Формы и методы работы учителя с педагогически-запущенными детьми в процессе воспитания и перевоспитания
статья на тему

Субботина наталья Сергеевна

На современном этапе общество поглощено проблемами, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение всех этих жизненных противоречий ведёт к появлению слабоуспевающих, педагогически запущенных детей. В статье поэтапно описывается работа педагога по устранению отклонений в поведении и учебной деятельности учащихся, а также формы и методы профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_subbotina_n._s.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Н. С. Субботина

Формы и методы работы учителя с педагогически-запущенными детьми в процессе воспитания и перевоспитания

Аннотация

На современном этапе общество поглощено проблемами, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение всех этих жизненных противоречий ведёт к появлению слабоуспевающих, педагогически запущенных детей. В статье поэтапно описывается работа педагога по устранению отклонений в поведении и учебной деятельности учащихся, а также формы и методы профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков.

        Ключевые слова статьи: педагогически-запущенные дети, перевоспитание, педагогическая запущенность, методы профилактики социально-педагогической запущенности, этапы перевоспитания.

        В настоящее время проблема воспитания подрастающего поколения приобретает особую остроту. Причинами отклонений учащихся являются: недостатки семейного воспитания и учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребёнка, кризис подросткового возраста.

        В современной ситуации выделяются группы учащихся, которые увлечены искусством и занимаются в каких-либо студиях, кружках и уделяют достаточно внимания учёбе; группы учащихся, которые безразлично и пассивно относятся к учёбе, школьной жизни, компьютер заменяет им всё, у них нет планов на будущее, их цель – прожить день; группы учащихся, поведение и учебная деятельность которых выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются или, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям  со стороны учителей и родителей, т.е. педагогически-запущенные дети.

        Работа педагога по устранению отклонений в учебной деятельности и поведении педагогически-запущенных учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. на перевоспитании, которое включает в себя  систему социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм как в нравственном развитии, так и в поведении личности.  

        Перевоспитание осуществляется в соответствии с определёнными этапами:

1 этап – (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, систематически отстающих в учебной деятельности, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения.

Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо:

- проанализировать школьную документацию:

  1. классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях);

б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем;

        - побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении и учёбе;

        2 этап – изучение поведенческих и личностных характеристик учащихся, демонстрирующих отставание в учёбе и отклонения в поведении, изучение среды, окружающей ребёнка.

        Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо пронаблюдать за каждым слабоуспевающим учащимся, познакомиться с семьёй ученика, побеседовать с ним, проанализировать ближайшее окружение ребёнка. При выполнении данной работы педагогом заполняется карта изучения слабоуспевающего учащегося (приложение 1), а также карта изучения условий и проблем семейного воспитания, которую родители могут заполнить сами во время родительского собрания.

3 этап – выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося и определение степени его педагогической запущенности (лёгкая, средняя, высокая степень).

С этой целью классный руководитель (социальный педагог) анализирует всю полученную им информацию, отражённую в заполненных картах, представленных выше.

4 этап – составление педагогом программы устранения отклонений в поведении и коррекции личности воспитанника. Данная программа составляется индивидуально для каждого слабоуспевающего учащегося и даёт ответы на следующие вопросы:

а) какие качества необходимо устранить или воспитать в ученике;

б) что для этого необходимо сделать;

в) кто и как может помочь в этой работе на различных этапах перевоспитания.

        Программа состоит из трёх разделов:

  1. психолого-педагогическая характеристика учащегося;
  2. социально-педагогическая коррекция (формы и методы работы с учащимся);
  3. психологическая коррекция (проведение диагностик, тренингов, бесед).

5 этап – реализация индивидуальной программы перевоспитания слабоуспевающего школьника, накопление учеником нравственно положительных качеств, поступков. Важно, чтобы учащийся сам научился оценивать положительные и отрицательные стороны своих поступков, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

        В зависимости от возраста ребёнка можно выделить четыре группы методов профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков:                

  1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной игровой деятельности:

- познавательные игры;

- создание ситуаций эмоционального переживания;

- создание ситуаций занимательности;

- создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

- создание ситуаций успеха, в учебно-познавательной и игровой деятельности.

        2. Организация жизни и деятельности детского коллектива:

- создание ситуаций личностной и групповой перспективы;

- коллективные и творческие игры;

- коллективные соревнования.

        3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

- уважение;

- педагогическое требование;

 - убеждение;

 - понимание;

 - доверие;

 - педагогическое предостережение;

 - анализ поступка;

 - решение конфликтной ситуации.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребёнка:

 - пример, разъяснение; ожидание радости; снятие напряжения;

 - обращение к самолюбию, самоуважению; требование; внушение.

Основными средствами педагогической коррекции эмоциональной нестабильности, дисгармонии развития, неразвитости произвольности поведения являются понимание и сочувствие со стороны педагога, рационализация воспитательно-образовательного процесса, снятие напряжения, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.

        Важную роль играет метод личностной перспективы, который создает  у школьника веру в свои возможности. Доверие к учащемуся, выявление реально осознаваемых и действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками помогают преодолевать неадекватность поведения, трудности общения и повышают тем самым социальный статус ребёнка.

        Для преодоления и профилактики педагогической запущенности учащихся педагог должен овладеть методикой воспитательной деятельности, уметь устанавливать и поддерживать наиболее оптимальные контакты с этими учащимися, хорошо знать особенности объекта своего воздействия, наиболее эффективно применять каждый из методов воспитания и перевоспитания. Только владея всеми этими особенностями можно добиться наиболее лучшего результата.

Библиографический список:

  1. Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания. М.: Эксмо, 2008.
  2. Классному руководителю.  Под ред. Рожкова М.И.   – М., 2001
  3. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей.— М.: Издательство "Ось-89", 2007
  4. Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением - КоррПед(Владос)(ц), 2003
  5. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Трудные дети - трудные взрослые – КноРус, 2011

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Изучение слабоуспевающего школьника

  1. Фамилия, имя, возраст, класс

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Состав семьи, образование, специальность, должность родителей, характер взаимоотношений в семье

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Интересы, способности и склонности ученика, успеваемость по предметам

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Положение ученика в коллективе класса, среди товарищей, характер взаимоотношений с ними (определяется путём наблюдений, социометрических исследований, анкетирования)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Входит ли учащийся в другие группы, компании, объединения сверстников в школе и за её пределами; характер влияния данного окружения на учащегося

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Характер использования свободного времени учащимся, количество и степень правонарушений (при наличии)

____________________________________________________________________

  1. Характер взаимоотношений с педагогами школы, классным руководителем ________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...

Формы и методы работы учителя технологии, ОПК и ОРКСЭ Хазовой Л.А.

Представлен опыт работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в школе....

Формы и методы работы учителя английского языка

На уроках использую различные формы работы: фронтальную, парную и групповую, и различные методы работы: словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка....

Совершенствование форм и методов работы учителя математики

Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы обучающимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности.Под метапредметностью п...

"Инновационные формы и методы работы учителя-логопеда"

Центр педагогического мастерства Департамента образования города Москвы. Выступление на курсах дополнительного профессионального образования программы повышения квалификации "Практическ...

«Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»

laquo;Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...

Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования

Программа профессионального самообразованияТема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...