Программа родительского всеобуча по профилактике подросткового суицида «Диалог против суицида!»
рабочая программа

Катаева Алевтина Анатольевна

Программа предназначена для психолого-педагогического сопровождения родительства в направлении профилактики детского (подросткового) суицида.

Целью программы является профилактика детского и подросткового суицида.

         Задачи:

  1. Повышение осведомленности родителей в вопросах профилактики суицида подростков;
  2. Расширение репертуара конструктивного поведения родителей по отношению к детям;
  3. Улучшение взаимоотношений между родителями-участниками всеобуча и детьми;
  4. Снижение риска развития кризисных состояний у детей и родителей.

В основу программы положены следующие источники:

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000.
  2. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999.
  3. Николаева А.И., Яковенко О.С. Как предотвратить беду. Практическое пособие для родителей. – Азов, 2006.
  4. Облаков Ю.Н. Что такое суицид и как с ним бороться. 2008 г.

Программа включает в себя 2 этапа: просветительский (массовый) и коррекционно-развивающий в форме тренинга (по заявкам родителей).

         Просветительский этап включает в себя 2 теоретических занятия по 1 академическому часу. Коррекционно-развивающий этап осуществляется в форме тренинга, рассчитанного на 6 академических часов и реализуемого в процессе 2 занятий (по договоренности с участниками).

         К реализации программы привлекаются специалисты: педагог-психолог, социальный педагог,  уполномоченный по правам ребенка.

         Ожидаемые результаты:

  • Повышение осведомленности родителей в вопросах профилактики подросткового суицида;
  • Расширение репертуара конструктивного поведения родителей по отношению к детям.
  • Улучшение взаимоотношений между родителями и детьми;
  • Снижение риска развития кризисных состояний у детей и родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

родительского всеобуча

по профилактике подросткового суицида

«ДИАЛОГ ПРОТИВ СУИЦИДА»

Автор-составитель: Катаева Алевтина Анатольевна,

педагог-психолог МБОУ Лицей г. Азова

Пояснительная записка

Предметом изучения в рамках данной программы является подростковый суицид, как социально-психологический феномен, его причины и возможные пути предупреждения.

Учитывая современную суицидальную статистику, а также преимущественно семейные истоки суицидального поведения, предлагаемая программа является актуальной и педагогически целесообразной, поскольку позволяет наладить взаимодействие семьи, образовательного учреждения и специалистов-смежников в направлении сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, а также улучшить внутрисемейные отношения.

Цель программы: профилактика детского и подросткового суицида.

Задачи:

  1. Повышение осведомленности родителей в вопросах профилактики подросткового суицида.
  2. Расширение репертуара конструктивного поведения родителей по отношению к детям.
  3. Улучшение взаимоотношений между родителями-участниками всеобуча и детьми.
  4. Снижение риска развития кризисных состояний у детей и родителей.

Программа включает в себя 2 этапа: просветительский (массовый) и коррекционно-развивающий в форме тренинга (по заявкам родителей).

Просветительский этап включает в себя 2 теоретических занятия по 1 академическому часу. Коррекционно-развивающий этап осуществляется в форме тренинга, рассчитанного на 6 академических часов и реализуемого в процессе 2 занятий (по договоренности с участниками).

К реализации программы могут быть привлечены специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение осведомленности родителей в вопросах профилактики подросткового суицида;
  • Расширение репертуара конструктивного поведения родителей по отношению к детям.
  • Улучшение взаимоотношений между родителями и детьми;
  • Снижение риска развития кризисных состояний у детей и родителей.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме

опроса с целью получения отзывов родителей об участии в программе.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма проведения

Форма подведения итогов

1

Раздел 1. Что важно знать о подростковом суициде и его профилактике.

2

2

Тема 1: «Мифы и факты о суициде. Причины и знаки суицидального поведения подростков. Антисуицидальные факторы».

1

Лекция

Итоговый контроль в форме вопросов и ответов

3

Тема 2: «Предотвращение суицидальных попыток. Основы бесконфликтного общения между родителями и детьми подросткового возраста».

1

Лекция

Анкетирование

4

Раздел 2. Социально-психологический тренинг диалогического общения.

6

Тренинг

Устные и письменные отзывы участников

5

Занятие 1: «Я и другие в моей жизни. Направленность личности в общении».

3

6

Занятие 2: «Диалогическое взаимодействие родителей с детьми».

3

7

Итого:

8

Содержание программы

Раздел 1. Что важно знать о подростковом суициде и его профилактике.

Цель: повышение осведомленности родителей в вопросах профилактики подросткового суицида.

Раздел включает в себя 2 темы, на раскрытие которых отводится по

одному академическому часу. Реализация раздела предполагает массовую форму участия родителей.

Первая тема освещается в процессе выступления педагога-психолога, который сообщает о злободневности проблемы посредством изложения статистических данных, мифов и фактов о суициде, а также раскрывает причины и знаки суицидального поведения подростков. По итогам изучения первой темы всеобуча осуществляется контроль усвоения родителями изложенного материала в ходе вопросов-ответов.

Вторая тема этого раздела задана в форме лекции педагога-психолога, направленной на изложение теоретических основ бесконфликтного конгруэнтного общения. По итогам лекции осуществляется анкетирование родителей с целью выяснения возможного желания продолжить совместную с психологом работу в активной форме, форме социально-психологического тренинга. Родители получают раздаточный материал: «Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону)» (приложение 1).

Лекция педагога-психолога на тему: «Мифы и факты о суициде. Причины и знаки суицидального поведения подростков. Антисуицидальные факторы».

Статистика констатирует факт неуклонного роста суицидальных проявлений, особенно среди детей и молодежи.

Суицид считается “убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий и т.д.

В связи с этим возникает необходимость профилактики суицидов. И огромная роль в этом важном деле принадлежит родителям наряду с представителями администрации и специалистами, а также педагогами образовательного учреждения и учащимися.

Сейчас мы рассмотрим важную информацию, затрагивающую мифы и факты о суициде:

№ п/п

Мифы

Факты

1

Если человек говорит о самоубийстве, он пытается привлечь к себе внимание.

Часто говорящие о самоубийстве, переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей.

2

Самоубийство случается без предупреждения.

Приблизительно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке. Кто-то из друзей оказывается в курсе всего дела.

3

Самоубийство – явление наследуемое.

Оно не передается генетически – человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.

4

Те, кто кончают с собой, психически больны.

Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального кризиса и в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве.

5

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению.

Разговор о самоубийстве не является причиной, но может стать первым шагом его предупреждения. Суицидальные мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидоопасными.

6

Если человек в прошлом совершил попытку суицида, то больше подобное не повторится.

Многие (по некоторым сведениям – 20% суицидентов) повторяют свою попытку и достигают самоубийства.

7

Покушающиеся на самоубийство желают умереть.

Подавляющее большинство суицидентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической боли, чем умереть, поэтому часто обращаются за помощью.

8

Все приводящие к самоубийству действия являются импульсивными.

Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим.

9

Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии.

Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают депрессией. Установлено, что среди школьников имеется в наличии процесс героической романтизации суицида, при котором подростки воспринимают суицид как проявление силы характера, героический поступок человека, который не испугался смерти.

Отмечено, что чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск повторного суицида. Для тех подростков, которые могут совершить вторичную попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась, а опекавшие подростка, занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и он, находясь в неплохой форме, начинает планировать суицидальную попытку номер два с удвоенной энергией.

10

Самоубийство невозможно предотвратить.

Знания о том, куда следует обратиться за помощью, могут предотвратить много самоубийств.

11

Самоубийцы редко обращаются за помощью.

В течение полугода 50% совершающих самоубийства людей обращаются к врачам.

12

Самоубийства и суицидальные попытки – явления одного порядка.

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не каким-то причинам неудавшееся самоубийство.

Отечественная наука трактует суицид как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные, психологические и психофизиологические факторы.

Основной причиной самоубийства всегда является социально- психологическая дезадаптация личности, наступающая вследствие неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств, либо при субъективной интерпретации этих обстоятельств как неразрешимых.

Факторы социальной и семейной ситуации, провоцирующие развитие кризиса и суицидальных тенденций:

  • развод родителей, конфликты в семье (исследования показали, что в 33% случаев у ребенка-суицидента была одна мать или мать и отчим. Среди полных семей в 27% случаев можно было напрямую связать суицидальную попытку с неблагополучной обстановкой);
  • смерть близких;
  • тяжелое заболевание близких родственников или самого подростка;
  • наличие суицидальных попыток у предков;
  • различия в восприятии социальной информации, порождающие конфликты в семье («проблема отцов и детей»);
  • гипертрофия экономической составляющей семейного воздействия на детей в ущерб, например, эмоциональной (было установлено, что в системе наказаний у 51% семей преобладало лишение удовольствий., а поощрение в 83% семей осуществлялось выдачей денег или дорогих подарков. Это приводит к формированию урезанной системы ценностей, из которой выпадают антисуицидальные факторы);
  • дефекты в воспитании, в частности, доминирование физических наказаний (нередко приводит к развитию у ребенка эмоциональной неустойчивости, повышенному уровню эмоциональной реактивности) или гиперопека (порождает у детей неприспособленность к житейским трудностям или неоправданное противодействие всем);
  • низкая материальная обеспеченность семьи;
  • алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья (выявлено, что до 92% суицидов у детей и подростков связаны с неблагополучием в семье);
  • стойкое отвержение сверстниками;
  • разрыв отношений с близким другом;
  • общественные катаклизмы и растущая в связи с ними социально-психологическая неустойчивость населения;
  • «принудительный контакт» и отчуждение от общества (чувство одиночества) вследствие урбанизации.

Психофизиологические факторы:

  • наличие в раннем детском возрасте травмы черепа или мозговых инфекций (дело в том, что в особых ситуациях, в период возрастных кризов, в стрессовых условиях у таких детей могут развиваться состояния декомпенсации с суицидальными тенденциями).

В подростковом возрасте все кризисные проявления усугубляются особенностями возраста: половым созреванием, неравномерностью психофизиологического развития, формированием самооценки, самосознания и в связи с этим – изменением в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

В зоне повышенного суицидального риска находятся следующие категории подростков:

  • депрессивные подростки;
  • подростки с повышенной агрессивностью (агрессия против окружающих может переходить в аутоагрессию);
  • подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
  • подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
  • одаренные подростки;
  • подростки с плохой успеваемостью в школе;
  • беременные девочки;
  • подростки, жертвы насилия;
  • подростки с высоконравственными устоями с идеализацией чувства любви, дружбы. «Книжное» восприятие действительности при столкновении с реальностью нередко приводит к стрессовым состояниям.

Депрессивные подростки.

Впавшие в депрессию подростки теряют интерес к жизни, к людям, которые их окружают. Они перестают общаться с друзьями, перестают делать то, что раньше делали с интересом. Вид у них грустный, подавленный, они много спят, разговаривают обычно тихим, усталым голосом. Впечатление такое, будто живут они через силу. Они вовлечены в порочный круг: депрессия ведет к отчуждению, отчуждение порождает тоску, тоска — новый виток депрессии. И чем дольше длится этот цикл, тем больше риск, что подросток, пытаясь покончить с меланхолией и одиночеством, покончит с жизнью.

Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.

Суицидологи считают, что большинство подростков, которые либо совершили, либо собираются совершить суицид, так или иначе связаны с алкоголем и наркотиками. В эту группу суицидологи включают и тех подростков, которые выпили или приняли наркотик прямо перед совершением суицидальной попытки, и тех, кто пил и кололся регулярно, и тех, у кого родители — алкоголики и наркоманы, — всего 2/3 всех совершивших самоубийство молодых людей.

Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи.

Как правило, подростки пытаются покончить с собой только один раз в жизни, однако имеются случаи и повторной суицидальной попытки. Происходит это, как правило, примерно через три месяца после предыдущей попытки.

Подростки, относящиеся к группе повышенного суицидального риска, остаются суицидоопасными в течение года. Все это время они должны знать: если жизнь опять начнет преподносить неприятные сюрпризы, им будет на кого опереться.

Рискуют совершить суицидальную попытку и подростки, в чьих семьях случилось самоубийство. Они ощущают пустоту, боль, тоску, гнев, горе и нередко в том, что их родственник решил уйти из жизни, виноватыми считают себя. Иногда депрессия от потери близкого человека становится совершенно непереносимой, и подростку начинает казаться, что дальше так жить невозможно. Совершивший самоубийство родственник словно бы внушил ему мысль, что самоубийство — выход из безвыходной ситуации, а потому неудивительно, что пережившие утрату близкого человека могут воспользоваться его опытом, решив, что суицид — вполне приемлемый способ выхода из кризиса.

Одаренные подростки.

С трудом верится, что умные, талантливые подростки могут столкнуться с проблемами, из-за которых они совершат попытку уйти из жизни. Все дело в том, что одаренные подростки стоят перед необходимостью демонстрировать свое преимущество во всех областях жизни, что, естественно, накладывает на них немалые обязательства. Многим из них начинает казаться, что любят не их, а награды, призы и почести, которых они удостаиваются, способности, которыми они наделены от природы. Поэтому стоит им получить всего одну плохую отметку, занять в спортивном соревновании не первое, а второе место или еще как-нибудь показать, что, возможно, их дарования преувеличены, — они впадают в депрессию, им начинает казаться, что они всех подвели, в том числе и самих себя. Чувство стыда и вины за постигшую «неудачу» может подтолкнуть их к мысли о суициде.

Подростки с плохой успеваемостью в школе.

Подростки, которым учиться трудно и которые поэтому плохо успевают, часто страдают от низкой самооценки и, как следствие, впадают в депрессию. И то, и другое может привести к суициду.

Для обучения таких подростков необходимы иные методы, которые бы дали им возможность закончить школу и получить профессию.

Беременные девочки

С каждым годом подростки становятся все более и более сексуально активными, и эти сексуально активные подростки не пользуются противозачаточными средствами. Вот почему нет ничего удивительного в том, что в наше время девушки беременеют все в более и более раннем возрасте. Многие из них — стоит им заподозрить или же убедиться в том, что они беременны, — приходят в ужас и панику. Они понимают: беременность не скроешь, и считают, что их отношения с родителями и друзьями будут испорчены навсегда. Им кажется, что жизнь не задалась, из чего следует, что смерть — это единственное, что им остается.

Подростки — жертвы насилия

Вследствие насилия (физического, эмоционального, сексуального, экономического) молодые люди попадают в суицидоопасную зону, поскольку иного выхода, кроме смерти, не видят. У них снижена самооценка, они испытывают неуверенность, стыд и страх, потерю самоуважения.

Остановимся на признаках (знаках) суицидального поведения.

I группа — вербальные:

  • прямые заявления о желании покончить жизнь самоубийством,
  • косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Жизнь надоела», «Скорее бы все закончилось!»);

II группа — поведенческие :

  1. резкая смена интересов. (Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на “хорошо” и “отлично”, начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.
    Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
    Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают.
    Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни);
  2. резкая смена режима дня и питания. (Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят “в три горла”. Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют. Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в “сов”: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины);
  3. агрессия, бунт и неповиновение. (Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Как и всякая перемена в настроении, подобные “взрывы” должны настораживать);
  4. устойчивое прослушивание музыки на темы смерти (грустный рок);
  5. увлечение магией;
  6. склонность к риску. (Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя “на грани риска”. Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска);
  7. скудные планы на будущее;
  8. внезапная замкнутость;
  9. раздаривание личных вещей;
  10. приведение дел в порядок.


Как выявить у своего ребенка суицидальный риск.

Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеет:

· учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;

· влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;

· анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям, немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросах, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти:

Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:

· можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;

· смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять;

· я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;

· выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни безусловно может быть оправдан;

· я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

Антисуицидальные факторы личности.

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.

К ним относятся:

- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

- выраженное чувство долга, обязательность;

- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

- проявление интереса к жизни;

- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;\

- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Для формирования антисуицидальных установок следует:

· постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями, проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием,

· вселять оптимизм и надежду, уверенность в свои силы и возможности;

· осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Лекция педагога-психолога на тему: «Предотвращение суицидальных попыток. Основы бесконфликтного общения между родителями и детьми подросткового возраста».

Предотвращение суицидальных попыток.

Ряд авторов дает советы по профилактике подростковых суицидов для родителей:
1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы друг друга.
2. Помогайте друг другу строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

Основы бесконфликтного общения между родителями и детьми подросткового возраста.

Благополучные взаимоотношения подростка с родителями являются важнейшим фактором формирования его личности и успешной социализации. Большую роль при этом играет умение родителей понять своего ребенка, поддержать его в трудных ситуациях, помочь поверить в себя, в свои силы и возможности.

Психологическая поддержка родителей важна для ребенка любого возраста, но особенности подросткового периода требуют от близких большей гибкости во взаимоотношениях. Подросток, несмотря на свое стремление к самостоятельности и взрослости, должен знать, что родители принимают его таким, какой он есть, и всегда готовы помочь в трудных ситуациях.

И.В. Дубровина, рассматривая аспект психологической поддержки ребенка со стороны родителей, считает, что это процесс:

- в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах своего ребенка с целью укрепления его самооценки;

- который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

- который помогает ребенку избежать ошибок;

- который поддерживает ребенка при неудачах.

По мнению К. Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения:

  1. слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
  2. выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка;
  3. разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами были довольны обе стороны.

Важно научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка. Для оказания помощи в решении проблем ребенка могут помочь приемы активного слушания, а для разрешения собственных затруднений — «Я-сообщения», констатирующие высказывания. Наконец, для решения совместных проблем важно владеть методами, используемыми в конфликтных ситуациях.

Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание помогает воспитывать самоконтроль и ответственность. Приемы такого слушания: пересказ (полный и краткий), отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов), проговаривание подтекста.

Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник, он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким, с выделением наиболее важного. Ключевые слова: «Ты говоришь...», «Как я понимаю...», «Другими словами, ты считаешь...». Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях, конечно, при этом совсем не стоит становиться (по меткому выражению Томаса Гордона) «родителем-попугаем». Повторение должно носить эмпатический характер, то есть использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ — это своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Часто именно из-за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по нескольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с первого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, уметь распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека.

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?»). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого человека («Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть, расскажешь про это поподробнее?»). Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.

Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает другой человек («Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»). Последствия: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.

Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой «закадровый перевод» можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?» подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила» или еще глубже: «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти на дискотеку». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка. А если знание используется для манипуляции близким человеком, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание, что иногда очень хочется сделать родителю в разговоре с ребенком (например, «Ты мог бы быть и поскромнее»). Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что...», «Твоими основными идеями являются...»). Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.

«Я-высказывания» со стороны значимых взрослых дают мощный импульс развитию ребенка (подростка), так как позволяют ему осознать, как именно его поведение влияет на их эмоциональное состояние, создают атмосферу искренности и доверия в общении и оставляют за ним (ребенком) свободу выбора своего дальнейшего поведения.

Полная структура «Я-высказывания» включает 4 компонента: 1) описание чувств и эмоций говорящего; 2) характеристику поведения партнера по общению или ситуации, вызывающих эти чувства; 3) описание причин возникновения аффективной реакции; 4) указание возможных результатов и следствий продолжения поведения партнера (например: «Я огорчаюсь, когда меня не слушают. И могу рассердиться, если так будет продолжаться. Это никому не сулит ничего хорошего»). Поскольку третий и четвертый компонент таят в себе угрозу перехода к неэффективной коммуникации, можно прибегать лишь к первым двум, что позволяет выразить свои чувства в культурной форме, проинформировать партнера о характере производимого его поведением воздействия, оставаться в доверительной позиции, способствовать конструктивному разрешению ситуации. В качестве третьего шага может быть сделано некое конструктивное предложение, например: «Я вижу, ты грустишь. Это меня огорчает. Я могу тебе чем-то помочь?»

Для решения совместных проблем важно владеть методами, используемыми в конфликтных ситуациях.

Шесть шагов беспроигрышного разрешения конфликта (по Т. Гордону):

Шаги

Цели

Действия взрослого

Шаг 1. Распознавание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо.

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Узнать решения ребенка (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая их. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив

Шаг 3. Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и что не устраивает (или устаивает) ребенка в выборе

Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге

Шаг 5. Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

Вынести на обсуждение вопросы типа: «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.

Шаг 6. Контроль и оценка его результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется

Итак, психологическая поддержка родителей должна основываться на позитивном отношении к ребенку, которое подразумевает принятие, внимание, признание (уважение), одобрение.

Способы поддержки подростков со стороны родителей могут состоять:

а) в повышении индивидуального уровня «Я могу» подростка:

- рассказ родителей об ошибках, которые они совершали сами (нет людей, которые не совершали бы ошибок);

- конструктивное отношение к ошибке (отрицательный результат – это тоже результат;

- конструктивная критика при допущенных ошибках;

б) в формировании у подростка веры в успех: он должен поверить, что

успех возможен. Выработать у него эту уверенность помогут следующие приемы:

- поощрять любые улучшения, где больше внимания уделяется не результату, а процессу;

- уметь находить и раскрывать перед ребенком его сильные стороны;

- демонстрировать веру в него;

- признавать трудности возникающих проблем;

в) в концентрации внимания на достигнутых успехах подростка: надо чаще подчеркивать, что он сделал правильно и хорошо, а не то, что плохо и неправильно;

г) в признании достижений подростка со стороны как членов семьи, так и

самого подростка (самопризнание как умение посмотреть на себя со стороны и принять собственное решение о своих достижениях).

Необходимо умение выражать поведенческую поддержку через содействие – прикосновение (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять его и т.д.), подсказку, как поступить в данной ситуации, готовность сделать что-то вместе с ребенком (совместное действие). Такие знаки внимания питают подростка эмоционально. Совместные действия актуальны только тогда, когда ребенку на самом деле трудно и он готов принять помощь родителей («Давай сделаем это вместе…»).

Надо быть готовым оказать эмоциональную поддержку, которая проявляется в сочувствии, откровенном разговоре.

Каков предел психологической поддержки родителей? Сколько нужно

подростку теплоты, уважения, принятия, чтобы не избаловать его? Не беспокойтесь: внимание, принятие, признание, теплые чувства не избалуют вашего ребенка, но позволят родителям сформировать положительное отношение подростка к самому себе.

Что же касается способов избаловать ребенка, то можно выделить такие:

  • когда, замечая, что ребенок нарушает поведение, родители не реагируют на это должным образом;
  • когда они делают для него слишком много того, что он может сделать сам;
  • когда они «вытаскивают» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственной вине.

Если ваш ребенок переживает состояние кризиса, и вы затрудняетесь ему помочь, целесообразно своевременное обращение за специализированной помощью:

  • Азовский Дом семьи, пр. З. Космодемьянской, 90 «А», тел. 4-07-02 (часы приема: понедельник — суббота с до , перерыв с до );
  • Телефон Доверия Областного центра помощи семье (г. Ростов-на-Дону): 267-93-04 (круглосуточно);
  • Городской телефон Доверия (г. Ростов-на-Дону): 223-41-41 (круглосуточно);
  • Молодежный телефон Доверия (г. Ростов-на-Дону): 240-39-38 (круглосуточно).

Раздел 2. Социально-психологический тренинг «Диалогическое общение».

Программа СПТ «Диалогическое общение»

Пояснительная записка

Диалогическая направленность личности в общении — это ориентация на равноправное общение, взаимопонимание и сотрудничество, на создание равных возможностей для развития собеседников и совместное творчество. Именно диалог позволяет сделать общение бесконфликтным, личностно-ориентированным, комфортным для обоих партнеров по общению, так как позволяет обоим в равной мере удовлетворять свои потребности и развиваться.

Данная программа позволяет овладеть основами диалога в теории и на практике. Она может быть адресована педагогам, родителям, старшим подросткам.

Программа включает 2 занятия по 3 часа, т.е. в целом рассчитана на 6 часов. Занятия могут проводиться одновременно с 12-14 участниками.

Цель: помочь участникам овладеть основами бесконфликтного диалогического общения.

Задачи:

  1. познакомить участников с нормами работы в тренинговой группе;
  2. раскрыть теоретические основы диалога как специфической формы общения;
  3. создать условия для получения участниками личного опыта диалогического общения;
  4. способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с детьми.

Содержание программы

Занятие 1: «Я и другие в моей жизни. Направленность личности в общении».

Цель: погружение в тематическую проблему тренинга, знакомство с разными видами направленности личности в общении.

Упражнение: «Мои ожидания и опасения».

Цель: установление первого контакта между участниками группы, создание атмосферы искренности и доверия.

Оборудование: мяч (мягкая игрушка).

Процедура проведения: сидя в кругу, участники передают друг другу мяч (мягкую игрушку) и представляются в какой угодно форме, например, называют свое имя, место проживания, род занятий (другую информацию о себе, по желанию) и далее выражают свои ожидания от тренинга. После этого они по очереди высказывают свои опасения.

Ведущий благодарит участников и объясняет смысл СПТ (получить непосредственный личный практический опыт общения по теме тренинга) и нормы работы в группе:

- добровольность участия (свобода участия и решения);

- уважение друг к другу, ценность каждого участника (доброжелательность ко всем; внимательно выслушивать друг друга; каждый может поправить, если его не так поняли; каждый может переспросить, если что-то не понял или забыл; каждый отвечает и говорит за себя);

- активность участия, нет зрителей — все участники (быть внутри, а не снаружи);

- настрой на самоизменение, саморазвитие; не бояться ошибок и их анализа;

- здесь и теперь;

- конфиденциальность.

Упражнение: «От чего у меня душа радуется».

Цель: создание чувства общности.

Следующий участник повторяет сообщение предыдущего и говорит о себе.

Обсуждение: какими были высказывания по содержанию (сходными или различными) и по форме (трудно ли было следующему участнику их повторять).

Вывод: часто люди поглощены своими проблемами, стремятся одержать первенство, победу и мало думают или не думают о других.

Упражнения в парах, ограниченные по времени:

Цель: освободиться от оценочности суждений, научиться высказывать безоценочные суждения.

  1. «Безоценочное описание внешности» (один участник смотрит на другого и в течение 1-2 минут описывает без оценок его внешность, затем они меняются ролями).
  2. «Мягкий контакт глаз» (сидя удобно, пары 2 минуты не отрываясь смотрят в глаза друг другу, как бы ласково разговаривая глазами).
  3. «Экскурс в прошлое» (участник, глядя на своего партнера по общению, старается представить и описать его в 5-летнем возрасте в течение 2-х минут, затем получает обратную связь, после чего партнеры меняются ролями).
  4. «Психологический портрет» (партнеры поочередно в течение 1-2 минут рассказывают свое видение психологического облика собеседника, получая после этого обратную связь).
  5. «Представление-рекомендация» (с опорой на результаты выполнения предыдущих упражнений все участники по кругу представляют и рекомендуют «компании друзей» своего партнера по общению).

Обсуждение: Что в процессе выполнения упражнений было самым трудным?

Вывод: оценочность суждений мешает увидеть человека как такового. Обычно мы спешим категоризировать каждого человека, т. е. отнести его к той или иной известной нам категории людей и тем самым обедняем восприятие, чувства и общение. А ведь каждый человек уникален, самоценен и неповторим. И только любящий себя человек может дать любовь другому. Эмоциональная сфера играет важнейшую роль в жизни людей.

Упражнение: «Рисунок смысла жизни».

Цель: осознание своей жизненной позиции.

Процедура проведения: ведущий предлагает участникам на листе бумаги изобразить свою жизнь через какой-то символический сюжет, метафорически, философски абстрактно. Через 1-2 минуты после начала рисования следует хлопок ведущего в ладоши, и участники передают свои рисунки, например,слева направо соседям по кругу. Через каждые 30 секунд следует очередной хлопок, и рисунки продолжают свое движение до тех пор, пока не окажутся у своих «хозяев».

Дальше следует анализ рисунков с точки зрения того, развили ли окружающие сюжет каждого рисунка или его изменили в той или иной степени, а также насколько атмосфера группы была агрессивной или доброжелательной.

Вывод: данный рисунок — это «вход» человека в его жизнь, но каждый окружающий может «вставить свое лыко» в его жизнь. Все зависит от четкости или аморфности своих собственных целей и замыслов, что получает отражение в рисунке. С другой стороны, важно, как каждый ведет себя по отношению к замыслу других: агрессивно или доброжелательно.

Упражнение: медитация «На дне бассейна».

Цель: обучение умению отделяться от переживаний, отпускать мысли, радоваться текущему моменту и жить в «отсеке» настоящего.

Оборудование: магнитофон, релаксационная музыка.

Процедура проведения: сядьте удобно, дыхание ровное спокойное. Закройте глаза. Представьте себя в бассейне в купальнике после душа. Залитое солнцем большое помещение. Вы идете по мягкой ковровой дорожке по направлению к бассейну. Настил мягко пружинит под ногами. Вы подходите к краю бассейна, беретесь за поручни, пробуете ногой, теплая ли вода, ныряете и садитесь на дно бассейна. У вас удивительная способность свободно дышать под водой. Вы спокойно рассматриваете происходящее вокруг и отпускаете все приходящие вам в голову мысли: словно пузырьки воздуха они всплывают на поверхность и растворяются в окружающем воздухе. Приятное спокойствие и расслабление, вы отдыхаете от мыслей. Побудьте в состоянии освобождения от собственных мыслей до тех пор, пока не появится чувство завершения. Тогда мысленно всплывите на поверхность, выйдите из бассейна, вернитесь сюда в комнату, в настоящий момент, откройте глаза, потянитесь. Вы сделали себе великолепный подарок.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями.

Вывод: искусство не порабощаться собственными мыслями и состояниями чрезвычайно важно: кто отвлекается от мыслей — у того умиротворенное состояние, внутренний покой и способность ярко чувствовать. А импульсивное поведение чревато отрицательными поступками и последствиями.

Диагностика направленности личности в общении с помощью теста незаконченных предложений С.Л. Братченко.

Обсуждение результатов тестирования. Характеристика видов НЛО, их сравнительная характеристика.

Подведение итогов занятия.

Каждый участник в свободной форме говорит несколько слов о своих впечатлениях о занятии.

Занятие 2: «Диалогическое взаимодействие родителей с детьми».

Цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.

Упражнение «Погружение в детство».

Цель – актуализация собственного детского опыта.

Процедура проведения – визуализация: «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Обсуждение. В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

Упражнение «Язык принятия» и «язык непринятия».

Цель: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение «языка принятия» и «языка непринятия».

Процедура проведения. Ведущий рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон

принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка. Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», говорит о том, что означают:

• оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);

• временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);

• невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия». Участники группы как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?» Ниже приведены результаты таких изысканий тренинговой группы, состоящей из психологов.

«Язык принятия» «Язык непринятия»

Оценка поступка, а не личности Отказ от объяснений

Похвала Негативная оценка личности

Комплимент Сравнение не в лучшую сторону

Временный язык Постоянный язык

Ласковые слова Указание на несоответствие

родительским ожиданиям

Поддержка Игнорирование

Выражение заинтересованности Команды, приказы

Сравнение с самим собой Подчеркивание неудачи

Одобрение Оскорбление

Согласие Угроза

Позитивные телесные контакты Наказание

Улыбка «Жесткая» мимика

Контакт глаз Угрожающие позы

Доброжелательные интонации Негативные интонации

Эмоциональное присоединение

Поощрение

Выражение своих чувств

Отражение чувств ребенка

Ведущий предлагает группе поэкспериментировать с «языком принятия» и «языком непринятия». Для этого участники группы рисуют следующую таблицу.

Фраза ребенка

Ответ на «языке

непринятия»

Ответ на «языке

принятия»

Далее ведущий предлагает каждому сказать какую-то фразу от лица ребенка, а члены группы и ведущий записывают ответную фразу сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». После того как фразы записаны и родители заполнили обе части таблицы, тренер просит одного из родителей войти в роль ребенка и произнести свою фразу. Остальные родители отвечают ему сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Нужно попросить родителя, находящегося в роли ребенка, фиксировать ответы, которые вызывают наиболее сильные чувства. Для усиления «впечатления детства» и влияния со стороны других, все родители стоят, а «родитель-ребенок» сидит. После того как родитель побывал в роли ребенка, ведущий предлагает ему поделиться теми впечатлениями, которые у него возникали. В ходе выполнения этого упражнения важно акцентировать внимание родителей на том, что между согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения.

Фразы, которые предлагаются самими родителями для тренировки «языка принятия», могут быть связаны с конкретными проблемами, которые стоят перед ними, например (в скобках приводятся варианты ответов на «языке принятия»):

• Тебе все можно, а мне ничего нельзя. (Давай поговорим, чего бы тебе хотелось, меня очень расстраивает, что ты так считаешь.)

• Не надену куртку, даже если холодно. (Мне не хотелось бы, чтобы ты простудился, а куртка тебе нравится?)

• Не буду читать вслух по литературе. (Понимаю, не всегда хочется читать вслух, но мне так интересно послушать, обсудить с тобой, что там написано.)

Обсуждение. В приведенных примерах наиболее часто встречаются ситуации отказа ребенка, они создают для родителей наибольшие трудности в воспитании, уж очень родителям хочется, чтобы дети беспрекословно выполняли их приказы и поручения.

Психогимнастическое упражнение: передача чувства.

Участники передают чувство по кругу с помощью тактильных ощущений с закрытыми глазами. Для этого один из участников старается передать возникшее у него чувство (или просто свою идею об определенном чувстве) соседу, а тот в свою очередь — уже другому человеку, но тоже своему соседу. Поскольку группа сидит с закрытыми глазами, то при распознавании чувства можно опираться только на ощущения рук и тела. Участники группы могут передавать чувство таким же образом, как и получили, или воспользоваться своим способом, важно лишь, чтобы чувство сохранилось.

Упражнение «Активное слушание».

Цель: познакомиться с целями и приемами активно

го слушания, развить навыки активного слушания.

Процедура проведения:

Ведущий говорит о том, что важно научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка. Для оказания помощи в решении проблем ребенка могут помочь приемы активного слушания, а для разрешения собственных затруднений — «Я-сообщения», констатирующие высказывания. Наконец, для решения совместных проблем важно владеть методами, используемыми в конфликтных ситуациях.

Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание помогает воспитывать самоконтроль и ответственность. Приемы: пересказ (полный и краткий), отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов), проговаривание подтекста.

Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник, он может быть более полным в начале, а в дальнейшем — более кратким, с выделением наиболее важного. Ключевые слова: «Ты говоришь...», «Как я понимаю...», «Другими словами, ты считаешь...». Родитель, который может повторить слова ребенка, помогает ему разобраться в собственных чувствах и мыслях, конечно, при этом совсем не стоит становиться (по меткому выражению Томаса Гордона) «родителем-попугаем». Повторение должно носить эмпатический характер, то есть использоваться тогда, когда это необходимо, и отвечать потребностям ребенка. Пересказ — это своеобразная обратная связь ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Часто именно из-за отсутствия такой реакции со стороны своих родителей дети по нескольку раз повторяют отдельную фразу или слово, как бы не надеясь, что взрослые могут услышать их с первого раза. Сложность формирования навыка пересказа заключается в том, что при этом необходимо сосредоточиться на чужих мыслях, отключившись от своих, уметь распределять внимание, одновременно удерживая внутренний строй своих мыслей и ход рассуждений другого человека.

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Уточнение может быть направленным на конкретизацию и выяснение чего-либо («Ты сказал, что это происходит давно. Как давно это происходит?», «Ты именно в четверг не хочешь идти в школу?»). Уточнение также может относиться ко всему высказыванию другого человека («Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?», «Может быть, расскажешь про это поподробнее?»). Уточнение следует отличать от выспрашивания («А зачем ты это сказал?», «Почему ты его обидел?»). На этапе слушания, выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо. Часто это приводит и к нарушению контакта между людьми, который лучше сохранять во время беседы.

Отражение чувств — проговаривание чувств, которые испытывает другой человек («Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»). Последствия: дети меньше боятся негативных чувств; видят, что родители понимают их. Лучше называть чувства в утвердительной форме, так как вопрос меньше выражает сочувствие. Этот прием способствует установлению контакта и повышает желание другого человека рассказывать о себе, но в том случае, если тот не пытается скрывать свои чувства. Родитель не должен заниматься выпытыванием тех переживаний, которые ребенок хочет оставить при себе.

Проговаривание подтекста — проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник, дальнейшее развитие мыслей собеседника. Родители часто хорошо понимают, что стоит за словами ребенка, какой «закадровый перевод» можно осуществить. Например, у фразы «Мама, а ты не заметила, какую уборку я сегодня сделал?» подтекст может быть таким: «Ты бы меня похвалила» или еще глубже: «Я хотел бы, чтобы ты разрешила мне пойти на дискотеку». Проговаривание подтекста надо осуществлять для лучшего взаимопонимания и дальнейшего продвижения в беседе, а не для того, чтобы показать, насколько хорошо слушающий родитель знает ребенка. А если знание используется для манипуляции близким человеком, в конечном итоге это разрушает благоприятные взаимоотношения. И уж, конечно, проговаривание не должно превращаться в оценивание, что иногда очень хочется сделать родителю в разговоре с ребенком (например, «Ты мог бы быть и поскромнее»). Оценивание у любого человека блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах или переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что...», «Твоими основными идеями являются...»). Подведение итогов требует от слушающего внимания и умения кратко излагать свои и чужие мысли.

Работа в парах для тренировки приема проговаривания (полного и краткого пересказа): на первом этапе один партнер все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, затем они меняются ролями; на втором этапе надо пересказывать'высказывания партнера и продолжать разговор, то же делает второй партнер. Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой-то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит ребенка.

Упражнение «Я-высказывания»

Цель: овладение техникой я-высказываний.

Процедура проведения: ведущий информирует участников о преимуществах «Я-высказываний» в общении, затем предлагает ряд ситуаций для перефразирования «Ты-высказываний» в «Я-высказывания».

«Ты-высказывания» возникают в ситуации, когда проблема у одного человека, а он переносит ответственность за ее решение на другого, напр.,: «Как ты меня испугал!», - сопряжены с обвинением, оценкой, создают преграды в общении. «Я-высказывания» способствуют взаимопониманию: «Как я испугался, когда ты вошел!».

Преимущества Я-высказываний:

  1. позволяют выразить свои чувства в культурной форме;
  2. создают атмосферу искренности и доверия;
  3. способствуют развитию социальной перцепции;
  4. способствуют принятию ответственности за результаты общения на себя;
  5. оставляют за партнерами по общению свободу выбора своего дальнейшего поведения.

Полная структура «Я-высказывания» включает 4 компонента: 1) описание чувств и эмоций говорящего; 2) характеристику поведения партнера по общению или ситуации, вызывающих эти чувства; 3) описание причин возникновения аффективной реакции; 4) указание возможных результатов и следствий продолжения поведения партнера (например: «Я огорчаюсь, когда меня не слушают. И могу рассердиться, если так будет продолжаться. Это никому не сулит ничего хорошего»). Поскольку третий и четвертый компонент таят в себе угрозу перехода к неэффективной коммуникации, можно прибегать лишь к первым двум, что позволяет выразить свои чувства в культурной форме, проинформировать партнера о характере производимого его поведением воздействия, оставаться в доверительной позиции, способствовать конструктивному разрешению ситуации. В качестве третьего шага может быть сделано некое конструктивное предложение, например: «Я вижу, ты грустишь. Это меня огорчает. Я могу тебе чем-то помочь?»

Конкретные ситуации для обучения диалогу (участники по кругу озвучивают свой вариант «Я-высказывания» в противовес заданному «Ты-высказыванию»:

Ситуация 1: Отец после ужина хочет читать газету, а сын просит помочь ему в занятии моделированием. Отец: «Вечно ты не даешь мне спокойно почитать!» («Я устал и хочу отдохнуть. Через полчаса я буду готов тебе помочь.

Хорошо?»).

Ситуация 2: Подросток садится за стол с недостаточно хорошо помытыми руками. Мать: «Да что ты за грязнуля! А ну быстро мыть руки! Бессовестный!» («Я не могу кушать при виде такой грязи!»)

Ситуация 3: Подросток неделю не делал уборку в своей комнате несмотря на просьбы родителей и свои обещания. В субботу вечером родители собираются в гости. Сын просит взять его с собой. Отец: «Ты не заслужил! Иди немедленно делать уборку!» («Мне не хочется выполнять просьбы людей, которые не сдерживают своих обещаний»).

Обсуждение: трудно ли было выполнять упражнение? Какие чувства возникали при удачном перефразировании? Какой эффект имеет общение в форме «Я-высказываний?»

Упражнение «Поощрения и наказания»

Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

Процедура проведения:

Ведущий рассказывает об основных функциях поощрения и наказания. Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания — для прерывания нежелательного поведения. Участники в подгруппах составляют список поощрений и список наказаний, которыми они пользуются. Затем эти списки обсуждаются в кругу, выделяются типы поощрений и наказаний.

Участники знакомятся со следующими положениями, основанными на теориях бихевиоризма.

• Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения

(его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

• Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

• Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

• Лучше использовать поощрения, чем наказания. Бихевиористы давно доказали в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления используется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания.

• Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Мы можем установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д. Физические наказания наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения, он скорее склонен считать, что такое наказание — это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей.

Иной раз родители, пытаясь найти оправдание своим действиям, вспоминают случаи, когда физическое наказание возымело большое влияние в плане воспитывающего воздействия на них самих в детстве или на их собственных детей.

Однако, при этом взрослые люди вспоминают даже не сам факт избиения, а то, какое серьезное действие оказало их неправильное поведение на родителей, насколько они были потрясены проступком своего чада, что даже взяли в руки ремень. По сути воспитательное влияние оказывает не само физическое воздействие, а бурные переживания родителей по поводу, как правило, безнравственного поступка ребенка (например, воровства). Есть еще одно сходство между этими семейными историями: в каждой из них физическое наказание воспринималось как весьма редкий, а иногда и единственный случай.

Все время, демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из очень нежелательных результатов частого битья — тот, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Реакция на побои у детей бывает разной:

• маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче;

• ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным;

• ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам;

• ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим.

Упражнение «Семейные заповеди».

Цель: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

Процедура проведения:

Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. Это позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.

Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие — нет».

Заключительное психогимнастическое упражнение. Участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Литература

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000.
  2. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999.
  3. Николаева А.И., Яковенко О.С. Как предотвратить беду. Практическое пособие для родителей. – Азов, 2006.
  4. Облаков Ю.Н. Что такое суицид и как с ним бороться. 2008 г.
  5. Приказ Управления образования г. Азова Ростовской области от

№ 548 «О мерах по профилактике и предупреждению суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону)

1. Приказ, директива, команда.

Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды не важны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать («Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой»). Они сообщают о неприятии ребенка таким, какой он есть в этот момент («Перестань крутиться вокруг меня»), и вызывают страх перед родительской властью. Они могут создавать чувство обиды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что родитель не доверяет суждениям или способностям ребенка («Не трогай это блюдо, отойди от малыша»).

2. Предостережение, предупреждение, угроза.

Эти реакции родителей создают у детей чувство боязни и покорности («Если ты это не сделаешь, то пожалеешь»). Они также могут вызвать сопротивление и враждебность, как и приказания, директивы, команды. Эти сообщения говорят о том, родитель не уважает желания и чувства ребенка («Если не прекратишь игру, я все это выброшу»). Эти сообщения также вызывают у ребенка желание «испытать» родительскую угрозу, для того чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.

3. Увещевание, морализирование, пристыжение.

Эти сообщения возлагают на ребенка груз внешнего авторитета, долга обязанности. Дети могут отвечать на все эти «должен», «нужно», «следует» сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции («Ты должен всегда уважать своих учителей»). Они могут заставить ребенка чувствовать недоверие со стороны родителей или вызвать у ребенка чувство вины — «я плохой» («Тебе не следует думать так»).

4. Советы, готовые решения.

Такие сообщения часто ощущаются детьми как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принять решение. Они могут повлиять на формирование у ребенка чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности («Что мне нужно сделать, папа?»). Советы часто передают чувство превосходства родителей над ребенком («Мы с мамой лучше знаем, как надо»). У ребенка также может выработаться чувство, что родители его совершенно не понимают. Советы могут привести к тому, что ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.

5. Нотации, поучения.

Дети обычно ненавидят нотации («Разошелся, а я сиди и слушай»). Поучения делают из ребенка ученика, создают чувство подчиненности, неполноценности. Дети часто отметают родительские аргументы («Твои идеи устарели») и, как и взрослые, не любят, когда им доказывают, что они не правы. Иногда дети предпочитают игнорировать факты («Ну и что»; «Наплевать»;

«Со мной этого не случится»).

6. Критика, несогласие.

Эти сообщения, пожалуй, более других вызывают у детей чувство неадекватности, тупости, никчемности, «я плох». Оценки и суждения родителей очень влияют на «образ Я» у ребенка. Как родитель судит о ребенке, так и ребенок будет судить о самом себе. Критика также часто вызывает контркритику («На себя бы посмотрел»; « Сами так делаете »). Оценивание заставляет детей скрывать свои чувства от родителей («Если я им скажу, меня будут ругать»). Частая оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи и что родители не любят их. Часто они сердятся на все это, и может возникнуть ненависть к родителям.

7. Похвала, согласие.

Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда хорошо влияет на ребенка, она часто дает негативные эффекты. Позитивная оценка, которая не соответствует образу «Я» ребенка, может вызвать враждебность («Я ненавижу свои волосы»; «Я плохо играл, неуклюже »). Отсутствие похвалы в семье, где обычно часто хвалят, может быть понято ребенком как критика («Ты ничего не сказала о моей прическе, значит, она тебе не нравится»). Похвала часто воспринимается ребенком как манипуляция — как способ мягко заставить ребенка делать то, что хочется родителям («Ты говоришь это только для того, чтобы я хорошо учился»). Дети часто чувствуют неудобство, смущаются, когда их хвалят публично, перед друзьями. Иногда дети обнаруживают, что родители их не понимают, когда хвалят («Ты не сказала бы этого, если бы знала, как я действительно себя чувствовал»). Дети, которых часто хвалят, могут привыкнуть к похвале, стать зависимыми от нее и даже требовать ее («Правда, я хорошо это сделал?»; «Как я выгляжу?»).

8. Обзывание, насмешка.

Могут иметь разрушающее влияние на образ «Я». Наиболее частый ответ на эти сообщения — послать их обратно («Ты сам лентяй»). Если такое сообщение исходит от родителя с целью повлиять на ребенка, то это уменьшает вероятность того, что ребенок изменится с помощью реалистического взгляда на себя. Вместо этого он обесценит родительское сообщение («Мне не идет моя косметика. Это же смешно и неправда»).

9. Интерпретация, анализ, диагноз.

Эти сообщения создают у ребенка ощущение, что его «вычислили», что родители знают мотивы его поведения. Этот родительский психоанализ может фрустрировать ребенка, действовать на него угрожающее. Если этот анализ или интерпретации верны, то ребенок очень смущается, так как он — «на виду», если неверны — раздражение за то, что его обвинили несправедливо. Слишком частый анализ сообщает ребенку, что родители умнее, мудрее, ребенок чувствует отношение превосходства со стороны родителей. Сообщения типа «Я знаю почему» и «Я тебя вижу насквозь» часто прерывают общение и учат ребенка не обращаться к родителям со своими проблемами.

10. Утешение, поддержка.

Эти сообщения не так помогают, как кажется. Утешение может дать ребенку почувствовать, что его не понимают («Ты бы так не говорила, если бы знала, как я напуган»). Родители утешают, так как они расстроены оттого, что ребенку плохо. Такие сообщения говорят ребенку, что вы хотите, чтобы он перестал чувствовать то, что он чувствует (огорчение, обиду и т. п.). Дети могут рассматривать попытки утешения как попытки изменить их и часто перестают доверять родителям («Ты говоришь это просто потому, что хочешь ободрить меня»). Эти реакции часто могут остановить дальнейшую коммуникацию, так как ребенок чувствует, что родитель не принимает его переживаний такими, какие они есть, и хочет, чтобы они поскорее прекратились.

11. Вопросы, допытывание.

Вопросы могут означать для ребенка, что вы ему не доверяете, подозреваете в чем-то, сомневаетесь («Ты вымыл руки, как я сказала?»). Дети чувствуют за вопросами угрозу, особенно если не понимают, зачем их спрашивают («К чему ты клонишь?»). Если вы задаете вопросы ребенку, который хочет разделить с вами свою проблему, он может заподозрить, что вы хотите собрать информацию, чтобы решить за него эту проблему, а не предоставить ему возможность самому найти нужное решение. В этой ситуации вопросы ограничивают свободу человека говорить о том, о чем он хочет, — в том смысле, что вопрос диктует последующее сообщение. Ограничение свободы высказывания затрудняет коммуникацию.

12. Отвлечение, обращение в шутку.

Ребенок считает, что он не интересует родителя, который не уважает его чувства и отвергает его. Дети очень серьезны, когда хотят поговорить о чем-то. Поддразнивание, шутка могут заставить их почувствовать себя отверженными, обиженными. Отвлечение детей от тяжелых чувств может дать временный эффект, но чувства не проходят. Отложенные проблемы редко оказываются решенными. Дети, как и взрослые, хотят быть выслушаны с уважением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч. Серия лекций: «Подростковый возраст – это не смертельно!»

Цели проведения данного лектория:1.Психолого-педагогическое просвещение родителей о подростковом возрасте.2.Осмысленный подход родителей к воспитанию своих детей.3.Достижение позитивных перемен ...

Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В  разработке  представлен материал о  проблемах суицида в подростковом возрасте...

Классный час "Мы выбираем жизнь". Профилактика подросткового суицида.

Материал содержит презентацию классного часа "Мы выбираем жизнь", посвященного суициду среди подростков. В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом являет...

Презентация. Профилактика подросткового суицида.

Информация для педагогов и родителей....

Программа родительского всеобуча по профилактике суицида

Школьная  программа  родительского всеобуча «Импульс» МБОУ – Средней школы №2 г. Мценска Орловской области на 2012 –2014г.г  является организационно...

Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «ЖИЗНЬ УНИКАЛЬНА» 2013/2014 г.

Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида «ЖИЗНЬ УНИКАЛЬНА» была разработана  в  2013/2014 году для реализации в Государственном специальном (коррекционном) образоват...

Родительский всеобуч по профилактике суицида

Детский суицид. Россия занимает первое место в Европе по числу самоубийств среди детей....