конспект занятия из программы "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по психологии на тему

Ширыбанова Мария Георгиевна

Цели:

·        Расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах.

·        Знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия

по коррекции тревожности у младших школьников

«Знакомство»

Цели:

  • Расширение информации о собственной личности и внутриличностных проблемах.
  • Знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека. 

Методы работы:

  • Беседа;
  • Упражнения;
  • Рефлексия.

Оборудование: бумага, фломастеры, карандаши, список ситуаций, картинка «барометр», мягкий мяч.

Время проведения: 45 минут.

Ход занятия

1 часть – приветствие, знакомство.

1. Упражнение «Знакомство».

Цель: знакомство участников друг с другом, создание благоприятной атмосферы на занятии.

        Каждый участник группы оформляет «визитку», на которой пишет свое имя. Затем каждый по кругу называет свое имя, добавляя качество, начинающееся на ту же букву. Следующий называет имя и качество предыдущего и добавляет свое собственное.

2 часть – основная.

2. Беседа о роли эмоций в жизни человека.

Цель: знакомство с миром эмоций и их ролью в жизни человека.

        Эмоции играют большую роль в жизни каждого человека. Мы грустим, радуемся, огорчаемся, восхищаемся, тоскуем, гневаемся, тревожимся или веселимся – все это проявление эмоций. Эмоции можно «ощущать» - то есть обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают сильные чувства (вы можете покраснеть, почувствовать, что «перехватило дыхание», ощутить пустоту в животе и т.д.).

        Чувства помогают нам понять, что хорошо, а что плохо, и мы можем предпринять какие-то действия, например, убежать, когда нам страшно или поделиться своей радостью, когда  мы счастливы. Чувства не бывают плохими или хорошими – это часть нас самих. Однако они могут влиять на наши поступки. Один человек, испытывая тревогу и беспокойство по поводу предстоящей контрольной работы, будет очень тщательно к ней готовиться и сдаст хорошо. Другой же, напротив, настолько расстроиться из-за боязни плохо написать контрольную, что забудет элементарные вещи, о которых все знают, и он в том числе.

        Эмоции оказывают большое влияние на наше поведение, поэтому очень важно знать, чем отличаются эмоции (или чувства) от мыслей и действий (поведения).

        Что делает человек в той или иной конкретной ситуации, как он  определяет свое состояние – «я думаю», «я чувствую» или «я делаю»?

3. Упражнение «Обозначь ситуацию».

Цель: формирование умения различать мысли, эмоции и поведение.

Инструкция: читая список ситуаций, попробуйте разделить «мысли», «чувства» и «поведение», то есть обозначьте ситуации так: «я думаю», «я чувствую», «я делаю».

Список ситуаций

  • Ты пробуешь разные способы решения задачи
  • Ты радуешься хорошей отметке
  • Ты волнуешься перед контрольной работой
  • Ты отвечаешь на вопросы теста
  • Ты решаешь, куда пойти учиться
  • Ты едешь с инструктором в учебном автомобиле
  • У тебя потеют ладони, когда ты здороваешься с директором
  • Ты обедаешь в столовой
  • Ты выбираешь компьютерную игру в магазине
  • Ты моешься в душе
  • У тебя холодеет спина при мысли о визите к стоматологу
  • Ты включаешь свет в комнате
  • Ты бежишь по дорожке стадиона
  • Ты решаешь, как лучше обогнать бегущего впереди
  • Ты злишься, что он тоже «прибавил ходу».

4. Упражнение «Эмоциональный барометр»

Цель: осознание причин возникновения отрицательных эмоций, формирование умения осознавать свои эмоциональные состояния.

        Каждый участник получает картинку с «барометром» и цветные карандаши. Ведущий зачитывает примеры различных ситуаций, а члены группы отмечают цветным карандашом соответствующее состояние.

  • Виды эмоций:

- растерянный;

- недовольный;

- злой;

- гневный;

- расстроенный;

- испуганный;

- радостный и т.п.

  • Примеры ситуаций:

- Ты не готов к уроку, а тебя вызвали отвечать.

- Друг подвел тебя в важном деле.

- Мама купила тебе то, о чем ты долго мечтал.

- Поссорился с другом.

- Опаздываешь на занятия и т.п.

Обсуждение:

        Легко ли тебе определиться с чувством, которое у вас возникает в той или иной ситуации?

Комментарий тренера:

        Мир наших чувств сложен и противоречив, поэтому нам бывает трудно в них разобраться, и нам бывает трудно их выразить.

5. Упражнение «Составление списка слов».

Цель: расширение тезауруса для обозначения эмоциональных состояний.

        Каждый участник группы самостоятельно составляет список слов, обозначающих эмоции, а затем во время обсуждения составляется общий список. Он зачитывается, происходит обогащение соответствующего словарного запаса.

6. Упражнение «Заключительный круг».

        Все сидят в кругу. Говорит тот, у кого в руках находится мяч. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из сидящих в кругу. Тот должен сказать: «Я сегодня познакомился с …» и называет имена соседей справа и слева. Затем: «Я сегодня узнал, что …». После чего передает мяч другому. Важно, чтобы мяч побывал в руках у каждого.

3 часть – заключительная.

7. Релаксация.

Цель: расслабление, отдых, снятие напряжения.

        Инструкция: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Медленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит апельсин. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что апельсин находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. За тем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

8. Домашнее задание.

        Фиксировать в дневнике появление эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для детей 4-5 лет "У страха глаза велики"

Цель занятия: 1. Снижение уровня тревожности.2. Развитие мимики и пантомимики, воображения....

Постановка сказки "У страха глаза велики"

Кукольный спектакль, показанный детьми 2го класса...

Конспект занятия с дошкольниками "Вкус радости и звук страха"

Занятие нацелено на формирование у детей дошкольного возраста своего отношения к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к себе, учит проявлять это в виде эмоций и чувств...

Конспект занятия по коррекции страхов для детей старшего дошкольного возраста.

Вариант занятия по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Образ моего страха"

Занятие подготовлено для обучающихся с ОВЗ (5 класс)....

Конспект психопрофилактического занятия по коррекции уровня тревожности: «У страха глаза велики»

Продолжить работу по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей, развивать у них смелость и уверенность ...

Конспект занятия по психологии"Я глазами других людей" для обучающихся с ОВЗ (8 класс)

Подробный конспект занятия по психологии для обучающихся 8 класса "Я глазами других людей", направлен на формирование положительной самооценки на основе значимой положительной обратной связи...