Организация развивающей и коррекционной работы в деятельности педагога-психолога.
рабочая программа по психологии на тему
Психологическая служба призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, так как именно начальная школа - стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления. Для решения этих задач в школе разработана и реализуется программа занятий «Развитие и коррекция познавательной сферы младших школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_i_korrektsiya_poznavatelnoy_sfery_mladshikh_shkolnikov.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей и коррекционной работы
в деятельности педагога-психолога.
Психолого-педагогическое изучение и сопровождение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Именно психологическая служба призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, так как именно начальная школа - стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления. Для решения этих задач в нашей школе разработана и реализуется программа занятий «Развитие и коррекция познавательной сферы младших школьников».
Цели программы:
- Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности.
- Дать знания, умения и навыки мыслительной деятельности, возможности их применения для решения разнообразных задач.
- Развить устойчивую мотивацию к обучению, рефлексию у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Учитывая основные особенности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач выделены следующие:
- обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;
- формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения;
- повышение уровня самосознания обучающихся, самооценки;
- контроль над развитием интеллектуальных способностей обучающихся;
- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;
- обучение приемам планирования деятельности, пошаговой регуляции мыслительной деятельности (от внешнего контроля до внутренней саморегуляции).
Основные принципы, на которых базируется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3.Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы:
Данный курс занятий рассчитан на групповую форму занятий.
Важность именно групповой формы психологических занятий обусловлена рядом факторов: реализуются задачи по развитию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения; осуществляется приобщение детей к условиям коллективной познавательной деятельности.
Занятия проводятся педагогом-психологом, который в полной мере имеет представление о данной категории детей, владеет системными знаниями детской психологии и может обеспечить и создать оптимально комфортные условия для развития учащихся.
Таким образом, специальный курс развивающих занятий в начальной школе (представленный в программе) решает комплекс задач по интеллектуально-личностно-деятельностному развитию младших школьников, обеспечивая развитие и компенсацию слабо развитых функций.
Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.
Срок реализации программы 4 года (период обучения в начальной школе).
Группы формируются по результатам первичной психолого-педагогической диагностики.
Количество детей в группе: 7-10 человек.
Время и режим проведения занятий: систематический курс (один раз в неделю) по коррекции и развитию познавательной сферы учащихся.
Количество занятий:
для детей 6-7 лет (первый год обучения) -33, продолжительностью 30 – 35 минут.
для детей 8-9 лет (второй год обучения) – 34, продолжительностью 40 – 45 минут.
для детей 9-10 лет (третий год обучения) – 34, продолжительностью 40 – 45 минут.
для детей 10-11 лет (четвертый год обучения) – 34, продолжительностью 40 – 45 минут.
4. Структура и содержание программы.
В программе представлены 4 основные направления деятельности:
1. Адаптационные занятия с первоклассниками. Данные занятия основаны на материале занятий из цикла «Здравствуй, школа!», авторы Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю.
Психологический аспект:
- сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия;
- формирование представления о школе как о месте, где каждый ребенок будет принят со своими чувствами, мыслями, переживаниями.
Педагогический аспект:
- формирование умения учиться;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Задачи адаптационных занятий:
1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта в адаптационный период.
2. Помощь в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика.
3. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования учебного сотрудничества.
4. Формирование устойчивой учебной мотивации.
2. Развивающие занятия.
3. Цикл занятий «Учим детей общению», направленный на развитие эмоционально-волевой сферы и общения. Занятия проводятся 2 раза в месяц.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение -тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов зависит от темперамента. Ребенок же, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или, наоборот, к конфликтности и агрессивности. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Занятия направлены на развитие лучшего понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.
Цели занятий « Учим детей общению»:
- помочь детям младшего школьного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками;
- создание положительного настроения и атмосферы «безопасности» в группе;
- перенос положительного опыта группы в реальную школьную обстановку; привитие новых форм поведения,
- гармонизация противоречивости личности.
Предмет психокоррекции - эмоциональная сфера детей.
В структуру занятий «Учим детей общению» органично вписалась сказкотерапия.
Сказкотерапия - это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.
В задачи сказкотерапии входят:
• снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
• развитие умения преодолевать трудности и страхи;
• выявление и поддержка творческих способностей;
• формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
• развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Сказкотерапия обеспечивает:
• развитие творческого (креативного) мышления ребенка;
• совершенствование вербального языка (ребенок учится формулировать свои мысли);
• развитие фантазии, воображения;
развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей;
• развитие эмпатии и умения слушать.
В практике своей работы мы используем авторские сказки Коношенко О., Стишенок К., Пилипко Н., Вачкова И., Гнездилова А., Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., Хухлаевой О.В.
Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи.
4. Обобщающе-контролирующее. Цель: отслеживание динамики развития, эффективности и результативности проводимой систематической работы, мониторинговые исследования.
Организованная работа по данной программе является определенной системой работы педагога-психолога в начальной школе с детьми, обеспечивает развитие, подготавливая их к переходу на следующую ступень школьного образования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
6-7 лет (первый год обучения, ученики 1 классов). Первый год обучения «Учимся играя».
8-9 лет (второй год обучения, ученики 2 классов). Второй год обучения «Учимся учиться».
9-10 лет (третий год обучения, ученики 3 классов). Третий год обучения «Учимся мыслить».
10-11 лет (четвертый год обучения, ученики 4 классов). Четвертый год обучения «Учимся думать, запоминать и быть внимательными».
Содержание программы.
Первый год обучения «Учимся играя»
Цель: адаптация детей к новому стилю общения взрослого, формирование эмоционального отношения к учебе, развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности.
Отличительной особенностью занятий с детьми 6-7 лет является преобладание наглядности и игровых форм предъявления материала.
- Адаптационные занятия «Здравствуй, школа!»
Цель: обеспечение процесса адаптации
- Групповые развивающие и коррекционно-развивающие занятия
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы
- Групповые занятия «Учим детей общению»
Цель: формирование коммуникативных компетенций
Второй год обучения « Учимся учиться »
Цель: формирование познавательной мотивации, развитие произвольного восприятия и внимания, развитие наглядно-образного мышления.
Отличительной особенностью занятий с детьми 8-9 лет является чередование наглядного материала и словесных форм предъявления материала.
- Групповые развивающие и коррекционно-развивающие занятия
Цель: формирование познавательной мотивации, развитие произвольного восприятия и внимания, развитие наглядно-образного мышления.
- Групповые занятия «Учим детей общению»
Цель: формирование коммуникативных компетенций
Третий год обучения « Учимся мыслить »
Цель: формирование мыслительных операций, связной речи, развитие контрольно-оценочных действий.
- Групповые развивающие и коррекционно-развивающие занятия
Цель: формирование мыслительных операций, связной речи, развитие контрольно-оценочных действий
- Групповые занятия «Учим детей общению»
Цель: формирование коммуникативных компетенций
Четвертый год обучения «Учимся думать, запоминать и быть внимательными»
Цель: развитие различных видов памяти, основных видов мышления, формирование внутреннего плана действий, развитие рефлексивных действий.
Отличие 4 года обучения состоит в усложнении заданий, преобладании заданий на развитие словесно-логического мышления, увеличении объема слов для запоминания, использовании отвлеченных понятий, усложненных текстов.
- Групповые развивающие и коррекционно-развивающие занятия
Цель: развитие различных видов памяти, основных видов мышления, формирование внутреннего плана действий, развитие рефлексивных действий
- Групповые занятия «Учим детей общению»
Цель: формирование коммуникативных компетенций
Общая структура занятий.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Рефлексия прошлого занятия (если это необходимо).
- Основное содержание занятия (развивающие упражнения, игры).
- Рефлексия прошедшего занятия.
- Ритуал прощания.
- Ритуал приветствия-прощания является важным моментом работы с группой, позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
- Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, их уровень активности, настройки на продуктивную групповую деятельность. Проводятся игры на взаимодействие, упражнение «Корректурная проба» (в различных вариантах).
- Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего цикла. Приоритет отдается многофункциональным техника, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия) и на формирование социальных навыков (обучение способам конструктивного взаимодействия).
Последовательность упражнений предполагает чередование видов деятельности, смену психофизиологического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального упражнения к релаксационной технике.
- Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось- не понравилось, было хорошо-плохо и почему), и смысловом (чему научились, что нового узнали).
Методическое обеспечение программы.
Методики и техники для работы:
- создание проблемной ситуации;
- техника поэтапного формирования умственных способностей;
- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
- методы групповой работы;
- методы индивидуальной работы.
Материально-техническая оснащенность учреждения для реализации программы.
Для проведения систематических занятий специально оборудован кабинет педагога-психолога школы:
- ученическая зона, для работы в тетрадях и рисования;
- мягкая мебель,
- аудио-, видео- аппаратура (для упражнений на релаксацию, стабилизацию эмоциональных состояний),
- зеленая зона,
- зеркала (для организации наблюдения за эмоциями)
В арсенале педагога-психолога имеются комплекты наглядного раздаточного материала (карточки, бланки, иллюстрации, плакаты и т.д.) необходимые для проведения упражнений на развитие памяти, внимания, мышления.
Изучение результатов деятельности в рамках реализации программы.
Ожидаемые результаты.
При выполнении разработанного комплекса мероприятий, направленных на коррекцию и развитие младших школьников, имеющих проблемы в развитии возможно:
1. Создание оптимальных условий для интеллектуально-личностно-
деятельностного развития младших школьников.
2. Обеспечивается развитие и компенсация слабо развитых функций.
3.Успешное обучение в основной школе.
4. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.
(выступление на МО классных руководителей)...
«Эффективность коррекционно – развивающего занятия – стимул к успеху педагога-психолога и ученика».
Доклад....
п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога...
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса ФГОС (вариант 2) «Временные представления»...