоненты самосознания. Формирование образа «Я»: сфера осознания («Я» физическое, «Я» социальное, «Я» духовное), временная сфера («Я» в прошлом, настоящем и будущем), качественная сфера («Я» реальное и «Я» идеальное).
Направленная беседа, лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги, диагностическое тестирование. Оценка уровня сформированности представлений о себе, тест «Характеристика на себя», психологическое упражнение «Какой Я», рисунок «Вселенная нашего Я», шкала Дембо - Рубинштейна на самооценку для построения образа «Я - идеального и Я – реального». Для сплочения группы совместно вырабатываются правила работы на занятиях по психологии, проводятся игры «Путанка», «Твое имя», «Комплименты», «Дополни фразу».
Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж.
«Психология пытается объяснить
причины того или иного поведения,
но цель ее не в этом, а в том,
чтобы помочь человеку совершенствовать себя,
делая себя лучше и счастливее».
Э. Шостром
Цель: формировать навыки самовыражения школьников.
Задачи: развитие понятийного аппарата; уточнение представлений учеников о собственном физическом облике, расширение способов восприятия людей по внешнему виду.
Наш физический образ. Самопрезентация.
Темперамент и характер человека. Четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Доминирующий тип темперамента. Воспитание личности через «воспитание» темперамента. Что такое черта характера. Наиболее важные свойства характера. Формирование характера.
Ценностные ориентации. Проблема морального выбора и ценностных ориентаций.
Ценности разных поколений. Социальное давление и манипулирование, противостояние.
Индивидуальность.
Лекция, диагностическое тестирование, мотивационный и рефлексивный диалоги, дискуссия «Первое впечатление», направленная беседа. Психологические задачи и упражнения по теме: «Мой темперамент», «Я и мой характер», «Базовые характеристики личности». Тренинги: «Умение сказать «нет!», «Алкоголь: мифы и реальность», «Сопротивление давлению». Просмотр видеофильма «Общее дело», конструктивный диалог.
Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме.
Раздел 3. Мир эмоций и чувств.
Советы подобны касторовому маслу:
их довольно легко давать, но очень неприятно принимать.
Д. Биллингс
Цель: способствовать осознанию учениками спектра своих эмоций и чувств
Задачи: уточнение представлений о понятиях «чувства» и «эмоции»,
развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний; формирование навыков понимания окружающих.
Спектр наших эмоций и чувств. Эмоционально-чувственная сфера личности. Аффект, эмоции, напряжение, стресс. Знакомство с понятиями. Источники эмоций.
Жесты и наблюдательность. Причины возникновения положительных и отрицательных эмоций. Влияние эмоций на познавательные процессы. Отличие эмоций от чувств.
Распознавание эмоций и чувств. Счастье, самоуважение, любовь, чувство юмора, смятение. Воля как источник положительных и отрицательных эмоций.
Мини-лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги. Графический тест «Эмоции и лица». Психологический тренинг «Учитесь властвовать собой», упражнения, игры-релаксации. «Как справиться с обидой, раздражением, плохим настроением» - комплекс психологических игр, упражнений, этюдов: «Копилка обид», «Чувствую себя хорошо», «Вверх по радуге», «Улыбайтесь, господа!». Психогимнастика: эмоциональные состояния. Тренинги: «Кризис: выход есть!», «Я абсолютно спокоен!», «Уверенное поведение».
Раздел 4. Мысли и действия.
Уверенность в себе - основа для того,
чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать.
Ф. Шиллер
Цель: развивать мышление старшеклассников
Задачи: осознание мышления как способа познавательной деятельности; осмысление своих потребностей и представлений о побудительной роли потребностей к деятельности; развитие рефлексии; отработка способов сотрудничества.
Потребности человека. Определение и классификация потребностей. «Я» и мои потребности. Мотивационное выражение потребностей. Контроль своих потребностей. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Реальные потребности в юношеском возрасте.
Зачем и как человек мыслит. Радость творчества. Откуда берутся наши мысли. Как идет процесс мышления. Знакомство с понятием. Результат мышления - мысль. Уровни мышления. Тренинг «Критическое мышление».
Саморегуляция деятельности. Стиль поведения. Сущность воли (потребность в преодолении препятствий). Структура волевого акта: побуждение - стремление - целенаправленное желание - размышление - борьба мотивов - действие. Способность человека сознательно регулировать и активизировать свое поведение. О самоконтроле и саморегуляции. Способы выхода из трудных состояний (стресс, фрустрация, страх, одиночество, вина, стыд).
Лекция, мотивационный и рефлексивный диалоги. Диагностическое тестирование. Психологические и творческие задания, упражнения, игры. Приемы развития мыслительной деятельности: «Ключ к неизвестному», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами». Приемы самоанализа «Хвалить или ругать», «Критика и самокритика», «Как повысить уверенность в себе», «Умей сказать нет», «Мой портрет в лучах солнца».
Раздел 5. Отношения.
Уверенность в себе - это способность полагаться
на себя, это отвага мыслей, чувств и поступков.
П. Вайнцвайг
Цель: развивать навыки конструктивного взаимодействия
Задачи: выявление круга и характера взаимодействия старшеклассников с социальной средой (родители, сверстники, учителя); расширение представления о значении общения в жизни человека; закрепление положительной групповой динамики.
Общение как социально-психологическое понятие. Общение в жизни человека. Стили общения. Барьеры общения. Проблема умения слушать и слышать. Техника эффективного общения. Роль общения в жизни человека. Взаимодействие людей в общении.
Умение понимать других. Психологическая совместимость людей. Лидеры и авторитеты. Группировки. Типы поведения в конфликтной ситуации: мягкий, жесткий, принципиальный. Выход из конфликта.
Конструктивное взаимодействие. Развитие эмпатии и психологической интуиции.
Коммуникативная и социальная компетентности. Общение с противоположным полом.
Направленная беседа, рефлексивный и мотивационный диалоги, ролевые этюды и упражнения по технике эффективного общения «Искушение», «Запретные друзья», «Правильный выбор». Ролевая игра «Необитаемый остров». Тест К. Н. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций по теме. Психологические упражнения и игры «Эмпатическое слушание», «Зеркало», «Поступай с другими так…», «Я тебя понимаю».
Тренинги: «Толерантность», «Барьеры общения», «Конструктивное взаимодействие».
Раздел 6. Заключение.
Первый и последний учитель жизни -
это сама жизнь, и надо отдавать себя этой жизни безбоязненно и безраздельно.
Т. Уайлдер
Цель: формировать понимание о необходимости жить в согласии с собой и другими
Задачи: осознание значимость собственного «Я»; создание мотивации старшеклассников на познание самих себя; оказание содействия самопознанию и рефлексии учеников
Самовоспитание как расширение сознания. Расскажи мне обо мне. Искусство самонаблюдения. Проблема адекватного восприятия самого себя и окружающих людей. Как люди воспринимают друг друга (три типа модальности). Проектирование собственного будущего.
Психологические игры, упражнения, диагностические методики и приемы, направленные на повышение самооценки: «Я» в своих глазах и глазах других людей (методика независимых характеристик), «Я рад общаться с тобой», письмо самому себе, «Расскажи мне обо мне», «Мое будущее: стратегии успеха».
Учебно-тематический план
10 класс | |||||
№ | Кол-во час. | Тема | Цель урока | Форма урока | Деятельность обуч-ся |
Раздел 1. Введение. Начальная диагностика (2 часа) | |||||
1 | 1 | Вселенная «нашего Я» | Развитие навыков самопознания старшеклас-в развитие рефлексии; формирование понятийного аппарата | Беседа | Способы самопознания |
2 | 1 | Понятие о личности. Я реальный и Я идеальный. | Рефлексивный диалог, диагностическое тестирование | Выполнение тестовых задач Самоанализ | |
Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов) | |||||
3-4 | 2 | Наш физический образ. Самопрезентация. | Формирование навыков самовыражения школьников, осмысление своих потребностей и представлений о побудительной роли потребностей к деятельности; развитие рефлексии; отработка способов сотрудничества | Беседа Рефлексивный диалог | Самопрезентация |
5 | 1 | Темперамент и характер человека. | Мотивационный диалог | Анализ ситуаций | |
6 | 1 | Мой темперамент. | Диагностическое тестирование Рефлексивный диалог | Выполнение тестовых задач Приемы самоанализа | |
7 | 1 | Я и мой характер. | Лекция Рефлексивный диалог | Выполнение тестовых задач Отработка способов сотрудничества | |
10 | 3 | Ценностные ориентации. | Тренинговое занятие | Выполнение тестовых задач Анализ ситуаций | |
Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов) | |||||
11 | 1 | Спектр наших эмоций и чувств. | Уточнение представлений о понятиях «чувства» и «эмоции», развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний; формирование навыков понимания окружающих | Мини-лекция Диагностическое тестирование | Выполнение тестовых задач |
12 | 1 | Аффект, эмоции, напряжение. | Релаксационные техники | Выполнение релаксационных упражнений | |
13 | 1 | Стресс. | Диагностическое тестирование Рефлексивный диалог | Выполнение тестовых задач, релаксационных упражнений | |
14-15 | 2 | Жесты и наблюдательность. | Мотивационный диалог | Анализ ситуаций, практич. задание | |
16 | 1 | Навыки распознавания эмоций и чувств. | Практические упражнения Рефлексивный диалог | Отработка способов сотрудничества Приемы самоанализа | |
17 | 1 | Тренинг «Мои ресурсы» | Психологический тренинг | Выполнение тренинговых упражнений | |
18 | 1 | Тренинг социальных навыков. | Психологический тренинг | Выполнение тренинговых упражнений | |
19 | 1 | Способы эмоциональной самозащиты. | Психогимнастика эмоционального состояния | Выполнение тренинговых упражнений | |
20 | 1 | Учитесь властвовать собой | Беседа Психологический тренинг | Выполнение тренинговых упражнений | |
Раздел 4. Мысли и действия (6 часов) | |||||
21-22 | 2 | Потребности человека. | Осмысление своих потребностей и представлений о побудительной роли потребностей к деятельности; развитие рефлексии; отработка способов сотрудничества | Мини-лекция Диагностическое тестирование | Выполнение тестовых задач Анализ ситуаций |
23 | 1 | Зачем и как человек мыслит. | Мотивационный и рефлексивный диалоги Психолог. игры | Ролевое проигрывание Анализ ситуаций | |
24 | 1 | Радость творчества. | Приемы самоанализа Ролевое проигрывание | Анализ ситуаций Приемы самоанализа | |
25 | 1 | Саморегуляция деятельности | Самоанализ дискуссия | Анализ ситуаций | |
26 | 1 | Стиль поведения. | Ролевое проигрывание | Анализ ситуаций | |
Раздел 5. Отношения (6 часов) | |||||
27 | 1 | Общение в жизни человека. | Выявление круга и характера взаимодействия старшеклассников с социальной средой (родители, сверстники, учителя); расширение представления о значении общения в жизни человека; закрепление положительной групповой динамики | Мини-лекция Мотивационный диалог | Ролевое проигрывание Анализ ситуаций |
28 | 1 | Лидеры и авторитеты. Группировки. | Диагностическое тестирование Ролевые этюды по технике эффективного общения | Ролевое проигрывание Анализ ситуаций | |
29 | 1 | Ролевая игра «Необитаемый остров. | Ролевая игра Рефлексивный диалог | Ролевое проигрывание Анализ ситуаций | |
30 | 1 | Конструктивное взаимодействие. | Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций | Ролевое проигрывание Анализ ситуаций | |
31 | 1 | Мое будущее – в моих руках. | Психологический тренинг | Выполнение тренинговых упражнений | |
32 | 1 | Техники эффективного общения. | Ролевые этюды | Ролевое проигрывание | |
Раздел 6. Заключение (2 часа) | |||||
33 | 1 | Мои сильные и слабые стороны. | формирование понимание о необходимости жить в согласии с собой и другими, создание мотивации старшеклассников на познание самих себя; оказание содействия самопознанию и рефлексии | Психологические игры, упражнения направленные на повышение самооценки Рефлексивный диалог | Ролевое проигрывание Анализ ситуаций Самоанализ |
34 | 1 | Расскажи мне обо мне (письмо самому себе). | Диагностические тестирование и упражнения | Выполнение тестовых задач и тренинговых упражнений | |
Итого 34 часа | |||||
11 класс | |||||
№ | Кол-во час. | Тема | Цель урока | Форма урока | Деятельность обуч-ся |
Раздел 1. Введение. Начальная диагностика (2 часа) | |||||
1-2 | 2 | Я реальный и Я идеальный. | Динамика | Рефлексивный диалог, диагностическое тестирование | Выполнение тестовых задач и тренинговых упражнений |
Раздел 2. Мое здоровье и мой имидж (8 часов) | |||||
3-4 | 2 | Самопрезентация | Выявить специфику жизненных ценностей; Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями. Познакомить с понятием социального давления и манипулирования, научить противостоять ему. Сформировать позитивное отношение к стремлению быть индивидуальностью | Рефлексивный диалог | Самопрезентация |
5-6 | 2 | Жизненные ценности | Моделирование и проигрывание жизненных ситуаций | Анализ ситуаций Приемы самоанализа | |
7 | 1 | Умение сказать «нет!» | Психологический тренинг | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ | |
8-9 | 2 | Алкоголь: мифы и реальность | Просмотр видеофильма | Анализ, обсуждение, круглый стол | |
10 | 1 | Сопротивление давлению | Психологический тренинг, Рефлексивный диалог | Анализ ситуаций Приемы самоанализа | |
Раздел 3. Мир эмоций и чувств (10 часов) | |||||
11-12 | 2 | Спектр наших эмоций и чувств | Прояснить позитивное и негативное влияние эмоций на развитие жизненных ситуаций; Научить определять свое эмоциональное состояние и управлять им. | Рефлексивный диалог, диагностическое тестирование | Анализ ситуаций Приемы самоанализа |
13 | 1 | Стресс | Психологический тренинг | Анализ ситуаций Приемы самоанализа | |
14-15 | 2 | Кризис: выход есть! | Психологический тренинг | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ | |
16-17 | 2 | Навыки распознавания эмоций и чувств | Рефлексивный диалог | анализ ситуаций, самоанализ | |
18-19 | 2 | Я абсолютно спокоен! | Психологический тренинг | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ | |
20 | 1 | Уверенное поведение | Психологический тренинг | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ | |
Раздел 4. Мысли и действия (6 часов) | |||||
21-22 | 2 | Потребности человека | Познакомить с понятием «критическое мышление», его аспектами и нюансами; Отработать навыки задавания вопросов и принятия критики, полезные для формирования критического мышления. | Анкетирование | Отработка способов сотрудничества |
23 | 1 | Саморегуляция деятельности | Ролевое проигрывание | Приемы самоанализа | |
24-25 | 2 | Критическое мышление | Психологический тренинг | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ | |
26 | 1 | Мое мнение | Рефлексивный диалог | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ | |
Раздел 5. Отношения (6 часов) | |||||
27 | 1 | Толерантность | Помочь овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности Формировать навыки общения с противоположным полом, стремления к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций; Показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций. | Психологический тренинг | Отработка способов сотрудничества |
28 | 1 | Искусство общения | Ролевое проигрывание, рефлексивный диалог | Анализ ситуаций, самоанализ | |
29 | 1 | Барьеры общения | Психологический тренинг | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ | |
30 | 1 | Мужчина и женщина | Мини-лекция рефлексивный диалог | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ | |
31 | 1 | Конструктивное взаимодействие | Психологический тренинг | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ | |
32 | 1 | Разрешаем конфликты | Ролевое проигрывание | Анализ ситуаций, самоанализ | |
Раздел 6. Заключительная диагностика (2 часа) | |||||
33-34 | 2 | Мое будущее: стратегии успеха | Сформировать навык проектирования собственного будущего. | Диагностические тестирование и упражнения | Ролевое проигрывание, анализ ситуаций, самоанализ, круглый стол |
Итого 34 часа |
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., Мысль. 2001
- Леви В. Искусство быть собой. - М., Знание. 1991
- Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М., Издательский центр «Академия». 2004
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. - М., «Когито-Центр». 2001
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Прихожан А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. - М., Творческий центр «Сфера». 2000.
- Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. - М., Новая школа. 2003
- Савченко М. Ю. Личностное развитие. - М., «Вако». 2005
- Самоукина Н. В. Психология оптимизма.- М., Изд-во Института психотерапии. 2011
- Смирнова Е. Е. Психология общения. - С-Пб., Каро. 2005
- Штангль Антон. Язык тела. - Баку, Сада. 1992
- Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается». Фонд «Здоровая Россия», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса
Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию....
Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» составлена на основе:- программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...