Образовательная программа по внеурочной деятельности "Театральное творчество"
методическая разработка по теме
Программа "Театральное творчество" апробируется с сентября 2011г. в системе нового государственного стандарта. Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством занятий по театральному творчеству.
Программа "Театральное творчество" содержит следующие разделы:
• пояснительную записку, в которой определяются цели обучения театральному творчеству, раскрываются особенности содержания образования по данному направлению на этой ступени;
• содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;
• тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 1-х классов и указанием числа часов на изучение соот-ветствующего материала;
• рекомендации по оснащению учебного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr-ma_teatralnoe_tvorchestvo_fgos.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»
Образовательная программа
по внеурочной деятельности
«Театральное творчество»
для детей 7-8 лет
период реализации 1 год
Автор-составитель:
Вицина И. И.,
педагог дополнительного образования
Лангепас
2011
Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей. Одной из важнейших форм влияния на личностное развитие детей является художественное воспитание, в частности воспитание посредством занятий по театральному творчеству.
Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.
Цель программы:
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области театрального искусства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Развивать физические природные задатки (мышечная свобода, пластика тела, дикция) и психические свойства (память, внимание, воображение, фантазия и др.), помогающие достижению успеха в театральном виде творчества.
- Научить слушать, понимать и анализировать литературный материал, на основе которого будет готовиться постановка.
- Научить формулировать определения основных понятий и терминов по театральному искусству и использовать их на занятиях и репетициях.
Программа «Театральное творчество» модифицированная, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 1-х классов начальной школы. При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко.
Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю по два часа.
Все занятия включают в себя: тренинг, в виде театральных игр на отработку внешней и внутренней психотехники, где обязательной составляющей являются упражнения на артикуляцию, развитие речи, пополнение словарного запаса; выполнение заданий в рабочих тетрадях, а также занятия по постановочной части.
Занятия по тренингу проводятся в классе, а выступления детей - в актовом зале.
Количество детей в группе должно составлять четное число, т.к приходится выполнять многие упражнения в парах, и не больше 16 человек.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Процесс обучения в группе позволяют оценить творческие выступления обучающихся в итоговых образовательных событиях, которые проходят каждые полгода. За учебный год демонстрируются два образовательных события. Они могут иметь различные формы и тематики с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей и нравственного аспекта.
Примеры тем и форм проведения итоговых образовательных событий
- «Конкурс актерского мастерства» -творческое состязание, где проходят конкурсы на лучшее выполнение упражнений тренинга, скороговорок, этюдов и сюрпризов. Учащийся попадает в ситуацию, где все зависит от его грамотности, гибкости, воображения, способности быстро ориентироваться, выявляется устойчивость в обучении.
- «Посвящение в артисты» - торжественная театрализованная программа, где учащиеся смогут пройти ряд испытаний, для того, чтобы их «посвятили в артисты». Эта форма проведения итогового мероприятия будет способствовать заинтересованности детей в обучении. Торжественность создаст особые, незабываемы ощущения, которые также будут стимулировать учащихся на дальнейшую работу. Возможно привлечение к этому мероприятию , в качестве ведущих, ребят постарше и с большим опытом. Они явятся наглядным примером того, каких успехов можно добиться в дальнейшем.
- «Постановка литературного произведения» - завершающий этап обучения. Здесь могут быть представлены театрализации различных праздников, отрывки из пьес, рассказов или постановка маленькой пьесы минут на 10-15, где учащиеся должны представить свои способности по овладению органическим действием в обстоятельствах, предлагаемых автором литературного произведения.
Диагностические материалы результативности освоения программы:
- Критерии продуктивности творческой деятельности.
- Критерии оценки выполнения заданий в творческих тетрадях.
- Психологические тесты по Роршаху, Мюррею, Гарднеру
- Тесты- опросники Л.М. Фридман, Э.А. Голубевой, Т.А. Фотековой
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОГРАММЕ
1. Сформированность у учащихся мотивации к творчеству
1. Пополнение словарного запаса учащихся.
2. Развитие речи учащихся.
3. Сформированность выразительных способностей
4. Сценическое раскрепощение – «публичное одиночество»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:
1. Урок развивающих театральных игр как основная форма организации образовательного процесса (групповые занятия).
2. Беседы (индивидуальные и групповые занятия по содержанию программы или воспитательные).
3. Репетиции: застольные, в выгородке, на сценической площадке, технические (индивидуальные, мелкогрупповые, групповые занятия в зависимости от специфики учебного материала)
Групповые занятия проводятся для всей группы.
Мелкогрупповые занятия – для работы с 2-мя, 3-мя, 4-мя учащимися.
Индивидуальные занятия – для работы с одним учащимся
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Основным приемом организации образовательного процесса является сочетание следующих методов обучения:
1. Словесных – рассказ, беседа, лекция, работа с литературным материалом Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнение заданий в творческих тетрадях.
2. Наглядных – демонстрация наглядных пособий, а также просмотр видеофильмов и т.д.
3. Практических – тренинги, упражнения, творческие задания, показы и выступления.
В организации педагогической деятельности используются следующие принципы:
1. Принцип научности, основанный на Системе Станиславского, которая в свою очередь представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными.
2. Принцип системности и последовательности;
3. Принцип сознательности и активности;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип доступности.
Дидактический материал
- Учебная литература по теме «Развивающие театральные игры», «основы актерского мастерства», «Творческие тетради».
- Художественные материалы ( наборы открыток, репродукции).
- Фотоматериалы.
- групповые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов: набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной, белой бумаги, наборы цветных карандашей, фломастеров.
- Литературные произведения (скороговорки, басни, рассказы, драматургия) как основа этюдной работы.
Техническое оснащение
- Стулья.
- Столы.
- Ширмы.
- Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
- Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Основные темы и разделы | Количество часов в год | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
2 | Мышечная свобода | 2 | 20 |
3 | Речевая гимнастика | 2 | 34 |
4 | Гимнастика чувств | 3 | 33 |
5 | Я–артист (участие в постановочной части) | 5 | 37 |
6 | Итоговое образовательное событие | 0 | 4 |
7 | Итоговое занятие | 0 | 2 |
ИТОГО: | 13 | 131 | |
144 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 Раздел. Вводное занятие
Тема:
Знакомство.
Познакомиться друг с другом. Познакомить детей с правилами техники безопасности. Дать определение театральным понятиям: «театр», «актер», «режиссер», «декорация», «пьеса». Рассказать о театре как виде искусства. Рассказать о древнегреческом театре.
Практическая работа: Первые пробы детей сыграть в сказке «Репка».
2 Раздел. Мышечная свобода
Тема:
1) Свободу мышцам!
Рассказать для чего актер должен уметь управлять своим телом. Дать определение понятиям «зажим», «мышечная свобода». Рассказать, о путях достижения мышечной свободы и правилах проведения упражнений на снятие мышечного зажима.
Практическая работа: тренинг-разминка как подготовка психофизического и дыхательного аппарата к работе; упражнения на мышечное освобождение.
3 Раздел. Речевая гимнастика
Темы:
1) Голос и речь.
Рассказать о значении голоса, речи в жизни человека, в частности- актера. Рассказать что общего между актером на сцене и учеником у доски. Дать определение понятию «осанка». Рассказать, какое должно быть положение корпуса при хорошей осанке.
Практическая работа: Тренировка правильного положения корпуса тела. Тренировка правильности вдоха и выдоха. Выполнение заданий в творческих тетрадях: разукрасить картинки по данной теме.
2) Тренинг гласных и согласных звуков.
Дать определение понятию «тренинг». Рассказать: для чего необходимо выполнять тренинг; какие звуки являются гласными и согласными; дать определение понятиям «тренинг».
Практическая работа: комплекс упражнений на дыхание, артикуляцию; тренинг гласных и согласных звуков.
3) Скороговорки.
Дать определение понятию «скороговорка». Рассказать, для чего необходимо разучивать скороговорки и о правилах их разучивания.
Практическая работа: тренинг на дыхание, артикуляцию. Начать разучивать ряд скороговорок «в мире животных» « в мире природы»; выполнение заданий в творческих тетрадях: разукрасить картинки животных, о которых говорится в данных скороговорках; придумать рассказ со скороговорками.
4) Слова, слова, слова…
Рассказать о значении слов в жизни человека; что такое «жест», «язык жестов», «темп речи», «интонация»; о видах интонаций.
Практическая работа: тренинг на дыхание, артикуляцию. Научить детей связывать слова в предложения; сочинять коллективные рассказы. Выполнение заданий в творческих тетрадях: прочесть четверостишия с разными интонациями и разукрасить картинки, относящиеся к этим четверостишиям. Выполнение других заданий, например, « Расскажи сказку или стихотворение, используя жесты, мимику, голос».
4 Раздел. Гимнастика чувств
Темы:
- В стране вообразилии.
Рассказ о том, для чего актеру необходимо развивать воображение, фантазию.
Практическая работа: Выполнение упражнений на развитие воображения и фантазии, например, «обыграй стул», «обыграй позу», «Я –животное, растение, насекомое» и других. Выполнение заданий в творческой тетради: «дорисуй портреты гномов», «что можно нарисовать, используя квадрат?», «найди лишний предмет и зачеркни его», «Сравни представленных героев и раскрась фигурки любимых персонажей» и т.д.
- Мастерская памяти и внимания
Рассказать детям для чего человеку, а особенно актеру необходимо развивать память и внимание?
Практическая работа: Выполнение упражнений на развитие памяти и внимания, например, «хлопки», «хлопки по кругу». «Послушаем тишину», «Воробьи-вороны», «Мигалки», «муха», «снежный ком» и другие. Выполнение заданий в творческих тетрадях, например, «какие часы идут неверно?», «сравни гномиков, которые оказались в пещере горного короля и раскрась их», «рассмотри картинки и найди различия между ними» и другие.
5 Раздел. Я – артист
Темы:
- Поговорим о постановке.
Рассказать из каких этапов складывается постановка спектакля (выбор произведения для постановки, репетиция, выпуск). Прочитать литературный материал, на основе которого будет производиться постановка.
Практическая работа: Провести анализ литературного текста для постановки, соответствующий данному школьному возрасту детей, задав примерно такие вопросы: Понравился ли вам сценарий, сказка или пьеса? ( зависит от того, какой литературный материал берется для постановки). О чем этот сценарий, сказка, пьеса? А почему произошло то-то и то-то? Какие герои поступили правильно, а какие нет? А как нужно поступать? И т.д.
- «Примеряем» образ на себя.
Беседа о том, как важны в театре самые маленькие роли, самые, казалось бы, незаметные должности. Как важно вовремя открыть и закрыть занавес, включить свет и музыку и т.д. Рассказать, что необходимо учитывать при работе над образом: его характер, внешний вид, образ жизни, к чему стремится персонаж, отрицательный он или положительный и т.д.
Практическая работа: Вместе с педагогом дети обсуждают распределение ролей, учитывая, у кого та или иная роль должна получиться лучше; кто больше подходит на ту или иную роль по своим внешним данным, голосовым, по характеру.
- Репетиция.
Вычленяются, разбираются все события сценария, пьесы, сказки ( зависит от того, какой литературный материал берется для постановки). При этом обговариваются логика поведения и отношения между персонажами, конкретные предлагаемые обстоятельства, место действия
Практическая работа: Проигрываются все события сценария, пьесы, сказки, учитывая при этом логику поведения и отношения между персонажами, конкретные предлагаемые обстоятельства, место действия.
4) Итоговое образовательное событие.
Практическая работа: Проводится или в форме концерта, состоящего из художественных номеров и показов упражнений, где основным действующим лицом были бы сами дети, именно они должны выступать в роли ведущих и основных заводил., или, в форме показов сценических этюдов по сказкам.
6 Раздел. Итоговое занятие
Темы:
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год: что удалось сделать, чего не удалось сделать и по каким причинам. Обязательно отметить каждого ребенка, чем он отличился за год, и поощрить тех, кто проявил себя в творчестве. Поощрения могут быть словесными, а могут быть, в виде грамот. Участие самих студийцев в оценке работ друг друга. Пожелания на новый учебный год.
ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
К концу учебного года учащиеся должны
знать:
- Что такое «театр»;
- что представляет театр, как вид искусства;
- основные театральные профессии;
- театральные термины и понятия: «декорация», «пьеса», «мышечный зажим», «мышечная свобода», «осанка», «тренинг», «скороговорка», «жест», «язык жеста», «темп речи», «интонация»;
- правила поведения в театре;
- устройство зрительного зала;
- значение слова в театре;
- Какие качества необходимо развивать актеру.
Уметь:
- участвовать в коллективных театральных играх.
- Выполнять тренинг-разминку, как подготовку психофизического и дыхательного аппарата к работе;
- Выговаривать ряд скороговорок;
- связывать слова в предложения; сочинять коллективные рассказы;
- анализировать, согласно своему возрасту, литературные произведения, предназначенные для постановки;
- участвовать в постановочной работе в качестве актера.
ЛИТЕРАТУРА,
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров. Очерки истории Александринской сцены /А.Я.Альтшуллер. – Л.,: Искусство, 1968.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя./Н.П. Аникеева.– М.,:Просвещение, 1987.
- Барро Ж. Размышления о театре / Ж Барро.– М.,: Просвещение, 1963.
- Блейз А. История в костюмах /А. Блейз. – М.,: Олма-Пресс Экслибрис, 2002.
- Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г.Н. Бояджиев.– М.,: Просвещение, 1969.
- Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка /Н. Ветлугина.– М.,: Просвещение, 1968.
- Генералова И. Мастерская чувств/ И. Генералова. – М.,: Школьный театр, 2000.
- Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники / С.В. Гиппиус.– Л-М.,: Искусство, 1967.
- Кнебель М.О. Слово в творчестве актера / М.О. Кнебель. – М.,: ВТО, 1970.
- Кох И. Э. Основы сценического движения/ И.Э. Кох. – Л.,: Искусство, 1970.
- Новицкая Л.П. Тренинг и муштра / Л.П. Новицкая. – М.,: Просвещение, 1968.
- Осовицкая З. В мире музыки / З. Осовицкая, В. Казаринова– М.,: Музыка, 1996.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. – М.,: Просвещение, 1954.
- Товстоногов Г. А. Зеркало сцены / Г.А. Товстоногов. – Л.,: Искусство, 1980.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М.,: Просвещение, 1990.
- Шмойлов М. Мастерство актера: упражнения и игры начального этапа
Обучения / М. Шмойлов – Л.,: Искусство, 1990.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Алянский Ю. Азбука театра / Ю. Алянский – Л.,: Детская литература, 1986.
- Генералова И. Театр / И. Генералова – М.,: Школьный театр, 1998.
- Мартынюк С. Костюм и маска / С. Мартынюк. – М.,: Астрель, 2002.
- Энциклопедия для детей. Музыка. Театр. Кино./ В.А. Володин. -М.,: Аванта+, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"
Авторская образовательная программа "От природы к творчеству" дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...
Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный лоскуток"
программа художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста....
«Развитие творческих способностей дошкольников в условиях реализации дополнительной образовательной программы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце»
В статье представлен опыт работы школы декоративно-прикладного творчества «Веретенце» для детей 5-6 лет....
Дидактический материал к дополнительной образовательной программе по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный клубок"
Данный материал может использоваться на занятиях по вязанию крючком....
Образовательная программа Кружка декоративно-прикладного творчества «Прекрасное своими руками »
В процессе реализации образовательной программы осуществляется учебно-воспитательный процесс через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитани...
Интегрированная образовательная программа обучения декоративным видам творчества «Кладовая радости»
Направленность: Художественно-эстетическаяВозраст детей: 8-14 летСрок реализации 4 года...
Индивидуальная образовательная программа «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов».
Данная программа на уровне межпредметных связей. Ее цель – расширить рамки понимания изучаемого текста, художественной литературы; познакомиться с работами художников-иллюстраторов; познакомить ...