Нарушения психомоторики у дошкольников с ОНР и пути коррекции
статья по теме
Актуальность проблемы нарушений психомоторных функций обусловлена тем, что ОНР является одним из самых распространённых нарушений в дошкольном возрасте, а имеющиеся в структуре данного речевого расстройства психомоторные нарушения негативно сказываются на характере и активности двигательного поведения ребенка, его когнитивном развитии, и на формировании у него графомоторных и других навыков, необходимых для успешного обучения грамоте. Предложенные пути коррекции в статье позволят преодолеть имеющиеся нарушения психомоторики у дошкольников с ОНР и обеспечат в дальнейшем успешное овладение ребенком грамотой и другими школьными дисциплинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alenina_statya_.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения психомоторики у дошкольников с ОНР и пути коррекции
Актуальность выбранной проблемы обусловлена тем, что ОНР является одним из самых распространённых нарушений в дошкольном возрасте, а имеющиеся в структуре данного речевого расстройства психомоторные нарушения негативно сказываются на характере и активности двигательного поведения ребенка, его когнитивном развитии, и на формировании у него графомоторных и других навыков, необходимых для успешного обучения грамоте.
Исследование нарушений психомоторики встречалось в работах В.А. Ковшикова, Е.М.Мастюковой, Г.А.Волковой, Н.П.Вайзмана, Л.В. Лопатиной, Т.С.Овчинниковой, В.П.Дудьева. Несмотря на это, разработка дифференцированных путей коррекции продиктована потребностями логопедической практики.
Анализ литературы по проблеме позволил предположить, что у дошкольников с ОНР наблюдаются различные уровни сформированности психомоторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью проявлений. Следовательно, логопедическое воздействие должно осуществляться дифференцированно с учетом механизмов выявленных нарушений и структуры речевого дефекта.
Для подтверждения этого утверждения мною было проведено исследование психомоторных функций с использованием «шкалы моторной одаренности» Н.И. Озерецкого, представляющей собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движения: статической и динамической координации, скорости, отчетливости движений и двигательной памяти. С учетом теоретических положений, взятых за основу исследования, методика эксперимента включала в себя следующие разделы: исследование состояния общей, ручной, артикуляторной моторики и мимической мускулатуры. В исследовании принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень речевого развития), они составили экспериментальную группу, и 12 детей того же возраста с нормальным речевым развитием, они составили контрольную группу.
Количественные данные проведенного исследования представлены в гистограммах, содержащихся в раздаточном материале. Из них видно, что у детей ЭГ в отличие от детей КГ в определенной мере страдают все изученные компоненты психомоторики. Наиболее значимые различия обнаружены по следующим показателям: динамической координации движений, двигательной памяти и скорости движений. Внутри изучавшихся групп также наблюдались значительные индивидуальные различия.
Качественный анализ полученных результатов дал возможность в соответствии с имеющимися особенностями разделить дошкольников на 4 группы, каждая из которых характеризуется разным уровнем сформированности психомоторики.
Так, в I группу с высоким уровнем развития вошли 10 дошкольников с нормальным речевым развитием. У детей данной группы отмечается сформированность всех изучаемых параметров психомоторики и нет нарушений церебральных уровней организации движений.
Во II группу со средним уровнем развития психомоторики вошли 2 дошкольника с нормальным речевым развитием. У этих детей отмечались нарушения статики, динамики, скорости движений. Нарушения статики проявлялись в недлительном удержании равновесия (не более 7-8 секунд из 10 необходимых), в одном случае ребенок, теряя баланс, пытался удержаться за стоящий рядом стул. У детей вызвали трудности задания, требующие согласованной работы разных групп мышц и быстрого переключения с одного элемента на другой. Так, при выполнении прыжков с места без разбега через ленту дети задевали ее при прыжке ногами, приземлялись на пятки, более трех раз меняли темп наматывания нитки во время маршировки. Отмечался медленный темп выполнений заданий при исследовании состояния ручной моторики, с появлением сопутствующих движений. При исследовании состояния артикуляторной моторики отмечалась смазанность, нечеткость артикуляции, неполный объем движений и быстрая утомляемость. Мимика детей достаточно выразительна. На наш взгляд, имеющиеся нарушения у детей этой группы могут быть следствием несформированностью согласованной деятельности руброспинального уровня (А), уровня синергий (В) и нижнего подуровня пространственного поля (С1).
В III группу с уровнем развития психомоторики ниже среднего вошло 9 дошкольников с ОНР. Моторика этих детей отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью движений . Нарушения статики проявлялись в значительной трудности сохранения равновесия, в появлении тремора конечностей, а также в трудности удержания заданной артикуляторной позы. У детей данной группы снижены динамические характеристики движений, недостаточно сформирована целевая точность, пространственная организация двигательного акта. Так, дети падали или касались руками пола после прыжка через ленту, легко садились на пол без помощи рук, но не могли без этой помощи подняться. Движения рук чаще всего выполнялись в неровном темпе, с нарушением их амплитуды с напряжением пальцев при удержании карандаша, с многочисленными синкинезиями. Отмечалась аритмичность, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц артикуляторного аппарата. На наш взгляд, имеющиеся нарушения у детей этой группы могут быть следствием несформированностью согласованной деятельности уровней (А), (В), (С1),а также пирамидного уровня организации движений (С2).
Наконец, в IV группу с низким уровнем развития психомоторики вошли 3 дошкольника с ОНР. У детей данной группы отмечается низкий уровень развития двигательных качеств ,низкая степень сформированности двигательных навыков, слабо развиты координационные способности, , недостаточно сформирована их произвольная регуляция и пространственная организация, нарушена смысловая сторона двигательного акта, что проявляется в трудностях запоминания инструкции в полном объеме. Наибольшие затруднения у детей возникли при выполнении тестов на исследование двигательной памяти. Дети либо суетились, либо выполняли задание очень медленно. Сбои в двигательной программе начинались уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечались трудности перехода от одного двигательного элемента к другому. На наш взгляд, имеющиеся нарушения у детей этой группы могут быть следствием несформированностью согласованной деятельности уровней (А), (В), (С1), (С2), а также теменно-премоторного, кортикального уровня (D), отвечающего за смысловую организацию и реализацию движений.
На основе полученных данных нами были определены рекомендации по коррекции нарушений психомоторики у детей с ОНР. Построение содержания методических рекомендаций осуществлялось с учетом качественного своеобразия нарушений психомоторики в каждой из выделенных в ходе констатирующего эксперимента групп. Учитывая общие особенности моторной сферы у детей II,III,IV групп, обусловленные несформированностью согласованной деятельности уровней (А), (В), (С1), мы предлагаем и общие направления работы. Так при работе с этими детьми необходимо особое внимание уделять развитию статической и динамической координации движений, устранению нарушенного согласования двигательного акта с внешним пространством и развитию зрительно-пространственной ориентировки. Тренировка координации, точности и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий. В связи с несовершенством работы пирамидного уровня организации движений частной задачей при работе с детьми III группы является развитие скорость движения и целевой точности. При работе же с детьми IV группы важно особое внимание уделять не только развитию технической стороны двигательного акта, но и совершенствованию смысловой его стороны, что обусловлено нарушением нормального участия теменно-премоторного, кортикального уровня (D).
По моему мнению, предложенные пути коррекции позволят преодолеть имеющиеся нарушения психомоторики у дошкольников с ОНР и обеспечат в дальнейшем успешное овладение ребенком грамотой и другими школьными дисциплинами.
Гистограмма 1: Сравнительная характеристика состояния общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием
Где:1 - статическая координация движений
2 - динамическая координация движений в процессе последовательно организованных движений
3 - динамическая организация движений в процессе одновременно организованных движений
4 - скорость движений
5 – двигательная память
6 - отчетливость движений
Гистограмма 2: Сравнительная характеристика состояния мелкой моторики кистей и пальцев рук
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием
Где: 1 - статическая координация движений
2 - динамическая координация движений в процессе последовательно организованных движений
3 - динамическая организация движений в процессе одновременно организованных движений
4 - скорость движений
5 – двигательная память
6 - отчетливость движений
Гистограмма 3: Сравнительная характеристика состояния артикуляторной моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием
Где: 1 - статическая координация движений
2 - динамическая координация движений
3- скорость движений
4 – двигательная память
5 - отчетливость движений
Гистограмма 4: Среднее значение показателей состояния общей, ручной, артикуляторной моторики и мимической мускулатуры дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интегрированных музыкально-логопедических занятий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР
Этот материал разработан для студентов музыкального отделения. Он с успехом используется ими на практике пробных уроков. В занимательной форме ученики актуализируют свои природоведческие знания, разви...
Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми. Использование "Примерной программы коррекционно-развивающей работа с детьми с ОНР 4-7 лет в условиях детского сада " под редакцией Н....
Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в ДОУ
На страницах данной презентации родители найдут ответы на вопросы касающиеся работы логопункта в ДОУ: специфика работы логопункта, что делают логопеды, для чего нужны занятия с логопедом и т.д....
Статья "Коррекция системных нарушений речи у дошкольников с использованием современных информационных технологий",
Статья "Коррекция системных нарушений речи у дошкольников с использованием современных информационных технологий"...
Слоговая структура слова. Нарушения и пути коррекции.
В статье затронута актуальная тема нарушений слоговой структуры и эффективные пути коррекции у дошкольников и обучающихся младших классов....
Методическая разработка «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»
Методическая разработка«Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»...
Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".
Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...