Формы и методы работы учителя с педагогически-запущенными детьми в процессе воспитания и перевоспитания
статья на тему
На современном этапе общество поглощено проблемами, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение всех этих жизненных противоречий ведёт к появлению слабоуспевающих, педагогически запущенных детей. В статье поэтапно описывается работа педагога по устранению отклонений в поведении и учебной деятельности учащихся, а также формы и методы профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_subbotina_n._s.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. С. Субботина
Формы и методы работы учителя с педагогически-запущенными детьми в процессе воспитания и перевоспитания
Аннотация
На современном этапе общество поглощено проблемами, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение всех этих жизненных противоречий ведёт к появлению слабоуспевающих, педагогически запущенных детей. В статье поэтапно описывается работа педагога по устранению отклонений в поведении и учебной деятельности учащихся, а также формы и методы профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков.
Ключевые слова статьи: педагогически-запущенные дети, перевоспитание, педагогическая запущенность, методы профилактики социально-педагогической запущенности, этапы перевоспитания.
В настоящее время проблема воспитания подрастающего поколения приобретает особую остроту. Причинами отклонений учащихся являются: недостатки семейного воспитания и учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребёнка, кризис подросткового возраста.
В современной ситуации выделяются группы учащихся, которые увлечены искусством и занимаются в каких-либо студиях, кружках и уделяют достаточно внимания учёбе; группы учащихся, которые безразлично и пассивно относятся к учёбе, школьной жизни, компьютер заменяет им всё, у них нет планов на будущее, их цель – прожить день; группы учащихся, поведение и учебная деятельность которых выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются или, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей, т.е. педагогически-запущенные дети.
Работа педагога по устранению отклонений в учебной деятельности и поведении педагогически-запущенных учащихся основывается на методе реконструкции характера, т.е. на перевоспитании, которое включает в себя систему социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм как в нравственном развитии, так и в поведении личности.
Перевоспитание осуществляется в соответствии с определёнными этапами:
1 этап – (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, систематически отстающих в учебной деятельности, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения.
Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо:
- проанализировать школьную документацию:
- классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях);
б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем;
- побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении и учёбе;
2 этап – изучение поведенческих и личностных характеристик учащихся, демонстрирующих отставание в учёбе и отклонения в поведении, изучение среды, окружающей ребёнка.
Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо пронаблюдать за каждым слабоуспевающим учащимся, познакомиться с семьёй ученика, побеседовать с ним, проанализировать ближайшее окружение ребёнка. При выполнении данной работы педагогом заполняется карта изучения слабоуспевающего учащегося (приложение 1), а также карта изучения условий и проблем семейного воспитания, которую родители могут заполнить сами во время родительского собрания.
3 этап – выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося и определение степени его педагогической запущенности (лёгкая, средняя, высокая степень).
С этой целью классный руководитель (социальный педагог) анализирует всю полученную им информацию, отражённую в заполненных картах, представленных выше.
4 этап – составление педагогом программы устранения отклонений в поведении и коррекции личности воспитанника. Данная программа составляется индивидуально для каждого слабоуспевающего учащегося и даёт ответы на следующие вопросы:
а) какие качества необходимо устранить или воспитать в ученике;
б) что для этого необходимо сделать;
в) кто и как может помочь в этой работе на различных этапах перевоспитания.
Программа состоит из трёх разделов:
- психолого-педагогическая характеристика учащегося;
- социально-педагогическая коррекция (формы и методы работы с учащимся);
- психологическая коррекция (проведение диагностик, тренингов, бесед).
5 этап – реализация индивидуальной программы перевоспитания слабоуспевающего школьника, накопление учеником нравственно положительных качеств, поступков. Важно, чтобы учащийся сам научился оценивать положительные и отрицательные стороны своих поступков, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.
В зависимости от возраста ребёнка можно выделить четыре группы методов профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков:
- Стимулирование и мотивация учебно-познавательной игровой деятельности:
- познавательные игры;
- создание ситуаций эмоционального переживания;
- создание ситуаций занимательности;
- создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
- создание ситуаций успеха, в учебно-познавательной и игровой деятельности.
2. Организация жизни и деятельности детского коллектива:
- создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
- коллективные и творческие игры;
- коллективные соревнования.
3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
- уважение;
- педагогическое требование;
- убеждение;
- понимание;
- доверие;
- педагогическое предостережение;
- анализ поступка;
- решение конфликтной ситуации.
4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребёнка:
- пример, разъяснение; ожидание радости; снятие напряжения;
- обращение к самолюбию, самоуважению; требование; внушение.
Основными средствами педагогической коррекции эмоциональной нестабильности, дисгармонии развития, неразвитости произвольности поведения являются понимание и сочувствие со стороны педагога, рационализация воспитательно-образовательного процесса, снятие напряжения, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.
Важную роль играет метод личностной перспективы, который создает у школьника веру в свои возможности. Доверие к учащемуся, выявление реально осознаваемых и действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками помогают преодолевать неадекватность поведения, трудности общения и повышают тем самым социальный статус ребёнка.
Для преодоления и профилактики педагогической запущенности учащихся педагог должен овладеть методикой воспитательной деятельности, уметь устанавливать и поддерживать наиболее оптимальные контакты с этими учащимися, хорошо знать особенности объекта своего воздействия, наиболее эффективно применять каждый из методов воспитания и перевоспитания. Только владея всеми этими особенностями можно добиться наиболее лучшего результата.
Библиографический список:
- Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания. М.: Эксмо, 2008.
- Классному руководителю. Под ред. Рожкова М.И. – М., 2001
- А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей.— М.: Издательство "Ось-89", 2007
- Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением - КоррПед(Владос)(ц), 2003
- Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Трудные дети - трудные взрослые – КноРус, 2011
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Изучение слабоуспевающего школьника
- Фамилия, имя, возраст, класс
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Состав семьи, образование, специальность, должность родителей, характер взаимоотношений в семье
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Интересы, способности и склонности ученика, успеваемость по предметам
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Положение ученика в коллективе класса, среди товарищей, характер взаимоотношений с ними (определяется путём наблюдений, социометрических исследований, анкетирования)
______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Входит ли учащийся в другие группы, компании, объединения сверстников в школе и за её пределами; характер влияния данного окружения на учащегося
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Характер использования свободного времени учащимся, количество и степень правонарушений (при наличии)
____________________________________________________________________
- Характер взаимоотношений с педагогами школы, классным руководителем ________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".
Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...
Формы и методы работы учителя технологии, ОПК и ОРКСЭ Хазовой Л.А.
Представлен опыт работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в школе....
Формы и методы работы учителя английского языка
На уроках использую различные формы работы: фронтальную, парную и групповую, и различные методы работы: словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка....
Совершенствование форм и методов работы учителя математики
Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы обучающимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности.Под метапредметностью п...
"Инновационные формы и методы работы учителя-логопеда"
Центр педагогического мастерства Департамента образования города Москвы. Выступление на курсах дополнительного профессионального образования программы повышения квалификации "Практическ...
«Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»
laquo;Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...
Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования
Программа профессионального самообразованияТема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...