Роль семейных отношений в воспитании детей
материал

Солнцева Валентина Васильевна

К основным задачам семьи относится создание благоприятных условий для развития личности, преумножение моральных ценностей, обеспечение психологической защиты ребенка. Семья закладывает фундамент для реализации человека и готовит его к жизни в обществе. Родителям важно привить детям необходимые знания, навыки и умения, культурные и нравственные ценности. Ребенок должен ориентироваться в понятиях честности и благородства, гуманности и ответственности, вежливости и тактичности, осознавать значение чувства долга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МБОУ  «Коробчеевская школа  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   Коломенского городского округа  Московской области

140490  Московская область Коломенский  городской   округ с. Коробчеево ул. Школьная д. 1 «Б»

Факс, тел. 8-(496)-517-63-03  тел: 8-(496)-617-61-87

Методическое объединение воспитателей по теме

«Роль семейных отношений в нравственном воспитании детей с

особыми образовательными потребностями»

 

«Организация работы с неблагополучными семьями».

                                                                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                                                                  Солнцева В.В.

                                                                                                                                                   

Февраль 2023гг                                                                                    

        В современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Это могут быть семьи, где ребёнок живёт в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В  обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка.

Во второй группе к  неблагополучным семьям  можно отнести следующих:   Гаврилова М. Андрееву М. Р.Соболева Я. Черникову В. Узелкову О. Бахаева В.В    4 четверо воспитанников: Черемушкин К. Чухманов Р. Строков А. Гаврилов М. проживают в центрах помощи детям. Две полные семьи, но и они находятся в трудной жизненной ситуации.

  Работаем с  неблагополучными семьями разными способами. Выявляем социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников.

       С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на уроки).

 Контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин

Привлечение родителей к делам класса и школы. Медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза (Соболев Я. Андреева М. Узелкова О.)

Оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье   и несовершеннолетним.

К воспитательно-коррекционной работе во внеурочное время относятся следующие виды деятельности: общественно полезная, трудовая, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, игровая (привлечение подростка в кружки, секции, дежурство, спортивные соревнования,   экскурсии, конкурсы, концерты).

Деятельность становится интересной и значимой для детей, если она  приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на подростков является включение их в позицию активного участника данного вида деятельности.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе и попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и выбрать приемлемую форму поведения.

Так в группе были проведены следующие мероприятия – «Крепкие зубы – здоровью любы», « твое, мое, чужое», «Каждой вещи свое место» и др.,  «День матери», Часы творчества – краски осени,  участвовали в конкурсе Мамины глаза  и т.д,  

 Постоянно контактируем  с родителями. Это  беседы и консультации, мобильная связь.  Родителей   по мере возможности стараемся   вовлекать в учебно-воспитательный процесс. Так родители приняли участие в  изготовлении поделок из природного материала, изготовление кормушек для птиц, скворечников.   Не все родители   идут на контакт,  но работа эта  в группе ведется.

В своей работе   применяем  следующие методы и приёмы воздействия:  позитивное подкрепление, стимулирование позитивной мотивации, метод убеждения, прием оценки негативных последствий.

Работаем в тесном контакте с классным руководителем.

 

    Обращаемся за помощью к специалистам: педагогу-психологу, социальному педагогу, дефектологу. Небольшие результаты есть 

С целью реабилитации  проводим цикл бесед с таким ребенком,  с родителями, а также с остальными  детьми, стараемся  вовлечь его в различные мероприятия группы, школы, не всегда это удается, но мы надеемся на успех.  Небольшие сдвиги  в работе с   Соболевым Я. Его внешним видом, Мама прислушивается к рекомендациям педагогов, выполняет назначения врача.  

Узелкова Ольга у нас второй месяц без педикулеза, и это радует. С мамой было проведено много бесед по личной гигиене девочки, ее внешнему виду.

       Неучастие родителей в школьной жизни ребенка   (неучастие в совместных мероприятиях, отсутствие контроля за состоянием школьных принадлежностей , предметов личной гигиены, одежды и.д.).

  Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним.

В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают    классный руководитель, психолог, медицинская сестра, социальный педагог школы ,ПМПК.  

Слаженное взаимодействие всех данных звеньев может помочь выстроить в систему работу  с неблагополучными семьями и целенаправленной работе по реабилитации их.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи.  С целью реабилитации  проводим цикл бесед с таким ребенком, а также с остальными  детьми, стараемся  вовлечь его в различные мероприятия группы, школы, не всегда это удается, но мы надеемся на успех.  Небольшие сдвиги  в работе с   Соболевым Я. Его внешним видом, Мама прислушивается к рекомендациям педагогов, выполняет назначения врача.    

 

В дальнейшем  планируем продолжать свою работу по выявлению неблагополучных семей, стараться предвидеть опасную ситуацию, в которой могут оказаться дети и вовремя помочь им.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология семейных отношений и воспитание детей.

Цель: раскрытие типов семейных отношений и стилей воспитания....

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта

Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта ...

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей.

Данный материал поможет узнать о роли семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной ...

Буклет "Роль игры в музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями".

Мы  говорим о реабилитационных возможностях игры в музыкальном воспитании детей. В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи. Об этот повествует данный буклет....

Роль музыки в патриотическом воспитании детей

В статье рассказывается о значении изучения музыкальных произведений на уроках в средней школе...

Роль классного руководителя в воспитании детей Из опыта Чжань Т.А.

Обмен опытом классного руководителя. Любой классный руководитель должен стремиться изучить и понять каждого ребенка, его проблемы и особенности развития......