"Взаимоотношения между воспитателем и воспитанниками в школе-интернате"
статья (6 класс)

Катамахина Галина Васильевна

В статье говорится об особенностях взаимоотношений педагога и воспитанников в школе-интернате, раскрываются причины конфликтов и даются советы для их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimootnosheniya_v_shkole-internat.docx110 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат

«Взаимоотношения между воспитателем и воспитанниками в школе-интернате»

C:\Users\Светлана\Desktop\во.jpg

                                                        Воспитатель: Катамахина Г.В.

2021г.

 Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.

Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников.

 В данной ситуации, на воспитателе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание.  В основе отношений между педагогом и воспитанником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс воспитания зависит от того, какие отношения складываются между ними.

Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «воспитатель – воспитанник», назначение которой – оптимизировать воспитательный процесс.

Педагог не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении педагога и ребенка должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Воспитателю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к группе, показ целей деятельности, передачу воспитанникам понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с группой, изменение стереотипных негативных установок к отдельным воспитанникам

С социально-педагогической точки зрения, существуют два вида подходов к познанию внутреннего мира друг друга: Педагог пользуется своим опытом “вхождения” в мир других: например, выслушивает ребенка, старается понять его настроение, его чувства. Воспитатель подходит к детям с особым чувством, то есть сочувствует ему. Процесс восприятия, понимания ребенка связан с умением и культурой внимательного его выслушивания.  Наблюдения показывают, что большинство педагогов в процессе общения не соблюдают культуру слушания воспитанника. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Педагог должен владеть умением слушать, так как слушание воспитанника — это составная часть педагогической деятельности.

 Если человек высказывает нетерпение, не выслушивает до конца собеседника перебивает его, он проявляет неуважение к собеседнику и в какой-то степени отсутствие культуры. В такой ситуации необходимо успокоить слушателя, настроить на положительное восприятие, заинтересовать перспективой решения проблемы. И тогда агрессивность собеседника приобретет характер мелких недоразумений. В этих условиях целесообразно пользоваться фразами и вопросами примерно такого порядка: «Скажи, пожалуйста, я тебя правильно понял (поняла)?», «Ты согласен с этим?», «Это твоё твердое убеждение?». Бывают и такие ситуации, когда один из собеседников, не слушая мнения других, продолжает развивать доказательства своей точки зрения, тем самым выражая пренебрежение к другим позициям. Такое поведение вызывает негативное отношение к данному участнику общения. Прием активного слушания можно использовать в любом процесс общения воспитателя с детьми. Например, дети сильно расстроены, огорчены, их преследуют неудачи, они встретились с какими-либо препятствиями, настроение у них упало. В этих и других непростых ситуациях педагог может использовать прием активного слушания. Он должен знать, как выразить сочувствие детям в подобных случаях, чтобы пробудить у них положительные эмоции и суметь вывести детей из состояния стресса, угнетенности. Но если воспитанники чрезмерно возбуждены или, то установить общение путем активного слушания не представляется возможным, так как в такие моменты они полностью не контролируют свои чувства и переживания и не воспринимают содержания обращенных к ним слов. Воспитателю необходимо успокоить детей, привести их в состояние самоконтроля и лишь после этого установить общение. В ситуации, когда создана атмосфера для общения, педагог может использовать метод спокойного слушания. Чтобы дети общались и слушали воспитателя в спокойной обстановке, педагог должен обладать устойчивостью, выдержкой и терпением.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Важнейшие аспекты сотрудничества: 
- умение прислушиваться друг к другу; 
- принимать совместные решения; 
- доверять друг другу; 
- ощущать свою ответственность за работу группы.

Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками: 
1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность. 
2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других. 
3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать. 
4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

Хочется отметить, что во взаимоотношениях «воспитатель – воспитанник», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий ребенка, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению педагога. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от воспитателя дети разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного возрастного порога к другому.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания ребенка и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому педагогу, к его работе, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру. 
Они могут быть внутри личностными, столкновение двух несовместимых 
желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные 
потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».

Обычно  конфликты бывают между педагогом и воспитанником в 
подростковом возрасте. Здесь важно, что воспитатель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

Специфические причины конфликтов «воспитатель – воспитанник» 
 Недостаточный профессионализм  воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми: 
• в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса; 
• в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство; 
• в педагогически непрофессиональных действиях воспитателей: приказной тон, крик педагога, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины детей; 
• в предвзятом отношении педагога к детям, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»; 
• в неумении организовать познавательный интерес у детей; 
• в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика; 
• в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках воспитанника; 
• в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ребёнка; 
• в неумении организовать занятия со всеми учащимися. 

Каким же хотят видеть воспитанники своего воспитателя? 
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет). 
2. Любовь к своим воспитанникам

3. Качественный хороший воспитатель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества воспитателей: 
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца. 
2. Выделяет отдельных воспитанников. 
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок. 
4. Требует от воспитанника безоговорочного подчинения. 
5. Относится как к маленьким. 
6. Относится неуважительно. 
7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях: 
1. Умело провести воспитательные часы, не оставлять ни одного ребёнка  в бездеятельности. 
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с группой. 
3. Знание материала, который хотел бы довести до сознания воспитанников «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм в работе. 
4. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися. 
5. Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой. 
6. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени. 
7. Уважительное отношение к личности воспитанниками, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

 И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"

Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"

В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Постинтернатное сопровождение выпускников школы - интерната"

В работе описываются проблемы социализации выпускников школы - интерната и пути их решения....

Рабочая программа воспитателя начальной коррекционной школы-интерната

Рабочая программа, коррекцонная школа-интернат для детей с ОВЗ. 1-й класс...

План самообразования воспитателя школы-интерната ГБОУ "Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ"

Изучение особенностей характера умственно-отсталых детей в условиях ФГОС...