Коррекционно-образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по теме
Цель данной программы - дать каждому учащемуся многогранное и полифунк -циональное представление об окружающем мире путём создания условий для познания его предметов и явлений в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_programma.docx | 127.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дегтярёва Людмила Владимировна.
Г(К)СКОУ «С(К)ОШИ VIII вида с. Родничок Балашовско -го района»
Государственное (казённое) специальное коррекционное образовательное учреждение Саратовской области для обуча -ющихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Родничок Балашовского района».
Сопроводительная записка к коррекционно-образовательной программе.
Цель данной программы - дать каждому учащемуся многогранное и полифунк -циональное представление об окружающем мире путём создания условий для познания его предметов и явлений в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зри тельные, слуховые, моторные функции и межанализаторные связи, пробудить познава тельную и творческую активность учащегося.
Программа по коррекционному развитию рассчитана на один год. Она составлена с учётом особенностей познаватель ной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и помогает в решении специальных задач, таких как:
-обогащение чувственного познавательного опыта, направленное на развитие воображения, внимания, памяти, мышления, речи;
-формирование адекватного восприятия явлений и предметов окружающего мира;
-коррекция недостатков познавательной сферы;
-формирование пространственно-временной ориентации;
- развитие слухоголосовой координации и формирование речемыслительной функции,
- обо гащение словарного запаса;
-совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности, развитие эмоциональной сфе ры;
-формирование целенаправленности действий;
-коррекция общей и мелкой моторики.
Коррекционные занятия нацелены на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития и строятся с учётом психофизиологических особеннос тей их развития, способствуют оптимизации психического развития, социализации детей в обществе.
Занятия проводятся в игровой форме. Игровая терапия позволяет создать ситуации, стиму лирующие расширению словарного запаса и способствующие развитию творческих способ ностей, формированию элементов социального поведения, обучению детей позитивному и продуктивному общению со сверстниками в специально смоделированных, значимых для них ситуациях.
При проведении занятий с использованием игровой терапии обязательным является:
-стимулирование развития зрительного внимания;
-организация игр по развитию слухового восприятия;
-создание условий для ориентировки на звук (использование звучания игрушек в качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх и упражнениях);
-создание условий для развития предметной деятельности;
-организация специальных игр и упражнений, способствующих развитию движений рук и операционально-технической стороны предметной деятельности (накладывания, прикла дывания, совмещения, вталкивания-выталкивания, открывания-закрывания и пр.);
-формирование у учащихся умения действовать двумя руками под контролем зрения, поп равлять несовмещённые поверхности для придания конструкциям устойчивости, использо вать созданные постройки в игре и других видах деятельности;
-формировать умения замечать и исправлять ошибки;
-создание условий для взаимодействия с детьми и взрослыми;
-формирование умения выражать своё доброжелательное отношение к собеседнику путём ласкового дотрагивания, поглаживания, заглядывания в глаза.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям:
- развитие интеллектуальных функций:
- мышления,
- памяти,
- восприятия,
- внимания,
- речи,
- общей и мелкой моторики.
Условия реализации программы:
-систематичность - 2 занятия в неделю по 1 часу;
-небольшое количество детей в группе: 2-4 человека;
-методические и информационные материалы;
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социаль -ного взаимодействия воспитанников между собой и педагогом, а также
поэтапного формирования мыслительной деятельности. В этом и состоит новизна программы. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходя -щего, совместной практической деятельности педагога и детей.
Данной методической разработкой могут пользоваться педагоги – дефектологи коррекционных школ 8 вида; психологи, учителя начальных классов на
коррекционных и сенсорных уроках, в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Программа рассчитана на учащихся 8-9-лет.
Ход эксперимента.
Методика «Исследование быстроты мышления».
Цель: установить индивидуальные особенности скорости протекания мыслительного процесса у учащихся.
Учащимся предъявляется написанная на плакате или на доске таблица слов с пропущенными буквами, например:
П-ро з-р-о з-о-ок
К-са д-р-во т-а-а
Р-ка к-п-ль к-н-а
Ученики по команде начинают писать те полные слова, которые они сумели образовать, вставив пропущенные буквы. Я фиксирую время завершения работы каждым учеником.
Обработка полученных данных.
Учитываю количество правильно написанных слов и затраченное время. Эти данные позволяют мне судить о скорости протекания мыслительного процесса и о его качестве у каждого ученика.
2.Развитие внимания. Методика «Проставь значки» (см. Приложение).
предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребёнка. Ребёнку показываю (приложение ) и объясняю как с ним работать.
Инструкция: «Перед тобой нарисованы геометрические фигуры. Ты должен в каждом квадратике, треугольнике, кружке и ромбике проставить тот знак, который задан вверху на образце, то есть соответственно палочку, черту, плюс или точку».
Ребёнок непрерывно работает, выполняя это задание в течении двух минут,
а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: S=0,5N -2,8n
120
где S-показатель переключения и распределения внимания;
N-количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течении 2 минут;
n- количество ошибок. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, то есть не помеченные соответствующими знаками геометрические фигуры.
Оценка результатов.
10 баллов - очень высокий – показатель S больше чем 1,00;
8 – 9 баллов – высокий - S находиться в пределах от 0,75 до 1,00;
6 – 7 баллов - средний – S располагается в пределах от 0,50 до 0,75;
4 -5 балла – низкий – S находиться в интервале от 0,25 до 0,50;
0 – 3 балла – очень низкий – S находиться в пределах от 0,00 до 0,25.
функции | мышление | память | восприятие | внимание |
Цели занятий: | Развитие словесно- логического мышления. | Развитие слуховой, осязательной, зрительной памяти. | Развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия. | Развитие устойчивости, переключаемости, концен трации внимания. |
Игры: | День рождения. Где ошибки? Перепутанные линии. Чего не хватает? Сочини рассказ. Договори слово. | Игра в стихи. Нарисуй по памяти. Чего не хватает? Разрезная картинка. Бывает- не бывает? Запомни второе слово. | Волшебный мешочек. Повтори за мной. Из чего сделано Угадай, что в руке? Мозаика. | Угадай, кто гово рит? Слушай и выполняй. Что изменилось? Чей букет больше? С каких деревьев упали листья? |
Краткая характеристика экспериментальной деятельности.
В опытно – экспериментальной деятельности принимали участие следующие учащиеся:
Торбин Дима, Чернов Ваня, Лимаренко Маша, Лимаренко Альбина, Барыбина Света, Романычев Федя.
На начало эксперимента | К концу эксперимента | |
Овладевают основным объёмом знаний, определённых программой. | Торбин Дима Романычев Федя Лимаренко Маша | |
Выделяют главное, существенное в изучаемом лишь после выполнения ряда упражнений под руководством учителя. | Чернов Ваня Лимаренко Аля | |
Умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного. | Торбин Дима Романычев Федя Лимаренко Маша | |
К обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы. | Торбин Дима Романычев Федя Лимаренко Маша | Барыбина Света |
С большим трудом и не всегда в полном объёме усваивают изученный материал после длительной тренировки. | Чернов Ваня Лимаренко Аля | |
Крайне затруднён, а часто и просто не возможен переход от одного вида мышления к другому. | Барыбина Света |
Мониторинг по результатам экспериментальной деятельности учащихся.
На начало года | К концу года | |||||||||
ОО | ОТ | Т | В | Сумма | ОО | ОТ | Т | В | Сумма | |
Барыбина Света | 5 | 2 | 2 | -3 | 6 | 6 | 3 | 3 | -2 | 10 |
Лимаренко Аля | 6 | 2 | 2 | -2 | 8 | 6 | 3 | 3 | -2 | 10 |
Лимаренко Маша | 6 | 3 | 2 | -3 | 8 | 6 | 4 | 3 | -2 | 11 |
Романычев Федя | 6 | 4 | 3 | -2 | 11 | 6 | 5 | 4 | -1 | 14 |
Торбин Дима | 6 | 4 | 3 | -3 | 10 | 6 | 5 | 4 | -1 | 14 |
Чернов Ваня | 5 | 3 | 3 | -3 | 8 | 6 | 4 | 3 | -2 | 11 |
ОО - количество пиктограмм (рисунков), соответствующих значению предъявляемого слова.
ОТ- количество слов, который ребёнок запомнил благодаря рисункам, то есть свидетельствует об уровне и особенностях речевого развития.
Т – количество высказываний обобщённого типа, а также высказываний, свидетельствующих о глубине временной перспективы ребёнка (чем больше развит интеллект ребёнка, тем более отдалённые во времени события имеют для него эмоциональное значение).
В – показатель с отрицательным знаком. Чем он больше, тем больше ошибок по невнимательности (или вследствие недостаточного звукобуквенного анализа, отсутствие навыка «мыслительной» самоподготовки).
Приложение к методике «Проставь значки».
Список литературы:
- Митиева Л.А. Удалова Э.Л. Развитие сенсорной сферы детей. М.,2004
- Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. 2001
- Потапова А.Г. Методические рекомендации по проведению коррекционно- развивающих занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов VIII вида. 2005
- Е.А. Зоткина Специальная (коррекционная) педагогика.2001
- Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. СПб, 1998
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб, 2003
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М., 2005
- Симановский А.Э. Коррекционная работа в начальной школе. Ярославль, 1994.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. В кн.: Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1999
- Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...
Портфолио учителя математики специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника д...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
"День бантика" - конспект игровой программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящий в рамках летней программы.
Летние развлечения всегда проходят весело, задорно!!! К детям приходят интересные персонажи, которые проводят игры, эстафеты. Танцуют и поют вместе с ребятишками!...
«Веселое путешествие» конспект игровой программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Веселое путешествие» конспект игровой программы для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Индивидуальная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальная программа....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.
Рабочая программа учебного предмета "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....