«Педагогически запущенные дети и индивидуальный подход в воспитании».
методическая разработка по теме

Виноградова Елена Васильевна

 

 

Проблема педагогической запущенности, как и интеллектуального развития детей – сирот, да и детей, воспитывающихся  в семье, является сегодня очень актуальной. Так  как  в настоящее время увеличилось число детей, которые не справляются со школьной программой, испытывают значительные трудности в учебной деятельности.

Интеллектуальную сферу детей, живущих  в детском  доме, характеризует, прежде всего, относительная бедность представлений и понятий. Таким образом, очевидна необходимость в оптимизации условий жизни, воспитания и обучения воспитанников, которые бы стимулировали  активность ребёнка в учебно – образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель Виноградова Е.В.

Доклад

на МО воспитателей по теме самообразования

«Педагогически запущенные дети и  индивидуальный подход  в воспитании».

Проблема педагогической запущенности, как и интеллектуального развития детей – сирот, да и детей, воспитывающихся  в семье, является сегодня очень актуальной. Так  как  в настоящее время увеличилось число детей, которые не справляются со школьной программой, испытывают значительные трудности в учебной деятельности.

Интеллектуальную сферу детей, живущих  в детском  доме, характеризует, прежде всего, относительная бедность представлений и понятий. Таким образом, очевидна необходимость в оптимизации условий жизни, воспитания и обучения воспитанников, которые бы стимулировали  активность ребёнка в учебно – образовательном процессе.

Проведённый нами анализ психолого – педагогической литературы по проблеме педагогической запущенности и интеллектуального развития детей, а так же на основании собственного опыта, определили  основные направления деятельности по данной теме:

- ликвидация функциональной неграмотности, педагогической запущенности у воспитанников, ранее не посещавших школу и имеющих пробелы в  знаниях. Помочь устранить эти пробелы в знаниях, найти стимулы для успешного обучения, развить познавательную активность, приобрести  уверенность в собственных силах – одна из основных задач. И  решается эта задача путём сотрудничества с теми образовательными учреждениями, в которых обучаются воспитанники. Посещение  уроков, беседы  с классным руководителем, с учителями – предметниками – это не просто осуществление контроля за учебной деятельностью воспитанников, а главным образом выработка совместной с учителями стратегии по преодолению трудностей в его обучении, поведении, развитии.

- создание условий для успешного освоения воспитанниками учебной программы, обучения их приемам самоорганизации учебной деятельности. С  этой целью нами была разработана программа по формированию интеллектуального потенциала личности подростка, воспитывающегося в учреждениях интернатного типа, в которой  собраны эффективные методики, направленные на развитие познавательных процессов, познавательной активности воспитанников, способствующие закреплению знаний, полученных в школе, навыков самостоятельной работы с учебным текстом и др.

В  индивидуальном режиме дня ребёнка  предусмотрено определенное время на посещение библиотеки, где есть возможность  прочитать заинтересовавшую его книгу, полистать журналы, послушать тематические беседы, поучаствовать в конкурсах, викторинах, получить  помощь в подборе дополнительного материала по школьным предметам. Всё это способствует закреплению уже полученных им знаний, почерпнутых из учебников, рассказа учителя, познавательных бесед,  проводимых воспитателями, расширению кругозора,  а так же тренировки памяти и мышления, саморазвития.

Следуя постулату О.С.Газмана: «Воспитание без желания самого ребёнка совершенствовать самого себя невозможно», мы в своей педагогической деятельности  делаем акцент на саморазвитие личности воспитанника. Так, в ходе обсуждения на групповых занятиях, (а  также в ходе индивидуальных бесед), проблем обучения и поведения, воспитанники учатся анализировать, сравнивать, делать выводы, строить прогнозы и как следствие происходит  развитие их самости: самосознания, самокритичности, самоконтроля, самовоспитания.

Среди воспитанников, с которыми приходится работать в учреждениях интернатного типа, может быть выделена особая многочисленная категория –«трудные» дети. К «трудным» относятся воспитанники, характеризующиеся различными отклонениями в нравственной сфере, наличием закрепленных негативных форм поведения, недисциплинированностью.

Глубоко изучая различные отклонения в поведении и формировании личности, условия, при которых дети совершают антиобщественные поступки, мотивы нарушения ими нравственных норм и правил, мы пришли к выводу о социальной обусловленности всевозможных отклонений в поведении (влияние отрицательной микросреды, ненормальные взаимоотношения и бытовой уклад  в семье ошибки воспитания). В конечном счёте все эти причины можно свести к конкретным педагогическим и психологическим причинам, поэтому «трудные» дети – это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчёт, педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети на которых вовремя не обратили внимание, не приняли своевременных мер по коррекции их личности. Иначе говоря, в категорию «трудных» попадают  дети, выпавшие из процесса нормального воспитания.

«Трудный» - не значит «плохой», «испорченный», «негодный» и, тем более, -«безнадёжный». «Трудный» - это ребенок, требующий особого отношения, пристального внимания воспитателя; ребёнок, к которому необходим индивидуальный подход в воспитании.

Работу с такими  детьми (детьми «группы риска») приходится начинать с тщательного изучения их личностных психологических особенностей, стараясь понять, что привело их на путь асоциального поведения, каковы причины столь серьёзных деформаций их личности. Если воспитатель не знает или не понимает этих причин, ему трудно бороться и с последствиями, с результатами.

 «Трудные» дети – это чаще всего дети «трудных» родителей. В числе  воспитанников нашего учреждения практически нет  сирот в прямом смысле этого слова. Налицо социальное сиротство. Все эти дети были насильственно отлучены от родителей по причине их моральной несостоятельности в разном возрасте, поэтому неудивительно, что многие из них пережили критические фазы особого психологического состояния протеста, отчаяния и вынужденного примирения с разлукой.

Нездоровый климат семьи многих из воспитанников наложил, естественно, свой отпечаток на формирование личности. Например,  Сережа Г. постоянно дерётся в школе с одноклассниками, обижает девочек. Из доверительной беседы с ним выяснилось, что  отец  ребёнка  пил, дебоширил и гонял их с матерью. Так зло порождает зло.

Воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, обладающей рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что воспитательные меры с успехом применённые к одному ребёнку, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются  по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия мы дополняем индивидуальным подходом, который предполагает чуткость и такт воспитателя по отношению  к воспитанникам, умение предвидеть  психологические   последствия педагогического воздействия. Он требует выбора и  осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы  не только возникшей ситуации, но и особенностям  личности ребёнка, состоянию, в котором он в данное время находится, вследствие чего давал бы максимальный эффект.

Например, воспитатель поставил цель преодолеть упрямство ребёнка. Прежде, чем реагировать, и притом  правильно реагировать, педагог должен знать, какова природа этого упрямства, в чём его причина, какой оно носит характер? И реакция на упрямство, порождённое различными причинами, должна быть различной. Одно дело - упрямство как своеобразный протест воспитанника против грубого с ним обращения, другое дело - упрямство как реакция избалованного ребёнка. В борьбе с упрямством воспитанника приходится быть твёрдым и требовательным, но не следует прибегать к угрозам, грубому давлению. Попытка сломить упрямство такими средствами, как правило, не приводит к цели. Определенное значение имеет форма обращения к ребёнку – не всегда необходим прямой приказ, в ряде случаев достигает цели осторожное внушение, тактичная рекомендация, совет, подсказывание, создающие у воспитанников представление, что он действует по собственному желанию, а не по указке старших.

Другим  распространённым  недостатком   поведения трудных детей является грубость, резкость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым. Чаще всего они бывают вызваны отсутствием уважения взрослых к ребёнку, подавлением его  естественного стремления к самостоятельности, принижением  формирующегося в этом возрасте чувства собственного достоинства.

Дурной пример товарищей, праздная жизнь, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплинированности. Для преодоления этого качества мы переключаем активность и энергию детей на интересные, увлекательные дела, направляем их инициативу в правильное русло(музыка, живопись, спорт, рукоделие).

Нередко проявляется и такой изъян в поведении детей, как лживость – сознательное уклонение от истины в неблаговидных целях. Основной прием борьбы с лживостью – воспитание, построенное на основе правдивости и мужества. Ребенок должен учиться смело говорить правду и мужественно переносить заслуженное наказание. Воспитатель в свою очередь, должен быть для воспитуемого образцом честности и правдивости в поведении. Ребенку надо доверять, не обижать  и не оскорблять его необоснованным подозрением и недоверием. Важно добиваться того, чтобы ни один проступок ребёнка, прикрываемый ложью, не оставался открытым и безнаказанным, чтобы он твёрдо знал и чувствовал, что ложь отягощает поступок и увеличивает степень вины. Нужно тактично и настойчиво внушать ребёнку, что ложь плоха не только потому, что она не спасает, но потому что лживость – презренная черта человека, лишающая его право на доверие и уважение людей.

Основным средством перевоспитания педагогически запущенных детей должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребенка.  Нравоучения, нотации - не очень действенные средства воспитания. Задушевный разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности приносит большую пользу.

Перевоспитание нельзя понимать только как устранение, искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание - это формирование, развитие положительных привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций. Очень важно вовлечь трудного ребёнка в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками. Трудный ребенок не должен быть пассивным объектом воспитательных воздействий, необходима активизация его личности, использование её здоровых нравственных сил для борьбы с собственными недостатками.

Особое значение в работе с педагогически запущенными детьми имеют три следующих момента.

Во- первых, в общении с ними очень важно теплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость.

Во-вторых, воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого ребенка, даже самого «трудного», самого педагогически запущенного, и стараться опираться на это положительное в работе по его перевоспитанию. Трудный воспитанник часто искренне убежден в том, что он плохой, что из него ничего хорошего не выйдет.  Мысль о своей неисправимости и неполноценности негативно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых ребенок выявляет в себе что-то положительное, хорошее, то это «открытие» благотворно действует на его поступки.  Увидев у себя что-то хорошее уже не хочется  продолжать делать дурное. Положительные стороны личности трудного ребенка открывают возможность приобщить его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания заниматься предосудительной деятельностью.

В-третьих, нередко хорошие результаты позволяют открыть выражаемое доверие  к нравственным силам «трудных» подростков. Они очень ценят, что им доверяют. Конечно, не всегда разумно нечестному подростку доверять ключи от комнаты (шкафа), нарушителя дисциплины назначать командиром группы. Поэтому-то мы и говорим об индивидуальном подходе.

Нельзя рассчитывать на то, что за сравнительно короткое время можно полностью выправить личность «трудных» ребят, ликвидировать такие относительно  устойчивые  черты, как грубость, упрямство, недисциплинированность. Работа с педагогически запущенными детьми требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно оправдывает затраченное время и силы.  При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение плохих привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся качества, корректировать личность. И если мы сумеем правильно поставить педагогическую работу с воспитанниками с первых дней их пребывания в нашем  учреждении и скорректировать негативное влияние семьи, показать ребенку другую модель отношений.

На  основании выше изложенного можно говорить о том, что  взаимодействие, согласованность действий педагогов, основанных на принципе субъективности:  ребёнок – активный субъект организуемой работы есть залог успешной воспитательной работы в целом и работы по преодолению педагогической запущенности ребёнка в частности.

22.10.2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков

В статье рассматриваются вопросы организации педагогической работы по профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности у детей на базе Центра диагностики и консультирования....

Формы и методы работы учителя с педагогически-запущенными детьми в процессе воспитания и перевоспитания

На современном этапе общество поглощено проблемами, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение...

Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей

Предмет сказкотерапии определим как процесс    воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах...

Социально-педагогическая запущенность у детей

Характеристика социально-педагогической запущенности, классификация, способы преодоления....

«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».

Деятельность социального педагога с педагогически   запущенными  детьми,  их педагогическая реабилитация....

Буклет "Педагогически запущенные дети"

Буклет "Педагогически запущенные дети"...

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....