п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
материал

Севастьянова Ольга Алексеевна

п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога за 2021-2022, 2022-2023 уч. года, за первое полугодие 2023-2024 уч. г.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта существенно меняет всю образовательную систему в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога, как участника образовательного процесса.

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, так как результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание благоприятных социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и укрепления их здоровья.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям;
  • своевременно предупреждать и преодолевать трудности в освоении учащимися адаптированных образовательных программ;
  • оказывать психолого-педагогическую поддержку педагогам, реализующим требования новых ФГОС и родителям, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Основные направления деятельности школьного психолога:

Аналитико-диагностическое направление:

- изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, раннего выявления познавательных интересов.

Комплексное психологическое обследование учащихся, сбор и анализ анамнестических данных; обработка результатов обследования, определение прогноза психофизиологического развития и коррекции, комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных, составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Коррекционно-развивающее направление:

- оказание систематической целенаправленной помощи детям, отнесенным к категории «группы риска» по тем или иным основаниям, снижение или устранение нарушений в психофизиологическом развитии, а также участие в разработке и внедрении комплексных развивающих и коррекционных программ для всех групп детей.

Основное направление в работе – коррекционно-развивающая деятельность с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

 В наиболее широком смысле, коррекция может рассматриваться как социально-психологическая взаимоадаптация учащегося и окружающей среды, созданием оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка. Основными задачами для реализации этой цели являются выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии психических функций и личностных свойств.

В узком смысле психологическая коррекция понимается как основной метод воздействия специалиста, получившего соответствующее психологическое образование, для "...оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств".

        Профилактическое и просветительское направление:

         – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике психологической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия.

Организационно-методическое направление:

- повышение уровня психологической компетентности педагога-психолога;

- обеспечение связи и преемственности в работе педагога-психолога, педагогов и родителей в решении задач по преодолению психологического и психического нарушения у учащихся;

- повышение эффективности коррекционного психолого-педагогического процесса;

- совершенствование программно-методического оснащения коррекционного психолого-педагогического процесса.

Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Результаты диагностического исследования школьной тревожности по методике Филлипса учащихся 5-х классов в период адаптации к средней школе.

2021-2022 уч. г.

1 срез (повышенные показатели)

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Кол-во

Обучающихся = 70

4

3

3

3

4

4

3

3

%

5,7 %

4,3 %

4,3 %

4,3 %

5,7 %

5,7 %

4,3 %

4,3 %

2 срез (повышенные показатели)

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Кол-во

Обучающихся= 70

2

2

2

2

3

3

2

2

%

2,9 %

2,9 %

2,9 %

2,9 %

4,3 %

4,3 %

2,9 %

2,9 %

2022-2023 уч. г.

1 срез (повышенные показатели)

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Кол-во

Обучающихся= 64

1

2

2

3

2

2

1

2

%

 2 срез (повышенные показатели)

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответство

вать

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Кол-во

Обучающихся= 64

1

1

1

2

1

1

1

1

%

2023-2024 уч.г.

1 срез (повышенные показатели)

Общая тревож

ность

Пережи-

вание социаль

ного стресса

Фрустра

ция потребности в достижении успеха

Страх самовыра

жения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиоло

гическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Количество

Учащихся 75

2

2

3

3

1

2

3

2

%

Результаты повторной диагностики свидетельствует о том, что у учащихся 5-х классов значительно снизился уровень школьной и личностной тревожности в чем помогли занятия адаптационного курса и значит, дети чувствуют себя психологически комфортнее в школе.

В 5 классах, когда изменяется мотивация в деятельности обучающихся ведется отслеживание ведущих мотивов в учебной деятельности (по методике М.Лукьяновой). Ведь осознание и правильные установки к получению образования важны на последующих этапах обучения.

Результаты изучения учебной мотивации в 5 классах:

Уч. год

Высокий и очень высокий

Средний

Сниженный

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

2021-2022

23,2

28,1

46,5

50

30,3

21,9

2022-2023

26

29,3

43,2

49,7

30,8

21

2023-2024

25,3

48

26,7

79 % учащихся высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.

У 11 % учащихся выявлен средний уровень психологического климата в классе, у этих подростков, вероятно, есть другая группа, где общение для них более значимо.

10 % учащихся показали низкий уровень психологического климата.

Классным руководителям даны рекомендации педагога-психолога по созданию благоприятного психологического климата в классах.

Таким образом, можно сделать вывод о там, что учащиеся 5-х классов успешно адаптировались к среднему звену. Уровень удовлетворенности находится на высоком уровне, степень сплоченности   средняя, уровень школьной мотивации средний, уровень сплоченности на среднем уровне, конфликтности средний, школьной тревожности понизился.

У пятиклассников отмечается и положительная динамика в развитии школьной мотивации (на протяжении 2-х лет количество обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации стабильно (24,6 %), уменьшилось количество обучающихся с негативным уровнем (на 9,8 %), увеличилось количество обучающихся со средним (на 6,5 %).

Но не нужно забывать, что в подростковом возрасте положительная динамика в развитии школьной мотивации неустойчива и нестабильна, поэтому необходимо продолжать отслеживать уровень мотивации обучающихся.

Результаты исследования родителей по методике «Удовлетворенность качеством образовательного процесса в МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д.М. Карбышева.

2021-2022 уч. год

Объект контроля: анкеты, заполненные родителями.

Предмет контроля:

  1. удовлетворённость родителей образовательным процессом;
  2. психологический климат в школе;
  3. качество материально-технической и учебно-методической базы школы;
  4. информирование родителей и учащихся.

Опрос мнения участников проводился анонимно.

В целом, родители удовлетворены образовательным процессом в школе и оценивают работу школы положительно:

В целом деятельность образовательного учреждения может быть признана успешной.

Психологический климат в школе

Количество опрошенных родителей

%

Учителя относятся к моему ребенку так, как он этого заслуживает

77

37%

У моего ребенка складываются в основном нормальные взаимоотношения с учителями

141

68%

У моего ребенка складываются в основном нормальные взаимоотношения с одноклассниками

132

64%

Учителя прислушиваются к родительскому мнению и учитывают его

71

34%

Качество материально-технической и учебно-методической базы школы оценивается 100% родителями положительно. Школа имеет хорошую материально-техническую базу школы (кабинеты, спортивные залы, дополнительные помещения и сооружения, необходимые для образовательного процесса); школьная библиотека укомплектована учебниками и дополнительной литературой; учителя используют на уроках современные технические средства обучения (интерактивные доски, компьютеры и др.).

Информирование родителей и учащихся

Количество опрошенных родителей

%

Классный руководитель своевременно информирует родителей об успеваемости и поведении ребенка

183

88%

На родительских собраниях затрагивают интересные темы воспитания и обучения детей

122

59%

Педагоги школы в достаточной степени информируют родителей о деятельности школы

63

30%

Родители всегда могут обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией к администрации, классному руководителю , психологу

118

57%

Выводы:

  1. удовлетворённость родителей образовательным процессом высокая.
  2. психологический климат в школе средний.
  3. качество материально-технической и учебно-методической базы школы высокое.
  4. информирование родителей и учащихся на среднем уровне.

Консультативно-просветительская работа

Консультативно-просветительская работа   направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.

 Мною проводились консультации педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, детям и подросткам помогала в раскрытии самого себя.

Психологическое индивидуальное консультирование

Учебный год

Кол-во

консультаций

Педагоги

Обучающиеся

Родители (лица, их заменяющие)

2021-2022

64

21

35

8

2022-2023

84

25

40

19

2023-2024

(первое полугодие)

55

15

28

12

 

Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией из года в год возрастает. Это объясняется повышением уровня психологической компетентности родителей и указывает на эффективность проводимой работы. а также заинтересованностью в вопросах воспитания детей. Информация об основной тематике консультаций


Перечень наиболее востребованных

консультационных тем

Консультации педагогов

  • консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних;
  • консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися:
  • консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;
  • консультации по способам и методам изучения личности ребёнка.

Консультации  родителей

- консультации по вопросам межличностных отношений в семье;

- консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей;

- консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;

- консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков;

- особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Консультации обучающихся

  • консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе;
  • консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения;
  • консультации подростков, стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения

В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.

Просветительскую деятельность мы осуществляем в разной форме (лекции, беседы, семинары, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Также важно знать специфические индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях. Более того, при разработке стратегии взаимодействия учитываются и личностные характеристики ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами.

Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною проводятся беседы в «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка, а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.

 Результативность коррекционно-развивающей работы.

В нашей работе проведение развивающих занятий является основным видом деятельности, на которую отводится не менее половины «практических часов».

При проведении коррекционно-развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия, по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования.

Учебный год

Количество занятий

Групповых

Индивидуальных

2021-2022

252

36

2022-2023

252

36

2023-2024

(за первое полугодие)

54

18

В период с 2021 по 2024 уч. г.г. было проведено около 648   коррекционно-развивающих занятий. На этих занятиях принимали участие учащиеся разной степени сложности: дети с особенностями и трудностями в развитии эмоционально-личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, речевой, познавательной, поведенческой сферах, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В процессе работы происходит разрешение трудностей в детско-родительском общении и взаимодействии.

Качество коррекционно-развивающей работы составляет:

2021-2022 - 69 %                                                      

2022-2023 – 72,1 %                                                        

2023-2024 -  80,3 %                                                                

       Анализ результатов диагностик показывает значительные улучшения в познавательной и эмоционально-волевой деятельности учащихся, уменьшение количества ошибок в корректурных пробах, концентрация и переключение внимания более устойчивы. В ходе коррекционно-развивающей работы, учащиеся, посещающие занятия владеют навыками релаксационных методик.

Педагог-психолог

Севастьянова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая деятельность педагога-психолога.Психолого-педагогическое заключение.

Презентация учебно-методического материала по составлению  психологического заключения.Рекомендации к составлению заключения по результатам диагностики на материалах готовности  учащихся к п...

аналитическая справка о результативности коррекционной работы

аналиическая справка о результативности коррекционной работы для I категории...

Индикаторы результативности профессиональной деятельности педагога-психолога МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2018-2020 гг. Полуниной Татьяны Сергеевны

Индикаторы результативности профессиональной деятельностипедагога-психолога МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы  за 2018-2020 гг.Полуниной Татьяны Сергеевны...

Годовой аналитический отчет о деятельности педагога-психолога

Аналитический отчет  - это документ, который завершает учебный год  и служит основой для написания плана работы на следующий учебный год....