Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
статья
Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
(из опыта работы)
В условиях модернизации образования и перехода на новые ФГОС одной из основных задач в деятельности образовательных организаций является сохранение и укрепление психического здоровья школьников.
Психолого-педагогическое сопровождение в данном направлении в рамках введения ФГОС сейчас уже не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, это целостная система деятельности психолога во взаимодействии с педагогами школы и другими специалистами.
В работе педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья школьников выделяют следующие направления:
- Психодиагностика
- Развивающая и психокоррекционная деятельность
- Психологическое консультирование
- Психологическое просвещение
Для того чтобы определить психолого-педагогический статус ребенка и отследить динамику его психического развития в процессе школьного обучения, с первого класса мы начинаем накапливать информацию о различных сторонах психической жизни ребенка и динамике развития. Это необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы психологической диагностики. Диагностику можно проводить индивидуальную и групповую, с использованием компьютерных диагностик, которые дают наиболее точный результат и более подробную интерпритацию, намного облегчают обработку полученных в ходе обследования данных.
В ходе психологической диагностики мы выявляем особенности психического развития ребенка, сформированность определенных психологических особенностей, соответствие уровня развития ключевых компетенций, универсальных учебных действий, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
На основе полученных результатов психологического обследования педагог-психолог составляет заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника, разрабатывает рекомендации, программу психокоррекционной работы с учащимися, попавшими по результатам диагностики в «группы риска», составляет план развития способностей или других психологических образований. Психодиагностика проводится ежегодно и позволяет, таким образом, систематически отслеживать уровень развития и психического состояния каждого школьника.
После того как проведена диагностика, начинается развивающая и психокоррекционная работа. Большое внимание уделяется созданию специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим психологические проблемы или проблемы в обучении например, в усвоении учебного материала, нарушении социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям предусмотрена система действий и конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.
Развивающая и психокоррекционная работа проводится, как правило, психологом и педагогами во внеурочное время. Основная цель заключается в том, чтобы создать благоприятный психологический климат для учащихся. Данный вид деятельности включает в себя различные по форме развивающие занятия, в том числе в сенсорной комнате, тренинги, беседы, игры, уроки психологического здоровья.
В ходе таких развивающих и психокоррекционных занятий учащиеся имеют возможность лучше узнать друг друга, снять психическое напряжение и барьеры в общении. У ребят формируются коммуникативные действия, которые необходимы им для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества. Они усваивают школьные правила, у них формируется внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, устойчивая самооценка.
Так как речь идет о начальной школе, то психологическое консультирование предусмотрено в основном для педагогов и родителей. Консультация помогает им в решении различных проблем, с которыми они сталкиваются при воспитании и обучении. В ходе консультации психолог помогает родителям и педагогам понять принципы развития и обучения детей, осознать индивидуальные особенности ребенка, помогает понять, что их отношение к ребёнку влияет как на становление его личности, так и на его психическое здоровье.
Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогов и родителей к психологической культуре. Осуществляется в ходе проведения родительских собраний, групповых консультаций, семинаров и тренингов для педагогов. Одна из интереснейших и эффективных форм работы по психологическому просвещению родителей, которая действует в нашей школе, это семейная гостиная.
Психологическое просвещение проводится с целью формирования психолого-педагогической компетентности. Это знания о закономерностях формирования личности ребёнка, о психических особенностях детей, которые позволяют педагогам и родителям правильно организовать образовательный и воспитательный процесс, скорректировать некоторые особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения и способствовать сохранению и укреплению психического здоровья школьников.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня - это комплексная технология поддержки и помощи ребенку. Это технология, которая позволяет создать условия для успешного развития, обучения, воспитания и социализации школьников. Технология, благодаря которой, мы можем прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, и первую очередь - сохранить и укрепить психическое здоровье школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Це...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО
Выступление на раонном семинаре-практикуме...
Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"
Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...
Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО
Разработка внедрения ФГОС по внеурочную работу в среднем звене....
Сохранение и укрепление здоровья учащихся как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения
Создание и развитие единой психолого-педагогической системы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков средствами психологической культуры:повышение качества образования;формиро...
Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...
СИСТЕМА РАБОТЫ МО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения прежде всего молодёжи, оставляет желать много лу...