Программа кружка "Клуб общения"
рабочая программа по психологии на тему

Вайс Марина Григорьевна

Рабочая программа кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_obshcheniya_programma.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

    Согласовано:                                                         Утверждаю:

Директор школы_________                                   Директор ДЮЦ _________

И.А. Николюк                                                         О.П. Шияненко

«____»____________2008 г.                                  «____»____________2008 г.

МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

«КЛУБ  ОБЩЕНИЯ»  

Программа дополнительного образования

по психологии для подростков 13-14 лет,

сроком реализации 3 года

Разработала М.Г. Вайс

Покровка 2008

Пояснительная записка

Сегодня игра, без преувеличения, – самый популярный вид психологической работы, как с детьми, так и с взрослыми.

Почему большинство людей в любом возрасте так любят играть? Прежде всего, видимо, потому, что игра – это целостное состояние души. В интеллектуальную задачу можно погрузиться умом, испытывая при этом некоторый эмоциональный «холод». На дискотеке можно всеми чувствами уйти в танцевальное движение, но думать при этом практически невозможно. Игра захватывает человека целиком. Это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.

Кроме того, игра – это уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Можно сказать себе: «Я играю роль» и позволить себе быть самим собой.

Хорошая игра – это психологический эксперимент, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того – чаще всего неожиданны. А иногда – очень болезненны. И если у участника нет сил принять и осмыслить новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, защиту: «То был не ты, а навязанная тебе роль. В жизни у тебя все по-другому». Это важно в любом возрасте, а в детском и подростковом – особенно.

Кроме игр сегодня в различные области нашей жизни все больше проникает тренинг. Внимание специалистов привлекают его диагностические, обучающие и развивающие возможности.

Основная цель тренинга – повышение компетентности в общении – может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, все его вербальные и невербальные проявления.[1] 

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий.

Для школьников 10 – 14 лет занятия, включающие тренинговые упражнения и игры, являются безопасным «как бы» пространством построения отношений с окружающими людьми. Мальчики – девочки, последователи – лидеры, отверженные – «звезды» - все это системы отношений, которые подросткам невероятно трудно осознавать, строить, изменять в реальной жизни. На занятиях им такая возможность предоставляется. А если в практике своей работы использовать еще и арт-терапевтические техники, то результаты могут быть действительно заметными.

В нашей стране арт-терапия используется сравнительно недавно. Привлекательность метода в том, что не требуя больших материальных, физических и временных затрат, он позволяет эффективно оказывать помощь. Для участия в этой работе от человека не требуется каких-либо навыков.

Термин «арт-терапия» буквально означает «терапия искусством». Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования. Среди них:

  • негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
  • трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
  • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
  • неадекватное поведение, нарушение отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность, к окружающим.

Существуют различные методы арт-терапии. Среди них выделяют музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, куклотерапию, проективный рисунок, моделирование и другие.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Она активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на участников занятий с помощью чтения специально подобранно литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. С помощью библиотерапии можно усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Рисование – творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободится от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребенка, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у него, для того, чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:

  • отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий;
  • через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений;
  • отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события;
  • ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев позволяют слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия и взрослого.

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Таким образом, наиболее оптимальным в работе психолога с подростками является сочетание трех методов: игры, тренинговых упражнений и арт-терапевтических техник. Все эти три метода можно использовать для работы с подростками.

Занятия будут более эффективными, если их проводить в непринужденной обстановке. Поэтому проводить их лучше в виде кружка.

Программа кружковых занятий рассчитана на подростков 10 – 14 лет. Форма проведения – тренинговые занятия с элементами игры и арт-терапии.

Программа рассчитана на три года и называется «Клуб общения».

Цели и задачи программы

Цели программы:

  1. Сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.
  2. Повысить уровень эмпатии, научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя; получать от них поддержку в сложной ситуации.

Задачи:

  • снизить уровень тревожности;
  • помочь приобрести навыки телесного и эмоционального расслабления;
  • помочь подросткам научиться принимать себя такими, какие они есть;
  • научить использовать личностные ресурсы для преодоления жизненных трудностей;
  • научить осмыслять полученный в ходе занятий опыт, использовать его как инструмент самопознания.

Структура занятий

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия, которое проходит в кругу.

Второй этап – разминка. Проводятся несколько тренинговых упражнений, которые «разогревают», настраивают участников на дальнейшую работу.

Самый продолжительный этап – основная часть. На этом этапе решается основная задача занятия. Он включает продолжительные игры, арт-терапевтические техники.

После основной части занятия обязательным этапом является рефлексия. Во время рефлексии участники группы обсуждают все то, что произошло с ними на основном этапе.

Затем проводится заключительная часть, где используются тренинговые упражнения и игры для снятия эмоционального напряжения.

Последний этап любого занятия – ритуал прощания. На этом этапе участники прощаются друг с другом до следующей встречи и желают что-то хорошее всем присутствующим.

Тематический план занятий «Клуба общения»

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1 год: «Познай себя».

Давайте познакомимся!

Это – мы!

Наши имена.

Познай себя: характер.

Что такое темперамент?

Настроение.

ТЗ

АТ

ТЗ, АТ

ТЗ, АТ

ТЗ

ТЗ, АТ

60

2

8

20

14

6

10

2

2.1

2.2

2.3

2.3

2.5

2.6

2.7

2.8

2 год: «Я глазами других»

Я глазами других.

Мы очень разные.

Мой внутренний мир.

Я и другие.

Моя семья.

Я и мое будущее.

Мое счастье.

«Ангел-хранитель»

АТ, ТЗ

АТ

АТ

И

АТ, ТЗ

АТ

АТ

ТЗ, АТ, И

60

14

10

6

4

10

8

4

4

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

3 год: «Помоги себе сам»

Мы снова вместе!

Плохое и хорошее.

Какие качества мне мешают.

Страх.

Гнев.

Агрессия.

Застенчивость.

Куклотерапия.

Моя ответственность.

Подарки по кругу.

ТЗ

АТ, ТЗ

ТЗ

АТ

АТ

АТ

АТ, ТЗ

АТ

И

ТЗ

60

4

6

4

8

8

8

8

6

4

4

Условные обозначения

ТЗ – тренинговое занятие

АТ – занятие с использованием арт-терапевтических техник 

И – занятие с элементами игры

Экспертное заключение

Программа дополнительного образования по психологии рассчитана на 3 года для подростков 11-14 лет. Темы занятий актуальны, требующие непосредственного участия подростков. Цели и задачи сформулированы четко, ясно, прослеживается конечный результат, описывается структура занятий, приведены некоторые из них.

Данную программу может реализовать классный руководитель, психолог через кружок «Клуб общения».

 

Члены школьной экспертной группы:                               Шерстнева З.С.

                                                                                                Лагунец В.П.

                                                                                                Игнатенко З.П.

Литература

  1. Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. Новосибирск, 1989.
  2. Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. Москва, 2001.
  3. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Ленинград, 1990.
  4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. Санкт-Петербург, 2002.
  5. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. Москва, 1999.
  6. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Санкт-Петербург, 1993.
  7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Москва, 1996.
  8. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. Москва, 1988.
  9. Игры на каждый день/ Под ред. А.А. Данилкова, Н.С. Данилковой. Новосибирск, 2004.
  10. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под ред. М.Р. Битяновой. Москва, 2003.
  11. Психология подростка. Практикум/ Под ред. А.А. Реана. Санкт-Петербург, 2003.
  12. Вачков И. Сказкотерапия как метод психологической работы в школе// Школьный психолог, 2003, №33, С.7.


[1] Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Культура общения" - 5 класс

В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. В этом помогут нам уроки культуры речи, которые являются важ...

Программа "Психология общения"

Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.Отличительными особенностями программы является то, что содер...

Программа "Эффективное общение"

Цель программы "Эффективное общение" - сформировать знания и коммуникативные навыки у обучающихся 5-6 классов....

Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".

Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Гений общения».

Основным содержанием подросткового периода является активное овладение нормами поведения и морали, стремление занять новое место в отношениях с людьми, в связи с этим ведущей деятельностью становится ...

Программа"Мир общения.Все грани успеха"

Программа ориентирована на формирование ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной жизни, коррекцию детско-родительских отношений....

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....