Семинар для педагогов "Песочная терапия в работе с младшими школьниками и их родителями"
материал по психологии по теме

Ерахтина  Светлана Владимировна

Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. Песочная терапия помогает развивать у детей память, внимание и пространственное воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов-психологов "Песочная терапия в работе с младшими школьниками и их родителями"

“Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”.
К.Г. Юнг

Знакомство с участниками семинара

1. Представление участников семинара и ответы на вопросы:

  • Знакомы ли вы с песочной терапией?
  • Ваши ожидания от семинара?

2. Упражнение

Участники семинара сидят в кругу, посередине находится песочница. Ведущий предлагает каждому из коллекции игрушек, молча, выбрать одну, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести ее туда.

Шеринг упражнения:

Каждый по кругу расскажите, что вы внесли в песочницу и почему? По желанию, расскажите о чувствах, которые у вас вызывает вся композиция целиком? Что можно сказать о группе, которая построила данную композицию?

3. Песочная терапия: история метода и современные тенденции.

Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей.

Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К.Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

В 1920-х годах детский врач Маргарет Ловенфельд в институте детской психологии в Англии стала использовать “Технику Мира”. “Техника Мира” – это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира.

В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М.Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком, Д.Калфф дала “Технике Мира” юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это “Песочной терапией”. Д.Кальфф полностью посвятила себя этому методу и развивала его в течение всей своей жизни.

На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, – появляются многочисленные модификации и формы. В научном мире, в частности, на международной конференции в Сан-Франциско (1995), принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы – это классическая форма юнгианской песочной терапии со свойственной ей теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой буквы – это различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке и др.).

Этот метод можно использовать с детьми со следующим спектром проблем:

  • Различные формы нарушения поведения;
  • Сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками;
  • Психосоматические заболевания;
  • Повышенная тревожность, страхи;
  • Сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод, появление младшего ребенка) и в социальной ситуации (школа);
  • Неврозы.

4. Материалы песочной терапии.

  • ПЕСОЧНИЦА

Существует большое разнообразие типов, форм и размеров подносов или лотков используемых в песочной терапии.

Классическая форма песочницы представляет собой деревянный ящик размером 50*70*8 (50*70 – размер поля, 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия (охват всего мира одним взглядом, не перемещая глаз). Внутренняя часть ящика выкрашена в голубой цвет, что символизирует небо и воду. Данный размер песочницы предполагает индивидуальную работу или работу с группой 3-4 человека.

Наряду с классической формой песочницы существуют и другие по форме песочницы: круглые, квадратные и другие.

Круглая песочница (мандала) – облегчает сосредоточение на картине. Круглый поднос может быть предложен клиенту, чтобы способствовать снижению его беспокойства и волнения.

Квадратная песочница – провоцирует стремление человека занять ее центр, найти идею, объединяющую все элементы картины.

Прямоугольная песочница – отражает проблемы, конфликты более ясно. Работая с данной песочницей легче собрать психодиагностическую информацию о клиенте.

  • ПЕСОК

Упражнение

По кругу я буду передавать баночки с песком:

1-я баночка – сухой песок
2-я баночка – сухой песок (отличается от 1-ой баночки цветом и структурой)
3-я баночка – влажный песок

Вам нужно посмотреть и пощупать этот песок и сказать, какие ощущения, ассоциации он у вас вызывает?

Шеринг упражнения: Т.о. разный по структуре, по цвету, по наличию или отсутствию воды песок вызывает совершенно разные эмоции, ощущения, чувства. Желательно иметь разный песок из которого клиент может выбирать тот, который лучше отражает его эмоциональное состояние.

В зависимости от того, какой песок используется, мокрый или сухой; чувства которые возникают при контакте с ним различны. Сухой песок – нежный, легкий, переменчивый, сыпучий, он напоминает о вечности, бесконечности бытия. Смешанный с водой, песок становится более темным и начинает приобретать качества земли и ему можно придать форму. Мокрый песок позволяет “двигаться вглубь или взбираться вверх”.

В песочной терапии песок “заземляет” старую, негативную, “проблемную” энергию, тем самым давая человеку возможность открыть в себе источник новой жизни.

Песочница должна на 1/3 быть заполнена песком. Песок должен быть: просеян, промыт, просушен и если это необходимо прокален в духовке.

Песок как природный материал загрязняется, поэтому его нужно постоянно просеивать и промывать. После работы с песком обязательно мытье рук.

  • КОЛЛЕКЦИЯ МИНИАТЮРНЫХ ОБЪЕКТОВ

В песочной терапии используются миниатюры различных категорий.
Как много фигурок должно быть в коллекции? Их не должно быть слишком много, но они должны быть символически ценными.
Размер фигурок не должен превышать 8см., фигурки должны быть из разного материала (пластмассовые, металлические, деревянные и др.).
Размещение коллекции миниатюрных объектов:

1-й способ: по группам на открытых полках (швейцарский вариант)
2-й способ: по группам в прозрачных ящиках (английский вариант)
3-й способ: в разнобой на открытых полках

  • ФОТОАППАРАТ

Фотоаппарат необходим для того, чтобы сделать снимок после построения и обсуждения песочной картины клиента. Фотография подноса должна полно отражать все, даже мелкие предметы и сооружения.

Практикум

5. Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации.

Цель: исследовать структуру взаимоотношений родителя и ребенка младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Установление контакта и доверия с мамой и ребенком.
  • Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
  • Взаимодействие в пространстве другого.

Оборудование: 

  • Песочница
  • Набор миниатюрных игрушек

На консультацию к психологу приходит мама с ребенком младшего школьного возраста.

– Как вас зовут?
– В каком классе ты учишься?
– Тебе нравится в школе?
– Ты знаешь зачем ты здесь? Почему мама тебя привела?
– Что вас ко мне привело? Что вас тревожит в поведении ребенка?
– Когда у вас эти трудности начались?
– Раз вы ко мне пришли, я хочу вам кое-что предложить. Я хочу вам предложить вместе поиграть? Как вы на это смотрите?

Психолог предлагает и знакомит родителя и ребенка с песочницей.

– Это песочница. Она наполовину заполнена песком. Синие борта – символизируют небо, а дно – воду если песок раздвинуть, то можно создать реки, озера, горы, пещеры и т.д.

Давайте с вами познакомимся с песком.

Упражнение: “Здравствуй, песок!” 

  • Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем затыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
  • Теперь давайте плавными движениями как змейки пробежим по песку пальчиками.
  • Теперь возьмем песок крепко-крепко за руки, потихоньку отпустите его (песок берется в кулачки и высыпается).
  • А теперь закопаем друг-другу ладошки, сначала мама, а потом ребенок.

Выберите каждый из коллекции игрушек, фигурку любого животного. Расскажите друг другу о своем животном.

Сейчас мы будем вместе играть в игру. Вам каждому нужно занять какое-то место в песочнице. Взять своего животного и создать ему дом, жилище, обустроить ему пространство.

После того, как жилища обустроены, психолог говорит, что сейчас нужно будет животным сходить друг к другу в гости. Сначала к одному животному, затем к другому (игра: “Животные, которые ходят друг к другу в гости”).

После того, как игра закончится, происходит обсуждение ее с родителем и ребенком.

  • Понравилась ли вам игра?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Понравилось ли ходить, принимать в гости?

В завершении психолог просит каждого разобрать свою картину и разровнять поверхность песка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».

Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предпо­лагает прежде всего формирование язы­кового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталки­вается с...

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Содержание коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с ДЦП по преодолению нарушений письма.

Нарушение письма у младших школьников  изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное опр...

Арт-терапия в работе с детьми оставшимися без попечения родителей

В статье представлены различные техники арт-терапии по работе с детьми...

Выступление на семинаре для учителей-дефектологов. "Создание условий для успешной реализации программы работы с младшими школьниками с дефицитом внимания".

Методические приемы, обеспечивающие успешность коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с дефицитом внимания....