Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
рабочая программа по психологии на тему
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или с другими взрослыми, на которых лежат уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно.
Один из принципов игровой поддержки развития в лекотеке – это следование за активностью ребенка и работа «в теме» малыша. Специалист организует и изменяет в соответствии с нуждами ребенка игровую среду и достаточно часто ребенку предоставляется возможность инициировать игру.
Занятия в группе – это хорошее дополнение к индивидуальным игровым сеансам. Они способствуют общению и взаимодействию между детьми, а так же между взрослым и другим ребенком. Контакты с другими детьми дают ребенку дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивают его подражательные способности, стимулируют интерес и доброжелательное отношение к сверстникам, создают условия для развития взаимодействия и совместной игры. Групповые занятия так же способствуют развитию двигательных и сенсорных систем, повышению активности ребенка, развитию его коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков и навыков самообслуживания.
Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» по развитию двигательных и сенсорных систем, повышению активности ребенка, развитию его коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков и навыков самообслуживания разработана на основе программы Государственного образовательного учреждения города Москвы центра диагностики и консультирования «Участие» авторов-разработчиков: Киселевой М.Ю., Акимовой А.К., Ермаковой М.В., Корнильевой Т.Н., Покриной О.В., под ред. кандидата психологических наук Булановой О.Е. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от 17.12.2010) №1897 и Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273 ФЗ.
Организация работы в группе
Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа.
Программа рассчитана на детей с различными видами нарушений развития, имеющих значительные ограничения возможностей личностного роста, обучения и социальной адаптации.
Возраст детей, посещающих группу, от 7 до 10 лет. При распределении их по группам специалисты в основном ориентируются не на возраст, а на уровень развития детей и их особенности (характер проблем, тип нарушения, области деятельности, в которых ребенок успешен).
Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.
Приветствуется посещение занятий братьями и сестрами с нормативным развитием, что обеспечивает возможности интеграции детей в безопасной для них обстановке.
В проведении занятия важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возможностей.
Занятия представляют собой последовательность сменяющих друг друга различных упражнений и игр.
В проведении группы участвуют два основных специалиста – психолог и логопед.
Цикл занятий включает в себя два диагностических занятия, шестьдесят восемь коррекционных и два завершающих.
Диагностические занятия направлены на оценку уровня развития ребенка, определение спектра его возможностей, установление контакта между детьми в группе и специалистами, а так же на выявление предпочтений ребенка. Диагностика реализуется посредством наблюдения за детьми с использованием специально разработанных протоколов[1].
Коррекционные занятия направлены на решение следующих задач: развитие коммуникативных навыков и формирование потребности в межличностном взаимодействии; развитие навыков самообслуживания и бытового ориентирования; развитие игровой деятельности; развитие познавательной и речевой активности ребенка; развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики; развитие эмоционально-волевой сферы и самоконтроля; а так же общее развитие личности ребенка.
Завершающие занятия направлены на определение и фиксацию изменений в состоянии ребенка, динамику его когнитивного, эмоционального и личностного развития.
[1] Протоколы и схема наблюдения представлены в методическом пособии «Российская лекотека. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. – 138 с.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 779.98 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-31241-1673277465.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/12/picture-751771-1455309646.jpg)
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...
Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)
Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/14/picture-1036843-1526315991.jpg)
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-575393-1423411492.jpg)
Рабочая программа по индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа разработана для индивидуальной работы дефектологов с детьми с ОВЗ по различным разделам...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/22/picture-1251512-1590147340.jpg)
«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное преодоление слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-734125-1603731448.jpg)
Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования (вариант 7.1)
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога...