Программа кружка "Клуб общения"
рабочая программа по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Директор школы_________ Директор ДЮЦ _________
И.А. Николюк О.П. Шияненко
«____»____________2008 г. «____»____________2008 г.
МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»
«КЛУБ ОБЩЕНИЯ»
Программа дополнительного образования
по психологии для подростков 13-14 лет,
сроком реализации 3 года
Разработала М.Г. Вайс
Покровка 2008
Пояснительная записка
Сегодня игра, без преувеличения, – самый популярный вид психологической работы, как с детьми, так и с взрослыми.
Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, видимо, потому, что игра – это целостное состояние души. В интеллектуальную задачу можно погрузиться умом, испытывая при этом некоторый эмоциональный «холод». На дискотеке можно всеми чувствами уйти в танцевальное движение, но думать при этом практически невозможно. Игра захватывает человека целиком. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.
Кроме того, игра – это уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Можно сказать себе: «Я играю роль» и позволить себе быть самим собой.
Хорошая игра – это психологический эксперимент, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того – чаще всего неожиданны. А иногда – очень болезненны. И если у участника нет сил принять и осмыслить новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, защиту: «То был не ты, а навязанная тебе роль. В жизни у тебя все по-другому». Это важно в любом возрасте, а в детском и подростковом – особенно.
Кроме игр сегодня в различные области нашей жизни все больше проникает тренинг. Внимание специалистов привлекают его диагностические, обучающие и развивающие возможности.
Основная цель тренинга – повышение компетентности в общении – может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, все его вербальные и невербальные проявления.[1]
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий.
Для школьников 10 – 14 лет занятия, включающие тренинговые упражнения и игры, являются безопасным «как бы» пространством построения отношений с окружающими людьми. Мальчики – девочки, последователи – лидеры, отверженные – «звезды» - все это системы отношений, которые подросткам невероятно трудно осознавать, строить, изменять в реальной жизни. На занятиях им такая возможность предоставляется. А если в практике своей работы использовать еще и арт-терапевтические техники, то результаты могут быть действительно заметными.
В нашей стране арт-терапия используется сравнительно недавно. Привлекательность метода в том, что не требуя больших материальных, физических и временных затрат, он позволяет эффективно оказывать помощь. Для участия в этой работе от человека не требуется каких-либо навыков.
Термин «арт-терапия» буквально означает «терапия искусством». Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования. Среди них:
- негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
- трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
- переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
- неадекватное поведение, нарушение отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность, к окружающим.
Существуют различные методы арт-терапии. Среди них выделяют музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, куклотерапию, проективный рисунок, моделирование и другие.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Она активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на участников занятий с помощью чтения специально подобранно литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. С помощью библиотерапии можно усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.
Рисование – творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободится от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребенка, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у него, для того, чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:
- отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий;
- через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений;
- отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события;
- ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев позволяют слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия и взрослого.
Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Таким образом, наиболее оптимальным в работе психолога с подростками является сочетание трех методов: игры, тренинговых упражнений и арт-терапевтических техник. Все эти три метода можно использовать для работы с подростками.
Занятия будут более эффективными, если их проводить в непринужденной обстановке. Поэтому проводить их лучше в виде кружка.
Программа кружковых занятий рассчитана на подростков 10 – 14 лет. Форма проведения – тренинговые занятия с элементами игры и арт-терапии.
Программа рассчитана на три года и называется «Клуб общения».
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.
- Повысить уровень эмпатии, научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя; получать от них поддержку в сложной ситуации.
Задачи:
- снизить уровень тревожности;
- помочь приобрести навыки телесного и эмоционального расслабления;
- помочь подросткам научиться принимать себя такими, какие они есть;
- научить использовать личностные ресурсы для преодоления жизненных трудностей;
- научить осмыслять полученный в ходе занятий опыт, использовать его как инструмент самопознания.
Структура занятий
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, которое проходит в кругу.
Второй этап – разминка. Проводятся несколько тренинговых упражнений, которые «разогревают», настраивают участников на дальнейшую работу.
Самый продолжительный этап – основная часть. На этом этапе решается основная задача занятия. Он включает продолжительные игры, арт-терапевтические техники.
После основной части занятия обязательным этапом является рефлексия. Во время рефлексии участники группы обсуждают все то, что произошло с ними на основном этапе.
Затем проводится заключительная часть, где используются тренинговые упражнения и игры для снятия эмоционального напряжения.
Последний этап любого занятия – ритуал прощания. На этом этапе участники прощаются друг с другом до следующей встречи и желают что-то хорошее всем присутствующим.
Тематический план занятий «Клуба общения»
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 | 1 год: «Познай себя». Давайте познакомимся! Это – мы! Наши имена. Познай себя: характер. Что такое темперамент? Настроение. | ТЗ АТ ТЗ, АТ ТЗ, АТ ТЗ ТЗ, АТ | 60 2 8 20 14 6 10 |
2 2.1 2.2 2.3 2.3 2.5 2.6 2.7 2.8 | 2 год: «Я глазами других» Я глазами других. Мы очень разные. Мой внутренний мир. Я и другие. Моя семья. Я и мое будущее. Мое счастье. «Ангел-хранитель» | АТ, ТЗ АТ АТ И АТ, ТЗ АТ АТ ТЗ, АТ, И | 60 14 10 6 4 10 8 4 4 |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 | 3 год: «Помоги себе сам» Мы снова вместе! Плохое и хорошее. Какие качества мне мешают. Страх. Гнев. Агрессия. Застенчивость. Куклотерапия. Моя ответственность. Подарки по кругу. | ТЗ АТ, ТЗ ТЗ АТ АТ АТ АТ, ТЗ АТ И ТЗ | 60 4 6 4 8 8 8 8 6 4 4 |
Условные обозначения
ТЗ – тренинговое занятие
АТ – занятие с использованием арт-терапевтических техник
И – занятие с элементами игры
Экспертное заключение
Программа дополнительного образования по психологии рассчитана на 3 года для подростков 11-14 лет. Темы занятий актуальны, требующие непосредственного участия подростков. Цели и задачи сформулированы четко, ясно, прослеживается конечный результат, описывается структура занятий, приведены некоторые из них.
Данную программу может реализовать классный руководитель, психолог через кружок «Клуб общения».
Члены школьной экспертной группы: Шерстнева З.С.
Лагунец В.П.
Игнатенко З.П.
Литература
- Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. Новосибирск, 1989.
- Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. Москва, 2001.
- Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Ленинград, 1990.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. Санкт-Петербург, 2002.
- Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. Москва, 1999.
- Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт-Петербург, 1993.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Москва, 1996.
- Полуянов Ю.А. Дети рисуют. Москва, 1988.
- Игры на каждый день/ Под ред. А.А. Данилкова, Н.С. Данилковой. Новосибирск, 2004.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под ред. М.Р. Битяновой. Москва, 2003.
- Психология подростка. Практикум/ Под ред. А.А. Реана. Санкт-Петербург, 2003.
- Вачков И. Сказкотерапия как метод психологической работы в школе// Школьный психолог, 2003, №33, С.7.
[1] Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Культура общения" - 5 класс
В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. В этом помогут нам уроки культуры речи, которые являются важ...
Программа "Психология общения"
Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.Отличительными особенностями программы является то, что содер...
Программа "Эффективное общение"
Цель программы "Эффективное общение" - сформировать знания и коммуникативные навыки у обучающихся 5-6 классов....
Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".
Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Гений общения».
Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится ...
Программа"Мир общения.Все грани успеха"
Программа ориентирована на формирование ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной жизни, коррекцию детско-родительских отношений....
Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»
Рабочая программа социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....