Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »
консультация
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.
Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.
Одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитательв общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Преображение»
Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »
Составила : воспитатель Прошина Л.И.
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.
Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.
Одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитательв общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка
Две главные фигуры в детском доме – воспитатель и воспитанник. Их общение во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, сред.
Быть настоящим педагогом - это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.
Тем не менее, отношения с воспитателем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.
Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Важнейшие аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.
Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «воспитатель – воспитанник», назначение которой – оптимизировать воспитательный процесс.
Специфические причины конфликтов «воспитатель – воспитанник» Недостаточный профессионализм воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
- в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
- в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
- в педагогически непрофессиональных действиях воспитателей: приказной тон, крик педагога, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины детей;
- в предвзятом отношении педагога к детям, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
- в неумении организовать познавательный интерес у детей;
- в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
- в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках воспитанника;
- в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ребёнка;
- в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
Каким же хотят видеть воспитанники своего воспитателя?
- Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
- Любовь к своим воспитанникам
- Качественный хороший воспитатель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.
Отрицательные качества воспитателей:
- Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
- Выделяет отдельных воспитанников.
- Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
- Требует от воспитанника безоговорочного подчинения.
- Относится как к маленьким.
- Относится неуважительно.
- Не умеет хранить тайну.
Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях:
- Умело провести воспитательные часы, не оставлять ни одного ребёнка в бездеятельности.
- Создавать атмосферу непрерывного общения с группой.
- Знание материала, который хотел бы довести до сознания воспитанников «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм в работе.
- Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
- Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой.
- Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени.
- Уважительное отношение к личности воспитанниками, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.
И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/12/29/3.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-27851-1349103590.jpg)
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344120-1384421850.jpg)
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ.
АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ. ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКОГО ДОМА. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-671195-1442840729.jpg)
выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»
выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/22/picture-1044739-1529663001.jpg)
Модели общения педагогов с учащимися.
В презентации кратко охарактеризованы модели общения педагогов с учащимися....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-1009059-1518424854.jpg)
«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-1137885-1558290934.jpg)
Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Здоровый образ жизни – экология души педагога и воспитанника».
- формирование и сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-703985-1449422902.jpg)
Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме "Бесконфликтное взаимодействие педагогов и воспитанников"
Доклад о взаимодействии и общении педагогов и учащихся...