Взаимоотношения воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе
статья по психологии по теме
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся - приоритетная функция любого образовательного учреждения.На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. Источником психологического комфорта в классе является взаимосвязь, взаимоотношения "педагог-ученик", "воспитатель-воспитанник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie_na_pedsovete_2010-2011_uch.god_.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимоотношения воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе.
В настоящее время сохранение и укрепление здоровья обучающихся – приоритетная функция образовательного учреждения. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее главного потенциала – здоровья. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе. На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. От того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизическое здоровье учащихся.
Как уже говорилось, психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Это атмосфера, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».
Психологическая комфортность необходима для успешного развития ребенка и усвоения им знаний. От нее зависит и физическое состояние детей. Создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении.
Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются:
- неуверенность в себе,
- повышенная утомляемость,
- замедленность темпа деятельности,
- повышенная потребность во внимании,
- повышенная двигательная активность,
- трудности в переключении с одного вида деятельности на другой,
- дефицит эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям,
- неспособность доверять другим.
У педагогов факторами возникновения дискомфорта выступают:
- постоянное оценивание со стороны различных людей,
- высокий уровень ответственности,
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,
- физическая и психологическая напряженность труда. Психологический комфорт во многом зависит от психологического здоровья педагога. Ни для кого не секрет, что наша профессия относится к разряду стрессогенных и требует больших резервов самообладания и саморегуляции.
Все это, безусловно, влияет на эмоциональную атмосферу, психологический климат в коллективе и эти факторы необходимо учитывать в своей работе.
Источником психологического комфорта в классе является взаимосвязь, взаимоотношения «педагог-ученик», «воспитатель-воспитанник». Эти взаимоотношения должны быть построены на основе взаимного доверия, понимания и любви. Есть мнение, что любовь ребенок должен получать в семье, к школе это чувство не имеет никакого отношения. Но мне кажется, что без любви к ребенку нельзя дать ему то душевное тепло, к которому он стремится. Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Тогда отношения педагога и учеников характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, справедливость, доброта.
Ни в одной другой профессиональной деятельности личные качества не являются столь важным фактором, как в работе педагога, в частности в деятельности воспитателя. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества педагога, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это оказывает воздействие на отношение учащихся к педагогу.
Характер сложившихся отношений «педагог-ученик» влияет на эффективность всей учебно-воспитательной работы. Установившееся отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его, могут стимулировать процесс учения и интерес к нему, а могут их тормозить.
Есть несколько правил, заповедей воспитания, соблюдение которых может помочь в создании благоприятного психологического климата в коллективе.
- Не навредите! Ищите в детях хорошее.
- Хорошее настроение и уверенное спокойствие приведет к намеченной цели. Педагог должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и готовностью к действию. Ему должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
- Учитывайте уровень развития своего воспитанника, его эмоционально-личностные и физиологические особенности. Педагог должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию.
- Предоставляйте больше самостоятельности ребенку.
- Признавайте право воспитанника на ошибку. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.
- Создайте условия для осознанной деятельности воспитанника.
- Создавайте ситуации успеха. Замечайте и отмечайте малейший успех ученика. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру воспитателя в свои силы.
- Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, ищите разумные пути его разрешения.
- Защищайте всех членов классного коллектива, ни один ученик не должен чувствовать себя обособленным и беззащитным.
- Умейте быть сдержанным в движениях и словах.
В своей работе я стараюсь, чтобы каждый ученик в моем классе чувствовал себя спокойно и уверенно. Во время занятий стараюсь создать положительный эмоциональный тон, атмосферу доброжелательности, которая помогает снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это и «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы, шутки. Так как способности у детей разные, дети получают дифференцированные задания, чтобы успех, чувство радости почувствовал каждый обучающийся. Стараюсь создавать необходимую в работе с детьми ситуацию успеха, чтобы при максимальной требовательности к ним не подавить их активность, сохранить в них самоуважение и чувство собственного достоинства, стимулировать их творческую активность.
В нашей школе дети проводят большую часть рабочей недели. Это их второй дом, где им должно быть уютно, светло, тепло и комфортно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха как одного из факторов обеспечения психологического комфорта обучающихся
Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, на его желание учиться, а в итоге – на успеваемость....
Презентация к педсовету "Психологический комфорт воспитанника"
Презентация к педсовету "Психологический комфорт воспитанника"...
Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...
Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.
Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником....
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Дети, растущие в современном мире, во многом отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Большинство детей, переступающих школьный порог, уже умеют читать и писать, владеют азами компь...
Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно п...
Статья "Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе."
Психологический комфорт - это состояние, когда человек чувствует себя спокойно, уверенно и уютно внутри себя и в окружающей среде. Статья содержит несколько правил и заповедей для создания благоприятн...