Создание ситуации успеха как одного из факторов обеспечения психологического комфорта обучающихся
статья по истории на тему

Цуканов Сергей Анатольевич

Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние  психики школьника, на его желание учиться, а в итоге – на  успеваемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskiy_komfort_na_uroke.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Участник: Цуканов Сергей Анатольевич, учитель истории и обществоведения, Базарносызганская СОШ №2 Ульяновской области.

Проблема: Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта в процессе изучения истории и обществознания.

Инициатива: В настоящее время учёные в области педагогики и психологии, учителя - практики говорят о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребёнку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.  Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние  психики школьника, на его желание учиться, а в итоге – на  успеваемость. Задача учителя организовать определённую систему мер по созданию психологического комфорта учащихся на уроке. В своей работе я стараюсь использовать различные методы и приёмы, способствующие  созданию атмосферы психологического комфорта, основой обеспечения которого являются сформированные учебные навыки, дающие уверенность в своих силах, и возможность  получить более высокую оценку, приложив дополнительные усилия.

Статья:

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта в процессе изучения истории и обществознания

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: «Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность». Кроме того, в п. 2.2 отмечается «Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», «инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Самостоятельная и деятельностная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ученику предоставляется возможность выражать своё «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения школьника с учётом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество. Ситуация успеха «Я могу» формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать продвижение вперёд.

За трудностями, переживаемыми сегодня школой, нелегко заметить, что на наших глазах начинается практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации в условиях неограниченного доступа к ней.

Знания и жизненные навыки, которым учат в школе, быстро устаревают. В результате школа уже не может спокойно оставаться в позиции транслятора традиционных ценностей. Ни один работник образования уже не может быть уверен в том, что содержание образования, которое он несёт детям, действительно отвечает требованиям из завтрашней жизни. Гонка за изменениями обречена на провал.

Осознание этого ставит перед педагогами задачу принципиального обновления содержания образования, где основной упор должен быть сделан на освоение способов деятельности, а не той или иной фиксированной совокупности знаний и умений.

В связи с этим модернизация современной российской школы должна включать одновременно две составляющие: решение задачи всеобуча и обеспечение «нового качества» образования. Последнее на равных правах включает в себя:

  • умение читать + писать + мыслить;
  • способность самостоятельно учиться и добывать /получать знания;
  • готовность занимать активную гражданскую позицию.

Работаю со школьниками старшего звена (9 – 11 классы), поэтому начинаю работу с контроля сформированности навыков работы с источниками информации. Анализирую следующие компоненты:

КОНСТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ (умения использовать различные источники: учебник, схемы, карты, справочники, фрагменты документов);

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (умения, связанные с различными средствами обработки учебной информации: устное и письменное изложение, планы, рефераты, графическое представление исторических процессов).

Определив для себя уровень сформированности данных навыков, ставлю задачи по их дальнейшему развитию. Развитие навыков работы с информацией предполагает:

  • работу с учебником как основой для получения информации и постановку её в исторический контекст;
  • поиск и отбор материала в литературе;
  • поиск и отбор материала в Интернете;
  • обработку информации, собранной из источников РАЗНОГО вида и типа ( текстовой: оценка качества материала, адаптация, компиляция; визуальной: сканирование, фиксация обработка изображения);
  • подготовку собранного материала для презентаций одноклассникам.

Параллельно провожу работу: - по развитию коммуникативных умений:

  • навыков групповой работы;
  • навыков презентации и работы с аудиторией.

- по развитию навыков планирования и организации учебной (проектной) работы;

- по развитию навыков работы с компьютером и его периферийным оснащением.

Работая в лицейских классах на базе УлГТУ, большое внимание уделяю формированию навыков написания реферата. В 10-м классе упор делается на формирование навыков оформления работы,  соблюдение требований к  её структуре. В 11 классе учащиеся пишут полноценный реферат с последующей его защитой. По отзывам выпускников, умение писать реферат облегчает учёбу в ВУЗе.

В течение ряда лет на различных этапах урока активно использую тесты, которые подразделяются на три уровня:

Уровень1. Тесты на распознавание исторической информации:

тесты на распознавание и различение содержания понятий по данному описанию;

тесты на идентификацию исторических личностей, их взглядов, идей;

тесты на идентификацию материальных памятников прошлого;

тесты на хронологическую ориентацию;

тесты на установление связи между событием и его пространственной локализацией;

тесты на распознавание исторического источника по «слепой» цитате;

тесты на систематизацию, соотнесение, упорядочивание информации по единому критерию.

Уровень 2. Тесты на воспроизведение усвоенных знаний (здесь предоставляется широкий спектр возможностей для ухода от рутинного пересказа: выбор ответа, краткий ответ, дополнение, коррекция);

тесты на хронологическое упорядочивание, установление синхронности событий, имён, явлений;

тесты на пространственную локализацию событий;

тесты для оценки ориентации в фактах и идеях;

тесты для оценки ориентации в понятиях.

Уровень 3. Тесты на продуктивную познавательную деятельность (требуется свободный ответ).

Навыки работы с тестами дают ученикам уверенность в своих силах, они с удовольствием решают тестовые задания, а также сами составляют тесты по материалам домашнего задания.  

Учитель, пользуясь знаками (баллы, оценки), оценивающими успех и неуспех ребёнка, как педагогическим инструментом, способствует организации особой структуры оценок учащихся по критериям принятых знаков.

Ситуация неуспеха, конечно же, не способствует благоприятному психологическому состоянию ученика. Как поставить более высокую оценку?  В своей практике даю возможность учащимся повысить отметку после подготовки сообщений и последующей их защиты.

Литература: 

  1. Волкова С.П., Соловцова Е.Е. Психология и культура делового общения. Программа тренинга. Журнал «Школьные технологии», №6, 2002.
  2. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приёмы.- М.: Книга, 1984.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. №6. 2002.
  4. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие.- Кемерово. :Издательство обл. ИУУ, 1999.
  5. Леонтьев В.П. Поиск в Интернет. – М.: Олма-Пресс Образование, 2004.
  6. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. – М.: Просвещение, 1997.
  7. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наш...

"Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"

Материал содержит описание форм и методов, используемых на уроках истории и обществознания для создании ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося. Бо...

«Взаимодействие ОДОД с учреждениями спорта, как один из факторов в создании ситуации успеха для ребёнка»

Данная статья о том, что в каждом ребенке, не важно из какой он социальной среды, можно раскрыть возможность реализовать себя....

Обеспечение условий для социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха на логопедических занятиях

В статье рассказывается о нарушениях, которые присутствуют у детей с дефектами речи и о том, что коррекционную работу необходимо проводить комплексно...

Статья. Дифференцированное обучение как обеспечение психологического комфорта в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Дифференцированное обучение прочно вошло в современную педагогическую практику.Наиважнейшей задачей образовательных учреждений является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибо...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы по созданию ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут ...