Сравнительный анализ результатов социализации воспитанников класса для детей с умеренной умственной отсталостью.
материал по психологии на тему
Анализу подлежали показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям: Учебно-образовательный аспект: его уровень. Интерактивный аспект: интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха¬рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Коммуникативный аспект: показатели комфортности/дискомфортности коммуникативной среды у детей. Рекреационный аспект: основные занятия детей в свободное от учебы время являются. Психологический аспект: самооценка, взаимоотношения со сверстниками, развитие самостоятельности. Интегральный аспект выражает умение успешного разрешения жизненных проблем. Для их идентификации предложены следующие индикаторы: – рефлексивный – стремление лучше разобраться в ситуации, чтобы найти из нее выход; – мобилизационный – мобилизация собственных ресурсов для успешного выхода из проблемной ситуации; – кооперативный – обращение за советом, помощью к другим; – эмоциональный – эмоциональные переживания не позволяют «взять себя в руки»; – выжидательный – ожидание благоприятного стечения обстоятельств; – депрессивный – отсутствие активных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ результатов социализации воспитанников класса для детей с умеренной умственной отсталостью.
Класс для детей с умеренной умственной отсталостью работает 5 год. В классе обучается 7 человек. Класс имеет неоднородную по составу и различную по возрасту структуру. Анализ проводился выборочно, выборке подлежали дети, которые обучаются в классе с момента его открытия. Это Даниил А.12 лет, Андрей Г. 13лет, Александр Л. 16 лет и Екатерина Т. 15 лет.
На начало эксперимента Даниил А. не умел ориентироваться в пространстве, не использовал прошлый опыт, не различал свойства предметов (цвет, форму, величину), испытывал трудности моторного характера, затруднялся в различении цветов, не использовал цвет в рисунке (преднамеренное чёркание), было понимание обращённой речи, но активный словарь резко отставал от нормы (чаще пользовался жестами), в контакт со взрослыми и детьми вступал не сразу, не проявлял заинтересованности. Сведения о себе и окружающем мире не давал.
На данный момент Даниил работает по обводке, различает и называет цвета, с небольшой помощью различает форму и величину предметов, значительно расширился активный словарь, но все-таки приходится побуждать ребенка к активной речи, с удовольствием общается с одноклассниками, проявляет интерес и желание общаться с взрослыми.
Андрей Г. на начало эксперимента был замкнутым, нелюдимым мальчиком; первый месяц не отпускал от себя бабушку ни на минуту. Андрей слабо ориентировался в пространстве, путался в основных цветах, по обводке работал хорошо, получалось писать самостоятельно отдельные буквы, было понимание обращенной речи, но активная речь практически отсутствовала в связи с трудностью в общении с посторонними людьми. В контакт с детьми в классе и учителями вступал с большим трудом.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что у Андрея самый большой прогресс в развитии из всех детей в классе. Он является первым помощником учителя в классе. Андрей с опережением осваивает учебную программу, является наставником для младших детей в классе, прекрасно рисует – рисунки Андрея неоднократно занимали призовые места на районных конкурсах. В большей степени мальчик преодолел проблемы в общении с взрослыми, вступает в контакт, проявляет заинтересованность. Хорошо читает, пересказывает прочитанное, отвечает на вопросы.
Александр Л. на начало эксперимента общительный, эмоциональный мальчик, в контакт вступал сразу, проявлял заинтересованность в общении, не ориентировался в пространстве, не использовал прошлый опыт, не различал свойства предметов (цвет, форму, величину), испытывал трудности моторного характера, затруднялся в различении цветов. Саша не владел речью. В контакт со сверстниками вступал сразу, но эти отношения носили авторитарный характер. Саша по натуре лидер. В быту социально-ориентирован на примитивном уровне.
На данное время Саша прекрасно работает в тетради, выполняет все задания учителя, копирует и пишет самостоятельно ряд слов. С небольшой помощью различает форму, величину и цвет предметов. Мальчик научился произносить некоторые слова. В быту социально-ориентирован. Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми.
Екатерина Т. – эмоциональна, импульсивна. Сведения о себе не давала, восприятие пространства сформировано частично, запоминала с трудом не использовала прошлый опыт, свойства предметов различала частично (цвет, форму, величину), испытывала трудности моторного характера. Слегка расторможена, импульсивна. В контакт с детьми и взрослыми вступала. В быту социально-ориентирована на примитивном уровне.
Сейчас Катя с удовольствием работает на уроке, выполняет все задания учителя. Различает форму, величину и цвет предметов. Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклассники не принимают это лидерство. Иногда проявляется пассивно-равнодушное отношение к окружающим. В быту социально-ориентирована. Последнее время ухудшилась произносительная сторона речи.
Анализу подлежали показатели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим направлениям:
Учебно-образовательный аспект: его уровень.
Интерактивный аспект: интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Коммуникативный аспект: показатели комфортности/дискомфортности
коммуникативной среды у детей.
Рекреационный аспект: основные занятия детей в свободное от учебы время являются.
Психологический аспект: самооценка, взаимоотношения со сверстниками, развитие самостоятельности.
Интегральный аспект выражает умение успешного разрешения жизненных проблем.
Для их идентификации предложены следующие индикаторы:
– рефлексивный – стремление лучше разобраться в ситуации, чтобы найти из нее выход;
– мобилизационный – мобилизация собственных ресурсов для успешного
выхода из проблемной ситуации;
– кооперативный – обращение за советом, помощью к другим;
– эмоциональный – эмоциональные переживания не позволяют «взять себя в руки»;
– выжидательный – ожидание благоприятного стечения обстоятельств;
– депрессивный – отсутствие активных действий.
В своей работе мы ставим ряд промежуточных целей это: укрепление здоровья как физического так и психического; формирование навыков и умений самообслуживания; формирование положительной самооценки; развитие личности ребенка с умственной отсталостью.
Конечной целью социальной адаптации мы считаем максимальную интеграцию в общество ( на сколько это возможно).
Вывод: результаты сравнительной диагностики показывают успешность социальной адаптации детей в классе для детей с умеренной умственной отсталостью.
Все результаты по социализации достигнуты благодаря активному участию детей в жизни класса и школы, так же успешной социализации способствовало активное взаимодействие детей друг с другом, с учителями и детьми из других классов.
Показатели социальной адаптивности Ф.И. ребёнка | Учебно-образовательный аспект | Интерактивный аспект | ||||
2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | 2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | |
Даниил А. | Депрессивно- выжидательный: характерезуется пассивным наблюдением со стороны Даниила за происходящим в классе. Программу не усваивает, динамика в обучении минимальная. | Эмоциональо- выжидательный: пассивное или возбужденное состояние мешает работе в классе, нет заинтересован-ности при изучении нового материала. Появилось желание общаться с другими детьми. | Эмоциональо- кооперативный: Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками. | Выжидательный В контакт самостоятельно не вступает , нет желания взаимодейство-вать с другими детьми. | Кооперативный Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. | Кооперативный Самостоятельно вступает в контакт с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми. |
Андрей Г. | Эмоциональный Эмоциональные переживания мешают воспринимать учебный материал в полном объёме. Но динамика в развитии присутствует. | Кооперативно – эмоциональный Обращается за помощью и советом. Но эмоциональные переживания еще мешают полноценному восприятию программы. | Кооперативно- рефлексивный: Обращается за помощью и советом в том случае если сам не может разобраться в ситуации, не может найти выход из сложившейся ситуации. | Выжидательный В контакт самостоятельно не вступает , нет желания взаимодейство-вать с другими детьми и с взрослыми. | Кооперативно – эмоциональный Вступает в контакт, взаимодействует с другими детьми и взрослыми, но эмоционалное напряжение еще наблюдается.. | Кооперативно- рефлексивный: Самостоятельно вступает в контакт с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Наблюдается небольшое эмоциональное напряжение. |
Показатели социальной адаптивности Ф.И. ребёнка | Учебно-образовательный аспект | Интерактивный аспект | ||||
2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | 2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | |
Александр Л. | Эмоциональный- Возбужденное состояние мешает работе в классе. Есть заинтересо-ванность при изучении нового материала. | Эмоциональо- кооперативный: Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками | Эмоциональо- кооперативный: Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками | Кооперативный Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклассники принимают это лидерство. | Кооперативный Самостоятельно вступает в контакт с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Стремится быть лидером, одноклассники принимают это лидерство. | Кооперативно- рефлексивный: Самостоятельно вступает в контакт с удовольствием взаимодействует с другими детьми и взрослыми. Стремится быть лидером, одноклассники принимают это лидерство. |
Екатерина Т. | Эмоциональо- кооперативный: Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками | Эмоциональо- кооперативный: Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками. Стали проявляться ухудшения в произносительной стороне речи. | Эмоциональо- кооперативный: Есть заинтересо-ванность при выполнении зада-ний,при трудностях обращается за помощью к учителю или одноклассникам. С удовольствием общается с одноклассниками. Стойкие ухудшения в произносительной стороне речи. | Эмоциональо- кооперативный: Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклассники не принимают это лидерство. | Эмоциональо- кооперативный: Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклассники не принимают это лидерство. | Эмоциональо- кооперативный: Самостоятельно вступает в контакт, с удовольствием взаимодействует с другими детьми. Стремится быть лидером, одноклас-сники не принима-ют это лидерство. Иногда проявляется пассивно-равнодушное отношение к окружающим. |
Показатели социальной адаптивности Ф.И. ребёнка | Коммуникативный аспект | Рекреационный аспект | ||||
2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | 2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | |
Даниил А. | Выжидательный В контакт самостоятельно не вступает, нет потребности в общении с другими детьми. | Кооперативный В контакт с другими детьми вступает, начала появляться потребность в общении с детьми. Проявляет негативизм: повторяет весё отрицательное за другими детьми. | Кооперативный В контакт с другими детьми вступает, проявляет потребность в общении с детьми.: Повторяет всё отрицательное за другими детьми. | Выжидательный Инициативы не проявляет, ждет когда кто- нибудь начнет играть что бы к нему присоединится.. Интересы отсутствуют. | Выжидательно – кооперативный Пытается самостоятельно рисовать.Стал проявлять инициативу, при затруднении в игре обращается за помощью к учителю и другим детям. | Кооперативный Самостоятельно рисует. (на своем уровне). Играет с детьми, строит башни из конструктора, просматривает детские журналы. |
Андрей Г. | Выжидательный В контакт самостоятельно не вступает, потребность в общении есть, но эмоциональные переживания мешают ему. | Кооперативно – эмоциональный Обращается за помощью и советом. Но эмоциональные переживания еще мешают полноценному общению с детьми и взрослыми. | Кооперативно- рефлексивный: Обращается за помощью и советом в том случае если сам не может разобраться в ситуации, не может найти выход из сложившейся ситуации. Полноценное общение наблюда-ется только с знакомыми людьми. | Выжидательныйэмоциональный Инициативы не проявляет. Играет самостоятельно. Любит раскрашивать, рассматривать книги о окружающем мире. | Кооперативно – эмоциональный Любит читать книги и журналы, рисует карандашами, с удовольствием работает с конструктором. При затруднении обращается за помощью и советом. | Кооперативно- рефлексивный: Любит читать книги и журналы, рисует карандашами и красками, рисует на компьютере. Лепит из пластилина. Самостоятельно пытается разобрать-ся в сложившейся ситуации, найти из нее выход. При затруднении обращается за помощью. |
Показатели социальной адаптивности Ф.И. ребёнка | Коммуникативный аспект | Рекреационный аспект | |||||
2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | 2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | ||
Александр Л. | Эмоционально- кооперативный В контакт с другими детьми вступает. Часто эмоциональное состояние не позволяет полноценно общаться с детьми. За помощью обращается. | Кооперативно – эмоциональный Общителен. Обращается за помощью и советом. Но эмоциональные переживания еще мешают полноценному общению с детьми и взрослыми | Кооперативный В контакт с другими детьми вступает, проявляет потребность в общении с детьми. Очень общителен. Обращается за помощью и советом. | Выжидательно – кооперативный Раскрашивает. Пытается самостоятельно рисовать. Стал проявлять инициативу, при затруднении в игре обращается за помощью к учителю и другим детям. | Кооперативный Самостоятельно рисует. (на своем уровне). Играет с детьми, строит башни из конструктора, любит играть с мозаикой. Обращается за помощью . | Кооперативный Самостоятельно рисует. (на своем уровне). Играет с детьми, строит башни из конструктора, любит играть с мозаикой. Обращается за помощью . | |
Екатерина Т. | Эмоционально- кооперативный В контакт с другими детьми вступает. Часто эмоциональное состояние не позволяет полноценно общаться с детьми. Уходит в себя. За помощью обращается. | Кооперативно – эмоциональный Общителена. Обращается за помощью и советом. Но эмоциональные переживания еще мешают полноценному общению с детьми и взрослыми. | Кооперативно – эмоциональный Общителена. Обидчива. Обращается за помощью и советом. Но неустойчивое эмоциональное состояние мешает полноценному общению с детьми и взрослыми. | Выжидательно – кооперативный Раскрашивает, с помощью. Любит слушать спокойную музыку, пытается под неё танцевать. Работает с мозаикой. | Кооперативный Любит раскрашивать. Играет с детьми, любит играть с мозаикой. Слушает спокойную музыку. При необходимости обращается за помощью. | Кооперативный Любит раскрашивать. Самостоятельно не рисует. Играет с детьми, любит играть с мозаикой. Слушает спокойную музыку. При необходимости обращается за помощью. | |
Показатели социальной адаптивности Ф.И. ребёнка | Психологический аспект | Интеграционный аспект | |||||
2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | 2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | ||
Даниил А. | Выжидательно- кооперативный Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками доброже-лательные. Уровень самосто-ятельности низкий. Инициативу не проявляет, пасси-вен. | Кооперативный Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками Уровень самосто-ятельности низкий, но но появилось жела-ние что то делать самостоятельно. Стал проявлять инициативу. | Кооперативный Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассниками ровные, доброжелательные. Уровень самостоя-тельности средний, проявляет инициативу. | Выжидательный Решить встретившиеся проблемы не возникает желания, ожидает, когда за него их решат взрослые. | Выжидательно – кооперативный Не решает проблемы самостоятельно, но появляется желание обратиться за помощью в взрослым. | Кооперативно – выжидательный Проблемы пытается решить в присутст-вии взрослых, обращается к ним за помощью. Если находится один решать проблему не бкдет. | |
Андрей Г. | Выжидательный Самооценка занижена. Взаимоотношения с одноклассни-ками настороженные. Уровень самостоятель-ности средний. Инициативу не проявляет. | Кооперативно – эмоциональный Самооценка слегка занижена. Взаимоотношения с одноклассни-ками ровные, доброжелатель-ные. Уровень самостояти находится на среднем уровне. Начал проявлять инициативу. | Кооперативно- рефлексивный: Самооценка адекватная. Взаимоотношения с одноклассниками ровные, доброжелательные. Появилось стремление помочь более слабым ребятам. Уровень самостоятельности находится на высоком уровне. Проявляет инициативу. | Выжидательно – кооперативный Проблемы не решает или пытается решить самостоятельно, (не всегда успешно) в редких случаях обращается за помощью. | Кооперативно – эмоциональный Проблемы не всегда получается решать из за эмоциональных переживаний, чаще стал обращаться за помощью к взрослым.. | Кооперативно- рефлексивный Андрей стал более спокойным, проблемы старается решить самостоятельно, что у него успешно получается. При необходимости обращается к помощи учителя. | |
Показатели социальной адаптивности Ф.И. ребёнка | Психологический аспект | Интеграционный аспект | |||||
2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | 2008 – 2009 у.г. | 2009 – 2010 у.г. | 2010- 2011 у.г. | ||
Александр Л. | Выжидательно – кооперативный Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассника-ми Уровень самостоятельнос-ти низкий. Инициативу проявляет. | Кооперативный Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками доброжела-тельные Уровень самосто-ятельности средний, есть желание все выполнять самостоятельно | Кооперативный Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассниками доброжелательные. Уровень самостоя-тельности средний, большое желание все выполнять самостоятельно. | Выжидательно – кооперативный Проблемы самостоятельно не решает, обращается за помощью к взрослым. | Кооперативный Проблемы пытается решить самостоятельно, если не получается обращается за помощью к взрослым. | Кооперативный Проблемы пытается решить самостоятельно, если не получается обращается за помощью к взрослым. | |
Екатерина Т. | Выжидательно – кооперативный Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками доброжела-тельные. Уровень самосто-ятельности средний. Инициативу проявляет редко. | Кооперативный Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассни-ками доброжела-тельные. Уровень самосто-ятельности средний. | Кооперативный Самооценка завышена. Взаимоотношения с одноклассниками доброжелательные. Уровень самосто-ятельности средний. | Выжидательно – кооперативный Проблемы самостоятельно не решает, обращается за помощью к взрослым. | Кооперативный Проблемы пытается решить самостоятельно, если не получается обращается за помощью к взрослым. | Кооперативный Проблемы пытается решить самостоятельно, если не получается обращается за помощью к взрослым. |
Даниил А.
Андрей Г.
Александр Л.
Екатерина Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой, и прогр...
Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...
Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе для детей с умеренной умственной отсталостью
Гласные звуки А, У, О, И...
тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
развернутое тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...
тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
развернутое тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью...
тематическое планирование по предмету математические представление и конструирование 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
развернутое тематическое планирование по предмету математические предсавления и конструирование 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...
тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
развернутое тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...