"Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"
статья по теме
В статье рассматривается практическое применение элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_pesochnoy_terapii_v_rabote_uchitelya-defektologa.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.» - такое определение одному из направлений арттерапии дает Википедия.
В 1980г. вышла работа швейцарского юнгианского аналитика Доры Калф « Сандплэй». Этот труд явился теоретической основой песочной терапии. Но в использовании элементов этого направления при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нет предела для творчества специалистов.
В этой статье будут приведены примеры использования элементов песочной терапии в коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога при работе с детьми с нарушением интеллекта легкой степени в условиях специальной школы VIII вида.
Основные проблемы детей данной категории - это:
Стойкие непрогрессирующие нарушения мыслительных процессов ( когнитивные, речевые, моторные), ведущие к нарушениям познавательных функций, системному нарушению речи, нарушениям эмоционально-волевой сферы. Все это приводит к большим сложностям социальной адаптации и нарушениям формирования личности в целом. Такие дети приходят в школу с низкой мотивацией к учебной деятельности, в начальных классах они пребывают еще на этапе игровой деятельности, поэтому использование песочницы на занятиях создает нужную настроенность ребенка, снимает его психологические зажимы ( застенчивость, страх, робость и т.д.). Занятие превращается в увлекательную игру для ребенка и в более легкое достижение коррекционно-развивающей цели для дефектолога.
На протяжении всех занятий развивается концентрация, устойчивость, объем внимания, повышается уровень переключения с одного задания на другое , а также способность к распределению внимания между разными видами деятельности.
Ощущение и восприятие у детей с нарушением интеллекта формируется замедленно. При развитии зрительного восприятия можно использовать такие упражнения:
- Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета
- Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке
- Найти из разложенных на песке предметов одинаковые
- Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
- Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению
- Предложить выполнить такое задание :проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
Развитие пространственной ориентации также вызывает большие трудности. Здесь можно применить такие упражнения:
- Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д.
В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания , формируется контроль собственного поведения.
Также можно провести актуализацию знаний элементарных математических представлений:
- повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала
- закрепление знаний изученных геометрических форм.
- При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету
- Изучение и актуализация знаний мер длины : длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
- Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
Проведение ролевых игр в песочнице совместно с дефектологом способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса , расширению знаний об окружающем мире.
При развитии различных видов памяти можно использовать следующие задания:
- Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
- В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
- В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить , какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
При развитии мыслительных процессов интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.
Это только самая малая часть возможности использования элементов песочной терапии в коррекционно-развивающих занятиях. При работе в этом направлении раскрывается весь творческий потенциал как самого специалиста, так и детей, с которыми он работает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием элементов песочной терапии «Путешествие с муравьем»
Цели:коррекционно – образовательные:-учить составлять простые распространенные и сложные предложения; -закреплять знания детей по лексической теме «Насекомые»; -совер...
Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...
Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью
В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...
Использование песочной терапии в работе учителя - дефектолога
Данный материал будет интересен педагогам и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с младшими школьниками с ОВЗ....
ИЗО-терапия в работе учителя дефектолога и учителя-логопеда с использованием элементов техники «Фроттаж»
Фрагмент этапа коррекционного занятия по лексической теме: "Осень" с использованием техники рисования "Фроттаж"....
«Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда»
Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей, с ограниченными возможностями здоровья, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Игры с песком по...
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...