Выступление на педагогическом совете "Развитие познавательных способностей школьников с ОВЗ в процессе ОЭД" март 2016
методическая разработка на тему

Лузик Марина Васильевна

Практические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей у школьников с ОВЗ  в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Лузик Марина Васильевна

учитель

ГКОУ города Москвы «Школа №2124

«Центр развития и коррекции»

Окружающий мир – бездонный колодец загадок, тайн, интересных открытий. И в любой своей деятельности (игре, обучении) ребенок стремиться познать новое. Важно не пропустить момент заинтересованности ребенка тем или иным явлением окружающего мира, не дать угаснуть естественной любознательности. Поэтому так важно развивать детскую любознательность, и чем раньше, тем лучше. Одним из элементов познавательной деятельности является проведение опытно-экспериментальных действий (игры-эксперименты).

Актуальность выбранной темы заключается в том, что дети – врожденные исследователи. Желание овладеть новыми знаниями, впечатлениями, интерес к окружающему миру, побуждает школьников самостоятельно исследовать окружающий мир, экспериментировать с его объектами. Задание педагога – поддерживать природные потребности и оптимально развить их, соответственно планируя образовательную работу.

Правильная организация исследовательской деятельности школьников предусматривает создание условий для самостоятельного творческого поиска, свободного экспериментирование с объектами, выявляя их особенности и взаимодействие, развивая коммуникативные отношения с ровесниками и со взрослыми. Все это стимулирует развитие познавательной активности, психологических процессов и личностного роста.

Опыты вызывают огромный интерес у детей. Они словно фокусы, которые можно разгадать, объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, память, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Во время опыта ребенок сам добывает знания, у него рождается положительный эмоциональный настрой. Самостоятельно полученные знания остаются надолго в памяти ребенка и формируют основу для новой познавательной и творческой деятельности. Исследовательская деятельность помогает ребенку найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Ценность исследовательской деятельности для развития детей в том, что учащийся с ОВЗ сам добывает знания, а не получает их в готовой форме от взрослого. Важно, что опытно-экспериментальная деятельность учащихся с ОВЗ способствует стимулированию речевой и познавательной деятельности, созданию ситуации успеха и рождает доверительные отношения между учеником и педагогом (взрослым и ребенком), основанные на сотрудничестве.

Содержание опытов зависит от предмета, темы и содержания уроков. Например, предмет «Живой мир», тема урока «Осень в лесу». Название опыта «Загадки листьев». Тема урока «Жизнь растений весной». Название опытов: «Посадка луковичных цветов», «Посадка семян гороха». Предмет «Развитие речи и окружающий мир», тема урока «Неживая природа. Вода». Название опытов: «Вода необходима всем, «Какая она вода?», «О воде и снеге. Снег, какой он?», «Свойства льда. Изготовление цветного льда. Превращение воды в лед». Предмет «Самообслуживание», тема урока «Ткань».  Название опыта «Ткань. Её качества и свойства». Предмет «Ручной труд», тема урока «Оригами. Осенние листья». Название опыта «Бумага, ее качества и свойства». Предмет «Математические представления. Конструирование». Тема урока «Вес предметов». Название опытов: «Поплывет – не поплывет», «Плавает – тонет».

Цели опытно-экспериментальной работы учащихся с ОВЗ:

1. Закрепить навыки самостоятельного исследования объектов живой и неживой природы, самого себя; усовершенствовать умение замечать и анализировать особенности и признаки веществ, предметов, материалов, особенности их взаимодействия. 2. Систематизировать знание о растениях, как живом организме, используя наблюдения и опыты,  познакомить с методами исследования свойств камня, глины, песка. 3. Научить исследовать особенности собственного организма и его возможности. 4. Развивать навыки позитивного межличностного общения, умения находить контакт со взрослыми и сверстниками. 5. Воспитывать самостоятельность, бережное отношение к  объектам природы и собственному здоровью.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности учащихся с ОВЗ:

  • развивать умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
  • помогать накоплению у  детей конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • стимулировать активность детей для разрешения проблемной  ситуации;
  • способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Структура опыта

Первый этап – подготовка детей к исследовательской деятельности. Этот этап,  направленный на выявление знаний об объекте или явлении и создание атмосферы заинтересованности. На этом этапе целесообразно использовать постановку вопросов, интересный рассказ взрослого или чтение художественного произведения.

Второй этап - начало опыта. Он начинается с постановки гипотезы или предположений. Если предположение верное его необходимо доказать опытом или опровергнуть. Для этого необходимо обговорить  проведение опыта.

Третий этап – процесс опыта и обмен мыслями.

Четвертый этап – заключительный. В ходе, которого обсуждают полученный результат и делают выводы. При этом начальные предположения подтверждаются или опровергаются.

Правила проведения опытов:

  1. Всегда подходить к проведению взаимодействия с детьми творчески.
  2. Учить детей действовать самостоятельно или с дозированной помощью учителя.
  3. Не делать за них то, что они могут научиться  делать самостоятельно.
  4. Не спешить с оцениванием суждений.
  5. Помогать детям определять связи между разными предметами, действиями и явлениями.
  6. Учитывать особенности детского экспериментирования.
  7. Учитывать особенности развития ребенка с ОВЗ.

Система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности учащихся с ОВЗ.

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие с педагогами и специалистами образовательного учреждения.
  3. Взаимодействие с родителями учащихся.
  4. Опыты и наблюдения на уроках.
  5. Опыты и наблюдения в свободной деятельности.
  6. Кружки в образовательном учреждении («Хочу все знать», «Знай и умей» и т.д.).

Формы опытно-экспериментальной деятельности учащихся с ОВЗ.

  • Индивидуальная работа на уроках о в свободной деятельности;
  • Работа в парах;
  • Работа в группах;
  • Фронтальная работа на уроках.

Выводы

  • Организация элементарной исследовательской деятельности школьников с ОВЗ в условиях  всестороннего развития создает широкие возможности для  овладения знаниями объектов природы и их значении, способов использования.
  • У детей постепенно формируется стойкий интерес к экспериментированию и высокая познавательная активность.
  • Обогащается чувственный опыт.
  • Расширяются знания о взаимодействии явлений живой и неживой природы.
  • Развиваются познавательные процессы – память, мышление, внимание, воображение.
  • Исследовательская деятельность – это наиболее эффективный способ  приобретения знаний, умений и навыков.

Результативность опытно-экспериментальной деятельности учащихся с ОВЗ способствует повышению уровней познавательной деятельности и восприятия, повышает интерес к содержанию деятельности.

Литература

  1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА .Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек»  г.Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей школьников

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобыпостоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которымиучение мо...

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"

Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.

Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...

Познавательные способности школьников и их развитие на уроках английского языка

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массов...

Развитие познавательных способностей школьников

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобыпостоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которымиучение мо...