Замены букв по оптическому типу и пути коррекции этих ошибок.
методическая разработка по теме

Рекомендации родителям по устранению замен букв по принципу оптического сходства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opticheskie_zameny_i_puti_ih_ustraneniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Замены букв по оптическому типу

и пути коррекции этих ошибок.

Под дисграфией (дис — расстройство, графо — пишу) понимается специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

К дисграфическим относят специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил:                                          • замены букв;                          

                  • пропуски букв;                                                   • вставка лишних букв;  

                  • перестановка букв;                                            • недописывание слов;          

                  • слияние нескольких слов в одно;                • разделение одного слова на части.

Замены букв могут быть:

 - по принципу сходства соответствующих им звуков (по фонетическому типу);

 - по принципу оптического сходства и искажённое их написание (по оптическому типу).

Замены букв по оптическому типу у обучающихся младших классов связаны с трудностью усвоения ребёнком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Так, если ребёнок не научился в своё время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы и палочка короткая, тогда как у — длинная; если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга и т. п., то ему будет трудно понять, что овал у буквы Ю располагается справа, а не слева. Всё это затрудняет усвоение ребёнком начертаний букв.

Ошибки на письме при оптической дисграфии чаще всего выражаются в следующем:

1. Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и щ;     ц и щ; п и т; л и м) или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов  и д; о и а; ш и т).

2. Недописывание элементов букв вместо и).

3. «Зеркальное» изображение букв.

Для преодоления замен букв по оптическому типу необходимо развитие у ребёнка оптико-пространственных представлений, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых им букв.

Развитие оптико-пространственных процессов.

Коррекционную работу начинают не с букв, а с картинок и геометрических фигур:

* Называть контурное или недорисованное изображение предметов.

* Находить отличия в парных картинках.

* Определять, что неправильно нарисовал художник.

* Уметь различать геометрические фигуры по форме и величине.

* Понимать и различать понятия «верх - низ», «вверху - внизу»,

  «выше - ниже», «справа - слева».

* «Оречевлять» различное пространственное расположение

   предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)

* Распределять изображённые предметы по величине.

* Срисовывать изображения, состоящие из геометрических фигур.

* Составлять разрезанные на части картинки.

Потом  можно переходить к работе над смешиваемыми буквами.

 сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием   имеющихся между ними различий;

 складывание букв из составляющих их элементов;

 построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом;

 самостоятельное построение буквы (без образца);

 отгадывание буквы, построенной другим;

 реконструирование, то есть «переделка» одной буквы в другую;

 «достраивание» букв путём добавления к ним недостающих элементов;

 нахождение «спрятавшихся» букв в фигуре;

 нахождение нужной буквы среди графически сходных букв;

 нахождение неправильно написанных букв;

 вылепливание смешиваемых букв из пластилина;

 письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка;

 вырезание букв из бумаги или картона;

 обводка контуров букв;

 раскрашивание буквы большого размера (5-6см.), написанных взрослым;

 письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;

 узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);

 узнавание и последующее называние недописанных букв;

 узнавание букв, наложенных друг на друга;

 узнавание букв, написанных разными шрифтами;

 узнавание букв по их зеркальному изображению и правильное написание букв; 

 называние рядом написанных сходных по описанию букв;

 соотнесение букв, выполненных разными шрифтами;

на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку.

письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами.  

Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребёнка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Когда это будет обеспечено, для существования замен букв по оптическому типу больше не останется места. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв.

Литература:

1. Р.И. Лалаева. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Союз, 1998г.

2. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Просвещение, 1997г.

3. Л.Г. Парамонова. Говори и пиши правильно.- СПб.: Дельта, 1996г.

4. Л.Г. Парамонова. Логопедия для всех.- М.: АСТ, 2002г.

5. Л.Г. Парамонова Предупреждение и устранение дисграфических ошибок у детей. - СПб.: Дельта, 2004г.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.

Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников....

Конспект урока по теме "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"

Конспект урока в 7 классе в рамках Всероссийской социальной кампании "Притормози". Цель урока: "Обучение несовершеннолетних безопасному переходу проезжей части дороги"...

Презентация к уроку: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Презентация предназначена для изучения темы: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». Пакет содержит учебную информацию в дос...

Предупреждение оптической дисграфии путем развития пространственных представлений

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памят...

Дидактические игры и упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников

Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с наруше...

Интегрированный урок по физике и математике на тему "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"

Цели:Образовательная цель:сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению задач по физике;Развивающая цель:развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, ...