Сохранение и укрепление здоровья учащихся как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения
статья по психологии на тему
Создание и развитие единой психолого-педагогической системы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков средствами психологической культуры:
повышение качества образования;
формирование навыка здорового жизненного стиля средствами психологической культуры;
создание условий для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сохранение и укрепление здоровья учащихся | 642.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Меняется время, меняются задачи модернизации школы, но одна проблема остается неизменной - охрана и укрепление здоровья детей, создание нормальных условий для их роста и развития. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Психолого-педагогическое сопровождение вносит свой значительный вклад в образовательную среду школы.
Используемые виды (направления) работ психолого-педагогического сопровождения – это профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)), консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая), помощь и поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помощь в личностном и профессиональном самоопределении, психологическое просвещение и профилактика, формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей. Одной из ключевых задач деятельности педагога- психолога в школе является формирование системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей с приоритетом ценности здорового образа жизни.
Решая поставленные задачи здоровьесбережения в рамках общеобразовательной школы и опираясь на эффективность психолого-педагогического сопровождения как одно из условий сохранения и укрепления здоровья учащихся педагог-психолог организует проведение психологической, просветительской и профилактической работы. Активно использует в практике современные здоровьесберегающие программы и методы, технологии («Ибис», «Сталкер», «БОС», психогимнастика, релаксационные упражнения, аутотренинг).
Охрана психического здоровья осуществляется в системе «психолог - педагог – ученик – родители». В течение года проводятся ДАС-БОС тренинги. Выступления психолога школы на общешкольных родительских собраниях в 8, 9 классах по теме: «Ваш беспокойный подросток», «Рекомендации родителям по психологической поддержке и помощи детям в период подготовки и сдачи экзаменов», в собрании приняли участие 63 и 76 родителя. Классные часы с учащимися 9 классов по теме: «Скоро экзамены» (всего: 94 учащихся). Ежегодно проводится Урок здоровья для учащихся 8 классов по профилактике суицидального поведения: «Найти смысл жизни». Педагог-психолог выступает на родительских собраниях в 1 классах по предупреждению дезадаптации первоклассников: «Адаптация: первые итоги». В 2011-2012 учебном году особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сегодня школа призвана выполнять объективный заказ на воспитание здорового человека. Необходим новый подход к образованию, который предполагает изменение сознания участников педагогического процесса с ориентацией на ценность здоровья, органическую взаимосвязь и направленность целостного образовательного процесса на достижение основной цели - воспитание здорового человека. Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация. Медико - психолого- педагогическая диагностика и просвещение используются как инструмент для профилактики дезадаптации учащихся. Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации
Каждый год педагог-психолог проводит анализ уровня готовности к школе учащихся 1-х классов. Цель анализа: ориентировочная оценка уровня развития школьных необходимых навыков; общее представление об уровне психического развития ребенка.
Анализ результатов изучения уровня готовности к школе
учащихся 1-х классов 2011-2012 учебного года
Анализ результатов готовности учащихся к школе показывает, что 8 % учащихся абсолютно готовы к школе, у них сформированы основные предпосылки учебной деятельности: принятия учебной задачи, учебных действий, самоконтроля. 85 % первоклассников готовы относительно. 7% обучающихся нуждаются в контроле и помощи со стороны взрослых, так как показали низкий уровень школьной зрелости.
Результаты изучения
школьной мотивации у учащихся 1 классов
2011-2012 учебного года.
Методика: «Что мне нравится в школе?»
Цель: изучение школьной адаптации.
Проведенное анкетирование позволило выявить 3 уровня адаптации учащихся в школе:
- Высокий уровень школьной мотивации
- Средний уровень школьной мотивации
- Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами
Класс | Всего | Высокий уровень | Средний уровень | Положит. отношение | Дезадапта-ция |
1 А | 25 (100%)человек | 8 (32%) | 10 (40%) | 7 (28%) | 0 |
1Б | 25 (100%) человек | 7 (28%) | 5 (20%) | 13 (52%) | 0 |
1 В | 22 (92%) человек | 9 (41%) | 7(32%) | 6(27%) | 0 |
Итого | 72 (97%) человека | 25 (35%) | 23(29%) | 26 (36%) | 0 |
Основная школа- сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, профилактика девиантного поведения и наркозависимости
Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Ежегодно всю первую четверть и часть второй педагог-психолог работает с пятиклассниками. Анализирует результаты диагностики школьной тревожности учащихся 5-х классов по методике Филлипса и школьной мотивации, обращает внимание на предупреждение дезадаптации.
Сводные показатели
изучения школьной тревоги по результатам обследования
учащихся 5 классов МОУ «Средняя школа №3»
2011-2012учебный год
Цель: изучение эмоционального состояния учащихся в школе, выявление факторов тревожности (зоны наибольшего, эмоционального неблагополучия).
Методика Филлипса.
Всего обследовано: 71 человек (100%).
Дата проведения: октябрь-ноябрь 2011 года.
Общая тревожность Класс, всего уч-ся | Количество учащихся | Процентный показатель | ||||
Уровень А | Уровень Б | Уровень В | Уровень А | Уровень Б | Уровень В | |
5 «А», 24 человека | 14 | 8 | 2 | 59% | 33% | 8% |
5 «Б», 23 человека | 17 | 5 | 1 | 74% | 22% | 4% |
5 «В», 24 человека | 16 | 6 | 2 | 67% | 25% | 8% |
Всего: 71человек | 47 | 19 | 5 | 66% | 27% | 7% |
Примечание: Уровень тревожности: меньше 50% (А) – нормальный; больше 50%, но меньше 75% (Б) – несколько повышенный; больше 75% (В) – высокий по каждому из факторов.
Выводы.
Общая тревожность в школе – обычное (нормальное) эмоциональное состояние в школе испытывают 66% пятиклассников из числа опрошенных, 27% учащихся имеют несколько повышенный уровень тревожности и 7% обучающихся высокий уровень тревожности. С учащимися, показавшим высокий уровень тревожности будет проводиться работа по овладению навыка саморегуляции.
Результаты изучения
школьной мотивации у учащихся 5 классов
2011-2012 учебного года.
Методика: анкета П.Г. Лускановой.
Цель: изучение школьной адаптации.
Проведенное анкетирование позволило выявить 5 уровней адаптации учащихся в школе:
- Высокий уровень школьной мотивации
- Средний уровень школьной мотивации
- Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами
- Низкий уровень школьной мотивации
- Негативное, безразличное отношение к школе, к учебным занятиям.
Примечание. Информация будет доведена до сведения классных руководителей и учителей-предметников 5 классов для повышения познавательной активности у учащихся в учебно-воспитательном процессе и улучшения качества образования
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, развитие психосоциальной компетентности.
Результаты социально-психологической
адаптации учащихся 10 класса
2010-2011 учебного года.
Методика: опросник СПА К.Осницкого
Дата проведения: Декабрь.2011 года.
Цель: изучение уровня адаптации учащихся.
Примечание: данные показатели свидетельствуют о том, что обучающиеся эмоционально комфортно чувствуют себя в школе, познавательная активность на достаточно хорошем уровне; уровень школьной мотивации на среднем уровне.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ;
ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Охват работой психолога детей-инвалидов
Охват детей, прошедших ДАС - БОС тренинги
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ШМПК
Школьная волонтерская организация «Призыв»
В работе педагога-психолога уделяется огромное внимание пропаганде здоровому образу жизни, формированию позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения, а также поддержке и развитию у учащихся интереса к знаниям. Основные задачи:
- профилактика девиантного поведения,
- повышение знаний учащихся о личностных особенностях развития,
- развитие коммуникативных навыков, сплоченность детского коллектива,
- пропаганда здорового образа жизни,
- формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям - от наркотиков, алкоголя, курения,
Поддержка и развитие у учащихся интереса к знаниям осуществляются через такие направления работы как профилактика и просвещение, диагностика, коррекция и развитие. Традиционными формами проведения мероприятий по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса являются тренинги, развивающие занятия, беседы. С 2003 -2004 учебного года в школе действует волонтерское движение «Призыв» по методу «Равный обучат равного» по проекту «Поиск оптимальных методов профилактики ВИЧ-инфекций, наркомании, ИППП». В течение года проводятся профилактические беседы с учащимися 5 классов: «Как научиться жить без драки», с учащимися 6 классов: «Причины беспризорности и безнадзорности»; с учащимися 7 классов по теме: «Табак: небезопасный выбор», тренинги с учащимися начальных классов «Здоровый образ жизни». С учащимися группы «особого внимания» проводится диагностика по изучению уровня тревожности, психических процессов, личностных особенностей развития.
Особенность работы педагога-психолога по сохранению психического здоровья участников образовательного процесса заключается в том, что она проводится в системе, начиная с первого класса.
Оценка эффективности
здоровьесберегающей технологии «БОС»
в МБОУ «Средняя школа №3» г. Когалыма
Необходимость разработки комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в образование, в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей. В этой связи технология «БОС-коррекция психоэмоционального состояния» занимает достойное место по той причине, что она не агрессивная, не относится к разряду фармакологических иммуномодуляторов, предполагает активное отношение пациента к формированию собственного здоровья. Однако, следует помнить, что под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся. «БОС-коррекция психоэмоционального состояния» - фрагмент этой сложной системы.
Эффективность использования оздоровительной технологии «БОС - коррекция психоэмоционального состояния» в образовательном учреждении с 2009-2010 учебного года показала, что занятия в МБОУ «Средняя школа №3» по оздоровительной технологии «БОС- коррекция психоэмоционального состояния», проводятся в соответствии с методическими рекомендациями для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений (Сметанкин А.А. и др., СПб., 2003). Оздоровительные занятия обеспечены специальными программами и пособиями (учебно-методический комплекс). Индивидуальные занятия в образовательном учреждении по технологии «БОС - коррекция психоэмоционального состояния» осуществляет педагог-психолог, подготовленная на курсах в НОУ «Институт БОС».
Для получения оздоровительного эффекта предусматривалось проведение у каждого ребенка не менее 10 -14 практических занятий и не реже двух раз в неделю. Цель занятий - сформировать у детей диафрагмально-релаксационное дыхание с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), снятие стрессов и физиологического напряжения, интеллектуальной усталости.
Анализ первичных материалов, представленных педагогом-психологом «БОС - коррекция психоэмоционального состояния», соответствующего образовательного учреждения показал, что за истекшее время в МБОУ «Средняя школа №3» было обследовано 31 обучающихся и 15 педагогов. Сравнительному анализу были подвергнуты изменения здоровья, успеваемости и поведения детей. Оценка представленных материалов проведена по следующим критериям: результаты оценки формирования диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС у детей, прошедших курс дыхательных тренингов «БОС- коррекция психоэмоционального состояния»; поведение детей (по наблюдениям учителей); академическая успеваемость по основным предметам; отношение учеников и родителей к тренингам в кабинете «БОС-коррекция психоэмоционального состояния»; отношение педагогов МБОУ «Средняя школа №3» к оздоровительной технологии «БОС». По оценке учителей, занятия по методике БОС повлияли на поведение детей: 80% после занятий стали спокойнее, а 60% - внимательнее на уроках.
По результатам опроса: 70% учащихся, 65% родителей, 80% учителей считают, что оздоровительные тренинги по технологии «БОС» необходимы.
Отмечается повышение компетентности учителей в области здоровьеразвивающего учебного процесса с использованием метода БОС.
Следует отметить, что навыки правильного дыхания в конце курса уроков были сформированы практически у всех школьников, посещающих кабинет «БОС – коррекция психоэмоционального состояния». Обращает на себя внимание, что в подавляющем большинстве и ученики и родители считают целесообразным проведение подобной оздоровительной процедуры.
Все вышеизложенное позволяет рекомендовать технологию «БОС-Здоровье» к внедрению в образовательных учреждениях нашего города и других регионах. Следует только более строго подходить к отбору детей для данных тренингов. Они противопоказаны детям с судорогами в анамнезе, с диагнозом эпилепсия, детям с нарушениями сердечного ритма. Необходимо также предусмотреть повторное проведение курса в кабинете «БОС – коррекция психоэмоционального состояния» в течение учебного года для закрепления положительных респираторных навыков.
Выводы: ДАС – БОС тренинги в кабинете коррекции психоэмоционального состояния не только целесообразны, но и необходимы. Они способствуют ускорению процесса оздоровления детей. Данный метод (и технологии) можно определить как развивающий здоровье человека, как средство обучения индивидуальному способу оздоровления, как инструмент, позволяющий полноценно готовить к жизни здоровое поколение, как совокупность приемов, форм и методов обучения школьников без ущерба для индивидуального здоровья, как качественную характеристику наиболее эффективной педагогической технологии по критерию ее воздействия на учащихся и педагогов.
Хочется отметить, что в процессе взаимодействия учителя и учащегося с помощью технологии «БОС» меняется и сам педагог: он приобретает новое качество - учитель-исследователь. Именно данное качество необходимо для решения задач модернизации образования, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни.
Все вышесказанное позволяет рекомендовать метод БОС и технологию «БОС- коррекция психоэмоционального состояния» к внедрению в образовательных учреждениях г.Когалыма и других регионов России.
Примечание. Проведение уроков по технологии «БОС» предполагает высокую квалификацию специалиста, поэтому необходимо обязать руководителей школ осуществлять профессиональный контроль как за качеством занятий и их периодичностью, так и за профессиональной компетентностью педагогов в области здоровья.
Мониторинг деятельности кабинета
«БОС – коррекция психоэмоционального состояния»
В МБОУ «Средняя школа №3» г. Когалыма
2008-2009учебный год
Презентация метода БОС и кабинета коррекции психоэмоционального состояния. Всего: 11 педагогов.
Повышение психологической культуры педагогов. Советы педагогам «Как сохранить и укрепить здоровье»
ДАС-БОС тренинги:
Педагоги – 5 человек;
Учащиеся- 5 человек
Педагогам и учащимся необходимо овладеть и применять на практике навык ДРД для улучшения здоровья.
В течение года работа кабинета коррекции психоэмоционального состояния и применение здоровьесберегающего метода «БОС».
Курсы повышения квалификации. Свидетельство №5865.(Утверждена действительным членом Российской Ассоциации БОС), 2009 г., Санкт-Петербург. Свидетельство о прохождении цикла усовершенствования, регистрационный № 148-2712, в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Институт биологической обратной связи», 2009, С-Петербург.
2009-2010 учебный год
Психопрофилактика
и психологическое просвещение
Городской семинар для педагогов-психологов по теме: «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в образовательном учреждении» Всего: 15 человек.
Презентация здоровьесберегающих программ, мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся, педагогов.
Апрель
Урок здоровья для педагогов по теме: «Оздоровительная дыхательная гимнастика по Сметанкину»
Повышение психологической культуры педагогов. Советы педагогам «Как сохранить и укрепить здоровье
Коррекционная и развивающая работа.
Индивидуальная
В течение года
ДАС-БОС тренинги:
Педагоги – 2 человека;
Учащиеся- 11 человек
Формирование ДРД для улучшения здоровья.
2010-2011 учебный год
Декабрь
Психологическое просвещение
«Адаптация: первые итоги» - родительские собрания в 1 классах. Всего: 4 собрания, 4 педагога, 86 родителей. Рекомендации по обучению первоклассников, по повышению познавательной активности, сохранению и укреплению здоровья. Презентация программы «БОС»
Февраль
Психологическое просвещение
Просмотр фильма педагогами начальной школы по теме: «Учитель здоровья»
Повышение психологической культуры, приглашение на «ДАС – БОС тренинги» учителей. Советы педагогам «Как сохранить и укрепить здоровье»
ДАС-БОС тренинги.
Педагоги – 5 человек, всего проведено – 8 тренингов:
1. Тимерханова Е.Ф. – 3 тренинга.
2. Тляубаева З.Г. – 2 тренинга.
3. Пономарева Н.В.– 1 тренинг.
4. Васькевич А.В.– 1 тренинг.
5. Бондаренко Т.Н.– 1 тренинг.
Учащиеся- 15 человек, всего проведено – 81 тренингов:
1. Абдулхаликова Д. – 13 тренингов
2. Ахсарова Э. – 13 тренингов
3. Горобец А.- 2 тренинга.
4.Долженко Р.- 2 тренинга
5. Инкорбеков Е- 6 тренингов
6. Козуляев П. -2 тренинга
7. Мартяшвили К. – 3тренинга
8. Новицкий И.- 3тренинга
9. Утеев Я.- 11 тренингов
10. Черевко С.- 5 тренингов
11. Чернова Е.- 5 тренингов
12. Шмыголь М. – 2 тренинга.
13. Штейников Г. – 4 тренинга (ребенок с ограниченными возможностями здоровья)
15. Яровой Д. – 8 тренингов
14.Штейникова Н. – 2 тренинга
Формирование ДРД для улучшения здоровья.
2011-2012 учебный год
ДАС-БОС тренинги.
Педагоги – 5 человек, всего проведено – 1 подготовительный тренинг
Учащиеся - 11 человек, из них 2 человека с ограниченными возможностями здоровья
Родителей – 1 человек
Психологическое просвещение родителей - презентация технологии «БОС» 23 родителя и 1 педагог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Средняя школа №3»
________________В.М. Маренюк
Составила: педагог-психолог
МБОУ «Средняя школа №3»
Маренюк Н.М.
г. Когалым, 2012 г.
Социально-психологический проект «ДАР: диагностика, адаптация, развитие».
Содержание:
1.1 Паспорт проекта «ДАР: диагностика, адаптация, развитие»
1.2 Пояснительная записка к проекту «ДАР: диагностика, адаптация, развитие»
1.3 Мероприятия проекта «ДАР: диагностика, адаптация, развитие»
1.4 Примерная смета проекта
- Паспорт проекта "ДАР: диагностика, адаптация, развитие "
1.2 Пояснительная записка к проекту
"ДАР: диагностика, адаптация, развитие»
21 век называют веком информации. Современные информационные коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Современные информационные технологии обучения и развития детей позволяют более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия специалиста с другими участниками образовательного процесса.
В чем же преимущество использования информационных коммуникационных технологий в работе с учащимися, педагогами, родителями?
- Доступ к разнообразным источникам информации, благодаря Интернету.
- Возможность опосредованного консультирования и просвещения
- Точность и быстрота обработки диагностического материала
- Большой интерес учащихся к современным информационным технологиям (можно использовать для повышения учебной мотивации)
- Высокое качество и наглядность материала (широкие мультимедийные возможности: хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика- лучше моделируется живая реальность, что обуславливает более полное восприятие информации)
- Возможность учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.)
- Экономия временных ресурсов (например, при проведении психологических исследований и др.)
Анализ проекта «Информатизация системы образования» позволяет разрабатывать и внедрять новые ИКТ в деятельность педагога-психолога в ОУ.
Цель проекта.
Совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога, преобразование традиционных форм организации деятельности с учащимися, педагогами, родителями, развитие инновационных процессов, опираясь на средства ИКТ.
Задачи проекта.
1.Развитие материально-технической базы.
2.Создание тематических презентаций с помощью программы Power Point, чтение и анализ сайтов Рунета по психологической тематике.
3. Использование здоровьесберегающих инновационных программ «БОС», «Сталкер», «Ибис»
4.Применение в психодиагностике, в психокоррекции, в профилактике и в просвещении компьютерных методик, игр-презентаций.
1.3. Мероприятия проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | В области психодиагностики:
| 2012-2015гг. | Педагог- психолог |
2. | В области психокоррекционной и развивающей работы:
- организация индивидуальных и групповых занятий для педагогов с использованием здоровьесберегающих программ «Ибис», «БОС», «Сталкер» | 2012-2015гг. | Педагог- психолог, социальный педагог |
4. | В области психологического просвещения и профилактики: -применение компьютерной программы «Сталкер», «БОС» -создание и использование тематических презентаций с помощью программы Power Point -использование сайтов Рунета по психологической тематике | 2012-2015гг. | Педагог- психолог, социальный педагог |
5. 6. | В области научно-методической работы: - применение инновационных технологий обучения, экспериментальных методик и здоровьесберегаюших программ. -использование сайтов Рунета по психологической тематике В области материально-технической базы -приобретение компьютерных психодиагностических методик научно-производственной фирмы «Амалтея» (15.000 руб.) - приобретение компьютерных психокоррекционных и развивающих методик (10.000 руб.) - медиапроектор и экран (15.000 руб.) | 2012-2015гг. 2013-2015 гг. | Специалисты школы Администрация МБОУ «Средняя школа №3» |
1.4. Примерная смета проекта
-Приобретение компьютерных психодиагностических методик научно-производственной фирмы «Амалтея»
(15.000 руб.)
- Приобретение компьютерных психокоррекционных и развивающих методик
(10.000 руб.)
- Медиапроектор и экран (15.000 руб.)
Всего: 40.000 рублей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...
Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП...
Рабочая программа.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психическог...
самоанализ «Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся»
Мой самоанализ, работы за три года....
Из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество» по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся
На базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова действует муниципальная опорная площадка по профилактике п...