Коррекционно-образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по теме

Дегтярёва Людмила Владимировна

Цель данной  программы - дать каждому учащемуся многогранное  и полифунк -циональное представление об окружающем мире путём создания условий для познания его предметов и явлений в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekciya_programma.docx127.81 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Дегтярёва Людмила Владимировна.

Г(К)СКОУ «С(К)ОШИ VIII вида с. Родничок Балашовско -го  района»

Государственное (казённое) специальное коррекционное образовательное учреждение Саратовской области для обуча -ющихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Родничок  Балашовского района».

Сопроводительная записка к коррекционно-образовательной программе.

Цель данной  программы - дать каждому учащемуся многогранное  и полифунк -циональное представление об окружающем мире путём создания условий для познания его предметов и явлений в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развивать зри тельные, слуховые, моторные функции и межанализаторные связи, пробудить познава тельную и творческую  активность учащегося.

Программа по коррекционному развитию рассчитана на один год. Она составлена с учётом особенностей познаватель ной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и помогает в решении специальных задач, таких как:

-обогащение чувственного познавательного опыта, направленное на развитие воображения, внимания, памяти, мышления, речи;

-формирование адекватного восприятия явлений и предметов окружающего мира;

 -коррекция недостатков познавательной сферы;

-формирование пространственно-временной ориентации;

- развитие слухоголосовой  координации и формирование речемыслительной функции,

- обо гащение словарного запаса;

-совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности, развитие эмоциональной сфе ры;

-формирование целенаправленности действий;

 -коррекция общей и мелкой моторики.

Коррекционные занятия нацелены на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития и строятся с учётом психофизиологических особеннос тей их развития, способствуют оптимизации психического развития, социализации детей в обществе.

Занятия проводятся в игровой форме. Игровая терапия позволяет создать ситуации, стиму лирующие расширению словарного запаса и способствующие развитию творческих способ ностей, формированию элементов социального поведения, обучению детей позитивному и продуктивному общению со сверстниками в специально смоделированных, значимых для них ситуациях.

При проведении занятий с использованием игровой терапии обязательным является:

-стимулирование развития зрительного внимания;

-организация игр по развитию слухового восприятия;

-создание условий для ориентировки на звук (использование звучания игрушек в качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх и упражнениях);

-создание условий для развития предметной деятельности;

-организация специальных игр и упражнений, способствующих развитию движений рук и операционально-технической стороны предметной деятельности (накладывания, прикла дывания, совмещения, вталкивания-выталкивания, открывания-закрывания и пр.);

-формирование у учащихся умения действовать двумя руками под контролем зрения, поп равлять несовмещённые поверхности для придания конструкциям устойчивости, использо вать созданные постройки в игре и других видах деятельности;

-формировать умения замечать и исправлять ошибки;

 -создание условий для взаимодействия с детьми и взрослыми;

-формирование умения выражать своё доброжелательное отношение к собеседнику путём ласкового дотрагивания, поглаживания, заглядывания в глаза.

Коррекционная работа проводится по основным направлениям:

  1. развитие интеллектуальных функций:
  2. мышления,
  3. памяти,
  4. восприятия,
  5. внимания,
  6. речи,
  7. общей и мелкой моторики.

                                                      Условия реализации программы:

-систематичность - 2 занятия в неделю по 1 часу;

-небольшое количество детей в группе: 2-4 человека;

-методические и информационные материалы;

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социаль -ного взаимодействия воспитанников между собой и педагогом, а также

поэтапного формирования мыслительной деятельности. В этом и состоит новизна программы. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходя -щего, совместной практической деятельности педагога и детей.

Данной методической разработкой могут пользоваться  педагоги – дефектологи  коррекционных школ 8 вида; психологи, учителя начальных классов на

коррекционных и сенсорных уроках, в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Программа рассчитана на учащихся 8-9-лет.

                       

                                               Ход   эксперимента.

Методика   «Исследование  быстроты  мышления».

 Цель: установить индивидуальные особенности скорости протекания мыслительного процесса у учащихся.

Учащимся предъявляется написанная на плакате или на доске таблица слов с пропущенными буквами, например:

П-ро                   з-р-о                         з-о-ок                  

К-са                   д-р-во                       т-а-а      

Р-ка                   к-п-ль                       к-н-а

Ученики по команде начинают писать те полные слова, которые они сумели образовать, вставив пропущенные буквы. Я фиксирую время завершения работы каждым учеником.

                                                                                                                                                                               

Обработка полученных данных.

Учитываю количество правильно написанных слов и затраченное время. Эти данные позволяют мне судить о скорости протекания мыслительного процесса и о его качестве у каждого ученика.

2.Развитие внимания.  Методика  «Проставь значки» (см. Приложение).

предназначена  для оценки переключения и распределения внимания ребёнка. Ребёнку показываю (приложение ) и объясняю как с ним работать.

Инструкция: «Перед тобой нарисованы геометрические фигуры. Ты должен в каждом квадратике, треугольнике, кружке и ромбике проставить тот знак, который задан вверху на образце, то есть соответственно палочку, черту, плюс или точку».

Ребёнок непрерывно работает, выполняя это задание в течении двух минут,

а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:     S=0,5N -2,8n      

                                     120

где   S-показатель переключения и распределения внимания;

         N-количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течении 2 минут;

         n- количество ошибок. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, то есть не помеченные соответствующими знаками геометрические фигуры.

Оценка результатов.

10 баллов - очень высокий – показатель S больше чем 1,00;

8 – 9 баллов – высокий -  S находиться в пределах от 0,75 до 1,00;

6 – 7 баллов - средний – S располагается в пределах от 0,50 до 0,75;

4 -5  балла – низкий – S находиться в интервале от 0,25 до 0,50;

0 – 3 балла – очень низкий – S находиться в пределах от 0,00 до 0,25.


       функции

мышление

память

восприятие

внимание

         Цели занятий:

Развитие словесно-

логического

мышления.

Развитие слуховой, осязательной, зрительной памяти.

Развитие зрительного, тактильного,  слухового

восприятия.

Развитие  устойчивости, переключаемости, концен трации внимания.

        Игры:

День рождения. Где ошибки? Перепутанные линии.

Чего не хватает? Сочини рассказ. Договори слово.

Игра в стихи. Нарисуй по памяти. Чего не хватает? Разрезная картинка. Бывает- не бывает? Запомни второе слово.

Волшебный мешочек. Повтори за мной.

Из чего сделано Угадай, что в руке? Мозаика.

Угадай, кто гово рит?

Слушай и выполняй.

Что изменилось?

Чей  букет больше?

С каких деревьев упали листья?


           Краткая характеристика экспериментальной деятельности.

В опытно – экспериментальной деятельности принимали участие следующие учащиеся:

 Торбин Дима, Чернов Ваня, Лимаренко Маша, Лимаренко Альбина, Барыбина Света, Романычев Федя.

На начало         эксперимента

К    концу     эксперимента

Овладевают основным объёмом знаний, определённых программой.

 Торбин Дима

Романычев Федя

Лимаренко Маша

 Выделяют главное, существенное в изучаемом лишь после выполнения ряда упражнений под руководством учителя.

Чернов Ваня

Лимаренко Аля

Умеют анализировать, делать  несложные выводы на основании изученного.

Торбин Дима

Романычев Федя

Лимаренко Маша

К обобщению материала  в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы.

Торбин Дима

Романычев Федя

Лимаренко Маша

Барыбина Света

С большим трудом и не всегда в полном объёме усваивают изученный материал после длительной тренировки.

Чернов Ваня

Лимаренко Аля

Крайне затруднён, а часто и просто не возможен переход от одного вида  мышления к другому.

Барыбина Света

Мониторинг по результатам экспериментальной деятельности  учащихся.

    На начало года

             К концу года

ОО

ОТ

Т

В

Сумма

ОО

ОТ

Т

В

Сумма

Барыбина Света

5

2

2

-3

    6

6

3

3

-2

10

Лимаренко Аля

6

2

2

-2

    8

6

3

3

-2

10

Лимаренко Маша

6

3

2

-3

   8

6

4

3

-2

11

Романычев Федя

6

4

3

-2

   11

6

5

4

-1

14

Торбин Дима

6

4

3

-3

  10

6

5

4

-1

14

Чернов Ваня

5

3

3

-3

   8

6

4

3

-2

11

     

ОО - количество пиктограмм (рисунков), соответствующих значению предъявляемого слова.

ОТ- количество слов, который ребёнок запомнил благодаря рисункам, то есть свидетельствует об уровне и особенностях речевого развития.

Т – количество высказываний обобщённого типа, а также высказываний, свидетельствующих о  глубине временной перспективы ребёнка (чем больше развит интеллект ребёнка, тем более отдалённые во времени события имеют для него эмоциональное значение).

В – показатель с отрицательным знаком. Чем он больше, тем больше ошибок по невнимательности (или вследствие недостаточного звукобуквенного анализа, отсутствие навыка «мыслительной»  самоподготовки).

                                Приложение  к методике «Проставь значки».

Список литературы:

  1. Митиева Л.А.  Удалова Э.Л. Развитие сенсорной сферы детей. М.,2004
  2. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. 2001
  3. Потапова А.Г. Методические рекомендации по проведению коррекционно- развивающих занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов VIII вида. 2005
  4. Е.А. Зоткина  Специальная (коррекционная) педагогика.2001
  5. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. СПб, 1998
  6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб, 2003
  7. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М., 2005
  8. Симановский А.Э. Коррекционная работа в начальной школе. Ярославль, 1994.
  9. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2001.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. В кн.: Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1999
  11. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально-ориентированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому в ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Отражен сжатый анализ и классификация индивидуально-ориентированных программ с учетом Федерального государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Малофеев...

Портфолио учителя математики специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника д...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

"День бантика" - конспект игровой программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящий в рамках летней программы.

Летние развлечения всегда проходят весело, задорно!!! К детям приходят интересные персонажи, которые проводят игры, эстафеты. Танцуют и поют вместе с ребятишками!...

«Веселое путешествие» конспект игровой программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Веселое путешествие» конспект игровой  программы для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.

Рабочая программа учебного предмета  "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....