Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей
консультация (психология) на тему
Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей
Г.П. Бочкарева выделяет:
1) семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
2) семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
3) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
В основу этой классификации кладется содержание переживаний ребенка.
А.Е. Личко выделяет четыре типа неблагополучных ситуаций в семье:
1) гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до семейной тирании;
2) гиперопека, нередко переходящая в безнадзорность;
3) ситуация, создающая «кумира» семьи. Для нее характерны постоянное внимание к любому побуждению, ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создающая «золушек» в семье, где родители уделяют преемущественно внимание себе, а не детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких подростков.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем.
2) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;
4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недовериек другому человеку.
В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и Д.Н. Исаев (1977) считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в поведении детей и подростков, является неправильное семейное воспитание. Они выделяют три типа неправильного воспитания:
1) отвергающее (непринятие). Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве;
2) гиперсоциализирующее. Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется также в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи;
3) эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я - большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.
М. Раттер говорит и о других факторах, неблагоприятно действующих на ребенка. Например, отрицательное влияние на ребенка оказывает жизнь вдали от семьи и особенно потеря одного из родителей (смерть, развод).
Часто на ребенка больше влияет не сам факт развода, а сопровождающие его разлады и дисгармония в отношении родителей между собой.
Появлению таких детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная-или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей.
Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды....
Психология семейных отношений и воспитание детей.
Цель: раскрытие типов семейных отношений и стилей воспитания....
Проект «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»
Проект...
статья "Социализация детей из семей с дисфункцией семейных отношений через гражданско-патриотическое воспитание."
Опыт работы и система классного руководства в центре которой стоит гражданско-патриотическое воспитание....
«Агрессивность и агрессивное поведение детей с ментальными нарушениями в условиях Центров содействия семейному воспитанию»
laquo;Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»....
Роль семейных отношений в воспитании детей
К основным задачам семьи относится создание благоприятных условий для развития личности, преумножение моральных ценностей, обеспечение психологической защиты ребенка. Семья закладывает фундамент для р...