Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)
статья по технологии (8 класс) по теме

Выступление на областной конференции.  Учитель технологии  показывает современную материально- техническую базу  столярной и слесарной мастерских  общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialno-tehnicheskaya_baza_uch._masterskih..doc34 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников.

(МОУ СОШ №2 ЗАТО

           Светлый)

В преподавании предмета «Технология» большое значение имеет материально-техническая база учебных мастерских. Учитель, составляя календарно-тематический план на учебный год, должен опираться на имеющееся исправное, отвечающее современным требованиям оборудование, наличие комплектов инструментов, поделочных и лако-красочных материалов, крепежных деталей и набора  злектроинструментов, облегчающего подготовку к урокам. Использование станочного оборудования позволяет выполнять проекты учащихся на более качественном уровне. В современных условиях необходимо показывать уровень подготовки учащихся по предмету, результативность своего педагогического труда среди учительского коллектива, учащихся и их родителей, уметь добиваться конечного результата, показывать высокую технологическую культуру объектов проектной деятельности.

  В нашей школе имеются две мастерские (столярная и слесарная) и инструментальная комната. Каждая мастерская имеет отдельный вход, между собой они соединены друг с другом внутренним входом  с запирающейся дверью. Деревообрабатывающие станки (2шт.) отгорожены перегородкой, к ним подведены отдельные электрические щитки с защитой от перегрузки. Из столярной мастерской имеется запасной выход наружу здания школы. Каждая мастерская оборудована на 12 рабочих мест. Крышки столярных верстаков (столешницы) изготовлены из бука по заказу на одном их московских заводов. Верстак имеет 2 зажима и гнезда для клиньев. Подверстачье состоит из металлической конструкции.  Слесарные верстаки металлические, имеют выдвижные ящички для инструментов, тиски и защитные экраны. Верстаки закреплены к полу стационарно. Выдержаны нормативы расстояний между верстаками в рядах и от токарных станков.        Рабочие места учителя оборудованы классными досками, аварийными кнопками отключения станочного оборудования. К рабочему месту учителя подведено понижающее напряжение 12 вольт. Рядом с учителем находятся электрические щитовые шкафы.

  В слесарной мастерской рабочий верстак учителя оборудован тумбочкой с выдвижными ящичками для инструментов и заготовок. Токарная группа станков по дереву в столярной мастерской состоит из 3-х станков чешского производства фирмы «Прома» ДСЛ-900, станки установлены 4 года назад, очень удобны в эксплуатации, бесшумные, производительные. Всё станочное оборудование заземлено, на каждый станок имеется резиновый коврик, защитные очки.   Электрические щитовые шкафы устроены так, что можно каждый станок и розетку включить и выключить отдельно. В мастерских эл. розетки и выключатели установлены на высоте 1. 80 от пола. Для сидения учащихся предусмотрены регулирующиеся по высоте круглые табуреты. Все верстаки и сидения пронумерованы. В слесарной мастерской находятся: 3 токарно-винторезных станка, 3 сверлильных станка, 2 эл. точила, строгальный станок, механическая пила, отрезной станок, 2  металлических тумбочки для инструментов и заготовок.

  Для удобной и быстрой подготовки учителя к урокам приобретен комплект электроинструментов: эл. пила, эл. рубанок, эл.фрезер, 2 эл. дрели, 2 шуруповерта. 2 эл. лобзика, угловая шлифовальная машина, шлифовальная машина по дереву,  эл. пила для пиления под углом, ленточная пила по дереву. На каждого учащегося имеется отдельный инструмент по различным  видам  работ. В столярной мастерской находится умывальник с холодной и горячей водой и сушилкой для рук. Стенды для оформления кабинетов выполнены в едином стиле (ламинатные щиты под дерево). Это: уголок безопасности, 3 постоянно обновляющиеся выставки работ учащихся, профили сортового проката, металлы и сплавы, электротренажеры для изучения устройства станков, плакаты по охране труда и технике безопасности.

  Для рабочей одежды имеются вешалки с занавесками и полки для портфелей. Освещение в мастерских лампами дневного света. Мастерские находятся на 1-ом. этаже, окна защищены металлическими решетками. Ключи от замков находятся в специальных ящичках с выдвижным стеклом, имеют своё обозначение. В столярной и слесарной мастерских, инструментальной комнате находятся огнетушители. Медицинские аптечки стоят на полочках на рабочем месте учителя с табличкой номеров  телефонов ближайшего лечебного учреждения, срок годности лекарств периодически контролируется школьным медработником. На каждый новый учебный год учителем технологии в апреле месяце подается заявка на имя директора школы на приобретение материалов и инструментов с ориентировочной стоимостью. Древесину, фанеру, оцинкованную жесть, клей, саморезы, гвозди и инструменты учитель выписывает и получает сам.

  Инвентаризация проходит один раз в год, списание израсходованных материалов и сломанных инструментов проводится по четвертям во время каникул. Влажную уборку кабинетов ежедневно проводит технический персонал школы. Генеральную уборку в конце четверти проводят классы, занимающиеся в последний день по расписанию, в этот же день    проводится техническое обслуживание станков и верстаков (смазка, подтяжка креплений).

   На базе наших мастерских  за последние 3 года было проведено 2 межшкольных конкурса «Юный столяр», дан открытый урок для ММО учителей технологии в 6-ом классе по теме: «Обучение работе на токарном  станке по дереву (приготовление и установка заготовки на станок, цилиндрическое точение)». В рамках муниципального конкурса «Лучший кабинет общеобразовательного учреждения» дан мастер-класс для  работников образовательных учреждений ГО ЗАТО Светлый по теме: «Электротехнические работы». Работы учащихся, изготовленные в мастерских, ежегодно демонстрируются на школьных и муниципальных  выставках, посвященных знаменательным датам (2010 год – « 50 лет РВСН»,  « Противопожарная безопасность»;  2009 год – «О Родине, о подвигах, о славе!»,    «Я познаю мир!».  На открытые мероприятия приглашается местная пресса и телевидение. Учащиеся младших классов, группы из детских садов приходят на экскурсии в мастерские, где им предоставляется экскурсовод. На базе школьных учебных мастерских ведется кружок технического творчества «Умелые руки» для учащихся  5 – 8- ых классов.

  Материально-техническая база мастерских МОУ СОШ №2 позволяет в полном объёме выполнять требования образовательных стандартов учебной программы. Работать в мастерских , как учителю, так и учащимся комфортно, удобно, безопасно. Задача, стоящая перед учителем сегодня – это  сохранить и преумножить достигнутое, чтобы ещё долгие годы оборудование, установленное в мастерских,  служило на благо обучения и воспитания молодого поколения  ЗАТО Светлый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

«Инновационный подход в деятельности учителя математики – непременное условие развития социальной компетентности школьника»

Роль сегодняшней школы во многом изменилась. . В связи с этим на первое место выступает личностно-ориентированное обучение, которое будет формировать социальную компетентность ученика. Потому что в со...

Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО

Социальная компетентность -  необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...

Статья "Формирование социальной компетентности школьников, как способа предотвращения асоциального поведения".

В данной статье собраны рекомендации по формированию социальной компетенции обучающихся....

Создание школьного журнала как средство развития социальной компетентности школьников среднего звена

В методических разработках представлен алгоритм взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса при создании номеров школьного журнала "Лицейский Вестник"....

Формирование социальной компетентности школьников

Организуя процесс обучения и воспитания учащихся, каждый учитель      заинтересован в том, чтобы дети не только получили предметные знания и умения, но и научились жить в обще...

Программа формирования социальной компетентности: формирование сотрудничества у младших школьников

Младшие школьники затрудняются строить благоприятные для сотрудничества взаимоотношения, так как не владеют элементарными навыками взаимодействия. Проблема в развитии сотрудничества у младши...