Программа родительского всеобуча по профилактике суицида
методическая разработка по психологии по теме
Школьная программа родительского всеобуча «Импульс» МБОУ – Средней школы №2 г. Мценска Орловской области на 2012 –2014г.г является организационной основой деятельности школы в сфере воспитания детей и молодежи, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области профилактики детского суицида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskogo_vseobucha_impuls.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №2 г.Мценска
Программа родительского всеобуча по профилактике суицида «Импульс»
Срок реализации: 2012-2014г.г.
Разработана педагогом-психологом
МБОУ- Средней школы №2 г. Мценска
Савичевой Л.М.
Программа родительского всеобуча «Импульс»
по профилактике детского суицида
Пояснительная записка
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
Инструментом практического решения многих вопросов стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее актуальных угроз, стоящих перед детьми.
Вместе с тем проблемы детства сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
За последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей, уровень которых среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой.
По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечают, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – редкое явление, и только с 14 – 15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16 – 19 годам.
Анализ данных показывает, что основными причинами суицидального поведения детей являются:
- сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,
- социально-психологическое состояние,
- межличностные отношения,
- неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,
- отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.
Значительно увеличивается суицидальный риск у детей и подростков с девиантными формами поведения. Причем суицидальный риск возрастает по мере увеличения количества поведенческих проблем.
Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не примет решения уйти из жизни и не воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами, давая понять родителям и всем, кто его окружает, что ему очень плохо. Заботливые родители и педагоги ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение ребёнка.
Изучая роль семейного фактора в генезисе суицидального поведения, специалисты выявили следующие его предикторы: отсутствие отца в раннем детстве, недостаточность материнской привязанности к ребенку, отсутствие родительского авторитета, гиперавторитарность «слабого» взрослого, который стремится утвердить себя в семье с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний. Половина суицидентов до семилетнего возраста воспитывалась в разрушенных семьях. Следует сказать и о взаимосвязи пьянства, алкоголизма и самоубийств. Уровень самоубийств снизился в 2,5 раза после проведения в 1986 году антиалкогольной компании.
Наличие неблагоприятного социального окружения, как правило, основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Выделяют группы риска подростков:
- из семей с низкими доходами;
- из семей, употребляющих алкоголь, наркотики;
- из семей, имеющий низкий образовательный уровень;
-из семей с неправильным типом воспитания.
Среди типов неправильного воспитания преобладает авторитарный, характеризующийся требованиями беспрекословного подчинения старшим, системой запретов и наказаний, и гипоопека.
Также можно выделить 3 фактора суицидального поведения:
-проблемы во взаимоотношениях с родителями, которые зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений;
-проблемы в школе, которые чаще связаны с личностью учителя (авторитарный или попустительский), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой), личностными отношениями к успеваемости, фактором жизненных перспектив;
-проблемы во взаимоотношениях со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение.
В детском и подростковом возрасте суицидальное поведение носит характер ситуационно-личностных реакций - реакций личности на какую-нибудь ситуацию. Это связано со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Подростки редко хотят умереть, они желают уйти от обстоятельств, которые считают невыносимыми. Это чувство одиночества, конфликты, жестокость, непонимание в семье. Может появиться чувство своей не желанности, уверенности в том, что родители не хотели их появления на свет, феномен «отвернутого ребенка».
Самоубийства среди подростков нередко носят подражательный характер. Подрастающему поколению весьма свойственны впечатлительность и порой некритичное отношение к предмету своего обожания. В наше время самоубийства и суицидальные попытки могут провоцировать средства массовой информации, когда подают самоубийство, как эффектный романтический поступок или как импульсивный ответ на жизненные стрессы, не проводят адекватного анализа психических заболеваний и психосоциальных проблем, лежавших в основе случившегося.
Подросток, находящийся в кризисном состоянии, может отождествлять себя с людьми, совершившими сенсационное самоубийство, и может выбрать выход в виде саморазрушения.
Ведущим фактором подростковых суицидов является преобладание чувств:
- безнадежность, когда будущее не предвещает ничего хорошего;
- беспомощность - ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, от тебя ничего не зависит;
- изоляция - чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется;
- чувство собственной незначительности - уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по профилактике суицидального поведения обучающихся школы.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Поэтому учебно -воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т. е состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Однако, если своевременно заметить признаки суицидального поведения, его можно предотвратить. Характерные признаки такого поведения в данной программе подробно рассматриваются в ходе взаимодействия с участниками образовательного процесса, и стратегии поведения с подростками, склонными к суициду. Ведь поскольку основной чертой практически любого суицида является привлечение внимания к проблеме, то «правильное» реагирование на его проблему, на его призыв о помощи может спасти человеческую жизнь. В связи с этим, мероприятия, проводимые в школе по профилактике суицида, являются важным этапом в укреплении психологического здоровья не только «школьного» окружения – обучающихся, их родителей (или законных представителей) , педагогов, но и социума в целом.
В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, общению, широкому социальному взаимодействию. Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение психолого- педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
Проблема детского суицида выявляет более широкий спектр воспитательных проблем. Это и проблема сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи. Поэтому, затрагивая проблему детского суицида на родительском собрании, невозможно информировать, просветить, обучить, проконсультировать родителей в рамках одного собрания. Изменить ситуацию пассивности родителей, их низкой заинтересованности и равнодушного «отбывания» сможет разнообразие форм проведения родительских собраний, обязательное включение родителей в диалог, приглашение специалистов разных профилей. С этой целью был разработан цикл нетрадиционных родительских собраний, тематика которых разная, но все они направлены на проблему предупреждения суицида подростков.
Школьная программа родительского всеобуча «Импульс» МБОУ – Средней школы №2 г. Мценска Орловской области на 2012 –2014г.г является организационной основой деятельности школы в сфере воспитания детей и молодежи, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области профилактики детского суицида.
Цель программы:
Совершенствование системы взаимодействия семьи и школы как способ повышения эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса в МБОУ – Средней школе №2 г. Мценска.
Задачи программы:
►совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы семейного воспитания.
►создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.
►разработка системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
►проведение научно-обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью информационного обеспечения и психолого-педагогического сопровождения семей.
► повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Концептуальные основы программы
Концепция программы опирается на следующие идеи:
- опоры на базовые потребности ребёнка;
- развития личности в процессе воспитания;
- совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания;
- социального партнёрства общества ,семьи ,школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.
При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путём внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов.
Принципы реализации программы:
- Принцип гуманистической направленности. ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья детей.
- Принцип взаимовлияния личностей взрослых и детей ,предполагающего сотворчество педагогов-детей –родителей.
- Принцип системности: только через системный подход к организации профилактического просвещения родителей , возможно предотвратить суицид среди детей и подростков.
- Принцип открытости, обеспечивающий взаимодействие с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, а также повышение психолого- педагогической компетентности родителей.
Этапы реализации программы:
1 этап ( 2012-2013 учебные годы) - подготовительный этап , включающий диагностическую ,прогностическую и организационную деятельность.
2 этап (2013- 2014 учебный год) – профилактический (практический) , включающий реализацию, анализ, обобщение результатов.
Основные мероприятия по реализации профилактической программы родительского всеобуча «Импульс»
Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы семейного воспитания. | ||
1.1. Проведение мониторинга действующих правовых и нормативных актов по вопросам организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи. | В течение 2012- 2013 уч. г. | Зам. директора по ВР
|
1.2. Разработка рекомендаций об организационном и методическом взаимодействии школы по работе с семьей. | 2012 -2014 г.г. | Зам. директора по ВР, педагог - психолог, социальный педагог |
1.3. Введение в действие нормативных правовых актов, обеспечивающих права родителей на участие в управлении образовательным учреждением, в организации учебно-воспитательного процесса. | 2012 -2014 г.г. | Зам. директора по ВР |
2. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении школы. | ||
2.1.Активизация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета. | постоянно | Зам. директора по ВР, классные руководители |
2.2.Систематическое проведение общешкольных и классных родительских собраний, конференций, круглых столов, тренингов, семинаров по проблемам воспитания и обучения. | 2012 -2014 г.г. | Зам. директора по ВР, классные руководители ,педагог- психолог, социальный педагог, учитель- логопед |
3.Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся. | ||
3.1. Совершенствование содержания воспитания в школе в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания. | постоянно | Зам. директора по ВР, классные руководители, педагог дополнительного образования, педагог - организатор |
3.2. Создание системы массовых мероприятий с родителями, организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся. Проведение школьных праздников: День матери, День семьи, День пожилого человека, День защитника Отечества. Проведение совместных трудовых и социально-благотворительных детско-родительских семейно-общественных акций). | 2012-2014 г.г. | Зам. директора по ВР, классные руководители ,педагог- психолог, социальный педагог, учитель- логопед, педагог дополнительного образования, педагог - организатор |
3.3. Выявление и распространение позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики через средства массовой информации города. | 2013-2014 уч.г. | Зам. директора по ВР, классные руководители |
3.4. Проведение серии просветительских семинаров - совещаний для руководителей методических объединений, классных руководителей в рамках программ педагогического сопровождения семьи. | 2012- 2014 г.г. | Зам. директора по ВР, классные руководители, педагог - психолог, социальный педагог, учитель- логопед |
3.5. Разработка и распространение информационно-просветительских материалов для классных руководителей, родителей. | 2012-2014 г.г. | Зам. директора по ВР, педагог - психолог, социальный педагог, учитель- логопед |
4. Проведение научно-обоснованной организаторской и пропагандистской деятельности с целью информационного обеспечения и психолого-педагогического сопровождения семей. | ||
4.1. Создание системы родительского всеобуча с целью повышения психолого-педагогической культуры и просвещения родителей (родительские собрания, конференции, психологические игры, собрания - диспуты, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинары, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие). « Родительский всеобуч»: - обучение позитивному общению родителей с детьми; -противодействия жестокому обращению с детьми и подростками; -предотвращение конфликтных ситуаций в образовательной среде; -профилактика суицидального поведения; | 2012- 2014 г.г. | Зам. директора по ВР, педагог - психолог, социальный педагог, учитель- логопед |
4.2 Консультативная психологическая помощь семьям и подросткам в целях предупреждения у школьников нервно-психических расстройств, профилактики суицидов. | постоянно | Педагог- психолог |
4.3 Оказание помощи родителям в подборе методов, приемов и форм воспитания детей и подростков. | постоянно | Педагог- психолог , социальный педагог |
4.4 Проведение индивидуальной работы с родителями (беседы, консультации) | постоянно | Педагог- психолог , социальный педагог |
4.5.Работа городского «Телефона доверия». | Постоянно | Педагог – психолог |
4.6. Выпуск и распространение печатных материалов для родителей (памяток). Оформление стендов. | 2013-2014 г.г. | Педагог- психолог , социальный педагог |
4.7. Создание семейных страничек и информационно - методических материалов на сайтах классов и школы. Использование информационных технологий в работе с семьями обучающихся. | 2013- 2014 уч.г. | Зам. директора по ВР, классные руководители, , родители обучающихся |
4.8. Проведение диагностических исследований с целью выявления уровня , психолого –педагогической компетентности родителей по вопросам семейного воспитания. | 2012-2014 г.г. | Педагог-психолог |
4.9. Выявление и организация профилактической работы с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении. | постоянно | Зам. директора по ВР, социальный педагог, родительский комитет школы |
4.10. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков. | постоянно | Зам. директора по ВР , социальный педагог, психолог, классные руководители |
Методы и формы реализации программы:
- диагностические
- просветительско-информационные (родительские собрания, разработка и распространение брошюр, памяток по профилактике суицида, акции, дискуссии, круглые столы);
- консультативные (индивидуальные и групповые консультации с
родителями, по запросу или при возникновении угрозы суицида).
Внутренние ресурсы для реализации программы:
►кадровые: заместитель директора по ВР, педагог- психолог, социальный педагог, учитель – логопед, классные руководители, учителя – предметники, педагог дополнительного образования, педагог- организатор;
►материально – технические : компьютеры, мультимедийный проектор, возможность использования сети Интернет, методическая литература;
► организационные: системный подход функционирования воспитательной деятельности школы.
Формы родительских собраний:
«Лекторий» способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого- педагогической компетентности в семейном воспитании, профилактике суицида среди детей и подростков.
«Диспут, дискуссия»- обмен мнениями по проблемам, которые позволяют включить родителей в обсуждение важнейших проблем, опираясь на накопленный опыт.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование самостоятельности. Педагог дает понятие – самостоятельность. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки).
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать учитель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается рассмотреть жизненные ситуации, сделать их анализ.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться свои жизненным опытом. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, педагоги, специалисты.
Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.
«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.
«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: учитель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.
Ожидаемые результаты:
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- установление партнёрских отношений педагогов, родителей и обучающихся, создание единого социокультурного пространства;
-создание открытой социально-педагогической системы в школе, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью;
- создание школьного информационного пространства для родителей и общественности;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей – количественных и качественных.
Количественные показатели:
-количество проведенных массовых мероприятий, общественно-значимых дел, семинаров, конференций и т.п.;
-количество семей, регулярно участвующих в праздниках, конкурсах, круглых столах и т.д.;
- результаты диагностики, анкет обратной связи.
Качественные показатели:
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
-создание открытой социально-педагогической системы в школе, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью;
- уменьшение факторов риска , приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами.
- создание открытого школьного информационного пространства для родителей и общественности.
Учебно – тематический план родительского всеобуча
№ п/п | Тема родительского собрания | классы | Форма проведения |
Раздел «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки» | |||
«Как помочь первокласснику адаптироваться к школе» | 1 классы | Лекция | |
«Психологические особенности четвероклассников» | 4 классы | Лекция | |
«Ваш ребенок -пятиклассник» | 5 классы | Лекция, беседа | |
Раздел «Возрастные психолого-педагогические особенности» | |||
Младший школьный возраст и его особенности | 1-4 классы | лекция | |
«Серьезный мир несерьезных подростков» | 5- 9 классы | лекция | |
Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании. | 7 классы | Семинар – практикум | |
«Возраст первой любви» | 9-11 классы | Семинар-тренинг | |
Взрослые дети? С какого возраста человек становится самостоятельным? | 8-9 классы | Собрание -дискуссия | |
Раздел ««Родители и дети – поиски взаимопонимания» | |||
«Как воспитать гармонические отношения родителей и детей» | 5-9 классы | Диспут с элементами тренинга | |
«Наши ошибки в воспитании детей» | 1-4классы | Беседа с элементами ролевой игры | |
«Трудный ребёнок в семье». | 5- 7 классы | лекция | |
«Психологическая поддержка в семье» | 5-6 классы | Беседа с элементами ролевой игры | |
"В ногу с будущим" | 7-8 классы | Круглый стол | |
«Неразлучные друзья – взрослые и дети» | 9-11 классы | семейная конкурсная программа | |
«Толерантность и межнациональные отношения» | 10-11 классы | диспут | |
«Взаимопонимание в семье» | 6-8 классы | "Семейный совет" с элементами ролевой игры или проигрыванием педагогических ситуаций | |
«Я, ты, он, оно - Вместе дружная семья!» | 2-4 классы | семейная конкурсная программа | |
"Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения" | 5- 7 классы | Собрание -аукцион | |
Раздел «Профилактика употребления ПАВ» | |||
«Отвести беду» | 9-11 классы | нравственно- правовой вечер | |
«Трудный возраст или советы родителям» | 7-8 классы | «Семинар – практикум» | |
«От отчаяния к надежде» | 8-11 классы | Собрание – практикум с показом фильма | |
«Капля никотина убивает верблюда» | 5-8 классы | Семинар -практикум | |
Раздел «Профилактика правонарушений и преступлений» | |||
"Права и обязанности, ответственность родителей в воспитании детей" | 1-9 классы | Вечер вопросов и ответов | |
« Я - ответственный родитель» ( телефон Доверия) | 1-11 классы | Лекция | |
Шалость и хулиганство – есть ли различия? | 1-4 классы | Собрание - «Ток – шоу» | |
«Свободное время и развлечения обучающихся» | 6-7 классы | Лекция | |
«Детская агрессия» | 5-8 классы | Семинар -практикум | |
« Воспитание подростков в семье и проблема психологической зависимости» | 8-11 классы | Лекция | |
«Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества» | 6- 9классы | Диспут | |
"Подростковый суицид. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях " | 7-11 классы | лекция | |
Раздел «Психическое здоровье» | |||
«Нервозность у детей и её причины» | 1-5 классы | лекция | |
«Стресс в жизни человека. Как понять и управлять стрессом». | 7- 11 классы | Собрание - практикум | |
«Детские страхи и их причины». | 1-4 классы | Собрание - практикум | |
«Медиабезопасность детей» | 1-11 классы | Лекция, беседа | |
«Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены» | 9,11 классы | Собрание - практикум |
Содержание программы родительского всеобуча «Импульс»
№ п/п | Тема родительского собрания | Классы | Форма проведения | Содержание | Приёмы и методы организации родительского всеобуча |
Раздел «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки» | |||||
1. | «Как помочь первокласснику адаптироваться к школе» | 1 классы | Лекция | Адаптация. Психоло-гические и физиологические особенности первоклассников | Семинар, анкетирование |
2. | «Психологические особенности четвероклассников» | 4 классы | Лекция | Психологические особенности четвероклассников. | Семинар, анкетирование |
3. | «Ваш ребенок -пятиклассник» | 5 классы | Лекция, беседа | Адаптация к среднему звену. Трудности предметного обучения. | Семинар, анкетирование |
Раздел «Возрастные психолого-педагогические особенности» | |||||
1. | Младший школьный возраст и его особенности | 1-4 классы | Лекция | Психологические и физиологические особенности младшего школьного возраста. Ведущая деятельность. | Семинар, анкетирование |
2. | «Серьезный мир несерьезных подростков» | 5- 9 классы | Лекция | Подросток. Особенности подросткового возраста. Проблемы подросткового возраста. | Семинар, анкетирование |
3. | Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании. | 7 классы | Семинар – практикум | Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании. | Семинар, анализ жизненных ситуаций, анкетирование родителей «Что изменилось в ваших детях?», рекомендации (памятка для родителей) |
4. | «Возраст первой любви» | 9-11 классы | Семинар-тренинг | Любовь. Возраст любви. Юношеская любовь, её проблемы. Последствия. | Тренинговые упражнения, метод незаконченных предложений, ролевые игры, интервью со специалистом «Вопрос – ответ», свободный микрофон «Крупицы родительского опыта» |
5. | «Взрослые дети? С какого возраста человек становится самостоятельным?» | 8-9 классы | Собрание - дискуссия | Особенности подросткового возраста. Проявление самостоятельности. Помощь родителей. | Лекция, анкетирование родителей ,метод незаконченных предложений, дискуссия «С какого возраста человек становится самостоятельным?», мозговой штурм |
Раздел ««Родители и дети – поиски взаимопонимания» | |||||
1. | «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей» | 5-9 классы | Диспут с элементами тренинга | Воспитание подростка. Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни. | Тренинговые упражнения, диспут «Какие трудности вы испытываете при общении с подростком?», анкетирование |
2. | «Наши ошибки в воспитании детей» | 1-4 классы | Беседа с элементами ролевой игры | Воспитание детей младшего школьного возраста. Типы семейного воспитания. Ошибки родителей. | Беседа, ролевые игры, анализ ситуаций, |
3. | «Трудный ребёнок в семье» | 5- 7 классы | лекция | Особенности физиологического и психологического развития ребенка. Типология семей. Размышления подростков на тему «Моя семья» | Семинар, анкетирование |
4. | «Психологическая поддержка в семье» | 5-6 классы | Беседа с элементами ролевой игры | Психологическая поддержка в семье | Беседа, ролевые игры, анализ ситуаций, анкетирование родителей |
5. | "В ногу с будущим" | 7-8 классы | Круглый стол | Проблемы подросткового возраста. Особенности развития подростков. Как можно поддержать ребенка. | Метод незаконченных предложений, «вопрос – ответ» |
6. | «Неразлучные друзья – взрослые и дети» | 9-11 классы | семейная конкурсная программа | Позитивное общение детей и родителей | Конкурсы «Генеалогическое древо», «Семейные традиции», «Профессия», «Знаю ли я своего ребенка?», «Знаю ли я своих родителей?» |
7. | «Толерантность и межнациональные отношения» | 10-11 классы | диспут | Понятие «Толерантность», качества толерантного человека | Игра «Можно мне в круг?», «Толерантность», лекция, мозговой штурм «Черта характера человека, приводящая к конфликтам», рисунок «Толерантность в семье» |
8. | «Взаимопонимание в семье» | 6-8 классы | "Семейный совет" с элементами ролевой игры или проигрыванием педагогических ситуаций | Правила конструктивного общения подростков и родителей | Тренинговые упражнения, ролевые игры, анализ ситуаций, Анкетирование «Взаимопонимание детей и родителей в семье». |
9. | «Я, ты, он, оно - Вместе дружная семья!» | 2-4 классы | семейная конкурсная программа | Заповеди семейного общения | Конкурсы пословиц, «Мир сказок», «Дело мастера боится», «Семейная азбука», мозговой штурм, |
10. | "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения" | 5- 7 классы | Собрание – аукцион | Понятие конфликта. Виды конфликтов. Стратегия поведения в конфликте. Конструктивное решение конфликта. | Дискуссия , мозговой штурм « Как разрешить конфликт с ребёнком», интервью «Вопросы – ответы», «Список прилагательных и определений». |
Раздел «Профилактика употребления ПАВ» | |||||
1. | «Отвести беду» | 9-11 классы | Нравственно - правовой вечер | Статистика употребления ПАВ. Последствия употребления. Советы родителям. | Лекция, дискуссия анкетирование родителей |
2. | «Трудный возраст или советы родителям» | 7-8 классы | «Семинар – практикум» | Особенности подросткового периода. Типология семей. Советы родителям. | Лекция , анализ ситуаций. |
3. | «От отчаяния к надежде» | 8-11 классы | Собрание – практикум с показом фильма | ПАВ и его влияние на организм ребенка. Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ. Устойчивость подростка в обществе. Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ | Лекция, «Аукцион идей», просмотр видео фильма |
4. | «Капля никотина убивает верблюда» | 5-8 классы | Семинар - практикум | Курение. История табака. Анализ фактов и статистика по проблеме. Болезни, связанные с курением. Советы некурящих родителей борющемуся с курением. | Анкета "Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения". Сочинение на тему “Курение мнимое и настоящее”. Метод незаконченных предложений “Я курю тогда, когда…” беседа |
Раздел «Профилактика правонарушений и преступлений» | |||||
1. | "Права и обязанности, ответственность родителей в воспитании детей" | 1-9 классы | Вечер вопросов и ответов | Права и обязанности семьи. Права, обязанности и ответственность родителей. | Дискуссия, интервью «Вопросы и ответы», анкетирование родителей |
2. | « Я - ответственный родитель» ( телефон Доверия) | 1-11 классы | Лекция | Телефон доверия. Проблемы детей. Помощь родителей. | Семинар, анкетирование |
3. | «Шалость и хулиганство – есть ли различия?» | 1-4 классы | Собрание - «Ток – шоу» | Что такое шалость? Хулиганство .Последствия. | Анализ проблемной ситуации |
4. | «Свободное время и развлечения обучающихся» | 6-7 классы | Лекция | Организация досуга обучающихся. | Семинар, анкетирование |
5. | «Детская агрессия» | 5-8 классы | Семинар -практикум | Понятие «Детская агрессия». Причины агрессии. | Лекция, практические упражнения, тренинговые упражнения, аукцион |
6. | « Воспитание подростков в семье и проблема психологической зависимости» | 8-11 классы | Лекция | -ПАВ и его влияние на организм ребенка. -Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ. | Семинар, анкетирование |
7. | «Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества» | 6- 9 классы | Диспут | Безнадзорность, её причины. Бродяж-ность ,её причины. Профилактика безнадзорности и бродяжничества. | Диспут |
8. | "Подростковый суицид. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях " | 7-11 классы | лекция | Подростковый суицид. Причины суицида. Статистика. Помощь ребёнку в острой кризисной ситуации | Семинар, анкетирование |
Раздел «Психическое здоровье» | |||||
1. | «Нервозность у детей и её причины» | 1-5 классы | Лекция | Нервозность у детей, её причины. Последствия. Помощь родителей. | Семинар, анкетирование |
2. | «Стресс в жизни человека. Как понять и управлять стрессом». | 7- 11 классы | Собрание - практикум | Что такое стресс? Воздействие на организм. Последствия. Методы борьбы со стрессом. | Лекция, практические упражнения. |
3. | «Детские страхи и их причины». | 1-4 классы | Собрание - практикум | Детские страхи, их причины. Практичес-кие упражнения | Лекция, практические упражнения |
4. | «Медиабезопасность детей» | 1-11 классы | Лекция, беседа | Семинар, анкетирование, беседа | |
5. | «Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены» | 9,11 классы | Собрание - практикум | Экзамены. Эмоцио-нальное состояние. Реакция организма на стрессовую ситуацию. Помощь родителей во время экзаменов. | Лекция, практические упражнения, мозговой штурм, анкетирование родителей. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М., 1978.
2.Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения. Сб. Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978.
3. Березина А.Ф. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям.- Ростов н/Д, 2006.
4.Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. Самара, 2011.
5.Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.
6.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2007.
7.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2007.- 464с.
8.Марковская Н.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми, «Речь», СПб., 2002
9.Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
10.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2003. – 442с.
11.Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В.Дубровиной. 3-е изд. М: «Академия»,1998
12. Паскал В.В. Профилактика суицидального поведения обучающихся. Справочник классного руководителя №3, 2011
13.Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности. С-П, 2004.
14.Родительские собрания Авт.-сост. Л.А. Егорова М. «Вако» 2009
15.Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей, М., 2008.
16.Сакович Н. Профилактика суицида. Минск, 2007.
17.Суицидология. М., 2001
18.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005.
Сайты:
1. http://www.project.su/articles/183
Взрослый взгляд на детский суицид
2. www.rae.ru/forum2012/275/1638
Психолого-педагогические аспекты профилактики суицидов.
3. http://rfdeti.ru/catalog/main_news/admin/upload/1270470934_memorandum.pdf
Как защититься от интернет-угроз. Памятка для школьников, учителей, родителей.
4. http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/index.shtml
Медиагалерея по профилактике употребления ПАВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа родительского всеобуча в среднем звене общеобразовательной школы по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности
Создание условий для взаимного сотрудничества родителей и педагогов по поддержке и развитию детей, имеющих признаки одаренности....
Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «ЖИЗНЬ УНИКАЛЬНА» 2013/2014 г.
Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «ЖИЗНЬ УНИКАЛЬНА» была разработана в 2013/2014 году для реализации в Государственном специальном (коррекционном) образоват...
Программа родительского всеобуча.
Каледарно-тематическое планирование работы Родительского всеобуча в рамках дополнительного образования....
Родительский всеобуч по профилактике суицида
Детский суицид. Россия занимает первое место в Европе по числу самоубийств среди детей....
Программа родительского всеобуча
Важным аспектом по формированию семейных ценностей у детей является педагогическое просвещение родителей, как метод и средство повышения педагогической культуры....
Программа родительского всеобуча по профилактике подросткового суицида «Диалог против суицида!»
Программа предназначена для психолого-педагогического сопровождения родительства в направлении профилактики детского (подросткового) суицида.Целью программы является профилактика детского и подростков...