Развитие познавательных способностей школьников
методическая разработка по теме
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы
постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми
учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения,
такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать
и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять
единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.
Известно, что учащихся, находящихся на разных ступенях развития, отличает качественное своеобразие их познавательных способностей. Однако в науке не представлен единый строй закономерностей данного явления. Несмотря на то, что в ряде исследований отмечается проявление неравномерности уровня развития познавательных способностей школьников надежных доказательств и точных параметров колебаний до настоящего времени в литературе не описано. А поскольку, по свидетельству многочисленных исследований в области возрастной и педагогической психологии, современная школа не имеет возможности полноправно опираться на знания возрастных и индивидуальных закономерностей в развитии познавательных способностей школьников, то не в полной мере реализуются индивидуальный и дифференцированный подходы, учитывающие резервы развития каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 11 им.И.А.Бурмистрова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ»
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
КУЗНЕЦОВОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ
Ставрополь
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение__________________________________________________ 3
Глава Ι. Структура проекта
Актуальность исследования____________________________ 4
Значимость проекта.__________________________________ 5
Проблема исследования.________________________________ 7
1.4. Цели, объект исследования и предмет исследования.
Гипотезы._____________________________________________ 8
Задачи исследования.__________________________________ 9
Методологическая основа._____________________________ 9
Теоретическая основа.________________________________ 10
Методы исследования.________________________________ 10
Глава ΙΙ. Организация и этапы исследования.
2.1. Этапы исследования._________________________________________ 11
2.2. Ожидаемые результаты.________________________________ 12
2.3. Полученные результаты._______________________________ 12
2.4. Научная новизна исследования. ________________________ 12
2.5. Теоретическое и практическое значения проекта.__________ 13
А.Теоретическое значение.___________________________ 13
Б. Практическое значение.__________________________ 13
2.6. Управление проектом.______________________________ 14
А. Квалифицированное организационное
и научно - методическое руководство.______________ 14 Б. Достоверность и надежность результатов.__________ 14
В. База исследования проекта. Перспективы реализации.______ 14
Заключение._________________________________________________ 15
Литература___________________________________________________ 16
Приложение
ВВЕДЕНИЕ.
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы
постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми
учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения,
такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать
и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять
единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.
Известно, что учащихся, находящихся на разных ступенях развития, отличает качественное своеобразие их познавательных способностей. Однако в науке не представлен единый строй закономерностей данного явления. Несмотря на то, что в ряде исследований отмечается проявление неравномерности уровня развития познавательных способностей школьников надежных доказательств и точных параметров колебаний до настоящего времени в литературе не описано. А поскольку, по свидетельству многочисленных исследований в области возрастной и педагогической психологии, современная школа не имеет возможности полноправно опираться на знания возрастных и индивидуальных закономерностей в развитии познавательных способностей школьников, то не в полной мере реализуются индивидуальный и дифференцированный подходы, учитывающие резервы развития каждого учащегося.
Существенным аргументом в пользу необходимости изучения закономерностей развития способностей школьников является изменения здоровья детей, начиная с момента поступления в школу. Причиной этого, также является недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их учебно-познавательной деятельности. Именно: неправильная организация и неправильное нормирование интеллектуальных и информационных нагрузок ведет к переутомлению школьников и как результат – к различного рода заболеваниям.
Отсюда следует, что совершенствование системы непрерывного образования, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса при сохранении физического и психического здоровья учащихся невозможны без глубокого изучения развития когнитивно-интеллектуальных компонентов познавательных способностей школьников разного возраста.
Глава Ι. Структура проекта.
1.1. Актуальность исследования. В современных условиях расширения масштабов человеческой деятельности и гигантского роста информации значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потенциям подрастающего поколения. В концепции модернизации образования РФ интеллектуализация учащихся названа в качестве одного из приоритетных направлений. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его прогрессивного развития. Способные и одаренные личности преумножат человеческий капитал России и послужат ее дальнейшему процветанию.
Целенаправленное формирование способностей предполагает глубокие знания общих и специфических, возрастных и индивидуальных закономерностей развития интеллектуальных способностей человека в процессе его жизненного и профессионального роста. Психология и педагогика, наука и практика во все времена искала пути и способы выявления таких закономерностей. Однако данная задача является одной из сложнейших. На разных стадиях возрастного развития наблюдается качественное различие познавательных способностей. Причем симптоматика возрастного и индивидуального в конкретной личности может совпадать, а может значительно отличаться. Поэтому для управления процессом формирования познавательных способностей важно раскрыть общее, целостное их функционирование и выявить специфику и своеобразие развития отдельных компонентов познавательных способностей в возрастном и индивидуальном планах.
Несмотря на значительный эмпирический материал, в сочетании с большим многообразием концепций и многочисленных попыток дать общую характеристику развития способностей в разные возрастные периоды, на сегодняшний день нет единой теории и четко сформулированных закономерностей развития познавательных способностей в онтогенетическом плане, либо они представлены имплицитно. К тому же сохраняется противоречивость взглядов на данную проблему.
Общепроблематизирующие или «локальные», не претендующие на всеобщность, подходы к развитию умственных способностей детей и подростков изложены в работах классиков психологии П.П. Блонского , С.Л. Рубинштейна ,А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.Д. Левитова, Н.С. Лейтеса, П.Я. Гальперина и др.
Широкое распространение имеют исследования познавательной деятельности и способностей младших школьников (Я.А. Пономарев , З.И. Калмыкова, A.M. Матюшкин и др.). Интересные данные о развитии способностей детей получены в ходе специально организованного развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
Большой цикл исследований, посвященных выявлению особенностей развития способностей, проведен в русле дифференциально-психологической школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицина.
Представлены данные о целостных симптомокомплексах, включающих психофизиологические, психологические и социально-психологические признаки, характерные для некоторых общих и специальных познавательных и коммуникативных способностей: (Э.А. Голубева], И.В. Равич-Щербо , С.А. Изюмова] и др.).
Отметим, что каждый автор, представляя свою теорию, имеет ту или иную ограниченность концептуальных схем. Более того, новое время дает новую трактовку старых проблем. Наши современники (А.В. Брушлинский, А.А. Митькин, Т.В. Кудрявцев и др.) достаточно категорично высказываются в отношении теорий Пиаже И Вернера, критикуя выдвинутую ими закономерность – принцип стадиальности развития, характеризующийся «конечным состоянием» когнитивных структур
Анализ многочисленных отечественных и зарубежных исследований показывает, что в данной области не представлен целостный онтогенетический аспект проблемы развития познавательных способностей. Исследуются либо отдельные познавательные процессы или их компоненты, либо интеллект или умственные способности. А о смене возрастных особенностей нельзя судить по изменениям какой-либо одной функции, характеристику периода надо искать во всей совокупности психических процессов и свойств (Н.А. Менчинская , Н.С. Лейтес).
Необходимо системное изучение мнемических, мыслительных и других способностей человека. Одним из продуктивных подходов в реализации этого направления является концептуальный подход В.Д. Шадрикова. Им по-новому осмыслено теоретическое основание психологии способностей с позиций качественных особенностей функциональных систем, дано определение и представлен функционально-генетический подход в рассмотрении проблемы развития способностей.
Способности понимаются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные процессы, которые имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в качественном своеобразии выполнения деятельности .
Между тем в психологической литературе термин «познавательные способности» продолжает использоваться неоднозначно. Как его синонимы часто употребляются такие понятия, как когнитивные (Н.И. Чуприкова], М.А. Холодная] и др.), умственные интеллектуальные (В.Н. Дружинин и др.), мыслительные способности (А.В. Брушлинский и др.). Поэтому дать определение сущности и содержания понятия «познавательные способности», объединив в едином концептуальном поле существующую терминологию, - одна из важнейших задач психологии и педагогики.
Осуществив глубокий теоретический поиск в области проблематики развития способностей, сопоставив массив классических представлений с теми современными исследованиями, которые имеются на сегодняшний день, можно констатировать, что данная проблема во всем многообразии ее аспектов по праву относится к разряду наиболее сложных разделов педагогической психологии.
1.2. Значимость данной проблемы связана с практикой обучения воспитания, требующей раскрытия и учета законов развития способностей школьников разного возраста.
Известно, что учащихся, находящихся на разных ступенях развития, отличает качественное своеобразие их познавательных способностей. Однако в науке не представлен единый строй закономерностей данного явления. Несмотря на то, что в ряде исследований отмечается проявление неравномерности уровня развития познавательных способностей школьников надежных доказательств и точных параметров колебаний до настоящего времени в литературе не описано. А поскольку, по свидетельству многочисленных исследований в области возрастной и педагогической психологии, современная школа не имеет возможности полноправно опираться на знания возрастных и индивидуальных закономерностей в развитии познавательных способностей школьников, то не в полной мере реализуются индивидуальный и дифференцированный подходы, учитывающие резервы развития каждого учащегося.
Существенным аргументом в пользу необходимости изучения закономерностей развития способностей школьников является изменение здоровья детей, начиная с момента поступления в школу. Причиной этого, также является недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их учебно-познавательной деятельности. Именно: неправильная организация и неправильное нормирование интеллектуальных и информационных нагрузок ведет к переутомлению школьников и как результат – к различного рода заболеваниям.
Отсюда следует, что совершенствование системы непрерывного образования, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса при сохранении физического и психического здоровья учащихся невозможны без глубокого изучения развития когнитивно-интеллектуальных компонентов познавательных способностей школьников разного возраста.
В Целях достижения оптимальных результатов обучения с учетом валеологического аспекта существует прямая необходимость в знании и грамотном учете закономерностей онтогенетического эволюционирования познавательных способностей современных учащихся. Опираясь на эти знания, возможно, оптимизировать объем и содержание уроков и правильно чередовать физические и умственные нагрузки школьников.
Отечественные классики психологии и педагогики придавали огромное значение знанию возрастных закономерностей развития способностей человека. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что главной задачей обучения и воспитания детей является изучение закономерностей развития общих способностей. С.Л. Рубинштейн также подчеркивал, что при всей индивидуализированности пути развития каждого человека существуют общие закономерности, знание которых позволит более эффективно управлять развитием личности.
Отметим, что однажды открытые закономерности не неизменны и не абсолютны, поскольку развитие зависит от совокупности множества внешних и внутренних факторов, включая социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, учебно-воспитательные воздействия и общественно-исторические условия (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Так, Д.Б. Эльконин отмечал: «Подходя к вопросу о роли возрастных факторов, следует иметь в виду, что особенности определенного возраста отнюдь не представляют собой чего-то неизменного, лишь повторяющегося испокон веков». В продолжение этой мысли Н.С. Лейтес писал: «Сами возрастные особенности и динамика их развития в очень большой степени зависят от общественно-исторических условий. Например, в нашу эпоху происходит ускорение возрастного развития как физического, так и психического». Эти строки были написаны НС. Лейтесом более 30 лет назад.
Сегодня, в начале XXI века, процесс акселерации сменился прямо противоположным - процессом дицелерации (замедление темпа развития). Современные дети по всей совокупности морфологических характеристик значительно уступают своим родителям, и это процесс, исходя из предположений антропологов, по всей вероятности будет продолжаться. Вместе с тем, в связи со стремительными темпами научно-технического прогресса наши дети более информированы и эрудированны.
Имеют ли место специфические, характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на это вопрос принципиально значим как для современной науки, так для практики организации учебно-образовательного процесса. Кроме того, углубленное изучение возрастных этапов в развитии познавательных способностей современных школьников позволили более основательно судить о собственно индивидуальном в способностях детей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение закономерностей развития познавательных способностей и формирования в учебной деятельности в период роста и развития человека является одной из актуальных теоретических и научно-практических задач.
1.3. Проблема исследования обусловлена наличием существенного противоречия между возросшими требованиями валеологизации, индивидуализации и дифференциации обучения в школе, построенных на знании и учете закономерностей развития познавательных способностей учащихся и отсутствием необходимых сведений о динамике онтогенетического эволюционирования отдельных компонентов и интегративного показателя познавательных способностей современных школьников.
Проблема исследования обусловлена наличием существенного противоречия между возросшими требованиями валеологизации, индивидуализации и дифференциации обучения в школе, построенных на знании и учете закономерностей развития познавательных способностей учащихся и отсутствием необходимых сведений о динамике онтогенетического эволюционирования отдельных компонентов и интегративного показателя познавательных способностей современных школьников.
1.4. Цели, объект исследования и предмет исследования.
Гипотезы.
Целью данного исследования является изучение особенностей возрастной динамики основных компонентов и интегрального показателя познавательных способностей учащихся и выявление закономерностей их развития за период обучения в школе.
Эта цель будет реализована с использованием специального комплекса экспресс-диагностики на материалах лонгитюдного и поперечных исследований познавательных функций учащихся школьного возраста. Начиная с 6 класса, заканчивая 9.
Объектом исследования являются познавательные способности учащихся (сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные и креативные).
Предметом - закономерности развития познавательных способностей учащихся в период школьного онтогенеза.
Гипотезы исследования.
1. Комплексная диагностика, осуществляемая в рамках лонгитюдного исследования и направленная на изучение, как отдельных компонентов познавательных способностей школьника, так и на выявление интегрального показателя способностей, позволит:
определить ход и временные закономерности возрастного развития познавательных способностей учащихся в процессе школьного онтогенеза;
представить возрастную динамику познавательных способностей, уточнив характер «кривой» развития и найти благоприятные и критические периоды для формирования компонентов познавательных способностей;
выявить возрастные особенности отдельных компонентов познавательных способностей;
составить представления о средней норме возрастной динамики познавательных способностей и на основе этого судить о вариациях возрастной эволюции способностей;
вскрыть факторную структуру познавательных способностей учащихся на протяжении некоторого периода обучения в школе.
2. Познавательные способности можно целенаправленно формировать посредством специально разработанных психолого-педагогических приемов на уроках математики и на внеклассных мероприятиях, что обеспечит школьникам:
изменение хода онтогенетической эволюции познавательных способностей и достижение новых, более высоких уровней их функционирования;
создание фундамента для борьбы с интеллектуальными перегрузками за счет операционного преобразования психически функций и усиленной мотивации к учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности.
3. Эффект целенаправленного развития познавательных способностей школьников будет иметь не только срочный характер, но, влияя на более глубокие структуры познавательной деятельности и за счет формирования оперативности функциональных механизмов сохранится достаточно продолжительное время.
4. Использование психологических закономерностей в развитии и формировании познавательных способностей школьников позволит определять содержание и формы коррекционно-развивающих занятий, как на уроках математики, так и в учебной деятельности в целом; подойти к нормированию интеллектуальных и учебных нагрузок в средней школе; наладить систему отбора одаренных детей, что в целом повлияет на повышение эффективности учебно-познавательного процесса в школе.
1.5. Задачи исследования.
Задачи:
Изучить теоретические и методологические основы проблемы познавательных способностей в отечественной и зарубежной науке и практике.
Охарактеризовать современное состояние и классифицировать основные подходы к исследованию познавательных способностей.
Изучить теории развития познавательных способностей учащихся и особенности возрастных и индивидуально-психологических различий в познавательной деятельности школьников.
Упорядочить знания и практический опыт, накопленные в данной области для определения феноменологии проблемы развития и формирования познавательных способностей человека.
Исследовать особенности и выявить динамику познавательных способностей учащихся, определив сензитивные и критические периоды их развития, применяя комплекс разнообразных психодиагностических методик.
Предложить пути целенаправленного развития способностей школьников и осуществить формирующие серии эксперимента с учащимися подросткового и старшего школьного возрастов.
Вскрыть факторную структуру познавательных способностей учащихся разного возраста на протяжении периода обучения в школе.
Опираясь на результаты исследования разработать практические рекомендации по осуществлению комплексной работы совместно со школьным психологом по диагностике и формированию познавательных способностей учащихся.
1.6. Методологической основой исследования явились:
Принцип развития, предусматривающий развитие способностей человека как кумулятивные и инновационные повышения уровня организации в их онтогенетической структуре (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, и др.).
Принцип детерминизма, предполагающий, что генезис способностей – это преломление внешних воздействий на человека через его внутренние условия (С.Л. Рубинштейн).
Принцип деятельностного подхода, предполагающий изучение способностей как родовых форм деятельности и раскрывающий структуру способностей с позиций структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков).
Принцип системного подхода, проявляющийся в понимании феномена развития познавательных способностей человека как многомерной иерархически организованной целостности (П.К. Анохин, В.Д. Шадриков, и др.).
Принцип комплексного подхода, предполагающий изучение отдельных характеристик познавательных способностей одних и тех же людей с помощью метода возрастных срезов и лонгитюдинального метода на трех уровнях – индивида, субъекта деятельности и личности (Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков и др.) и единство диагностических и формирующих воздействий при изучении познавательных способностей (Б.Б. Коссов, В.П. Озеров).
Принцип единства теории-эксперимента-практики (Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин) в применении к исследовательским задачам был конкретизирован как принцип единства психологической теории познавательных способностей, их экспериментального исследования и использования полученного фактического материала в общеобразовательной практике.
1.7. Теоретическая основа.
Теоретической основой исследования явились теории Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, Б.Г. Ананьева о функциональных, операционных и мотивационных механизмах психических функций, В.Д. Шадрикова о познавательных способностях, их структуре и механизмах функционирования в единстве как генетически обусловленных, так и прижизненно сформированных механизмов, и о развитии способностей как процессе системогенеза.
Основой исследований был естественный измерительный метод, поэтому при решении экспериментальных задач использовался психометрический подход, то есть рассматривались познавательные способности преимущественно с психометрических позиций, придерживаясь факторно-аналитических концепций (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Д. Векслер, В.Н. Дружинин, и др.).
1.8. Методы исследования.
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений нами была использована совокупность общенаучных и психологических методов, взаимодополняющих друг друга.
Обзорно-аналитический метод, позволяющий изучить и проанализировать по библиографическим источникам состояние исследований по данной проблеме в отечественной и мировой науке, выявить и уточнить содержание основных направлений, концепций и подходов в развитии познавательных способностей.
Психодиагностический метод, с помощью которого происходит фиксация и описание данных экспресс-тестирования познавательных способностей школьников.
Лонгитюдный метод, позволяющий многократно обследовать одних и тех же лиц на протяжении длительного времени с целью выявления особенностей развития познавательных способностей учащихся за период обучения в школе и определить индивидуальную структуру и динамику развития каждого ученика.
Метод поперечных срезов, предполагающий одновременное тестирование учащихся разных возрастов.
Экспериментальный метод, направленный на проверку научных гипотез, на выявление причин изучаемых явлений и оценку следствия действия этих причин.
В связи с тем, что исследования были начаты в сентябре 2009 года, последующие методы находятся в начальной стадии развития.
Формирующий эксперимент, помогающий прослеживать изменения в структуре познавательных способностей школьников в процессе активного развивающего воздействия, осуществляемого посредством тренинговых занятий на уроках математики и внеклассных мероприятиях.
Метод статистического и многомерного анализа экспериментальных данных (включая корреляционный, дисперсионный и факторный), позволяющий количественные показатели, полученные в ходе эксперимента обобщить, привести в систему и выявить скрытые в них закономерности.
Глава ΙΙ. Организация и этапы исследования.
2.1.Этапы исследования.
Исследование выполнялось и планируется в несколько этапов:
Предварительный этап 2008 (год) - пилотажное исследование с использованием выбранных методик. Оценка психометрических характеристик адаптированного к целям исследования блока тестовых методик и проверка его на валидность и надежность.
1 этап 2008-2009 гг. - изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических и методологических основ исследования;
этап 2009-2010 учебный год - проведение констатирующей серии эксперимента методом поперечных срезов на контингенте подростков 6-7 класса и старшеклассников (9-10 класс). Осуществление формирующей серии эксперимента с учащимися шестого класса и проведение повторной диагностики.
- осуществление диагностики учащихся шестых и седьмых классов, проведение формирующего эксперимента на контингенте шестиклассников на уроках математики и на внеклассных мероприятиях выполнение повторного тестирования.
Планируется:
3 этап. 2010-2011 гг. - продолжение сбора и анализа теоретических, фактических и экспериментальных данных по проблеме исследования.
проведение ежегодного тестирования учащихся с шестого по девятый класс;
- проведение дополнительной (промежуточной) диагностики с контингентом учащихся. Осуществление формирующей серии эксперимента с учащимися и проведение повторной диагностики.
4 этап . 2011-2012учебный год - подключение к основным исследованиям познавательных способностей школьников дополнительного метода системно-стилевого исследования личности, позволяющего получить более глубокую и детальную картину особенностей развития познавательных способностей школьников.
Общее число диагностируемых экспериментального исследования составило 120 человек, из них 20 человек будут участвовать до конца исследования.
5 этап. 2012-2013- гг. - заключительный этап эксперимента; завершение статистического и многомерного анализа экспериментальных данных. Формулирование общей концепции исследования. Анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов экспериментального исследования; формулировка выводов и научно-методических рекомендаций по теме исследования.
2.2. Ожидаемые результаты.
- положительный эффект целенаправленного развития познавательных способностей школьников под влиянием специальных занятий;
- сохранение (повышение) результативности как индивидуальной, так и групповой;
Помнить, что низкий стартовый уровень познавательных способностей учащихся не исключает возможности их существенного подъема.
Накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации в настоящем и будущем.
2.3 Полученные результаты.
В результате проведенных диагностик были получены результаты, приведенные в таблицах. (Приложение 1)
Интересно заметить, первоначальные результаты оказались неожиданными. Были выявлены учащиеся с хорошими показателями познавательных способностей , но обучающиеся на удовлетворительно. Результаты повторной ( промежуточной) диагностики несколько изменились в 6 «А» классе. А в 9 классе проведенные занятия по логическому мышлению настолько понравились учащимся, что руководителю научно-исследовательского общества «Пифагор» секции математики и информатики Кузнецовой Н.Н. было принято решение ввести дополнительное направление в научно-исследовательской работе «Наглядная топология».
2.4. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
на концептуально-системном уровне раскрыта проблема изучения и развития познавательных способностей, учащихся в период школьного онтогенеза;
изучаются особенности и характер возрастной динамики основных компонентов и интегрального показателя познавательных способностей школьников;
вскрывается факторная структура познавательных способностей учащихся на протяжении длительного периода обучения в школе и будет выявлен определенный вклад нагрузок отдельных компонентов фактора «познавательные способности» в разные возрастные периоды;
будут экспериментально выявлены закономерности развития основных компонентов познавательных способностей у школьников, которые можно учитывать при планировании интеллектуальных нагрузок на всех этапах непрерывного образования школьников и при осуществлении целенаправленного развития познавательных способностей учащихся.
2.5. Теоретическое и практическое значения проекта.
А.Теоретическое значение работы состоит в следующем:
Определенность проблемы развития познавательных способностей человека и представление классификации основных подходов к их исследованию;
Разрабатываются психолого-педагогические принципы и методы диагностики и формирования познавательных способностей школьников с применением в математике, которые могут служить научно-теоретической базой для отбора одаренных учащихся в специальные учебные заведения, для развития способностей слабоуспевающих и для внедрения новых форм и методов изучения познавательных способностей.
Б. Непосредственное практическое значение для средней школы имеют:
предложенная методика экспресс-тестирования познавательных способностей школьников на разных этапах обучения, позволяющая глубоко и дифференцированно изучать структуру познавательных способностей, как конкретного школьника, так и групп учащихся на протяжении многолетнего образовательного процесса;
разработанная методика целенаправленного развития познавательных способностей детей, подростков, юношей, качественно улучшающая функционирование психических процессов и интеллектуальной деятельности в целом;
методические рекомендации, подготовленные на основе исследований по диагностике и формированию познавательных способностей учащихся;
возможность учета выявленных закономерностей в развитии познавательных способностей школьников в стратегии планирования интеллектуальных нагрузок на разных этапах образования и при формировании или коррекции основных компонентов познавательных способностей учащихся.
2.6. Управление проектом.
А. Квалифицированное организационное и научно-методическое руководство.
Обеспечение эксперимента методиками для замеров и обработки текущих результатов исследования.
Достаточная экспериментальная база.
Профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив.
Творческая инициативная группа работников школы.
Б. Достоверность и надежность результатов обеспечивается
- структурой, содержательной целостностью и логической последовательностью изложения материала,
- применением комплексной совокупности методов и средств исследования, сочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследования,
- преемственностью результатов на различных этапах исследования, аргументированностью теоретических положений и логических выводов работы.
- совокупностью исходных методологических и теоретических положений;
- длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы;
- применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задаче и логике исследования и подтверждающих основные выводы эксперимента;
В данной работе освещены результаты двух психолого-педагогической диагностик: начальной (сентябрь) и промежуточный (январь) , а так же, результат эксперимента на январь 2010 года, общим охватом 120 школьников. Все результаты достоверны.
В. База исследования проекта. Перспективы реализации.
База исследования проекта - муниципальная общеобразовательная школа № 11 г. Ставрополя. Экспериментальная часть для эмпирического исследования состояла из выборки 120 человек, из них: 20 учащихся 6-ого класса (участвовавшие в формирующем этапе), 10 педагогов и 20 родителей.
Разработку и реализацию проекта осуществляет учитель математики и классный руководитель 6 «А» класса Кузнецова Наталья Николаевна под руководством и контролем директора школы Сериковой Ирины Владиславовны в период основного закрепляющего этапа 2009-2010 учебного года.
Заключение.
Подводя итог уже проделанной работы , можно сказать, что проблема закономерностей развития познавательных способностей учащихся в период школьного онтогенеза действительно является одной из сложнейших .
В теоретическом плане был предпринят анализ и упорядочение проблемы развития познавательных способностей. Так же был выявлен термин «познавательных способностей». Были применены принципы и методы диагностики (и будут применяться в дальнейшем) и формирования познавательных способностей, что важно не только для психологов, но и для учителей – предметников и классных руководителей.
Удастся ли попытка интегрировать знания, изучив целостную картину развития познавательных способностей? Получится ли выявить новые закономерности развития познавательных способностей школьников? Смогут ли улучшиться показатели, в структуре личности учащихся, время разрешит эти вопросы.
Выделение конкретных общенаучных ориентиров с самого начала исследования позволило направить теоретическую работу на совершенствование и преобразование воспитательной и образовательной практики.
следует отметить, что в процессе проведения данной работы учащиеся охотно реагировали на применяемые методы , всегда шли навстречу, организуя подходящие эмоциональные условия.
Результаты эксперимента и диагностики обсуждались с каждым в отдельности.
Обсуждение результатов является важным направлением в проекте. Но оно должно проводиться, учитывая возможные этические и социальные последствия. Информация по результатам должна соответствовать потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто ее получит.
Список литературы.
1.Ананьев.Б.Г. О взаимосвязи в развитии способностей и характера.доклады. МюИПАН СССР, 1998,
2. Блейхер В.М.. Психологическая диагностика интеллекта и личности.- Киев: Вища школа, 1978 -142с.
3. Богданова Т,Г. Диагностика познавательной сферы ребенка.- М.: Роспедагеннство, 1994,-64с.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.Словарь-справочник по психодиагностике. –СПб.: Питер Ком. , 1999, 528с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-446 с.
5.Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов. – 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 444с.
Жизневский Б.П. Психологические проблемы воспитания и образования. - Минск.: Народная асвета, 1990. - 173 с.
Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета Психология. - 1978. - № 1
8. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 164с
9.Концепция воспитания школьников в современных условиях / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, А. А. Бодалева, З. А. Мальковой. - М.: Новая школа, 1993.
10.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для вузов. – М.: ACADEMIA, - 184с.
Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников,-М.ИЛЕКСА, 2002г
12. Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалка_ СПб: Речь, 2001.
13. Познавательные процессы и способности в обучении/ под ред. Б.Б.Коссова.-М. 1973.т1
14. Шадриков В.Д..Способности, одаренность, талант.// Развитие и диагностика способностей.-М:1991.
15. Чудновский В.Э. О нравственной устойчивости личности и ее формирование у подростка. Педагогика, М, 1982.
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
(Практическая часть и исследовательская работа
6 «А»)
№ | Познавательные процессы | восприятие | внимание | память | мышление | воображение | Психофизиологические показатели |
тесты | Глазомер на углы | Корректурная проба | Запоминание чисел | Логические ряды | круги | Термометр самочувствия |
1 | Ф.И. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
2 | А.А | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 | 8 | 9 |
3 | А.А | 6 | 7 | 5 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 |
4 | А.А | 6 | 7 | 5 | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 8 | 7 | 7 | 8 |
5 | А.В | 7 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 5 | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 |
6 | А.К. | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 5 | 6 | 8 | 8 | 8 | 7 |
7 | А.Р. | 5 | 6 | 7 | 8 | 6 | 8 | 4 | 6 | 7 | 9 | 7 | 8 |
8 | А.Р. | 6 | 6 | 7 | 8 | 4 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 7 | 7 |
9 | Б.П. | 5 | 5 | 7 | 9 | 5 | 6 | 8 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 |
01 | Б.Д. | 5 | 6 | 8 | 9 | 7 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 7 | 8 |
11 | В.Е. | 7 | 8 | 9 | 9 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 7 | 9 |
12 | К.В. | 7 | 8 | 8 | 9 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 | 8 | 8 | 8 |
13 | М.А. | 8 | 8 | 8 | 8 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 9 | 7 |
14 | М.П. | 7 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 | 8 | 7 |
15 | О.Э. | 7 | 7 | 8 | 9 | 7 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 8 |
16 | С.А. | 6 | 6 | 7 | 8 | 4 | 6 | 5 | 6 | 6 | 7 | 9 | 8 |
17 | С.А. | 9 | 9 | 8 | 8 | 5 | 7 | 5 | 7 | 5 | 7 | 8 | 9 |
18 | Х.А. | 6 | 7 | 8 | 9 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 8 | 7 | 9 |
19 | Я.И. | 6 | 6 | 8 | 9 | 4 | 6 | 5 | 8 | 6 | 7 | 8 | 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Практическая часть.
Разработка практических рекомендаций по организации различных видов организационной, педагогической и управленческой деятельности, направленной на проектирование и становление в образовательном учреждении действующей модели .
Предлагаемая методика может быть использована как практическими психологами, так и классными руководителями.
Комплекс для экспресс-тестирования познавательных способностей учащихся.
I. ВОСПРИЯТИЕ
Глазомер на углы
Цель: произвести оценку способности к восприятию пространственных угловых величин.
Инструкция. Перед вами бланк, на котором 10 пар равных по угловой величине фигур, обозначенных цифрами и буквами (показать несколько пар на плакате, рис. 8). Начните по порядку от фигуры № 1 и найдите соответствующую ей по угловой величине фигуру, обозначенную буквой. Запишите: № 1 - и рядом соответствующую букву, например, «к». Затем ищите фигуру № 2 и соответствующую ей по угловой величине фигуру, запишите. Время работы: 3 минуты1.
Рис. 8
1 Здесь и далее в конце каждой инструкции мы спрашиваем: «Какие будут вопросы?» (Отвечаем на вопросы). Даем команды: «Приготовились!», «Начали!»
Обработка результатов: |
Количество правильных ответов | Знак | 10 | 9 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Признаки предмета
Цель: выявить способность выделять в воспринимаемом предмете его свойства и признаки.
При анализе результатов по данному тесту можно судить о таких важных качествах учеников, как наблюдательность, умение сосредоточиться на предмете, мыслить о нем.
Инструкция. Посмотрите на этот предмет (предъявляется какой-либо предмет). Вы должны письменно ответить на вопрос: «Какой он?». За 4 минуты назовите как можно больше признаков, характеризующих этот предмет. Старайтесь достигнуть исчерпывающей характеристики. Каждый признак нумеруйте и записывайте один под другим в столбик.
Предметы для предъявления:
Искусственный цветок, шариковая ручка, ножницы, аудиокассета, дырокол, телефон, книга, портфель, журнал, куртка.
Обработка результатов:
Количество правильных ответов | Знак | 20 | 18 | 16 | 14 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
II. ПАМЯТЬ
Запоминание несвязанного материала - слова, числа
Цель: выявить способность к запоминанию и воспроизведению несвязанных слов и двузначных чисел.
Инструкция. Я продиктую вам слова (числа). Постарайтесь запомнить их. По команде «Пишите», столбиком в любой последовательности запишите, что запомнили. Переспрашивать нельзя. На запись — 1 мин. По команде «Стоп» прекратите запись и подчеркните последнее слово (число).
Вариант 1
Слова: елка, вода, успех, зонтик, пчела, сутки, дверь, вилка,
номер, помощь.
Числа: 17, 54, 35, 21, 70, 64, 95, 41, 86, 32.
Вариант 2
Слова: ваза, трагедия, вилка, ведро, радость, платье, ягода,
доска, роза, таблетка.
Числа: 73, 12, 28, 64, 45, 51, 15, 98, 32, 83.
Вариант 3
Слова: соловей, ветка, воздух, слезы, волосы, клюв, событие,
нос, кулак, ток.
Числа: 15, 23, 27, 31, 42, 45, 36, 54, 95, 62.
Вариант 4
Слова: гроза, петух, дерево, решетка, машина, весть, зерна, бумага, зеркало, лес.
Числа: 11, 18, 32, 23, 47, 52, 54, 79, 86, 92.
Вариант 5
Слова: камень, ручка, ситуация, стол, чеснок, лев, зеркало, хлеб, шапка, сумка.
Числа: 25., 34, 27, 48, 51, 63, 17, 43, 24, 73.
Вариант 6
Слова: число, хор, камень, гриб, кино, уровень, море, шмель, рысь, лампа.
Числа: 18, 70, 96, 37, 20,73, 67, 11, 42, 84.
Вариант 7
Слова: сон, культура, река, люди, ответ, жизнь, ключ, начальство, зонт, медведь.
Числа: 56, *9, 35, 40, 21, 75, 90, 62, 35, 48.
Вариант $
Слова: умник, узел, карточка, экипаж, мыло, хлеб, ночь, велосипед, цепь, сюжет.
Числа: 56, 35, 14, 67, 23, 44, 75, 21, 84, 92.
Вариант 9
Слова: лес, обман, творчество, проба, секунда, таблица, синий, пух, птица, крик.
Числа: 62, 18, 48, 90, 23, 71, 14, 52, 34, 80.
Вариант 10
Слова: пословица, стрелка, мороз, лес, больной, дверь, магазин, рот, чай, рыба.
Числа: 99, 18, 47, 55, 71, 36, 87, 60, 11, 24.
Обработка результатов:
Количество правильно подчеркнутых слов | Знак | 10 | 9 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
III. М Ы Ш Л Е Н И Е
Аналогии. Анализ отношений
Цель: выявить способность устанавливать сходство в каких-либо свойствах, отношениях предметов и их функций, что предусматривает сложную аналитическую деятельность с применением таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Инструкция. Перед вами на бланках 10 пар строк, пара слов слева находятся в определенном отношении, например, корова — теленок (мать и дитя). Рядом написано еще одно слово, к нему надо подобрать такое слово, которое бы относилось к данному так, как в соответствующей паре, например, курица — ... . К этому слову наиболее подходит слово цыпленок. Если бы нам было дано другое соотношение, например: корова - молоко (то, что человек получает от животного), то в этом случае к слову курица мы бы записали — яйцо. Время работы 3 минуты
Вариант 1
Малина -... | (ягода) |
Овца —... | (стадо) |
Страница —... | (книга) |
Больной — ... | (здоровый) |
Свитер — ... | (одежда) |
Свет - ... | (темнота) |
Дождь -... | (капля) |
Покой - ... | (движение) |
Правильно — ... | (верно) |
Птица - ... | (крыло) |
Физика — наука
Грядка - огород
Слово - фраза
Бодрый - вялый
Десять - число
Похвала - брань
Роман — глава
Радость — печаль
Враг — неприятель
Самолет - мотор
IV. ВООБРАЖЕНИЕ
Круги
Цель: определить способность к воссоздающему и творческому воображению и продуктивность воображения.
Инструкция. Перед вами бланки с изображениями 20 кругов одинакового размера (рис. 11). За три минуты постарайтесь нарисовать максимальное количество предметов или объектов, включающих в себя круг, подпишите каждый из них. Как можно интереснее и оригинальнее разнообразьте тематику своих рисунков. Проявите творчество и нестандартность мышления.
О | О | О | О | О |
О | О | О | О | О |
О | О | О | О | О |
О | О | О | О | О |
Рис. 11
Обработка результатов:
За нестандартность, оригинальность рисунка добавляется 2 балла.
Количество использованных кругов | Знак | 20 | 18 | 16 | 14 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Развитие познавательных способностей производится с помощью некоторых тестов.
Переключение внимания
Развитие переключаемость внимания (перестройка внимания с одного объекта на другой).
Инструкция. (Проводится в парах). Используя таблицу: а) показать на таблице карандашом или ручкой арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25; б) показать на таблице римские цифры в убывающем порядке от XXIV до I; в) показать на таблице попеременно арабские цифры в возрастающем порядке, а римские в убывающем порядке: 1 - XXIV, 2 — XXIII и т.д.
7 | IV | 10 | VI | 22 | 24 | XII |
11 | хш | 19 | 8 | II | XVI | XIX |
IX | I | 20 | XV | 21 | XXIII | 3 |
17 | 6 | XVII | VIII | 18 | 12 | XXIV |
XIV | 25 | 13 | X | XX | 1 | VII |
XXI | III | . 23 | V | 15 | 14 | 5 |
16 | XVIII | XI | 2 | ХХ11 | 4 | 9 |
Распределение внимания
Развитие распределяемости внимания.
Инструкция. (Проводится в парах). Один из вас засекает время, в течение которого другой называет по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносите 1, пишите 20; произносите 2, пишите 19 и тд Подсчитайте время и количество ошибок. Чем' меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания. Распределение внимания - формируемое качество.
Концентрация внимания
Развитие умения концентрировать и распределять внимание.
Инструкция. Надо сосчитать, сколько в таблице знаков по порядку, начиная с нижнего левого угла, таким образом: один крестик один кружок, два крестика, один квадрат, два кружка, три крестика и так далее.
Каждый раз, когда начинаем считать сначала, надо поворачивать рисунок на 90 градусов. Запомнить последовательность фигур очень сложно.
О | + | □ | + | о | о | □ |
+ | D | О | □ | + | □ | □ |
о | □ | + | + | □ | □ | + |
+ | О | о | □ | + | + | о |
+ | □ | о | + | о | □ | + |
□ | + | □ | о
| + | + | о |
Произвольность внимания
Развитие произвольности внимания.
Инструкция. (Проводится в парах). Начертите в тетради квадрат и разбейте его на 25 клеточек (как на рисунке справа). В течение 1 5 минут перепишите в них цифры в порядке их возрастания с рисунка слева. Начинать надо с пустого верхнего левого квадрата. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40.
14 | 5 | 31 | 27 | 37 |
40 | 34 | 23 | 1 | 20 |
19 | 16 | 32 | 13 | 33 |
2 | 6 | 8 | 25 | 9 |
12 | 26 | 36 | 28 | 39 |
Примеры
Развитие сосредоточения внимания.
Инструкция. За 2 минуты найдите 20 ошибок в этих примерах и исправьте их
. |
3+12=15 | 13+3=10 | 16-9=7 | 12-6=6 | 15-2=13 | 15+5=10 |
5=17=22 | 4+18=22 | 16-5=11 | 7+7=23 | 114-8=6 | 18-4=12 |
14+6=20 | 15-8=7 | 16+8=23 | 16+9=28 | 15=9=25 | 19+5=24 |
14-9=5 | 7+18=25 | 6+15=22 | 12-7=5 | 19-6=13 | 16=6=22 |
14+9=23 | 11+4=14 | 16+14=20 | 13-4=9 | 13-2=11 | 15-4=11 |
12-4=16 | 12-9=3 | 2+11=13 | 18-8=10 | 18-7=13 | 5+13=18 |
13-5=18 | 16-2=13 | 12+9=21 | 23+9=54 | 6+46=54 | 53-17=35 |
Информационный поиск
Развитие скорости и точности зрительного восприятия.
Инструкция. (Проводится в парах). Ознакомьтесь с матрицей, посмотрите, из каких графических изображений она составлена. Как можно быстрее подсчитайте, сколько раз в ней встречается заданный эталон. Напарник зафиксирует время выполнения задания.
Пример матрицы.
Z | Л | ® | Z | е | <г | 0 | ® | - | а |
0 | € | «= | Z | <= | Р | Л | <= | z | е |
Л | ® | <г | е | Л | ® | *= | - | Z |
<= | Р | Р | е | <х | р | 0 | Л | ® |
- | а | 0 | Z | 0 | е | <х | Р | 0 | Л |
® | <= | - | (Г | Z | Л | е | а | Р | Л |
Л | ® | <= | - | 0 | ® | (Z | Р | е |
0 | ® | <= | Р | Л | ® | <= | Z | 6 |
- | z | е | 0 | <= | - | а | - |
р | 0 | Л | ® | <= | - | -> | р |
Необходимо иметь 4-6 аналогичных матриц.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Волевое усилие «Задержка дыхания»
Цель: определить самочувствие, состояние здоровья и проверить способность к волевому усилию.
Вам, наверное, приходилось слышать о том, что многие из нас не умеют «правильно» дышать. Отсюда часто возникают различные недомогания — головокружение и головные боли, шум в ушах, отдышка, слабость или повышенная возбудимость, нарушение обмена веществ (часто его следствием является ожирение) и т.п. Но установлено, что неправильное дыхание поддается волевому исправлению, и это ведет к исчезновению тех симптомов болезни, которые перечислены.
Надежным показателем полноценности всей системы дыхания и очень важным фактором его перестройки является длительность задержки дыхания после обычного выдоха. У здорового человека она составляет не менее 60 сек. Нужно подчеркнуть, что усилием воли нельзя задерживать дыхание настолько, чтобы это стало вредным для организма. Поэтому в качестве исследования состояния вашего здоровья, а также проверки волевого усилия, мы выполним упражнения на задержку дыхания.
Инструкция. Облокотитесь на спинку стула, руки опустите на колени, ступни ног скрестите, сядьте так, чтобы вам было удобно и комфортно. Сделайте медленный, глубокий вздох, затем медленно ^выдохните через нос и по моей команде «не дышите» - зажмите нос рукой, рот закрыт. Старайтесь сопротивляться кислородному голоданию как можно дольше. Я буду называть время через каждые 5 сек, (5, 10, 15, 20, 25 ...). В тот момент, когда вы разожмете нос, запишите на листочке время своего выдоха (последняя названная цифра). Ни в коем случае не делайте это шумно и не вдыхайте воздух ртом. Постарайтесь медленно и спокойно вдохнуть его носом (показать всю процедуру). Приготовились. Вдох. Выдох. Не дышать!
Обработка результатов:
Длительность задержки дыхания (в сек.) | Знак | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | 5 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Задачи
Развитие образного, логического и практического мышления. Инструкция. Решите следующие задачи.
Попробуйте уравновесить свечу на весах таким образом, чтобы равновесие через какое-то время само собой нарушилось.
Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили путь. Как они это сделали?
В книжном шкафу в обычном порядке стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от 1-ой страницы первой книги и до последней — второй. Сколько страниц испортил книжный червь?
От города А до города В — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/час. Одновременно из города В по направлению к городу А вылетела ласточка со скоростью 60 км/час. Она долетела до поезда, повернула обратно и опять полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула обратно по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т.д. Так она все время нетала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?
Перед вами 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из одного кмадрата и двух треугольников. Как надо поместить 4 спички, чтобы получить:
а) один квадрат и 4 треугольника; б) 2 квадрата и 4 треугольника.
Разрежьте таблицу
Развитие логического мышления.
Инструкция. Разрежьте эту таблицу с цифрами на совершенно разные части таким образом, чтобы сумма цифр в каждой части составила 34.
1 | 9 | 16 | 7 | 12 | 5 | 4 | 11 |
8 | 15 | 10 | 2 | 13 | 6 | 3 | 14 |
Клетка с цифрами
Способствует развитию быстроты мышления.
Инструкция. Перед вами десять чисел, расположенных в два ряда но пять. Необходимо в течение одной минуты подобрать три числа, сумма которых равна 100. Найдите два решения.
24 | 48 | 50 | 32 | 16 |
34 | 10 | 8 | 26 | 38 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Краткий словарь специальных терминов.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.
Акселерация – ускоренное физическое развитие детей.
Дицелерация - замедление темпа развития детей.
Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайний вариант нормы.
Анализ- разложение целого на составные части или выделение части из целого.
Астенические чувства – окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства подавленности, пассивного страха.
Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости.
Группа – определенное число лиц, связанных определенной системой отношений, регулируемых некоторыми общими ценностями и нормами.
Конформность – внешнее принятие мнения группы при внутреннем несогласии. Чувство противоположное коллективизму.
Познавательные способности - когнитивные, умственные интеллектуальные, мыслительные способности человека.
Способности – развитые психические процессы, обеспечивающие обучаемость человека. Что определяет его успехи в самых различных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»
В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...
Программа по развитию познавательных способностей младшего школьника "Вундеркинд"
Программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей младших школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности. Цель программы: развитие познават...
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"
Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....
Познавательные способности школьников и их развитие на уроках английского языка
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массов...
Развитие познавательных способностей школьников
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобыпостоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которымиучение мо...