п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
материал
п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога за 2021-2022, 2022-2023 уч. года, за первое полугодие 2023-2024 уч. г.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта существенно меняет всю образовательную систему в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога, как участника образовательного процесса.
Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, так как результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание благоприятных социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и укрепления их здоровья.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям;
- своевременно предупреждать и преодолевать трудности в освоении учащимися адаптированных образовательных программ;
- оказывать психолого-педагогическую поддержку педагогам, реализующим требования новых ФГОС и родителям, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные направления деятельности школьного психолога:
Аналитико-диагностическое направление:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, раннего выявления познавательных интересов.
Комплексное психологическое обследование учащихся, сбор и анализ анамнестических данных; обработка результатов обследования, определение прогноза психофизиологического развития и коррекции, комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных, составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Коррекционно-развивающее направление:
- оказание систематической целенаправленной помощи детям, отнесенным к категории «группы риска» по тем или иным основаниям, снижение или устранение нарушений в психофизиологическом развитии, а также участие в разработке и внедрении комплексных развивающих и коррекционных программ для всех групп детей.
Основное направление в работе – коррекционно-развивающая деятельность с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
В наиболее широком смысле, коррекция может рассматриваться как социально-психологическая взаимоадаптация учащегося и окружающей среды, созданием оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка. Основными задачами для реализации этой цели являются выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии психических функций и личностных свойств.
В узком смысле психологическая коррекция понимается как основной метод воздействия специалиста, получившего соответствующее психологическое образование, для "...оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств".
Профилактическое и просветительское направление:
– повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике психологической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия.
Организационно-методическое направление:
- повышение уровня психологической компетентности педагога-психолога;
- обеспечение связи и преемственности в работе педагога-психолога, педагогов и родителей в решении задач по преодолению психологического и психического нарушения у учащихся;
- повышение эффективности коррекционного психолого-педагогического процесса;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционного психолого-педагогического процесса.
Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Результаты диагностического исследования школьной тревожности по методике Филлипса учащихся 5-х классов в период адаптации к средней школе.
2021-2022 уч. г.
1 срез (повышенные показатели)
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Кол-во Обучающихся = 70 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 |
% | 5,7 % | 4,3 % | 4,3 % | 4,3 % | 5,7 % | 5,7 % | 4,3 % | 4,3 % |
2 срез (повышенные показатели)
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Кол-во Обучающихся= 70 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
% | 2,9 % | 2,9 % | 2,9 % | 2,9 % | 4,3 % | 4,3 % | 2,9 % | 2,9 % |
2022-2023 уч. г.
1 срез (повышенные показатели)
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Кол-во Обучающихся= 64 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 |
% |
2 срез (повышенные показатели)
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответство вать | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Кол-во Обучающихся= 64 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
% |
2023-2024 уч.г.
1 срез (повышенные показатели)
Общая тревож ность | Пережи- вание социаль ного стресса | Фрустра ция потребности в достижении успеха | Страх самовыра жения | Страх ситуации проверки знаний | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | Низкая физиоло гическая сопротивляемость стрессу | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | |
Количество Учащихся 75 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 |
% |
Результаты повторной диагностики свидетельствует о том, что у учащихся 5-х классов значительно снизился уровень школьной и личностной тревожности в чем помогли занятия адаптационного курса и значит, дети чувствуют себя психологически комфортнее в школе.
В 5 классах, когда изменяется мотивация в деятельности обучающихся ведется отслеживание ведущих мотивов в учебной деятельности (по методике М.Лукьяновой). Ведь осознание и правильные установки к получению образования важны на последующих этапах обучения.
Результаты изучения учебной мотивации в 5 классах:
Уч. год | Высокий и очень высокий | Средний | Сниженный | |||
1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | 1 срез | 2 срез | |
2021-2022 | 23,2 | 28,1 | 46,5 | 50 | 30,3 | 21,9 |
2022-2023 | 26 | 29,3 | 43,2 | 49,7 | 30,8 | 21 |
2023-2024 | 25,3 | 48 | 26,7 |
79 % учащихся высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.
У 11 % учащихся выявлен средний уровень психологического климата в классе, у этих подростков, вероятно, есть другая группа, где общение для них более значимо.
10 % учащихся показали низкий уровень психологического климата.
Классным руководителям даны рекомендации педагога-психолога по созданию благоприятного психологического климата в классах.
Таким образом, можно сделать вывод о там, что учащиеся 5-х классов успешно адаптировались к среднему звену. Уровень удовлетворенности находится на высоком уровне, степень сплоченности средняя, уровень школьной мотивации средний, уровень сплоченности на среднем уровне, конфликтности средний, школьной тревожности понизился.
У пятиклассников отмечается и положительная динамика в развитии школьной мотивации (на протяжении 2-х лет количество обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации стабильно (24,6 %), уменьшилось количество обучающихся с негативным уровнем (на 9,8 %), увеличилось количество обучающихся со средним (на 6,5 %).
Но не нужно забывать, что в подростковом возрасте положительная динамика в развитии школьной мотивации неустойчива и нестабильна, поэтому необходимо продолжать отслеживать уровень мотивации обучающихся.
Результаты исследования родителей по методике «Удовлетворенность качеством образовательного процесса в МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д.М. Карбышева.
2021-2022 уч. год
Объект контроля: анкеты, заполненные родителями.
Предмет контроля:
- удовлетворённость родителей образовательным процессом;
- психологический климат в школе;
- качество материально-технической и учебно-методической базы школы;
- информирование родителей и учащихся.
Опрос мнения участников проводился анонимно.
В целом, родители удовлетворены образовательным процессом в школе и оценивают работу школы положительно:
В целом деятельность образовательного учреждения может быть признана успешной.
Психологический климат в школе | ||
Количество опрошенных родителей | % | |
Учителя относятся к моему ребенку так, как он этого заслуживает | 77 | 37% |
У моего ребенка складываются в основном нормальные взаимоотношения с учителями | 141 | 68% |
У моего ребенка складываются в основном нормальные взаимоотношения с одноклассниками | 132 | 64% |
Учителя прислушиваются к родительскому мнению и учитывают его | 71 | 34% |
Качество материально-технической и учебно-методической базы школы оценивается 100% родителями положительно. Школа имеет хорошую материально-техническую базу школы (кабинеты, спортивные залы, дополнительные помещения и сооружения, необходимые для образовательного процесса); школьная библиотека укомплектована учебниками и дополнительной литературой; учителя используют на уроках современные технические средства обучения (интерактивные доски, компьютеры и др.).
Информирование родителей и учащихся | ||
Количество опрошенных родителей | % | |
Классный руководитель своевременно информирует родителей об успеваемости и поведении ребенка | 183 | 88% |
На родительских собраниях затрагивают интересные темы воспитания и обучения детей | 122 | 59% |
Педагоги школы в достаточной степени информируют родителей о деятельности школы | 63 | 30% |
Родители всегда могут обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией к администрации, классному руководителю , психологу | 118 | 57% |
Выводы:
- удовлетворённость родителей образовательным процессом высокая.
- психологический климат в школе средний.
- качество материально-технической и учебно-методической базы школы высокое.
- информирование родителей и учащихся на среднем уровне.
Консультативно-просветительская работа
Консультативно-просветительская работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.
Мною проводились консультации педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, детям и подросткам помогала в раскрытии самого себя.
Психологическое индивидуальное консультирование
Учебный год | Кол-во консультаций | Педагоги | Обучающиеся | Родители (лица, их заменяющие) |
2021-2022 | 64 | 21 | 35 | 8 |
2022-2023 | 84 | 25 | 40 | 19 |
2023-2024 (первое полугодие) | 55 | 15 | 28 | 12 |
Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией из года в год возрастает. Это объясняется повышением уровня психологической компетентности родителей и указывает на эффективность проводимой работы. а также заинтересованностью в вопросах воспитания детей. Информация об основной тематике консультаций
В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.
Просветительскую деятельность мы осуществляем в разной форме (лекции, беседы, семинары, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Также важно знать специфические индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях. Более того, при разработке стратегии взаимодействия учитываются и личностные характеристики ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Мною проводятся беседы в «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка, а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.
Результативность коррекционно-развивающей работы.
В нашей работе проведение развивающих занятий является основным видом деятельности, на которую отводится не менее половины «практических часов».
При проведении коррекционно-развивающей работы предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым формам проведения занятий. Выбор методического пособия, по которому будет составляться программа коррекционно-развивающих занятий, зависит от итогов психодиагностического обследования.
Учебный год | Количество занятий | |
Групповых | Индивидуальных | |
2021-2022 | 252 | 36 |
2022-2023 | 252 | 36 |
2023-2024 (за первое полугодие) | 54 | 18 |
В период с 2021 по 2024 уч. г.г. было проведено около 648 коррекционно-развивающих занятий. На этих занятиях принимали участие учащиеся разной степени сложности: дети с особенностями и трудностями в развитии эмоционально-личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, речевой, познавательной, поведенческой сферах, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В процессе работы происходит разрешение трудностей в детско-родительском общении и взаимодействии.
Качество коррекционно-развивающей работы составляет:
2021-2022 - 69 %
2022-2023 – 72,1 %
2023-2024 - 80,3 %
Анализ результатов диагностик показывает значительные улучшения в познавательной и эмоционально-волевой деятельности учащихся, уменьшение количества ошибок в корректурных пробах, концентрация и переключение внимания более устойчивы. В ходе коррекционно-развивающей работы, учащиеся, посещающие занятия владеют навыками релаксационных методик.
Педагог-психолог
Севастьянова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о работе районного методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов г. Пролетарска Ростовской области за 2009-2010 учебный год
Данный материал является обязательным нормативным документом педагога-психолога (руководителя РМО)...
Аналитическая деятельность педагога-психолога.Психолого-педагогическое заключение.
Презентация учебно-методического материала по составлению психологического заключения.Рекомендации к составлению заключения по результатам диагностики на материалах готовности учащихся к п...
Групповое занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в 3 классе, как элемент модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие обучающихся с ОВЗ .
Помочь детям легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться....
аналитическая справка о результативности коррекционной работы
аналиическая справка о результативности коррекционной работы для I категории...
Индикаторы результативности профессиональной деятельности педагога-психолога МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2018-2020 гг. Полуниной Татьяны Сергеевны
Индикаторы результативности профессиональной деятельностипедагога-психолога МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы за 2018-2020 гг.Полуниной Татьяны Сергеевны...
Годовой аналитический отчет о деятельности педагога-психолога
Аналитический отчет - это документ, который завершает учебный год и служит основой для написания плана работы на следующий учебный год....