Проявление сондрома эмоционального выгорания педагога, его коррекция и профилактика
опыты и эксперименты по психологии на тему

Дувалка Елена Геннадьевна

Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно,       что психологическое здоровье педагога – одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение новой цели образования:

«Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», которая прописана в ФГОС второго поколения. Новые стандарты образования предъявляют к учителю ещё более высокие требования.

Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, ЕГО КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

        ВВЕДЕНИЕ

Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно, что психологическое здоровье педагога – одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение новой цели образования: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», которая прописана в ФГОС второго поколения. Новые стандарты образования предъявляют к учителю ещё более высокие требования, Российский учитель это:

  • Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями.
  • Работник, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде.
  • Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.

Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижения риска формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом. Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, приобрела особую актуальность в конце XX – начале XXI века – века наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии. Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Актуальность исследования эмоционального выгорания у представителей профессии педагога обусловливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.

Высокая эмоциональная напряженность вызывается наличием большого числа стресс-факторов, постоянно присутствующих в работе учителя. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка и т.д. Специфика педагогического общения включает в себя необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.

 Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса  к личности ученика, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность,  подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника, развитие творчества ученика и собственно самого учителя. 

Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На  наш взгляд существует некоторое противоречие между тем, как выполнить все требования, предъявляемые профессией, и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда.

С учетом данного противоречия была выбрана тема экспериментальной работы, в которой автор попытается исследовать феномен эмоционального выгорания, провести анализ полученных данных и консультационную работу с педагогами, организовать работу по сохранению  психического здоровья педагогов совместно с администрацией школы.

Цель экспериментальной работы – всестороннее изучение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), возможностей его коррекции и профилактики.

Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания у педагогов.

Гипотезой исследования послужили следующие предположения:

  • Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы.
  • СЭВ возможно диагностировать на разных стадиях.
  • Своевременная профилактика, диагностика и коррекция снижает негативные последствия СЭВ.
  • Участие педагогов в исследовании СЭВ, тренинге является мотивом для личностного роста и положительно влияет на сохранение психического здоровья и является фактором снижения уровня эмоционального выгорания.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение теоретической литературы по изучаемой проблеме.
  2. Исследование и анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов нашей школы на разных стадиях профессиональной деятельности.
  3. Консультационная поддержка педагогов, прошедших оценку, по результатам проведенного исследования, с рекомендациями по нивелированию негативных последствий.
  4. Разработка мер профилактики и коррекции, направленных на снижение проявления выраженности эмоционального выгорания педагогов.
  5. Психокоррекционная работа с педагогами.
  6. Итоговая диагностика выраженности синдрома эмоционального выгорания.

Результат: положительные изменения эмоционального состояния и настроения, повышение заинтересованности к работе.

Методы исследования:

теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы с целью обобщения отечественного и зарубежного опыта);

метод наблюдения и беседы с коллективом;

эмпирические методы (анкетирование, тестирование);

методы обработки данных;

методы знаково-символического представления результатов (графики, таблицы, диаграммы).

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

В последние время в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены достаточно недавно, хотя эта проблема была актуальна всегда.

Рассмотрим, как определяют исследователи эмоциональное выгорание. Определений СЭВ существует огромное количество, но мы рассмотрим лишь основные понятия.

Поскольку основным в данной работе является понятие “эмоциональное выгорание”, то логичнее всего начать ее с определения эмоций и их значения в жизни человека. Психологический словарь дает нам такое определение эмоций (от лат.emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме  непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Виктор Бойко называет эмоции источником психической энергии. Энергия эмоции в повседневной жизни облегчает или осложняет межличностную коммуникацию, способна активизировать, угнетать и даже разрушать личность. Выполняя роль связующего звена между материальным и духовным миром, эмоции проникают в системы межличностных отношений. Энергетика эмоций сопутствует разным проявлениям бытия людей: рождению и смерти, здоровью и болезни, влюбленности и конфликтам, профессиональной деятельности и досугу. Энергия эмоций, не нашедшая выхода вовне, становится причиной мышечных зажимов, психического и соматического нездоровья и даже деформации личности.

  1. Понятие синдрома эмоционального выгорания.

        В последние время в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены достаточно недавно, хотя эта проблема была актуальна всегда.

Рассмотрим, как определяют исследователи эмоциональное выгорание. Определений СЭВ (синдром эмоционального выгорания) существует огромное количество, но мы рассмотрим лишь основные понятия.

Г. Фрейденбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, считает, что это – «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях».

Позже К. Маслач определила СЭВ как потерю интереса и осторожности в работе. А впоследствии, развив свое учение, она представила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам».

«Эмоциональное сгорание – трехмерный синдром, характеризующийся истощением, деперсонализацией и понижением профессиональной самооценки» [7. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978.].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

К. Чернисс (С. Cherniss) в 1980 году определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении. «Синдром эмоционального выгорания – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [16 Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Статья,]. Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи. Синдром эмоционального выгорания – эмоциональное истощение, невозможность сострадать.

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В.В. [1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999. - С.99-105.8.; 2.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука. - 1997. – С.115-154.].

Он пишет, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание Виктор Васильевич Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия [1].

Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными – его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности [2].

1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального  выгорания.

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник  вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.

Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной  деятельности и  индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и  внутренними,   или личностными и организационными (Орел, 2001г.) Некоторые авторы  выделяли  и  третью группу факторов, рассматривая  содержательные аспекты  деятельности  как  самостоятельные. Так,  Форманюк  Т.В. выделяет личностные,  ролевые  и  организационные  факторы  (у  К.Кондо (1991г.) соответственно: индивидуальные, социальные и  “характер  работы  и  рабочего окружения”). Группа организационных (внешних)  факторов,  куда  включаются  условия материальной среды, содержание работы  и  социально-психологические  условия деятельности.                                                                                                                                                       1.1.2.     Симптомы эмоционального выгорания

К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального  выгорания  на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

   - усталость;

   - чувство истощения;

   - восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

   - астенизация;

   - частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

   - избыток или недостаток веса;

   - одышка;

   - бессонница.

  К поведенческим и психологическим:

   - работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

   - профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

   - поздно появляется на работе и рано уходит;

   - берет работу на дом;

   - чувство неосознанного беспокойства;

   - чувство скуки;

   - снижение уровня энтузиазма;

   - чувство обиды;

   - чувство разочарования;

   -  неуверенность;

   - чувство вины;

   - чувство невостребованности;

   - легко возникающее чувство гнева;

   - раздражительность;

   - человек обращает внимание на детали;

   - подозрительность;

   - чувство всемогущества (власть над судьбой ученика);

   - ригидность;

   - неспособность принимать решения;

   - дистанционирование от пациентов и стремление  к  дистанционированию  от  коллег;

   - повышенное чувство ответственности за пациентов;

   - растущее избегание;

   - общая негативная установка на жизненные перспективы;

   - злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

       Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться  среди сотрудников.   Те,   кто   подвержен   выгоранию,    становятся    циниками,

негативистами и пессимистами; взаимодействуя на  работе  с  другими  людьми, которые находятся под воздействием  такого  же  стресса,  они  могут  быстро превратить целую группу  в  собрание  “выгорающих”.  Наибольшая  вероятность того,  что  это  случится,  существует  в  организациях  с  высоким  уровнем стресса.

Очень подробно освещает  симптомы  трех  фаз  выгорания Бойко  В.В.  в  своей статье (2) “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других”,  рассмотрим  их.

Фаза “напряжения”. Нервное  (тревожное)  напряжение  служит предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:                                               1.  Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”. Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе  неустранимы.  Если человек не ригиден, то раздражение или  постепенно  растет,  накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к  развитию  прочих явлений “выгорания”                                                                                                       2. Симптом “неудовлетворенности собой”.     В результате неудач или неспособности повлиять на  психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными  обязанностями.  Действует механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не только и не столько вовне,  сколько  на  себя.  По  крайней  мере,  возникает  замкнутый энергетический контур “Я и обстоятельства”: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и  побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое  значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства  деятельности,  повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах “выгорания” они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

3. Симптом ”загнанности в клетку”.  Возникает, но не во всех случаях,  хотя  выступает  логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие  обстоятельства очень давят  и  устранить  их  невозможно,  к  нам  часто  приходит  чувство безысходности. Мы пытаемся,  что-то  изменить,  еще  и  еще  раз  обдумываем неудовлетворительные  аспекты  своей  работы.  Это   приводит   к   усилению психической  энергии  за  счет  индукции  идеального:   работает   мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы,  подключаются  образы  должного  и желаемого.  Сосредоточение  психической   энергии   достигает   внушительных объемов. И  если  она  не  находит  выхода,  если  не  сработало  какое-либо средство  психологической  защиты,  включая  “эмоциональное  выгорание”,  то человек  переживает  ощущение  “загнанности  в   клетку”.    Это   состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.  В  жизни  мы  часто  ощущаем состояние “загнанности в клетку", и не  только  по  поводу  профессиональной деятельности. В таких случаях мы в  отчаянии  произносим:  “неужели  это  не имеет пределов”, “нет сил,  с  этим  бороться”,  “я  чувствую  безысходность ситуации".  Нас   повергает   в   исступление   бюрократическая   казенщина, организационная   бестолковщина,   людская   непорядочность, повседневная рутинность                                                                                                            4. Симптом “тревоги и депрессии”. Обнаруживается  в  связи  с  рофессиональной  деятельностью  в  особо осложненных обстоятельствах,  побуждающих  к  эмоциональному  выгоранию  как средству  психологической  защиты.  Чувство  неудовлетворенности  работой  и собой  порождают  мощные  энергетические  напряжения  в  форме   переживания ситуационной или личностной  тревоги,  разочарования  в  себе,  в  избранной профессии,  в  конкретной  должности.  Симптом  “тревоги  и  депрессии”, - пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности  при  развитии эмоционального выгорания.

 Фаза “резистенции”. Вычленение этой фазы  в  самостоятельную  весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с  момента появления тревожного напряжения.  Это  естественно:  человек  осознанно  или бессознательно  стремится  к  психологическому  комфорту,  снизить  давление внешних обстоятельств  с  помощью  имеющихся  в  его  распоряжении  средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит  на  фоне следующих явлений:                                                                     1. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования”.                      Несомненный  “признак  выгорания”,  когда  профессионал  перестает  улавливать разницу  между  двумя  принципиально  отличающимися  явлениями экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное  реагирование.В первом случае речь идет  о  выработанном  со  временем  полезном  навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами  эмоции  довольно  ограниченного  регистра  и   умеренной   интенсивности:   легкая   улыбка,  приветливый взгляд, мягкий, спокойный  тон  речи,  сдержанные  реакции  на  сильные раздражители, лаконичные формы  выражения  несогласия,  отсутствие  категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне  профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:

-   если   не   препятствует   интеллектуальной    проработке    информации,  обусловливающей эффективность деятельности.  Экономия  эмоций  не  снижает  “вхождение” в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не  мешает принятию решений и формулировке выводов;

- если не настораживает и не отталкивает партнера;

-  если,  при  необходимости,  уступает  место   иным,   адекватным   формам  реагирования  на  ситуацию.  Например,  профессионал,   когда   требуется,  способен  отнестись  к  партнеру,  подчеркнуто  вежливо,  внимательно,   с  искренним  сочувствием.

Совсем иное дело, когда  профессионал  неадекватно  “экономит”  на  эмоциях,   ограничивает   эмоциональную   отдачу   за   счет   выборочного  реагирования в ходе рабочих контактов.  Действует  принцип  “хочу  или  не  хочу”: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение  –  откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости  такого  стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в  том,  что  человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако  субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное  –  эмоциональную  черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в  профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение  к  их  личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

2.  Симптом “ эмоционально-нравственной дезориентации”.Он как бы  углубляет  неадекватную  реакцию  в  отношениях  с  деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность  в  самооправдании.

Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он  защищает  свою стратегию.  При  этом  звучат  суждения:  “  это  не   тот   случай,   чтобы переживать”, “такие люди не заслуживают доброго  отношения”,  “таким  нельзя сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.

Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что  эмоции не пробуждают или  не  достаточно  стимулируют  нравственные  чувства.  Ведь профессиональная  деятельность,  построенная  на  человеческом  общении,  не знает  исключений.  Врач  не  имеет  морального  права  делить  больных   на “хороших” и “плохих”.  Учитель  не  должен  решать  педагогические  проблемы подопечных по собственному выбору.

К  сожалению,  в  жизни  мы  зачастую   сталкиваемся   с   проявлениями эмоционально-нравственной   дезориентации.   Как   правило,   это   вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас  на  достойных  и недостойных уважения. Но с такой же легкостью  почти  каждый,  занимая  свое место  в  системе  служебно-личностных  отношений,  допускает  эмоционально-нравственную  дезориентацию.  В  нашем  обществе  привычно  исполнять   свои обязанности в зависимости от настроения и  субъективного  предпочтения,  что свидетельствует,  если  можно  так  сказать,  о  раннем   периоде   развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.

 3.   Симптом “расширения сферы экономии эмоций”.Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда,  когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в  общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе  вы  до  того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы,  что  вам  не  хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно  домашние  становятся  первой“жертвой”   эмоционального   выгорания.   На   службе   вы   еще   держитесь соответственно нормативам и  обязанностям,  а  дома  замыкаетесь  или,  хуже того, готовы послать всех подальше, а то  и  просто,  “рычите”  на  брачного партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими  контактами. Вы переживаете симптом “отравления людьми”.

4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.Термин редукция означает упрощение. В  профессиональной  деятельности, предполагающей широкое общение с людьми,  редукция  проявляется  в  попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

По пресловутым “законам  редукции” субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач  не находит  нужным  дольше  побеседовать  с  больным,  побудить  к   подробному изложению жалоб. Анамнез получается  скупым  и  недостаточно  информативным.

Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса смотрит “стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных  обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

 Фаза “истощения”. Характеризуется более или  менее  выраженным  падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной  системы.  Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.

    1. Симптом “эмоционального дефицита”.   К профессионалу приходит ощущение,  что  эмоционально  он  уже  не  может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их  положение, соучаствовать  и  сопереживать,  отзываться  на  ситуации,  которые   должны трогать,  побуждать,  усиливать  интеллектуальную,  волевую  и  нравственную отдачу. О том, что это не что иное,  как  эмоциональное  выгорание,  говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было,  и личность  переживает  их  появление.  Постепенно   симптом   усиливается   и приобретает более осложненную  форму:  все  реже  проявляются  положительные эмоции и все  чаще  отрицательные.  Резкость,  грубость,  раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.

 2. Симптом “эмоциональной отстраненности”. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы  профессиональной  деятельности.  Ее  почти  ничего  не  волнует,  почти  ничто  не  вызывает  эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства,  ни  отрицательные.

 Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак  ригидности,  а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная  защита.  Человек  постепенно учится работать как робот,  как  бездушный  автомат.  В  других  сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом  “выгорания”.  Он  свидетельствует о профессиональной деформации  личности  и  наносит  ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно  опасна  демонстративная форма  эмоциональной  отстраненности,  когда  профессионал   всем своим видом  показывает: “плевать на вас”.

3. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”. Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в  процессе  общения.  Прежде  всего,  отмечается  полная  или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального  действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для  манипуляций  – с  ним  приходится  что-то  делать.  Объект   тяготит   своими   проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

Метастазы “выгорания” проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный  эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает,  что  работа  с людьми  не  интересна,  не  доставляет   удовлетворения,   не   представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах  “выгорания”  личность  рьяно защищает свою антигуманистическую философию: “  ненавижу…”, “презираю…”. В таких случаях  “выгорание”  смыкается  с  психопатологическими  проявлениями личности,  с  неврозоподобными  или  психопатическими   состояниями.   Таким личностям противопоказана эта профессиональная деятельность.  Но,  увы,  они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.

4. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”. Как следует из названия, симптом  проявляется  на  уровне  физического  и психического самочувствия.  Обычно  он  образуется  по  условно-рефлекторной связи  негативного  свойства:  многое  из  того,  что   касается   субъектов профессиональной деятельности, провоцирует  отклонения  в  соматических  или

психических состояниях. Порой даже мысль о таких  субъектах  или  контакт  с ними вызывает плохое  настроение,  дурные  ассоциации,  бессонницу,  чувство страха,  неприятные  ощущения  в   области   сердца,   сосудистые   реакции, обострение хронических заболеваний.

Переход реакций  с   уровня   эмоций   на   уровень   психосоматики свидетельствует  о  том,  что   эмоциональная   защита   –   “выгорание”   – самостоятельно  уже  не  справляется  с   нагрузками,   и   энергия   эмоций перераспределяется  между  другими  подсистемами  индивида.  Таким  способом

организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной  энергии  (Бойко, 1996г.).

Таким образом, согласно Бойко В.В., синдром эмоционального  выгорания развивается поэтапно  и  каждому  этапу  характерны  определенные  признаки, которые вызываются определенными факторами.

1.2 Возможные меры профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания

На сегодняшний день используются разнообразные  подходы  в  разрешении обозначенных выше трудностей.  Эти  подходы  могут  быть  использованы  и  в педагогической  деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенным  средством  является  непрерывное  психолого-педагогическое  образование  педагога,  повышение  его   квалификации.

Со   стороны   администрации   нужна   система   поощрений,    должны использоваться  методы  психологической  разгрузки,  релаксация   прямо   на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом  руководители  могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало  более значимым для исполнителей.

Важным аспектом  в  профессиональной  деятельности  педагога  является саморегуляция.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности,  которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность.  

Широко используется психокоррекция как  совокупность  психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия  на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится  с  целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия  повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения  конфликтов с которыми сталкивается человек.  Психокоррекция  может  осуществляться  как индивидуально,   так   и   в   группе.  

Выводы

 В данной главе мы рассмотрели теоретические  основы  формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Анализ литературы по данной тематике позволяет  нам  сформулировать теоретическую позицию, согласно которой  синдром  эмоционального  выгорания развивается в процессе  профессиональной   деятельности  педагога  в  форме стереотипа   эмоционального   поведения,   проявляющегося   в   особенностях профессионального общения.

Эмоциональное  выгорание  –  это  динамический  процесс   и   возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда  налицо все три фазы стресса:  нервное  напряжение,  резистенция  (сопротивление)  и истощение.

Важно  отметить,  что  авторы  статей  и  работ  по  эмоциональному выгоранию,  говорят   о   нем   неоднозначно.   В   одном   случае   как   о профессиональной    деформации,    которая    негативно    отражается     на профессиональной деятельности педагогов,  а  в  другом  –  как  о  механизме психологической защиты, который позволяет регулировать  психику  и  защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.

Эмоциональное   выгорание   инициируется   комплексом   факторов, включающих    индивидуально-психологические    особенности    педагога     и специфические  особенности  профессиональной   деятельности   эмоционального характера.

Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТ

2.1. Диагностика СЭВ у педагогов

 Исследования СЭВ у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью и ранее обозначенными задачами.

 Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания.

 Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания.                                    База исследования. Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ имени И.С.Березина пгт Верхошижемье Кировской обл. В нём приняли участие 20 педагогов различного возраста и с разным стажем работы.

Испытуемыми стали 20 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности. Из них: директор,  3 завуча по учебной части, 1 завуч по воспитательной работе, 11 учителей-предметников, 3 учителей начальных классов, ,1 педагог-психолог. Все испытуемые –женщины от 23 до 61 лет. Средний возраст 45,3 лет. Имеют образование: 100 % высшее.                                      Тестирование проводилось индивидуально по методике исследования эмоционального выгорания ( по В.В. Бойко)

 Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей. На основе полученных данных мы попытались сделать вывод о влиянии стажа на развитие синдрома эмоционального выгорания.

  1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.
  • 9 и менее баллов симптом не сложился;
  • 10-15 баллов – складывающийся симптом;
  • 16 и более баллов – симптом сложился.
  1. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех
  2. фаз.
  • 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
  • 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

-61 и более баллов – фаза сформировалась                                                                    

2.1.1. Результаты исследования и их анализ                                                                  В таблице 1 и  на диаграмме  представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов. Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

Красный цвет – симптом сформирован

Зеленый цвет – симптом в стадии формирования

Жёлтый цвет – симптом не сформировалсяВсю выборку можно разделить на три группы по критерию сформированности фаз:

1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);

2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);

3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).

В первую группу вошло 5 педагогов, что составляет 25%;

во вторую группу 10 человек, что составляет 50%;

в третью группу 5 человек, что составляет 25%.

Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа педагогов  у которых, синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз.

 Количество людей в группе с не сформировавшимся синдромом  равно количеству  в группе, где синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз.

Это говорит о том, что большинство членов педагогического коллектив подвержены синдрому эмоционального выгорания в разной степени.

анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы:

 

Фаза напряжения

сумма

Фаза «резистенции»

сумма

Фаза истощения

сумма

возраст

стаж работы

 общий балл

Эмоциональное выгорание.

     «переживания психотравмирующих обстоятельств».

неудовлетворенности собой.

«загнанности в клетку».

«тревоги и депрессии».

«неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

эмоционально-нравственной дезориентации

расширения сферы экономии эмоций

редукции профессиональных обязанностей

эмоционального дефицита

эмоциональной отстраненности

личностной отстраненности, или деперсонализации.

психосоматических и психовегетативных

1

7

0

1

11

19

20

17

22

17

76

3

13

8

8

32

39

14

127

2

14

11

1

13

39

17

19

11

28

75

6

16

8

8

38

52

28

152

3

20

8

0

10

38

18

12

13

28

71

12

13

13

18

56

42

20

165

4

27

13

6

3

49

23

7

15

25

70

18

15

15

19

67

56

35

186

5

12

3

7

10

32

14

17

8

23

62

8

3

8

13

32

43

20

126

6

23

11

1

8

43

15

10

28

5

58

0

0

8

22

30

61

38

131

7

0

8

1

7

16

20

15

2

13

50

3

8

0

6

17

57

32

83

8

17

3

2

10

32

15

2

10

18

45

15

3

5

12

35

44

20

112

9

10

8

2

15

35

22

12

0

12

46

5

7

3

6

21

23

1

102

10

3

3

0

0

6

0

19

5

20

44

5

8

0

12

25

38

11

75

11

7

18

0

7

32

15

7

0

19

41

13

8

8

7

36

40

18

109

12

23

10

1

5

39

20

14

3

0

37

4

8

5

6

23

48

14

99

13

10

10

0

2

22

18

2

5

12

37

4

2

3

8

17

39

15

76

14

0

8

5

0

13

15

12

5

5

37

7

8

3

2

20

41

17

70

15

12

12

3

13

40

17

7

5

2

31

10

3

3

25

41

51

27

112

16

10

0

0

0

10

12

9

2

10

33

3

7

3

5

18

43

20

61

17

0

3

0

5

8

5

5

5

9

24

0

3

8

8

19

20

25

51

18

7

5

0

0

12

14

9

0

0

23

7

13

3

0

23

32

10

58

19

0

8

0

3

11

15

0

0

2

17

0

3

3

3

9

58

25

37

20

8

3

0

0

11

2

5

0

2

9

0

5

3

3

11

50

25

31

Таблица 1. Выраженность синдрома эмоционального выгорания по отдельным симптомам в зависимости от стажа работы и в

Фаза «Напряжения». Нервное напряжение служит предвестником и «запускающим механизмом» формирования эмоционального выгорания. Оно включает несколько симптомов.

Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» сложился в  1-й и 2-й  группах на (40% и 30%), и начинает формироваться во всех трёх группах,  у 30% опрошенных, что означает усиление осознания неустранимых факторов  профессиональной деятельности, накопление отчаяния и негодования.

        Ощущение “неудовлетворенности собой” сформировалось у очень небольшого количества педагогов 1-й и 2-й групп (0% и 10%), это говорит о том, что в основном педагоги не испытывают недовольства собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Но у 30% педагогов из 1-й и 2-й  групп этот симптом начинает складываться, и можно говорить о том, что начинает действовать механизм “эмоционального переноса”, то есть вся сила эмоций направляется не во вне, а на себя. Это проявляется в интенсивной интериоризации обязанностей, повышенной совестливости и чувстве ответственности, что, несомненно, нагнетает напряжение, а на последующих этапах “выгорания” может провоцировать психологическую защиту.

        Симптом “загнанности в клетку”.  Не проявляется у группы респондентов. Это означает, что данные люди не склонны испытывать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. Педагоги способны найти выход в любой сложившейся учебной ситуации.

Последний симптом в данной фазе, симптом “тревоги и депрессии” сложился у большинства педагогов (80%) из первой группы, это свидетельствует о том, что данные люди испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты. Во второй группе данный симптом выражен гораздо меньше (30%). В третьей группе симптом не  наблюдается.

В целом фаза “напряжения” находится в стадии формирования у 30%, и не сформировалась у 70%.  (Смотрите  рисунки №1 и №2)

В фазе «Резистенция» доминирующим является симптом “неадекватного эмоционального реагирования”.  Этот симптом сложился у 45% педагогов, у 40% – складывается. Из них 80% приходится на первую группу, 50% на вторую. У 40% педагогов этот симптом в стадии формирования. Выраженность данного симптома говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная “экономия” эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное – эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.

Следующим по степени выраженности является симптом “редукции профессиональных обязанностей”. Этот симптом сложился у 40% всех участников исследования,  из них педагогов из первой 100% и 30% второй групп; и складывается у 20% педагогов, из них: 30% относится ко второй группе и 20% к третьей группе. Это значит, что у данных педагогов проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного внимания к учащимся и коллегам.

Далее следует симптом “эмоционально-нравственной дезориентации”. Он сложился у 20% педагогов, причем это оказались педагоги только из первой и второй группы. Складывается этот симптом у 30% педагогов из  тех же групп, в  третьей группе симптомов не зарегистрировано. Для таких педагогов настроения и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, “хороших” и “плохих”. 

Наименее выраженным в данной фазе оказался симптом “расширения сферы экономии эмоций”. Этот симптом сложился у 10% педагогов. Из них на первую группу приходится 20% и 10% на вторую. В третьей группе данный симптом не сложился. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того выливают свои негативные эмоции на близких людей.

В целом фаза «резистенции» сформировалась у 25% педагогов, находится в стадии формирования у 45%, и не сформировалась у 30%.

В фазе “истощение” доминирующим является симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”. Симптом сложился у 20% педагогов. Из них: 10% педагогов относится к первой группе и 10% ко второй. Формируется данный симтом у 15% педагогов, которые относятся тоже, только к первой и второй группам (5 и 10%) Таким образом, данный симптом совсем не сложился в третьей группе педагогов.

Следующим по степени выраженности является симптом “эмоционального дефицита”, сложился у 5% педагогов. Из них: 100% относится к первой группе. Во второй и  третьей группах симптом не сложился. Складывается данный симптом 30% педагогов, из них: 15% педагога относится ко второй группе и 15% к третьей. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение. При этом личность переживает появление этих ощущений. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит, симптом усиливается. Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома “эмоционального дефицита.

Симптом “эмоциональной отстраненности”. Он сложился у 5% педагогов, все они относятся к первой группе. Но складывается этот симптом у 20% педагогов, из них: 15% относятся к первой группе, 5% к третьей группе. Педагоги, пораженные этим симптомом, почти полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. Их почти не волнуют, не вызывают эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни негативные.

Наименее выраженным оказался симптом “личностной отстраненности”. Он не сложился у опрошенных педагогов, но складывается этот симптом у 10%. Педагогов, относящихся к первой группе. Данный симптом проявляется в процессе общения в виде частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности (“Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство”)

 В целом фаза “истощения” сформировалась у 1 педагога 10% опрошенных педагогов, в стадии формирования у 15% и не сформировалась у 75% педагогов.

        В гипотезе исследования мы предположили, что Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы и СЭВ возможно диагностировать на разных стадиях.

        Если проанализировать данные таблицы (таблица №1), можно сделать следующие выводы:

  • В первой группе педагогов все имеют стаж работы более 10 лет, четверо стаж работы более 20 лет.
  • Во вторую и третью  группы попали педагоги с различным стажем педагогической деятельности .

                                                           

        Следовательно, гипотеза исследования подтверждена. Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы. Проявление отдельных симптомов СЭВ  возможно диагностировать на разных стадиях  формирования и на разных этапах педагогической деятельности, а  предрасположенность формирования СЭВ зависит от личностных характеристик педагогов.

Рисунок 1. Динамика развития синдрома эмоционального выгорания по отдельным симптомам у всех групп педагогов 

Рисунок 2. Диаграмма уровня проявления СЭВ                                                        по фазам для всех групп испытуемых

 

 Красный цвет – симптом сформирован

Зеленый цвет – симптом в стадии формирования

Жёлтый цвет – симптом не сформировался                                                        

Таким образом, мы видим, что в наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе “резистенции” – сопротивления; в фазе “истощения” 75% испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: “неадекватного эмоционального реагирования”и “редукции профессиональных обязанностей”.

Данный факт может говорить о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

 

        Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, на взаимоотношения с учениками и коллегами. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить работу с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.

2.2. Коррекционная и профилактическая работа с синдромом эмоционального выгорания у педагогов

Эмоциональное выгорание - процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит, поэтому нуждается в поддержке и внимании. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

На основании краткого анализа представленных материалов, опыта исследования синдрома эмоционального выгорания в можно обозначить следующие наиболее существенные принципы модели коррекционной программы: диагностический, психокоррекционный и информационно- ознакомительный. В соответствии с ними реализуются основная цель (профилактика и коррекция СЭВ) программы и ряд ведущих задач: повышение адаптационных возможностей личности, формирование позитивного настроя по отношению к окружающим и своей профессии, развитие личностной рефлексии, обучение навыкам взаимодействия в сложных экстремальных ситуациях и т.д.

Для осуществления коррекционной программы нами были использованы самые разные приемы и методы: психодиагностика, консультационная и психокоррекционная беседа, личностная рефлексия, самонаблюдение, дискуссия, варианты психотерапии, лекция об особенностях СЭВ у педагогов, тренинг.

В процессе консультаций   по результатам первичной диагностики совместно с учителем осуществлялась рефлексия, в ходе которой каждый осознавал реальность существующей проблемы и мы совместно вырабатывали тактику преодоления формирующегося синдрома. В течение года консультационная поддержка осуществлялась регулярно.

Из беседы со многими педагогами, страдающими СЭВ, я выяснила, что они недостаточно информированы о последствиях синдрома, скептически относятся к элементарным навыкам саморегуляции и релаксации, малоактивны в стремлении преодолеть стресс, любую трудность или конфликтную ситуацию. Здесь важным оказывается формирование у человека активной позиции по отношению к организационным и профессиональным стрессам, например повышение личной и социальной значимости преодоления стресса, овладение конструктивными моделями поведения в трудных профессиональных ситуациях, повышение уверенности и оптимизма.

         На индивидуальных консультациях я убеждала педагогов, что важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция.

        Психологические основы саморегуляции включают  в  себя  управление,  как познавательными  процессами,  так  и  личностью:  поведением,   эмоциями   и действиями. Зная  себя,   свои  потребности и способы их удовлетворения,  человек  может  более  эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого  дня,  целого  учебного  года.

Итогом индивидуальных консультаций стал положительный настрой педагогов на решение проблемы СЭВ и стремление к сотрудничеству с психологом при построении индивидуальной и групповой модели антивыгорания.

         Педагоги были познакомлены с  различными регулятивными упражнениями, регулярное выполнение которых  поможет   правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно  оценивать  их  и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья     и, как следствие, достижения   успеха в профессиональной   деятельности при сравнительно небольших затратах  нервно-психической энергии. Были предложены   упражнения-релаксации и использование музыкальной терапии.

        Учитывая, что на формирование СЭВ влияют как личностные, так и организационные факторы, следующим этапом коррекционной работы стало ознакомление администрации школы с результатами исследования и  убеждение в необходимости осуществления конкретных мер по предупреждение СЭВ у подчинённых.

        Совместно с  администрацией и педагогами  школы была разработана  система материальных  поощрений,    улучшены условия на  рабочем месте учителя:  произведён капитальный  ремонт в кабинетах, установлены компьютеры и  мультимедийное оборудование. Как средство положительного эмоционально воздействия на всех участников образовательного процесса стало красивое оформление окружающей среды школы: коридоры, кабинеты и учительская; структурирован рабочий день учителя: расписание составляется рационально с выделением методических дней для педагогов. При распределении учебной нагрузки и классного руководства учитывались индивидуальные пожелания и результаты диагностики СЭВ.   В течение года  администрацией школы педагогам и классным руководителям постоянно оказывалась методическая помощь в подборе материалов для уроков и классных часов, было организовано неформальное общение и отдых.

         Как наиболее распространенное средство предупреждения СЭВ  является  непрерывное  психолого-педагогическое  образование  педагога,  повышение  его   квалификации. Большинство педагогов школы регулярно направляются на курсы, участвуют в творческих лабораториях.

        Пятнадцать педагогов нашей школы участвовали в исследовательской работе по развитию творчества ученика и учителя.

        Понимание и поддержка  экспериментальной  работы психолога администрацией школы, стало одним из главных факторов профилактики СЭВ у педагогов.

        Информационно- ознакомительным этапом работы стало выступление на конференции «Новые подходы к преподаванию в условиях перехода на новые ФГОС и ФТ» 4.05.2012 об особенностях СЭВ и общих результатах диагностики педагогов и на районной педагогической конференции "СЭВ - коварный враг".

     Семь педагогов из группы испытуемых прошли трёх часовой тренинг"Ночь чудесных перемен, создание желаемых образов будущего" , разработанный Надеждой Огненко. Она практикующий психолог из  Санкт Петербурга, сказкотерапевт, ведущая групп личностного роста, тренер тренеров, автор разнообразных методик, психологических открыток и книг, танатотерапевт, член ITA, Международной Ассоциации Танатотерапевтов, и специалист в области сновидений  http://domognenko.com/ob-avtore/ . Обучение по проведению данного тренинга я прошла на кафедре педагогики и психологии ИРО 20.12. 2012 года.

Задачами тренинга были: осознание и принятие своих чувств, своего тела; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции развитие чувства собственной значимости развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими, повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистичного мировосприятия,коррекция негативных эмоциональных переживаний, релаксаци, развитие креативного мышления, обретение новой силы и энергии.

  От всех участников тренинга получены положительные отзывы.

        Таким образом, реализованная комплексная программа  профилактики СЭВ у  учителей может выступать здоровьесберегающей технологией, которая способствует развитию способностей педагогов актуализировать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности и, тем самым, обеспечивает повышение их гибкости и адаптивности в разнообразных профессиональных ситуациях, что позволяет повысить эффективность педагогической деятельности и снизить риск возникновения профессионального выгорания, что подтверждают данные итоговой диагностики.

       

2.3. Результаты итоговой диагностики и их анализ.

Первичные данные диагностики уровня эмоционального выгорания                                                                                                                                                                                       

 

Фаза напряжения

сумма

Фаза «резистенции»

сумма

Фаза истощения

сумма

возраст

стаж работы

 общий балл

Эмоциональное выгорание.

     «переживания психотравмирующих обстоятельств».

неудовлетворенности собой.

«загнанности в клетку».

«тревоги и депрессии».

«неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

эмоционально-нравственной дезориентации

расширения сферы экономии эмоций

редукции профессиональных обязанностей

эмоционального дефицита

эмоциональной отстраненности

личностной отстраненности, или деперсонализации.

психосоматических и психовегетативных

10

8

2

15

35

22

12

0

12

46

5

7

3

6

21

23

1

102

7

5

0

0

12

14

9

0

0

23

7

13

3

0

23

32

10

58

3

3

0

0

6

0

19

5

20

44

5

8

0

12

25

38

11

75

7

0

1

11

19

20

17

22

17

76

3

13

8

8

32

39

14

127

23

10

1

5

39

20

14

3

0

37

4

8

5

6

23

48

14

99

10

10

0

2

22

18

2

5

12

37

4

2

3

8

17

39

15

76

0

8

5

0

13

15

12

5

5

37

7

8

3

2

20

41

17

70

7

18

0

7

32

15

7

0

19

41

13

8

8

7

36

40

18

109

17

3

2

10

32

15

2

10

18

45

15

3

5

12

35

44

20

112

10

0

0

0

10

12

9

2

10

33

3

7

3

5

18

43

20

61

12

3

7

10

32

14

17

8

23

62

8

3

8

13

32

43

20

126

20

8

0

10

38

18

12

13

28

71

12

13

13

18

56

42

20

165

0

3

0

5

8

5

5

5

9

24

0

3

8

8

19

20

25

51

8

3

0

0

11

2

5

0

2

9

0

5

3

3

11

50

25

31

0

8

0

3

11

15

0

0

2

17

0

3

3

3

9

58

25

37

12

12

3

13

40

17

7

5

2

31

10

3

3

25

41

51

27

112

14

11

1

13

39

17

19

11

28

75

6

16

8

8

38

52

28

152

0

8

1

7

16

20

15

2

13

50

3

8

0

6

17

57

32

83

27

13

6

3

49

23

7

15

25

70

18

15

15

19

67

56

35

186

23

11

1

8

43

15

10

28

5

58

0

0

8

22

30

61

38

131

10,5

7,25

1,5

6,1

25

14,8

10

6,9

12,5

44

6

7

5,5

9,5

28

 

 

 

Данные итоговой диагностики уровня эмоционального выгорания.

1

7

5

0

0

12

15

9

0

0

24

7

13

3

0

23

32

10

59

2

3

3

0

0

6

0

4

5

12

21

5

8

0

6

19

38

11

46

3

7

0

1

11

19

0

5

18

2

25

3

10

8

8

29

39

14

73

4

5

5

1

5

16

2

5

3

0

10

4

8

5

6

23

48

14

49

5

5

10

0

2

17

7

2

5

6

20

4

2

3

8

17

39

15

54

6

0

8

5

0

13

15

10

5

5

35

7

8

3

2

20

41

17

68

7

7

5

0

7

19

5

7

0

2

14

10

8

8

7

33

40

18

66

8

3

3

2

10

32

7

2

10

7

45

10

3

5

10

35

44

20

112

9

10

0

0

0

10

2

9

2

10

23

3

7

3

5

18

43

20

51

10

2

3

7

0

12

5

5

8

2

20

8

3

8

13

32

43

20

64

11

0

8

0

10

18

20

12

13

15

60

12

13

13

5

43

42

20

121

12

0

3

0

5

8

5

5

5

9

24

0

3

8

8

19

20

25

51

13

8

3

0

0

11

2

5

0

2

9

0

5

3

3

11

50

25

31

14

0

8

0

3

11

15

0

0

2

17

0

3

3

3

9

58

25

37

15

5

12

3

13

33

2

7

5

2

16

10

3

3

8

24

51

27

73

16

6

11

1

13

31

7

2

11

12

32

6

2

8

8

24

52

28

87

17

0

8

1

7

16

7

15

2

13

37

3

8

0

6

17

57

32

70

18

10

13

6

3

32

15

7

15

17

54

3

15

15

6

39

56

35

125

Средний балл

4,3

6

1,5

4,9

17,5

7,

6,1

5,9

6,5

27

5,2

6,7

5,5

6

24

 

 

 

Согласно полученным результатам можно сказать следующее:

Программа коррекции симптомов СЭВ у педагогов дала положительный результат, а именно: балловые показатели синдрома снижены по всем симптомам, хотя доминирующими остались "неадекватное эмоциональное реагирование" и "редукция профессиональных обязанностей". Только у троих испытуемых из предыдущих пятнадцати остались выраженными по одному  симптому СЭВ. Наглядно это можно увидеть в следующем графике.

График 1. Сравнение результатов диагностики эмоционального выгорания по методике Бойко до и после реализации коррекционной программы.

        Из выше сказанного следует, что с симптомы СЭВ благодаря коррекционной работе можно значительно нивелировать.

        Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит.

Поэтому педагог нуждается в поддержке и внимании,

а не конфронтации и обвинении.

        Самое главное: любые жесткие меры в этой ситуации только усугубляют положение. Сотрудникам, которые «сгорели», терять нечего, и кроме разрушительных , неадекватных реакций в ответ на усиления давления, они не выдадут.

        Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников . Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

        В заключение хочется процитировать слова  ректора Северного медицинского университета, одного из ведущих психиатров России, академика РАМН Павла Сидорова: "Опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, "задушить его на корню"".

Заключение:

 Представленная экспериментальная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же рассмотрели его особенности у педагогов Верхошижемской школы.

 Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:

  • Изучена литература по данной проблеме;
  • Проведено психологическое исследование;
  • Выявлено отсутствие влияния длительности педагогической деятельности на развитие синдрома;
  • Проведена коррекционная работа по снижению уровня выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания;
  • Проведена профилактическая работа с педагогическим коллективом школы;

        Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой можно сказать, что любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности, а профессии типа «человек — человек» считаются наиболее уязвимыми и могут инициировать у профессионала синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Характер, степень выраженности СЭВ зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии и индивидуально-психологических особенностей личности.

        Синдром «выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

        По результатам нашего исследования СЭВ у педагогов школы мы видим, что большинство подвержено синдрому в той или иной степени, наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы более 20лет.

        Проведенная комплексная коррекционная работа дала положительные результаты – степень выраженности СЭВ была снижена, что подтвердили результаты повторно проведенной диагностики.

         Из всего выше сказанного можно сделать следующее заключение: гипотезы, выдвинутые в начале исследования подтвердились:

  • Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы.
  • СЭВ возможно диагностировать на разных стадиях.
  • Своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия СЭВ.  
  • Участие педагогов в исследовании СЭВ, тренинге является хорошим мотивом для личностного роста и положительно влияет на сохранение психического здоровья и является фактором снижения уровня эмоционального выгорания.

        Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Результаты нашего работы могут и должны учитываться при управлении школой, при планировании и оптимизации учебно-воспитательного процесса, профилактике сгорания учителей, в кадровой политике учебного заведения.

Список использованных источников:

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука.- 1997. – С.115-154.
  3. Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.-СПб.:Прайм-Еврознак.-2003.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика.-1991.
  6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение .- 1993.
  7. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978.
  8. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.-“Флинта”, -2001.-
  9. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.-  -1986 г.
  10. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование. //Психологический журнал. – М.: Наука, 2001
  11. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога. // Психологическая наука и образование. -№2.-2008.
  12. Резапкина Г.В., Резапкина З.В. Психологический портрет учителя// Психология в школе.-1999.-№2.- С.24-30.
  13. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом.. М., Владос, 1998. -496с.
  14. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. //Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.- С.84-89.
  15. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель про-фессиональной дезадаптации учителя. //Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. – С. 57–63.
  16. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // Статья, интернет (http://edinorog.h1.ru/psimaster/bornout.htm#10.)
  17. Надеждой Огненко http://domognenko.com/ob-avtore/
  18. Па́вел Ива́нович Си́доров  medgazeta.rusmedserv.com  № 43 - 8 июня 2005 г



Предварительный просмотр:

Программа  психологического сопровождения опытно-экспериментальной работы  2011-2012 год

Участники ОЭР

тема

Работа с учащимися

Работа с педагогами

класс

групповая

индивидуальная

Бабошина С.Л.

Применение разноуровневых знаний на уроках русского языка при проведении самостоятельных работ как средство развития способности к адекватной самооценке

?????

Тест тревожности Спилбергра,

Самооценка

 

креативность

Головина Т.И.

Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики через деятельностный подход

Внимание ( объём, распределение, переключение, концентрация и помехоустойчивость).

Память( слуховая, зрительная)

Мышление( выделение существенных признаков, обобщение, анализ –синтез)

КОТ,

Митюкова Г.Г.

Особенности изучения иностранного языка младшими школьниками

Емельянова Л.В.

Информационно – компьютерные и коммуникативные технологии в системе развития творческого потенциала учащихся на уроках географии.

КОС, креативность.

Внимание ( объём, распределение, переключение, концентрация и помехоустойчивость).

Память( слуховая, зрительная)

Мышление( выделение существенных признаков, обобщение, анализ –синтез)

КОТ,

Корепанова А.А.

Решение задач – ситуаций как метод развития творческого потенциала педагогов и учащихся (научное обоснование метода, построение системы задач, комплекты задач применительно к изучаемым предметам и курсам)

Внимание ( объём, распределение, переключение, концентрация и помехоустойчивость).

Память( слуховая, зрительная)

Мышление( выделение существенных признаков, обобщение, анализ –синтез)

КОТ,

Старикова Г.П.

Использование разноуровневых знаний по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения» при организации и проведении самостоятельной работы школьников как средство развития познавательного интереса к русскому языку. (На примере 8 класса)

Внимание ( объём, распределение, переключение, концентрация и помехоустойчивость).

Память( слуховая, зрительная)

Мышление( выделение существенных признаков, обобщение, анализ –синтез)

КОТ,

Устюгова Н.П.

Активизация мыслительной деятельности учащихся через физический эксперимент

Мышление( выделение существенных признаков, обобщение, анализ –синтез)

Бенетта.

Устюгова Н.П.

11а

Пояркова Л.В.

ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательного интереса к предмету и развития творческого потенциала учащихся

11а

Интеллект (КОТ, ШТУР)

Тест  JQ. АСТУР,

Куклина О.А.

Дифференцированный подход к обучающимся на уроках математики в профильной группе

11а

АСТУР, ТБОПС ( отдельные субтесты)

9-11 класс:

  4а,б – «диагностика познавательных способностей, готовность к переходу в среднюю ступень школы, уровня тревожности»

.

10а

Смбатян Л.В.

Формирование познавательной активности учащихся как компонента их творческого потенциала на уроках истории и обществознания через использования схем и таблиц

10а

Интеллект (КОТ, ШТУР)

АСТУР, ТБОПС ( отдельные субтесты)

Исупова Е.Н.

ИКТ на уроках математики как средство повышения познавательного интереса к предмету и развития творческого потенциала учащихся

Тест самооценки Сад моей души.

Внимание ( объём, распределение, переключение, концентрация и помехоустойчивость).

Память( слуховая, зрительная)

Мышление( выделение существенных признаков, обобщение, анализ –синтез)

КОТ,

Махнева И.И.

Иностранный язык как средство изучения родного языка и роль родного языка при обучении иностранному языку и развитие творческих способностей учащихся

Внимание ( объём, распределение, переключение, концентрация и помехоустойчивость).

Память( слуховая, зрительная)

Мышление( выделение существенных признаков, обобщение, анализ –синтез)

Тест Равена

Черных Е.Л.

Развитие творческого потенциала школьников на занятиях музыки и искусства

Внимание ( объём, распределение, переключение, концентрация и помехоустойчивость).

Память( слуховая, зрительная)

Мышление( выделение существенных признаков, обобщение, анализ –синтез)

Тест Равена

Пивоварова К.П.

Развитие навыков разговорной речи на уроках немецкого языка

Уровень тревожности

Вербальный интеллект «Векслер»

Дувалка Е.Г.

Развитие творчества педагога как фактор профилактики эмоционального выгорания

учителя

Тест Резапкиной «Писхологический портрет учителя»

Приоритетные ценности.

Психоэмоциональное состояние.

Самооценка.

Стиль преподавания.

Достоверность фактов.

Тест Бойко «Эмоциональное выгорание»  по 12 шкалам

Лекция « Кризисы профессионального становления»

Лекция Эмоциональное выгорание и деформации личности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Программа профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов

Программа направлена на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания педагогов, на повышение стрессоустойчивости и снижение эмоционального напряжения....

Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания педагога.

Педагогическая деятельность,  по мнению специалистов,  относится к видам профессиональной деятельности наиболее деформирующим личность человека. В материале даются признаки синдрома эмоциона...

Долгосрочный проект по профилактике и коррекции эмоционального выгорания педагогов "Гармония души"

Данный проект разработан на основе результатов дигностики. Использованные методики: опросник "Профессиональное выгорание" MBI (К. Маслач, С. Джексон), методика "Профессиональная деформа...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...