Тренинг на тему «Знакомство с собой»
методическая разработка по психологии на тему

Заика Диана Александровна

Тренинг на тему «Знакомство с собой»

Подготовила педагог-психолог МАОУ СОШ № 62 Д.А. Проценко

Цель тренинга: расширить сферу осознания себя и окружающего мира.

Задачи:

·         повышение самооценки участников;

·         создание благоприятной атмосферы для раскрытия потенциала участников;

·         стимуляция к развитию внутреннего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_2.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на тему «Знакомство с собой»

Подготовила педагог-психолог МАОУ СОШ № 62 Д.А. Проценко

Цель тренинга: расширить сферу осознания себя и окружающего мира.

Задачи:

  • повышение самооценки участников;
  • создание благоприятной атмосферы для раскрытия потенциала участников;
  • стимуляция к развитию внутреннего мира.

Оборудование: бумага А4 на количество участников, цветные карандаши.

Целевая аудитория: 9-11 классы

Количество участников: 6-8.

Ход занятия

  1. Здравствуйте, меня зовут _______. Тема нашего тренинга «знакомство с собой». Я предлагаю Вам сегодня посмотреть на себя внимательно. Посмотреть другим, новым взглядом. Познакомиться с незнакомцем по имени Я. Увидеть какой Вы замечательный и неординарный человек.
  2.  Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
  • доверительный стиль общения;
  • активное участие в происходящем;
  • уважение к говорящему.
  1. Давайте познакомимся! У меня в руках волшебный шар, я буду передавать его по кругу, тот кто держит шар,  называет свое имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его. Давайте я начну. Диана - Добрая.

3. Упражнение «Карусель комплиментов»

– Многие из нас в детстве любили кататься на карусели, сейчас мы также покатаемся, но на необычной «карусели комплиментов». Необходимо образовать два круга (внешний и внутренний) и встать лицом дуг к другу. Когда вы окажитесь перед человеком, то необходимо сказать ему комплимент. Карусель останавливается тогда, когда вы оказались перед первым человеком.

Вопросы:

  • как вы сейчас себя чувствуете;
  • что изменилось в вашем состоянии;
  • трудно и было выполнять упражнение.

4.  Чтение истории. Город колодцев

В этом городе не было людей, как во всех остальных городах планеты.

В нем жили колодцы. Живые колодцы... Но все равно - колодцы.

Колодцы отличались друг от друга не только месторасположением, но и закраиной (краем, который связывал их с внешним миром).

Некоторые колодцы были роскошные, с закраиной из мрамора и драгоценных металлов; были колодцы поскромнее - из кирпича и древесины, были и просто бедные, ничем не отделанные отверстия в земле.

Общение жителей - из уст в уста - ничем не отличалось от общепринятого, только здесь это называлось "от закраины к закраине", и вести быстро распространялись от одного конца города к другому.

И вот однажды в городе возникла "новая мода", наверняка занесенная сюда из одной из деревушек населенной людьми.

Она гласила, что каждое уважающее себя живое существо должно больше заботиться о своем внутреннем содержании, чем о внешнем виде.

И колодцы начали наполнять себя разными предметами.

Одни выбирали для украшения, золотые монеты и драгоценные камни.

Другие, попрактичней, наполнялись мебелью и бытовыми приборами.

Были и те, которые предпочли искусство, и заполняли свое пространство картинами, концертными роялями, кто-то выбирал постмодернистские скульптуры.

И, наконец, интеллектуалы. Их выбор - книги, идеологические манифесты и специализированные журналы.

Прошло время.

Многие колодцы уже были наполнены до отказа, и в них больше ничего не помещалось.

Колодцы были с разнообразными характерами и темпераментом. Некоторые довольствовались уже имеющимся, другие же думали, что им нужно что-то предпринять, чтобы продолжить наполняться - мир же такой разнообразный и всегда найдется то, чего у тебя пока еще нет... а хочется, чтобы было.

Один из них решил опередить всех. Вместо того чтобы избавиться от некоторых вещей, он решил расширить свою территорию.

Через некоторое время и у него появились последователи. Колодцы всеми силами стремились расшириться, чтобы было больше места для новинок. Как-то один совсем маленький колодец, находящийся далеко от центра города, заметил, что его товарищи чрезмерно вытягиваются, меняя свои привычные границы. Он подумал, что если так будет продолжаться, то края разных колодцев смешаются и они потеряют свою индивидуальность...

Может быть, именно тогда ему и пришло в голову, что есть другой способ увеличить свои возможности - расти не вширь, а вглубь. Стать глубже, а не шире. Но тогда он сообразил, что нужно освободиться от всего того, что у него есть, так как все его содержимое препятствовало бы этой затее. Если он хочет стать глубже, надо избавиться от всего старого...

Сначала он страшно испугался пустоты. Но так как другой возможности не было, он решился на это.

Освободившись от всего, колодец становился все глубже и глубже, в то время как остальные присваивали себе то, от чего он избавился...

А колодец, который становился глубже, однажды обнаружил кое-что, что его сильно удивило. Глубоко-глубоко, очень глубоко... Он обнаружил воду!

Никогда раньше ни один колодец не находил воды.

Колодец оправился от изумления и принялся играть с водой. Он брызгался, увлажняя свои стены, и, наконец, доигрался до того, что выплеснул воду наружу.

Город знал только дождевую воду, но этого не хватало, чтобы город был зеленый и цветущий. Вот почему земля вокруг колодца, ожив от воды, начала просыпаться.

Из дремавших в ней семян выросла трава, клевер, цветы. Появились слабенькие стебельки, которые потом превратились в деревья...

Жизнь заиграла красками вокруг этого колодца, и его стали называть "Цветник".

Все спрашивали, как он добился такого чуда.

- Никакое это не чудо, - отвечал Цветник, - ищите внутри себя, в глубине.

Многие захотели последовать примеру Цветника, но как только узнавали, что для этого необходимо избавиться от всего, тотчас же отказывались от этой идеи. И продолжали расширяться и дальше наполняться различными вещами.

На другом конце города еще один колодец все же решил пойти на риск и выкинуть все, что имел...

И начал расти вглубь...

И он тоже нашел воду...

И когда он поделился ей с землей вокруг себя, в поселке появился второй зеленый оазис...

- Что ты будешь делать, если вода закончится? - спрашивали его.

- Я не знаю, что тогда будет, - отвечал он. - Но сейчас - чем больше воды я черпаю, тем больше ее становится.

Шло время. Через несколько месяцев пришло великое открытие. Как водится почти случайно.

Оба колодца поняли, что вода, которую они нашли на дне, была общей...

Одна и та же подземная река протекала в глубине и связывала их обоих.

Они поняли, что для них началась новая жизнь.

Они теперь могли общаться не только на поверхности, от закраины к закраине, как все остальные; поиск подарил им тайный язык, они обрели новые способы связи.

Они открыли для себя глубинное общение, которого может достичь лишь тот, кто наберется смелости освободиться от лишнего груза и найти в себе то, что может дать другим...

5. Дорогие участники, возьмите пожалуйста лист бумаги, карандаш, и нарисуйте букву «Я». Свою, единственную и неповторимую Я.  Мы будем выполнять работу в технике коллаж. Коллаж-это создание произведений путем наклеивания на основу разных материалов. Материалы перед вами, смело приступайте к созданию своей уникальной Я.

6. Показ работ, рефлексия. Как себя чувствуете, что изменилось в состоянии?   

7. Прощание

- Давайте попрощаемся. Встаньте все в круг, обнимитесь руками.

- Выберите одно из достоинств, которое вы сегодня открыли в себе. Заметьте, как это ощущается во всём теле, почувствуйте это состояние. Отметьте как оно усиливается, запомните эти ощущения. Посмотрите, друг на друга, ощутите поддержку, свою внутреннею силу и в любую минуту, когда это будет необходимо, вы почувствуете это состояние.

Литература:

  1.  «Хорхе Букай. «Истории для размышлений»»: Издательский дом Мещерякова; Москва;
  2. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  3. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие \ Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.
  4. Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Коррекционное занятие для детей на тему: "Умение владеть собой"

Занятие направлено на фомирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей....

Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...

МАСТЕР-КЛАСС: ТРЕНИНГ «Наше первое знакомство»

МАСТЕР-КЛАСС: ТРЕНИНГ «Наше первое знакомство»Слово «мастер-класс» пришло к нам из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определённой области) и class (за...

МАСТЕР-КЛАСС: ТРЕНИНГ «Наше первое знакомство»

МАСТЕР-КЛАСС: ТРЕНИНГ «Наше первое знакомство»Слово «мастер-класс» пришло к нам из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определённой области) и class (за...

тренинг "Жить в мире с собой и с другими"

Содержит упражнения расчитанные на сплочение коллектива. Аудитория 8-9 класс...

Тренинг Жить в ладу с собой и миром

Тренинг«Жить в мире с собой и другими» разработанный для подростков в возрасте от 13 до 15 лет, - важная составляющая психолого—педагогического воспитания подростков в духе тол...