Кто он, успешный человек?
проект по психологии (7 класс) по теме
Исследовательская работа ученика 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrazovaniya_i_nauki._zayavka._samoylov_aleksey.docx | 76.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ
«Мы – будущее Кузбасса (юниор)»
Секция «Химия. Биология. Экология. Психология»
Кто он, успешный человек?
Автор:
Самойлов Алексей, 7 класс
МБОУ «Основная общеобразовательная
школа № 2» г. Таштагол
Научный руководитель:
Шепета Ирина Валентиновна,
учитель начальных классов,
педагог - психолог
первая квалификационная категория
Кемерово
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………........ | 3 |
Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека. ……………………………………………………………………. | 5 |
| 5 7 10 13 |
Приложение 1. Организация и методы исследования…………………………………………………………………. | 15 |
Приложение 2. Русские люди в достижении успеха ……………………. Приложение 3. Рекомендации тем, кто решил достигнуть успеха…….. | 23 26 |
Заключение…………………………………………………………………… | 26 |
Библиография………………………………………………………………… | 28 |
Введение
Термин «успешность» является одним из самых распространенных в языковой культуре современного российского общества. Актуальность исследования продиктована социальными, экономическими и политическими изменениями, произошедшими в социуме в последние годы Кто он, успешный человек, и каковы критерии успешности в нашей стране? Мы попытались ответить на эти вопросы.
Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у человека и каким ценностным смыслом он ее наполняет. Успешный человек – это человек сумевший реализовать заложенный в нем потенциал, осуществить свои возможности и желания с пользой для себя и для общества. Успешный человек успешен потому, что делает все для того, чтобы стать успешным.
Понятие успеха не чуждо ни старшим, ни младшим поколениям. Но у каждого времени свой Успех и свои Герои. Так или иначе, каждое поколение создает и отстаивает свою версию Успеха.
Целью данного исследования является изучение представлений разных возрастных групп об успешности человека.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Изучение научной литературы по теме исследования.
- Составление анкеты, касающейся различных аспектов представлений об успешности.
- Проведение необходимых исследований.
- Выявление особенностей представлений об успешном человеке у разных возрастных групп (юношество и их родители).
Гипотеза исследования состоит в том, что представления об успешности людей имеют сложную структуру и различны в зависимости от возраста.
Задачи исследования:
- Изучение научной литературы по теме исследования.
- Составление анкеты, касающейся различных аспектов представлений об успешности.
- Проведение необходимых исследований.
- Выявление особенностей представлений об успешном человеке у
разных возрастных групп (юношество и их родители).
Объектом исследования являются предпосылки развития успешности обучающихся МБОУ «ООШ № 2».
Предмет исследования – обучающиеся МБОУ «ООШ № 2».
На наш взгляд, исследование представлений об успешности молодых людей в сравнении с представлениями взрослых будет особенно важно для молодежи. Им предстоит справиться с трудностями периода вхождения во взрослость, в перечне которых на одном из первых мест стоит жизненный успех. Суметь стать успешным, как нам кажется, ценно для современной России.
С пожеланиями успеха …
Глава 1. Психологический аспект понятий «успех» и «успешность» человека
- Успех, успешность как категория социальной психологии
Исследование успеха человека стало традицией преимущественно за рубежом. Недавно известный лингвист А. Шмелев в интервью с корреспондентом журнала «Знание-сила» сказал, что еще лет двадцать тому назад словосочетания «успешный человек» в русском языке не было[10]. Однако в языковой культуре современного российского общества успешность является одним из самых распространённых терминов. Например, средства массовой информации, обращаясь к теме решения житейских проблем наших соотечественников, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, профессионального, личностно-семейного успеха. Может быть, само словосочетание «успешный человек» действительно прежде не было в ходу, но все, же успех, ценили во все времена.
Термины «успех», «успешный» «успешность» однозначно несут смысловую нагрузку положительного свойства.
Понятие «успешный», по определению С.И.Ожегова [7], означает «заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» - «удача в достижении чего-нибудь» [7]. «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный или желательный исход дела» [7]. При этом понятия «успех», «удача», «желание», с одной стороны, мы можем соотносить с эмоциональным состоянием человека, а с другой, — сочетание «нужный или желательный исход дела» может означать, по нашему мнению, соответствие достигнутого результата поставленной цели, что отражает деятельность человека.
Успех связан с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Потребность в успехе рассматривалась и в настоящее время рассматривается как одна из фундаментальных. Это потребность ставить всё дальше идущие цели и стремиться к их достижению. Она отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше и оригинальнее. Американский писатель Майкл Корда писал: «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим самым последним достижением» [6].
Успех, однако, нельзя рассматривать только как «достижение результата». Весь его смысл в той радости, которую он даёт. Ожидание радости – источник движения человека вперёд. Уберите её – и все действия и способности человека теряют смысл. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – осознание достигнутого [2].
Из всего вышесказанного следует, что, успех – это осуществление цели и состояние удовлетворения (радости, счастья) от этого. Но что все-таки считать успехом: то, что человек лично для себя считает таковым, или то, что утверждает в качестве успеха общество? Мнения на этот счет расходятся: «Успех – это оценка общества. Социум говорит: если ты добился того, того, того, значит, ты успешен» [10].
Позволим себе не согласиться с формулировкой: успех – понятие индивидуальное, каждый сам-де решает, что для него успех и успешен ли он оказался. Успех – категория социальная и очень важна значимость выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей.
Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – отношение окружающих к успеху конкретного человека. Связь этих сторон несомненна. Человек переживает чувство успеха тогда, когда он не только сам понимает, что добился успеха, но видит (понимает), что окружающие его и значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. Например, на соревнованиях спортсмен пробегает 100-метровку быстрее своих соперников, он ощущает удачу, но чувство успеха к нему приходит тогда, когда объявляют, что он на 0, 02 секунды побил мировой рекорд по бегу [11].
Кроме этого, успех – это, прежде всего, и главным образом понятие человеческое, а уж потом профессиональное. Если характер человека далеко не безупречен, отличается двуличностью, то одних профессиональных достижений будет мало, чтобы завоевать уважение окружающих. Это значит, что нет основы для прочного успеха. Любой успех: в учебе, спорте, бизнесе, общественной работе никак нельзя оторвать от двух вопросов, на которых, как на китах, стоят основы нравственности – во имя чего? Какими средствами? Если успех нужен лишь для внешнего эффекта, либо он вообще превратился в самоцель (успех ради самого успеха), велика ли его цена с человеческой точки зрения?
Итак, успех – это переживание радости от того, что результат, к которому человек стремился в своей деятельности, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. Успешный результат деятельности человека предполагает оценку со стороны общества в форме признания или одобрения. И нельзя забывать и о том, что понятие «прочный успех» основано на нравственных законах человеческой жизни. Вряд ли кто-нибудь всерьез счел бы эгоизм, несправедливость, обман, жестокость надежной основой длительного успеха.
- Успех и неуспех в деятельности
В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивации большое значение имеет успех или неуспех в деятельности.
Для достижения успеха в деятельности человеку, прежде всего, важно уметь ставить цели и строить план реализации задуманного. «Счастливые люди каждый день делают хотя бы один, хотя бы маленький шаг по направлению к своим целям» (Дэвид Нивен).
Кроме этого, существенная составляющая успеха – это вера в успех. «В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех. Без веры успех невозможен» (Уильям Джеймс).
Формула успеха:
Вера в успех аккумулирует все умственные способности человека, и подсознание начинает активно работать над достижением цели, появляется особое чувство уверенности - и тогда Ваши мечты обречены сбыться.
Наиболее приятным, радостным и ценным для человека будет такой успех, который дался с известным трудом и который потому воспринимается как заслуженный результат его работы. Слишком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к их выполнению этого дела, так за что же они меня хвалят? Чувство удовлетворения такой успех не приносит. И хотя приятно бывает чувствовать себя «счастливчиком», «везучим человеком», всё же для подлинного переживания успеха очень важно, что ты добился его собственными усилиями, собственным трудом.
В лаборатории известного отечественного психолога А. Н.Леонтьева был проделан такой опыт. Детям-дошкольникам предлагалось выполнить задание: достать определённую вещь, не вставая при этом с места. Сделать это, не нарушая правила, было очень трудно. Поэтому некоторые дети не выдерживали, и когда психолог выходил из комнаты, нарушали правило: вставали с места и брали нужную вещь. Когда психолог вновь возвращался, он радовался «успеху» ребёнка, хвалил его и в награду давал конфету.
Некоторые дети спокойно принимали награду, но были и такие, которые огорчались до слёз, всеми силами старались избавиться, говорили, что «конфета горькая» [1].
На переживание успеха и неудачи влияют также представления человека о том, какие причины лежат в основе результатов его деятельности – внутренние или внешние.
Внутренние причины успехов или неудач в деятельности во многом зависят от самого человека. Это его способности, сообразительность, знания, упорство, желание и пр.
Внешние причины от самого человека чаще всего не зависят. Это трудность задания, случай, везение или невезение и пр. Конечно, переживая успех, каждый из нас обычно учитывает и внешние и внутренние причины. Однако люди отличаются по тому, какими причинами – внутренними или внешними – они преимущественно объясняют свои успехи и неудачи. Такое объяснение называется локусом контроля. Если человек считает, что его успехи зависят от него самого - от его упорства, настойчивости, ума, способностей, то говорят о внутреннем локусе контроля.
Если человек относит свои успехи и неудачи на счёт внешних причин, на которые он сам влиять не может, – трудности задания, отношения других людей, то его локус контроля считается внешним.
Психологические исследования показали, что локус контроля, как внутренний, так и внешний, оказывает влияние на успешность деятельности.
Люди, которые в объяснении своих успехов и неудач ориентируются преимущественно на внутренние причины, считают, что результаты их деятельности зависят, прежде всего, от них самих. Поэтому они прилагают больше усилий к выполнению деятельности и объективно достигают больших успехов, чем те, что педагоги к ним придираются, а свои успехи – везением. Некоторые взрослые свои неуспехи объясняют несправедливостью начальника, а успехи – счастливым стечением обстоятельств. Внешний локус контроля ведёт к тому, что при первой неудаче человек бросает начатое дело, поскольку твёрдо уверен, что у него всё равно ничего не получится [1].
Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия её протекания. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает её психологически для человека ещё более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности, и человек начинает себя перед ними бессильным.
Успех окрыляет человека, какого бы возраста он ни был и какой деятельностью не занимался. Герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» Николенька Берсенёв так передаёт своё ощущение от похвалы: «Вот я бы никак не думал, чтобы вы были так умны!- сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив. Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под её приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову»
- Успех и успешность в учебе и жизни
С одной стороны «успеваемость» и «успешность» - слова по значению близкие. Успешность – это свойство, заключающее в себе успех. А успеваемость – степень успешности обучения, усвоения знаний. Это внешний показатель. В настоящее время существует множество сомнений в том, что этот показатель действительно отражает свойство, которое во внутреннем мире человека и его внешней деятельности проявляет себя, переживается как успешность.
Многие родители постоянно твердят своим детям: «Прилежно учись, получай хорошие отметки – лишь тогда ты сможешь найти высокооплачиваемую работу» и переживают, если учеба не ладится. Взрослые убеждены, что хорошие знания дадут их детям шанс на успех в будущем. [4] Но верно ли утверждение, что учеба – это главное? Есть ли взаимосвязь между отличными школьными оценками и дальнейшей успешностью в жизни?
Переживания родителей по поводу низкой успеваемости ребенка можно понять. Однако не стоит переносить «школьные успехи» на успешность в жизни (положение в обществе, занимаемая должность, уровень доходов, количество друзей, семейное благополучие и т.п.). Как ни парадоксально, те, кто учился средне и удовлетворительно, тоже могут быть успешными.
Безусловно, хорошая успеваемость – это в большой степени вероятность того, что молодой человек хорошо устроится в жизни, но все же, это всего лишь вероятность, а не гарантия. Существует много людей известных, которые в школе учились не очень хорошо, но добились своей цели, и стали успешными.
Например, Алла Пугачева закончила школу с семью тройками: по черчению, биологии, физике, географии, химии, физкультуре и поведению. У нее было всего три пятерки: по литературе, арифметике и труду. Андрей Миронов имел тройки по алгебре и геометрии. Зато учился на «отлично» по истории, естествознанию, литературе и черчению. Владимир Путин имел двойку по рисованию, тройку по русскому, естествознанию и арифметике. Пятерка была единственная – по истории[4]. При этом он смог занять пост президента. Основатель компании Microsoft Билл Гейтс учился так плохо, что его даже отводили к психологу по этому поводу. У него были только хорошие математические способности. Не смотря на это, он организовал свою компанию, и в возрасте 31года стал миллиардером. Таких примеров, когда троечники становятся успешными в жизни, можно приводить еще немало. Но не следует расценивать данные истории известных людей как призыв к снижению учебных показателей в школе. Напротив, образование крайне необходимо. Следует лишь шире подходить к вопросу о школьной успешности. Ведь результаты успеваемости, не единственная составляющая учебной успешности.
Как же можно трактовать учебную успешность ребенка? Прежде всего, успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека. Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворенность собой и своей деятельностью[3]. Несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник не может быть отнесен к успешным ученикам. Учеба не приносит ему радости, удовлетворения, ощущения подъема, всего того, что входит в понятие «успех».
Объективный показатель успешности – результативность – тоже не стоит трактовать примитивно. Показатели результативности могут быть количественными и качественными, они должны давать возможность оценить реальные достижения в разных системах координат – в сравнении с самим собой, учебной группой, некоторой региональной нормой, стандартом и т.п.
А сегодняшняя система оценок, по сути дела, фиксирует только количественный результат и только в сравнении с образовательным стандартом. Вот и получается, что ребенок с серьезными проблемами в развитии, сумевший достичь оценки «три» благодаря силе воли, огромному желанию, серьезным и продолжительным занятиям, и одаренный ученик, учащийся спустя рукава и получающий свои четверочки – троечки шутя, без единого усилия и старания, - одинаково успешны. Ой ли? [3]
Сейчас предпринимаются определенные шаги, для того чтобы хотя бы разнообразить количественные показатели эффективности (нетрадиционные шкалы оценок, рейтинговая система и др.) Помимо этого, просто необходимо вводить качественные показатели результативности. Они должны фиксировать изменения, происходящие с самим ребенком, приращение его компетентности, его умений, появление у него новых качеств, новых культурных потребностей и привычек.
В баллах творческий подход, умение работать над проблемой, проводить исследование, сотрудничать с другими учениками в учебной группе и прочие психологические свойства и способности измерить очень трудно. По этой причине от их оценки просто отказываются, сводя результативность обучения к усвоению знаний и сугубо учебных навыков и умений. Но это в корне не правильно [3].
Успешность – жизненный стимул, жизненная позиция, которая во многом зависит от того, насколько сформирована эта потребность у ребенка еще в школе. Формирование личности ребенка проходит под влиянием среды, учителя и родителей [16]. Успешность ребенка может поддерживаться и развиваться в результате специально организованной психолого - педагогической работы. Ориентация на создание ситуации успеха должна рассматриваться как одно из непременных условий повышения эффективности процессов обучения и воспитания.
Таким образом, успеваемость – это лишь составная часть успешности ученика в школе. В понятие «успешный ученик» должны вкладываться не только высокие школьные отметки, но и положительная динамика развития, социальная адаптированность, адекватно-позитивная самооценка, коммуникабельность, хорошее физическое и психическое здоровье и т.п. К сожалению, успешность ребенка в учебе (часто это просто успеваемость) и за порогом школы, в реальной жизни не всегда совпадают. Современная ситуация в образовании говорит о том, что проблема успешности человека актуализировалась. Произошло изменение представления о содержании и качестве образования. При организации профессиональной психолого-педагогической деятельности каждому школьнику должна создаваться ситуация успеха, он должен иметь динамику личностного развития. Хочется видеть наших детей успешными. Если при этом у них будет и высокая степень успеваемости – замечательно. И тогда успешное пребывание молодого человека в школе обязательно будет способствовать его дальнейшему успешному продвижению в жизни.
- Формирование представлений об успешности в юношеском возрасте
Жизнь дается человеку только раз, и именно в юности он решает, какой ей быть. Это самый важный и сложный переходный период в жизни, похожий на перекресток дорог, когда определяются жизненные цели и планы. Цивилизованное общество проявляет заботу о будущем поколении, своей смене, которая должна быть подготовлена к жизни в этом обществе, когда придется сменить старшее поколение. Для этого оно должно быть образованным, активным, приверженным идеалам и идеологии старшего поколения.
В юношеском возрасте наблюдается усиление самоконтроля и самопознания, происходит открытие своего внутреннего мира. Все это важно для жизни в обществе. Юношеский период является подготовительным периодом к участию в экономической, политической, технической, научной областях жизни общества. «Что посеешь в юности, то пожнешь в старости» - так сказал знаменитый норвежский драматург Г. Ибсен.
В подростковом и юношеском возрасте происходит и формирование поведения, ориентированного на успех. Устойчивый, прочный успех в зрелом возрасте не может вырасти на пустом месте. Он не может появиться вдруг, стать «счастливой случайностью». Успех в жизни – это растение с корнями, стволом и листьями. Корни его уходят в детство и юность, когда формируется характер, определяются ценностные ориентиры [2]. Точнее, корни его в представлениях о жизни, которые формируются в юности. Иными словами, успех имеет возраст, ступени развития. На каждой ступени – своя ответственность. Если в юности молодой человек не научился создавать ситуацию успеха в значимых видах деятельности, он не сможет выйти на следующую ступень уверенно. В юности успех – еще неокрепшее растение, ухаживать за ним приходится годами, оберегать от вредителей, вовремя поливать и подкармливать.
Ситуация успеха – это не инструкция и не формула. Не существует быстрых и легких способов достижения успеха. Попытки добиться высокого уровня жизни или эффективного сотрудничества, минуя естественный процесс работы и развития характера, окажутся столь же успешными, как попытки попасть в нужное место в Москве с картой Парижа.
Итак, отправная точка успеха и неуспеха находится еще в юношеском возрасте. Процесс достижения прочного успеха в жизни надо начинать с корней – со своих представлений о жизни, своих ценностей, своего характера и своих мотивов.
Приложение 1
Организация и методы исследования
Исследование проводилось в МБОУ «ООШ № 2» г. Таштагола Кемеровской области.
В начале работы исследовалась теоретическая основа представлений об успехе и успешности человека. Мы изучали вопросы: успех или неуспех в деятельности и успех и успешность в учебе и жизни. Кроме этого, рассматривались особенности русских людей в достижении успеха, формулы успеха в современной России. Теоретическая часть также включала постановку проблемы, цель, гипотезу и задачи исследования.
Затем было проведёно само исследование, которое включало в себя два этапа:
1 этап – анализ представлений об успехе и успешном человеке представителей разных возрастных групп (юношество 14-16 лет и их родители 35 и более лет) с помощью авторского опросника-анкеты Выборку составили по 40 представителей от каждой возрастной группы.
2 этап – интервьюирование наиболее успешных людей города Таштагола.
Следующий этап работы – интерпретация полученных данных, по которым можно сделать вывод по гипотезе исследования.
Анализ представлений об успехе и успешном человеке представителей разных возрастных групп (юношество и их родители)
По данным анкетирования, мы получили следующую картину понимания успеха молодыми и взрослыми людьми поселка «Комсомольский»:
Таблица 1.
Что в вашем представлении успех? | Молодое поколение | Старшее поколение |
Достижение поставленных целей | 87,5 % | 57,5 % |
Любимая работа | - | 27,5 % |
Карьера, достижение на работе | 7,5 % | 20 % |
Материальный достаток | 7,5 % | 17,5 % |
Благополучие в семье | 2,5 % | 17,5 % |
Уважение и признание окружающих | 2,5 % | 10 % |
Счастливое состояние, приятные самоощущения | 10 % | 10 % |
Оба поколения считают, что в первую очередь успех – это достижение поставленных целей. Особенно единодушны в этом вопросе представители молодого поколения (87,5%). Но старшее поколение еще выделяет любимую работу (27,5%). Карьера, достижение на работе, материальный достаток, благополучие в семье, уважение и признание окружающих называют оба поколения, но старшие все же более решительны в этом вопросе. По 10% в каждой возрастной группе считают, что успех – это счастливое состояние, приятные самоощущения (Таблица 1).
В вопросе, «Какими качествами должен обладать успешный человек? Назовите три наиболее важных», и молодое и старшее поколение сошлись во мнении.
Это – целеустремленность (по 75% в обеих группах), уверенность в себе (55% и 52,5% соответственно) и организованность (45% и 50% соответственно). Надо заметить, что все остальные предложенные качества (трудолюбие, работоспособность, развитое мышление, здоровье и др.) были тоже названы и не остались без внимания респондентов. Наиболее большое различие по этому вопросу наблюдается по шкале «оптимизм»: лишь 7,5% молодых и 32,5% старших назвали это качество.
Таким образом, в представлении, согласно которому успех – это достижение поставленных целей и важнейшее качество успешного человека – это целеустремленность нет принципиальных межпоколенческих различий, но при ближайшем рассмотрении подробно этих вопросов обнаруживаются и отличия.
Таблица 2.
Назовите показатели жизненного успеха | Молодое поколение | Старшее поколение |
Профессионализм, любимая работа | 10 % | 20 % |
Уважение окружающих | 12,5 % | 32,5 % |
Престижная работа | 25 % | - |
Карьерный рост | 25 % | 10 % |
Личная удовлетворенность | 25 % | 7,5 % |
Высокий социальный статус | 37,5 % | 10 % |
Материальное благосостояние | 45 % | 50 % |
Благополучие в семье | 50 % | 42,5 % |
Одно из отличий состоит в том, что, с точки зрения старшего поколения, показателями жизненного успеха являются хорошее знание своей специальности, свой профессионализм и как следствие любимая работа. Так считает пятая часть опрошенных старшего поколения (Таблица 2). Они же отмечают уважение окружающих, авторитет в коллективе (32,5%). С точки зрения молодого поколения, показателем успеха является хорошая, престижная работа, карьерный рост и личная удовлетворенность (по 25% соответственно). При этом особо отмечается статусная выделенность в обществе (высокое положение в обществе, общественная значимость) – 37,5% . Итак, для старшего поколения важно чувствовать себя грамотным, уважаемым специалистом, для молодого – важнее чувствовать себя специалистом высокого статуса. Что касается материального благосостояния, экономической состоятельности, высокой заработной платы, то здесь нет явных различий. Около половины представителей молодого поколения (45%) и половина представителей старшего поколения считают их показателями жизненного успеха. Также половина молодых респондентов и около половины (42,5 %) более старшего возраста называют показателями жизненного успеха семью, но первые говорят о семейном благополучии, а вторые о крепкой, дружной семье, полной семье, ладе в семье, благополучии детей, внуков, родных (Таблица 2).
Таблица 3.
От чего зависит достижение успеха? | Молодое поколение | Старшее поколение |
Целеустремленность | 32,5 % | 32,5 % |
Трудолюбие | 12,5 % | 20 % |
Личные качества, умственные способности | 17,5 % | 10% |
Ответственность | - | 10 % |
Признание труда окружающими | 7,5 % | 12,5 % |
Удача | 12,5 % | 7,5 % |
Судьба | - | 7,5 % |
Здоровье | - | 7,5 % |
Мы выяснили, что в представлении старшего и молодого поколения достижение успеха, прежде всего, зависит от целеустремлённости человека (Таблица 3). Но и в этом суждении есть некоторые отличия. В частности, молодое поколение говорит о правильно поставленной цели. И в представлении молодых успех зависит от выбора способов достижения цели, от умения принимать решения (12,5%). Старшее поколение об этом ничего не говорит.
Молодое поколение, выросшее в ситуации социальной нестабильности, считает, что шествие к успеху, куда более похоже на игру в рулетку - причём заранее известно, что выигрыш достанется далеко не всем. Старшее же поколение считает, что путь к успеху – это преодоление лестницы, ступенька за ступенькой. Они делают акцент на трудолюбии и работоспособности (20%). Из молодых данные качества называют лишь 12,5%. К тому же молодое поколение при достижении успеха важную роль отводит личностным качествам и умственным способностям (17,5%). Старшее поколение говорит об ответственности (10%), о чем молодые вообще не упоминают (Таблица 3).
Кроме этого, старшие отмечают признание и уважение своего труда окружающими (в том числе начальством) (12,5%). Достижение успеха для молодых зависит от умения разглядеть нестандартные возможности, быть в нужном месте и вовремя оседлать удачу (12,5%). Старшее поколение об удаче говорит реже (7,5%), но называет «судьбу» и здоровье (по 7,5%). Это неудивительно: для старших, к сожалению, проблемы со здоровьем более актуальны, они всё больше задумываются о смысле жизни и о том, что с ними будет после жизни на земле (Таблица 3).
Именно в силу вышеперечисленных ценностных различий старшее поколение довольно презрительно отзывается о понимании успеха молодыми. В большинстве случаев (67,5%) они говорят о том, что молодые делают акцент на материальном компоненте успеха: много денег и все есть, может себе позволить многое в жизни, материально обеспеченный, имеющий высокооплачиваемую профессию, т.д. Говоря о себе, старшее поколение в основном называет вновь любимую работу, труд, который достаточно оплачивается, уважение людьми и благополучие семьи. Сами же молодые люди считают себя ориентированными на более раннее достижение успеха (37,5%) и при описании используют более резкие словесные обороты и жаргонные слова. Например: все сводится к размеру зарплаты, молодость – это понт, это деньги, что ты крут, молодые – максималисты, все и сразу и т.д. Можно сказать, что межпоколенческие различия в понимании успеха связаны в том числе со смещением акцента с личных качеств человека на его способность выделиться.
Нельзя не заметить, что респонденты склонны определять успех не как конкретное понятие, а как понятие интегральное – охватывающее работу, семью, благосостояние, здоровье, самореализация … Понятая таким образом, категория «успех» вплотную приближается к категории «счастье» и становится практически тождественна ей. И действительно, по мнению большинства респондентов, если человек несчастен, то его трудно признать успешным, будь он сколь угодно известен и богат. Более того, складывается впечатление, что респонденты считают ощущение счастья неотъемлемым признаком успеха.
При просьбе назвать успешных людей из истории и политики анкетируемыми были озвучены следующие личности:
Молодое поколение | Старшее поколение |
В.Путин – 31,4% Пётр I – 14,2% В.Ленин – 8,5% В. Жириновский – 5,7% И. Сталин – 5,7% Д. Медведев – 5,7% Екатерина I – 5,7 % А.Меньшиков (при Петре I) – 5,7% Б.Франклин – 5,7% | В. Путин – 51,4% Пётр I – 11,4% В. Жириновский – 5,7% Ф. Рузвельт – 5,7% А. Суворов – 5,7% А.Невский – 5,7% |
Среди успешных людей из литературы (писатели и литературные герои) анкетируемые назвали:
Молодое поколение | Старшее поколение |
А.С. Пушкин – 33,3% М.Ю. Лермонтов – 10% Л. Н. Толстой – 10% А.П. Чехов – 6,6% Штольц (роман «Обломов»)– 6,6% | Л. Н. Толстой – 13,3% А. С. Пушкин – 6,6% А. И. Солженицын – 6,6% М.А. Шолохов – 6,6% С. Есенин Б. Акунин – 6,6% Д. Донцова – 6,6% Скарлетт О,Хара – 6,6% Е. Онегин – 6,6% Штольц (роман «Обломов»)– 3,3 % |
Очень многие респонденты в указании успешных людей из истории, политики, литературы не сошлись во мнении. Они предложили разные варианты: Клеопатра, Иван Грозный, А. Гитлер, Ли Сан Бек (президент Южной Кореи), Р. Абрамович, М. Тетчер, А. Меркель, В. Терешкова, Леонардо да Винчи, Понтий Пилат, М, Ломоносов, И. Бунин, В. Набоков, Н. Островский, Ч. Айтматов, Грэй, Г. Поттер, А. Болконский, Д’Артаньян, золушка, все Иванушки-дурачки и др. Всего было названо 47 успешных людей из политики и истории, 26 писателей, 17 литературных героев. И действительно, наша история и литература богата «великими» людьми. К тому же, к понятию «успешный человек» каждый подходит, учитывая свое субъективное мнение, свой жизненный опыт и свою осведомленность в данной области. Таким образом, нам не удалось выявить наиболее успешных людей из истории, политики, литературы, кого бы назвали большинство респондентов. Из полученных данных можно лишь сделать вывод о том, что «первого человека страны», занимаемого сегодня пост председателя правительства РФ В. Путина, молодое и старшее поколение считает «успешным человеком».
Интервьюирование наиболее успешных людей города Таштагола
При анкетировании нашим респондентам нужно было назвать успешных людей, которые живут или когда-то жили в нашем городе. Таким образом, мы выявили наиболее успешных людей нашего города. Ими оказались: Шатилов Н.И. (20 %), Макута В.Н. (12,5 %), Тудегешева Екатерина (6,25 %), Матовых И.В. (6,25 %), Харчевный В.А. (6,25 %), Анисимова Наталья (5 %), Зайцева Е.Е. (5%), Функ Р.И. (5%), Мерзляков . (5%), ТагильцевВ.В. (2,5%) и др. С некоторыми из них нам удалось побеседовать.
Зайцева Елена Евгеньевна, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 2», нам сказала, что в её представлении успех – это результат выполнения поставленных целей. У нее со словом «успешный человек» возникает ассоциация человека, который в результате своей работы приносит пользу людям, создаёт благо для окружающих. Ее девиз: творить лишь добрые дела. Основное качество, которое помогло добиться ей успеха, это – целеустремлённость, трудолюбие, любовь к делу. Своим самым большим достижением она считает интересную работу, получение морального удовлетворения от результатов своей деятельности. Чёткой формулы успеха Елена Евгеньевна назвать не смогла. Она лишь утверждает, что нужно стремиться к тому, чтобы поступать по совести, чтобы твои поступки и дела не причиняли зло.
Анисимова Наталья, главный специалист , считает, что успешный человек – это человек добившийся признания, уважения других людей. Основным качеством помогающим добиться ей успеха, она называет: честность, вера в людей. Самое большое ее достижение, это то, что ей доверяют. По ее мнению, достижение успеха зависит от целеустремлённости, знаний, трудолюбия. Она считает, что остановившийся в развитии человек, на самом деле делает несколько шагов назад. Ее формула успеха – вера в то, к чему стремишься.
В представлении предпринимателя Мерзлякова, успех – это результат продолжительного труда и основное качество, помогающее добиваться ему успеха – это трудолюбие. Формула его успеха: работа на первом месте. Кроме этого он считает, что достижение успеха зависит от окружающих его людей. Его девиз таков: будь проще в общении с людьми.
По мнению главного редактора газеты «Красная Шория» Тагильцева, достижение успеха зависит от трудолюбия. Свой девиз он формулирует так: больше дела – меньше слов. Основное качество, которое помогло добиться ему успеха – это коммуникативные навыки. Формула успеха, выявленная Виктором, такова: трудолюбие + собственное желание.
Так или иначе, каждый человек создает и отстаивает свою версию Успеха. У каждого человека есть истории и образцы, которые становятся ориентирами при построении собственной жизни и критериями ее оценки в конце. Но, не смотря на это, все же можно говорить о том, что у каждого времени существует свой Успех. Выявленные нами в исследовательской работе сходства и различия в интерпретации категории «успех» характеризуют особенности молодого и более старшего поколения начала 21 века.
Приложение 2
Русские люди в достижении успеха
Взгляды на то, что такое успех, счастье, в каждой стране имеют свои особенности. Разная природная и социальная среда породила и разные ценности. Например, американец верит в человека, его разум, в успех как результат упорного труда. Эта вера сделала американца оптимистом, сторонником идеи прогресса. Россиянин природой и социальной системой приучен к бессмысленности едва ли не любого расчета; не полагается на разум, не верит в прогресс. «Бог не без милости», - говорил русский крестьянин. Россиянин верит не в успех, но в удачу, случай, зависящий от внешних обстоятельств [9].
Большое количество отечественных исследователей – этнографов, писателей, философов – уделяли внимание проблеме национального характера русского народа, пытаясь найти то особенное и неповторимое качество, которое отличает его от других народов. Среди тех, кто пытался понять загадки русской души, мы видим имена Пушкина и Хомякова, Данилевского и Соловьева, Бердяева и Ильина, Сорокина и Булгакова, Федотова и Лосского, многих исследователей советского и постсоветского периода [8]. Этот интерес вполне понятен и закономерен, потому, что понимание особенностей национального характера позволяет спрогнозировать развитие любого общества. Выявив наиболее существенные черты нашего национального характера, можно будет ответить на вопрос о том, какой успех и какая карьера в жизни наиболее соответствуют его архетипу.
Известный русский философ-эмигрант Николай Лосский, посвятивший изучению русского характера свой выдающийся труд, подобно некоторым другим исследователям, обращает внимание на полярность русского характера.
Согласно Н. Лосскому, в русском характере сочетаются такие противоречащие друг другу черты, как страстная сила воли и леность, поиск высших ценностей жизни и склонность к анархии и нигилизму, природная доброта и бессмысленная жестокость, искание Бога и воинствующее безбожие [8]. Отсюда и трудно бывает понять логику поведения русского человека в различных жизненных ситуациях. Русский народ особенный, он всегда отличался своей непредсказуемостью и загадочностью. В лексиконе западного человека даже существует выражение - «загадочная русская душа».
Обобщенный характер любого народа связан с его коллективным бессознательным, которое, как указывал знаменитый ученик Фрейда К. Юнг, может быть выявлено в содержании типичных сновидений, сказках, мифах, легендах, религиозных верованиях.
Во многих популярных сказках про бесталанного Иванушку-дурачка счастье неисповедимыми путями приходит к нему в виде прекрасного коня или Василисы Прекрасной отнюдь не как награда за серьезный труд, а либо за «просто так, либо за небольшую услугу, вроде отпуска на волю пойманной щуки.
Вершиной, иллюстрирующей желание русского человека добиться успеха, сделать карьеру и стать счастливым, не особенно при этом напрягаясь, может служить сказка про Емелю, который, лежа на печи, получал все, что только захочет. Стоило только сказать «По щучьему веленью…», и все желания исполнялись.
Замечательный русский писатель Николай Лесков в свое время уделил много внимания этой черте нашего характера (а значит, и способу достижения успеха) – желании, не особенно напрягаясь, разбогатеть как-нибудь сразу, схватив волшебную жар-птицу за хвост. Н. Лесков пишет: «Не каждый ли почти из нас рассчитывает более всего на свое счастие, нежели на свой труд, и на более или менее благоприятные обстоятельства, нежели на сознание своих обязанностей, на полное и честное исполнение их?...» [8]. Более ста лет прошло с тех пор, как Лесков написал эти строки. Но сколько желающих без особых усилий стать богатыми и счастливыми собирают всякого рода игры, лотереи и телепередачи: «Русское лото», «Поле чудес», «О, счастливчик» и др.
Сравнивая русские сказки с западными, в частности, со сказками братьев Гримм и сказками Андерсена, нельзя не заметить, что в последних гораздо чаще достижение успеха связывается не со случаем, а с упорным трудом и профессиональным мастерством.
Итак, в том, как осуществляют свою карьеру и добиваются успеха русские люди, большую роль играет особенность национального характера: противоречивость, непредсказуемость и загадочность. Русский человек по своей природе где-то ленив, где-то мечтатель, и ему хочется, чтобы все его дела делались как-то сами собой, без особых усилий. Но в тоже время он за короткий срок может нагнать упущенное. Как говорят иностранцы: «Русские долго запрягают, но быстро ездят». На Западе достижение успеха и общественное одобрение обеспечивает труд и работа. Взгляд на труд как на основополагающую добродетель стал одним из важнейших завоеваний западного общества, обеспечив ему нынешнее процветание. Без перемены отношения к труду невозможна модернизация России. Счастье, успех и карьера человека должны в большей степени зависеть от его личных усилий.
Приложение 3
Рекомендации тем, кто решил достигнуть успеха
Итак, чтобы почувствовать успех в результате деятельности человек должен:
- поставить цель, результат достижения которой, имеет важное значение для самого человека, полезность;
- ориентироваться на успешное выполнение деятельности;
- приложить усилия для достижения цели;
- правдиво проанализировать причины, которые легли в основу результата деятельности;
- иметь признание, популярность в обществе.
При положительном или отрицательном результате мы переживаем успех или неудачу, что сказывается в той или иной мере на нашу последующую деятельность.
Заключение
В своей работе мы исследовали представления об успешном человеке разных возрастных групп (юношество и их родители).
Наша гипотеза о том, что представления об успешности людей имеют сложную структуру и различны в зависимости от возраста нашла свое подтверждение.
- По результатам анкетирования успех, в первую очередь, – это достижение поставленных целей. Так считают 87,5% молодого поколения и 57,5 % людей более старшего возраста.
- И молодое и старшее поколение называют три наиболее важных качества, которыми должен обладать успешный человек: целеустремленность (по 75% в обеих группах), уверенность в себе (55% и 52,5% соответственно) и организованность (45% и 50% соответственно).
- Для старшего поколения важно чувствовать себя грамотным, уважаемым специалистом, для молодого – важнее чувствовать себя специалистом высокого статуса.
- Около половины представителей молодого поколения (45%) и половина представителей старшего поколения считают показателями жизненного успеха материальное благосостояние, экономическую состоятельность, высокую заработную плату.
- Половина молодых респондентов и около половины (42,5 %) более старшего возраста называют показателями жизненного успеха семью, но первые говорят о семейном благополучии, а вторые о крепкой, дружной семье, полной семье, ладе в семье, благополучии детей, внуков, родных.
- Молодое поколение, выросшее в ситуации социальной нестабильности, считает, что шествие к успеху, куда более похоже на игру в рулетку - причём заранее известно, что выигрыш достанется далеко не всем. Старшее же поколение считает, что путь к успеху – это преодоление лестницы, ступенька за ступенькой.
- Нам не удалось выявить наиболее успешных людей из истории, политики, литературы, кого бы назвали большинство респондентов. Из полученных данных можно лишь сделать вывод о том, что «первого человека страны», занимаемого сегодня пост председателя правительства РФ В. Путина, молодое и старшее поколение считает «успешным человеком».
- Каждый человек, так или иначе создает и отстаивает свою версию Успеха.
- Респонденты склонны определять успех не как конкретное понятие, а как понятие интегральное – охватывающее работу, семью, благосостояние, здоровье, самореализация … Понятая таким образом, категория «успех» вплотную приближается к категории «счастье».
Библиография
1. Андреева А.Д. и др. Психология: учебное пособие. 8 класс. – М: Издательство Московского психолого - социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2002. С. 30-35.
2. Белкин А. С. И др. Нравственность. Здоровье. Семья. – Екатеринбург: УрГУ, 2000. С. 105-114.
3. Битянова М. Успеваемость и успешность //1 сентября. – 2003. – № 36.
4. Важнайс Е. Успех и успешность в учёбе и жизни //Панорама Резекне. – 2004 от 26 ноября. – С.5.
5. Вовк Е. Счастье …//Социальная реальность. – 2009. – № 1. С.72-83.
6. Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику. – М: Педагогическое общество России, 2005.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: Русский язык, 1986. С.729
8. Петрушин В. Настольная книга карьериста. – С-П: Питер, 2002. С. 26-31.
9. Суппоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе // Вопросы философии. – 2003. – № 5. – С.44-56.
10.Ускова Е. Знакомьтесь: «человек успешный» //Знание – сила. – 2009. – № 4. – С.64.
11. Чеботарева Е. Успех. Философское ревю //Наука и жизнь. – 2006. – № 9. – С. 30-32.
12. www/ kremlin. ru/ news/5413
13. http: //www. zrpress. ru/ zr/2009/79/1
14. www moi – universitet. ru/ aboutus/ effman/
15. www. zankov ru/ article. asp?...
16. www. eurekanet ru/ ewww/ project /287. html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата
Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...
Мастер - класс по теме "УСПЕХ, УСПЕШНОСТЬ, УСПЕШНЫЙ..."
Методическая разработка мастер-класса по теме: "Успех, успешность, успешный..." с мультимедийной презентацией. Цель: формирование мотивации достижения успеха, а так же создание возможност...
Классное собрание с родителями "Успешный ребёнок.Являются ли семейные ценности основой школьной успешности"
Вашему вниманию представляю классное родительское собрание на тему "Успещный ребёнок. Являются ли семейные ценности основой школьной успешности" Представлен ход мероприятия и презентация к нему....
Классный час "Успешный в школе - успешный в жизни?"
Классный час "Успешный в школе - успешный в жизни?" был разработан для 4 класса совместно с учителем башкирского языка Насыровой Лилией ГалияновнойЦель мероприятия: способствовать формированию п...
Презентация к классному часу "Успешный в школе - успешный в жизни?"
Презентация к классному часу "Успешный в школе - успешный в жизни?"...
Разработка урока «Введение и тренировка в употреблении лексики по теме «Успешная личность» Поговорим об успешных людях.» в 8 классе.
Этот урок является комбинированным. На данном уроке вводиться новая лексика по теме «Успешная личность» . Элементы урока данного типа четко выделены и правильно определена дозировка ...
Презентация "Успешный учитель-успешный ученик"
Современное общество, оказавшись в новых рыночных условиях, в потоке информационного многообразия, предъявляет к образовательной сфере новые требования, направленные на активное освоение учеником спос...