«Песочная терапия в работе с обучающимися начальной школы» - практико-значимый проект
презентация к уроку по психологии по теме
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ПО ОЦЕНКАМ ВОЗ (ДЕКАБРЬ 2013Г.) ПРИМЕРНО У 20% ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МИРЕ
ИМЕЮТСЯ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ИЛИ ПРОБЛЕМЫ.
ОКОЛО ПОЛОВИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАС-СТРОЙСТВ НАЧИНАЕТСЯ В ВОЗРАСТЕ ДО 14 ЛЕТ.
ЗА 65 ЛЕТ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НЕВРОЗАМИ ВОЗРОСЛА В 24 РАЗА,
45% ВСЕХ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ СВЯЗАНЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СТРЕССАМИ.
ЭМОЦИИ – ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ВНУТРЕННЕЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОНИ ОП-РЕДЕЛЯЮТ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЮ, РАБОТО-СПОСОБНОСТЬ И
УСПЕХ ВСЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛНОСТИ ЧЕЛО-ВЕКА. ПСИХИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ
ЧЕРЕЗ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kochuganova_la_proekt.docx | 58.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Региональная система повышения квалификации
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
Итоговый практико-значимый проект
Тема: «Песочная терапия в работе с обучающимися начальной школы»
по курсу кафедрального учебного модуля «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе
в условиях реализации ФГОС»
Выполнила: слушатель КПК
Кочуганова Любовь Алексеевна, педагог-психолог
МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино Московской области
Оценка (балл)___________
Серпухов, 2014г.
Содержание:
Введение .………………………………………………………………………...3
Практическая значимость………………………………………………….……5
Актуальность,……………………………………………………..………..…….6
Цель и задачи проекта……..……………………………… ……………………7
О методе…………………..…………………………………………………...….9
Технология песочной терапии
в работе с обучающимися начальной школы..................................................11
Взаимодействие с родителями………………………………………………..17
Заключение……… ……………………………………………………………18
Литература………………………………………………………………………19
«У каждого из нас есть только одно истинное
призвние - найти путь к самому себе»
Герман Гессе
Введение
На различных этапах психолого-педагогического сопровождения образо-вательного процесса в начальной школе, в развитии детей встречается мно-жество трудностей психологического плана и обучающиеся МБОУ СОШ №3 г.о.Пущино не является исключением. Если учесть, что возрастные кризы охватывают 10лет из 18 (1-й криз - 3-4года, 2-й - 5-7лет, 3-й – 12-18лет), то становится очевидным, что в целом детский и подростковый возраст—весьма подходя-щее время для развития психических расстройств. Подготовка и поступление в школу сами по себе в известной степени травмируют ребенка, хрупкость нервной системы, неустойчивость психического равновесия отчетливо прояв-ляяются в этом возрасте.
Психическое состояние ребенка в этот период может сопровождаться внутренним конфликтом и появлением комплекса, сопряженного с неуверен-ностью в себе, страхами, тревожностью. Криз у детей 5-7 летнего возраста отличается большим участием в его возникновении наряду с биологическими факторами социально-психологических причин. Воспитательные ошибки та-кие как: непоследовательность воспитания, несоответствующие эмоциональ-ные взаимоотношения, гиппер и гипоопека, чувственная холодность, отстра-ненность, одобрение мелких, но имеющих серьезные последствия проявле-ний негативного поведения (лень, ложь, жестокость, обман, эгоизм, неуважи-тельное отношение к окружающим), двуличное поведение родителей, чрез-мерное внимание к материальной стороне жизни, слишком строгая дисцип-лина, чрезмерно высокие требования, предъявляемые ребенку, дурной при-мер, подаваемый родителями: алкоголизм, преступность, сексуальная распу-щенность..., а также трудная адаптация в школе, синдром психического ин-фантилизма, трагические события в семье, развод родителей…. приводят к эмоциональным переживаниям ребенка, которые часто имеют затяжной ха-рактер. Подавление сильных эмоций всегда вызывает кристаллизацию стра-хов, тревоги и злобы. Проявление сильных эмоций выражаются в поведен-ческих психогенных агрессивных реакций, направленных на других или на себя, проявляющихся вербально или физически.
В связи с вышеизложенным, песочная терапия рекомендована не толь-ко при посттравматических, невротических и психосоматических расстройст-вах, но и в таких случаях, как возрастные кризисы, острые жизненные труд-ности и стрессы, внутренние и внешние конфликты, поиск выхода из про-блемной ситуации, необходимость дать выход накопившимся эмоциям - для нормализации эмоционального состояния, в качестве психопрофилактики и просто при желании встретиться с самим собой.
В условиях общеобразовательного учреждения лучшими профилактичски-ми и психокоррекционными средствами, нормализующими эмоциональные состояния обучающихся и предотвращающие психические расстройства признаны психотерапевтические, психологические и педагогическое методы воздействия.
Практическая значимость.
В настоящее время имеется достаточно большой арсенал психологичес-ких и педагогических методов воздействия на обучающихся, имеющих те или иные психические расстройства, с целью оказания им помощи. К иннова-ционным технологиям психопрофилактической, психокоррекционной работы с детьми в школе можно отнести песочную терапию (sand play), которая на-ходит все более широкое признание у психологов практиков.
Проект «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС» раскрывает зна-чимость и возможность практического применения метода песочной терапии в работе педагога - психолога школьной психолого-медико-педагогической службы с обучающимися начальной школы. Результативность психопрофи-лактической и психокоррекционной работы, с применением песочной тера-пии в начальной школе, в результате реализации проекта определяется дости-жением стабилизации эмоционального состояния обучающихся.
Актуальность.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» сделан акцент на гума-нистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности…, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизиологического развития и состояния здоровья, на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Из чего следует наличие проблем, связанных со здоровьем обучающихся, которые можно решать в рамках общеобразовательного учреждения.
Здоровьесберегающие технологии, широко применяемые в общеобразо-вательных учреждениях, в том числе и в МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино направлены на сохранение не только физического, но и психического здоровья обучающихся. Охрана психического здоровья охватывает широкий спектр деятельности, прямо или косвенно связанной с компонентом душевного благополучия, включенным в данное ВОЗ определение здоровья: "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней".
По оценкам ВОЗ от13.12.2013г. примерно у 20% детей и подростков в ми-ре имеются психические расстройства или проблемы. Около половины пси-хических расстройств начинается в возрасте до 14 лет. Одинаковые типы рас-стройств наблюдаются в разных культурах. Психоневрологические расстрой-ства входят в число ведущих причин инвалидности среди молодых людей в мире. За 65 лет заболеваемость неврозами возросла в 24 раза, 45% всех психических заболевании у детей связаны эмоциональными стрессами.
Частота обращений родителей, учителей с запросами о возникших у ребенка, обучающегося начальной школы МБОУ СОШ №3 г.о. Пущино психогений подтверждает вышеизложенную статистику. В среднем 5 обучающихся из класса (20%) имеют психические расстройства, вызванные различными причинами и нуждаются в психологической помощи.
Психические расстройства — важные факторы риска развития других бо-лезней. По данным Госкомстата значительная часть школьников «находится в состоянии выраженной психической и социальной дезадаптации».
Исходя из вышеизложенного, актуальность психопрофилактической и психокоррекционной деятельности педагога-психолога, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС, направленной на предупреждение возникновения неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся очевидна.
Цель и задачи проекта.
Цель: использование песочной терапии в работе с обучающимися началь-ной школы для стабилизации их эмоционального состояния.
Задачи проекта:
- Изучение и анализ научно-методической литературы по теме проекта;
- Создание оптимальных психологических условий;
- Разработка технологии по использованию песочной терапии в работе с обучающимися начальной школы;
- Определение эффективных форм и методов взаимодействия с родителями;
- Анализ, результативность, перспективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...
Семинар для педагогов "Песочная терапия в работе с младшими школьниками и их родителями"
Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и тво...
Роль песочной терапии в работе логопеда
В данной статье представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал имеет ...
Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...
"Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"
В статье рассматривается практическое применение элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога...
Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка....
«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога.
Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...