Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись".Программа по учебному предмету "Прикладное творчество".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Содержание учебного предмета « Прикладное творчество» построено с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно – прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремёслами, а также с другими видами декоративно – прикладного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по учебному предмету "Прикладное творчество". | 69.92 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа п. Стодолище»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Предметная область
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа о учебному предмету
ВОО.О1.УП.О2 ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
2013 г.
Структура программы учебного предмета
1.Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; -Срок реализации учебного предмета; - Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; -Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; -Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально – технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета
- Учебно – тематический план; - Годовые требования. Содержание разделов и тем;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
-Аттестация: цели, виды, форма , содержание; -Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
6. Список литературы и средств обучения
-Список методической литературы; -Список учебной литературы; - Средства обучения;
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учётом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный курс художественного отделения по декоративно-прикладному искусству рассчитан на пятигодичное обучение детей. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений.
В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию.
Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы мастер, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
В процессе занятий преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение всех ее частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).
Актуальность:
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и вышивки, гобелены и лоскутные одеяла, вязаные скатерти и салфетки создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Дымковские игрушки, Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом . Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 5 лет обучения, с 1 по 5 класс. Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели с 1 по 5 класс.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 5 – летнем сроке обучения составляет 330 часов. Из них 165 часов – аудиторные занятия, 165 часов – самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||||||
Классы | 1
| 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Аудиторные занятия | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 165 |
Самостоятельная работа | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 165 |
Максимальная учебная нагрузка | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 330 |
Вид промежуточной аттестации |
| Пр. | Пр. | Пр. | Пр. | Пр. |
Пр.- просмотр
Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей. Занятия проводятся в форме групповых занятий численностью до 11 человек и мелкогрупповой форме, численностью от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения. Недельную учебную нагрузку составляют 1 час аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
-выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в детском возрасте;
-формирование у обучающихся комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно – прикладного творчества;
-формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной;
Задачи:
Обучающие: -развитие творческой активности и художественных способностей учащихся, понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства; -научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;
- овладение процессом стилизации природных форм в декоративные;
- развиватие навыков работы учащихся с различными материалами и в различных техниках;
- создание предметов декоративно-прикладного искусства;
- создание условий для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности; научить основам художественной грамоты; - сформировать стойкий интерес к художественной деятельности; - овладеть различными техниками декоративно – прикладного творчества и основами художественного мастерства; - научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно – прикладного творчества; - научить приёмам составления и использования композиции в различных материалах и техниках; - научить творчески использовать полученные умения и практические навыки; - научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на различных этапах выполнения работы;
воспитательно – развивающие:
- пробудить интерес к изобразительному и декоративно – прикладному творчеству; - раскрыть и развить потенциальные, творческие способности каждого ребёнка; - формировать творческое отношение к художественной деятельности; - развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение; - приобщить к народным традициям; - воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
Задания, которые предлагаются учащимся для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложностей в создании композиции. Практической части задания обязательно предшествует теоретическая часть. Зарисовки народных образцов, сделанные учениками, служат отправными моментами при разработке самостоятельных эскизов. Все технические приёмы народной вышивки учащиеся осваивают в процессе выполнения изделий. В старших классах учащиеся знакомятся с характерными особенностями росписи по ткани «батик».
Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а так же при помощи бесед и диспутов. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, выполнения домашнего задания, изготовления изделий. В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с общеобразовательными предметами (математика, ИЗО, черчение, музыка, литература, история и т.д.). Важным является развитие таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);
- связи теории с практикой;
- систематичности и последовательности;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Прогнозируемые результаты освоения программы:
В результате изучения программы учащиеся должны знать, уметь:
- виды декоративно-прикладного искусства;
- уметь стилизовать природные формы;
- работать с различными материалами и в разных техниках;
- уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи;
- различать и узнавать виды художественных промыслов;
- уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера;
- уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства;
- уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства;
- уметь применять полученные знания на практике;
- соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;
- грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- завершать работу, добиваться богатства и цельности формы.
Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие художественного вкуса;
- улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
- фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление;
- смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица;
- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- формирование уважения к труду;
- воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;
- показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы является ФГТ , отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса;
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
1.Объяснительно – иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций) ; 2. Частично – поисковые ( выполнение вариативных заданий); 3.Творческие ( творческие задания, участие детей в конкурсах) ; 4. Исследовательский ( исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
Схема проведения занятий:
1.Обзорная беседа – знакомство с новой техникой работы в материале. 2.Освоение приёмов работы в материале. 3.Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.
Описание материально – технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно – методической литературой по декоративно – прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству.
Кабинет оборудован удобной мебелью (столы, стулья, шкафы, стеллажи), наглядными пособиями, учебными стендами, доской, видео аппаратурой
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета « Прикладное творчество» построено с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно – прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремёслами, а также с другими видами декоративно – прикладного творчества.
Учебно – тематический план 1-го года обучения
№ | Название раздела | Общий объём времени в часах | ||||||||||||||||||||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||||||||||||||||||||||
66 | 33 | 33 | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Декоративно – прикладное искусство как вид изобразительного искусства | ||||||||||||||||||||||||||
1.1 | Декоративно – прикладное искусство | беседа | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Орнамент в декоративно – прикладном искусстве | ||||||||||||||||||||||||||
2.1 | Орнамент в полосе | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
2.2 | Орнаментальная композиция | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
2.3 | Декоративное панно (эскиз) | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
2.4 | Птица. Цветовая растяжка. | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
2.5 | Рыбка. Тёпло – холодная гамма | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
2.6 | Оформление буквицы | урок | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Изучение промысловых росписей | ||||||||||||||||||||||||||
3.1 | Хохломская роспись . Упражнения | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
3.2 | Копирование образца | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
3.3 | Городецкая роспись. Упражнения | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
3.4 | Эскиз панно. Городец | урок | 6 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
Учебно – тематический план 2 года обучения | ||||||||||||||||||||||||||
№ | Название раздела | Вид учебного занятия | Общий объём времени в часах | |||||||||||||||||||||||
Максимальная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||||||||||||||||||||||
66 | 33 | 33 | ||||||||||||||||||||||||
Раздел1. Русский костюм | ||||||||||||||||||||||||||
1.1 | Русский костюм | экскурсия | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
1.2 | Эскиз русского костюма | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Витраж | ||||||||||||||||||||||||||
2.1 | Витраж в декоративно – прикладном искусстве | беседа | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
2.2 | Витражные краски. Приёмы выполнения изображений | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
2.3 | Эскиз декоративной композиции для витража | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
2.4 | Декоративная композиция. Витраж | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Гобелен в декоративно – прикладном искусстве | Раздел 3. Гобелен в декоративно – прикладном искусстве 1 4 6 2 2 4 | |||||||||||||||||||||||||
3.1 | Виды гобеленов | беседа | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
3.2 | Навивной гобелен работа над эскизом | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
3.3 | Навивной гобелен. Работа в материале | урок | 12 | 6 | 6 | |||||||||||||||||||||
3.4 | Оформление гобелена. Выполнение паспарту из картона | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
3.5 | Гобелен из косичек (эскиз) | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
3.6 | Гобелен из косичек .Работа в материале. | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
Учебно – тематический план 3 – го года обучения | Учебно – тематический план 3 – го года обучения | |||||||||||||||||||||||||
№ | Название раздела | Вид учебного занятия | Общий объём времени в часах | Общий объём времени в часах Аудиторные занятия 33 Раздел 1. Стилизация в декоративно – прикладном искусстве 4 4 | ||||||||||||||||||||||
Максимальная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||||||||||||||||||||||
66 | 33 | 33 | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Стилизация в декоративно – прикладном искусстве | ||||||||||||||||||||||||||
1.1 | Стилизация растительных форм | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
1.2 | Стилизация животных | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Флористика. | Раздел 2. Флористика. 2 4 Раздел 3. Работа с тканью 5 | |||||||||||||||||||||||||
2.1 | Техника исполнения. Эскиз картона | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
2.2 | Флористика. Работа в материале | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Работа с тканью | ||||||||||||||||||||||||||
3.1 | Традиционные узоры лоскутной мозаики.Эскиз, работа в материале | урок | 10 | 5 | 5 | |||||||||||||||||||||
3.2 | Ковроделие. Коврики | урок | 14 | 7 | 7 | 7 7 Учебно – тематический план 4 – го года обучения Общий объём времени в часах Аудиторные занятия 33 Раздел 1. Коллаж в декоративно – прикладном искусстве 1 2 4 Раздел 2. Изучение промысловых росписей 1 2 | ||||||||||||||||||||
3.3 | Гобелен в технике теписерии | урок | 14 | 7 | 7 | |||||||||||||||||||||
Учебно – тематический план 4 – го года обучения | ||||||||||||||||||||||||||
№ | Название раздела | Вид учебного занятия | Общий объём времени в часах | |||||||||||||||||||||||
Максимальная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||||||||||||||||||||||
66 | 33 | 33 | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Коллаж в декоративно – прикладном искусстве | ||||||||||||||||||||||||||
1.1 | Коллаж.Техника смешивания материалов | беседа | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
1.2 | Эскиз декоративного панно | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
1.3 | Работа в материале | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Изучение промысловых росписей | ||||||||||||||||||||||||||
2.1 | Гжель. | Беседа | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
2.2 | Упражнения, приёмы исполнения | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
2.3 | Копирование образца | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
2.4 | Эскиз росписи. Декоративная композиция | урок | 12 | 6 | 6 | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Роспись ткани. Батик | ||||||||||||||||||||||||||
3.1 | Батик. История | беседа | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
3.2 | Эскиз росписи | урок | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
3.3 | Работа в материале | 8 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Мозаика из камня | ||||||||||||||||||||||||||
4.1 | Знакомство с материалом | беседа | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
4.2 | Эскиз композиции | урок | 4 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||
4.3 | Композиция мозаики. Работа в материале | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
Учебно – тематический план 5 –го года обучения | ||||||||||||||||||||||||||
№ | Наименование раздела | Вид учебного занятия | Общий объём времени в часах | |||||||||||||||||||||||
Максимальная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | Аудиторные занятия | |||||||||||||||||||||||
66 | 33 | 33 | 33 | |||||||||||||||||||||||
Раздел1. Гобелен.Вышивка. | Раздел1. Гобелен.Вышивка. 3 5 1 | |||||||||||||||||||||||||
1.1 | Композиция гобелена. Эскиз. | урок | 6 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
1.2 | Гобеленовый шов. Работа в материале. | урок | 10 | 5 | 5 | |||||||||||||||||||||
1.3 | Оформление гобелена | урок | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Промысловые росписи | Раздел 2. Промысловые росписи | |||||||||||||||||||||||||
2.1 | Жостово. | беседа | 2 | 1 | 1 | 1 3 3 4 | ||||||||||||||||||||
2.2 | Упражнения , приёмы исполнения | урок | 6 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
2.3 | Копирование образца | урок | 6 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||
2.4 | Эскиз росписи .декоративная композиция | урок | 8 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||
Раздел 3. Мозаика из камня.Панно. | Раздел 3. Мозаика из камня.Панно. | |||||||||||||||||||||||||
3.1 | Эскиз композиции | урок | 6 | 3 | 3 | 3 5 | ||||||||||||||||||||
3.2 | Работа в материале.Панно | урок | 10 | 5 | 5 | |||||||||||||||||||||
Раздел 4. Декоративное панно.Коллаж | Раздел 4. Декоративное панно.Коллаж | |||||||||||||||||||||||||
4.1 | Эскиз композиции | урок | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||
4.2 | Работа в материале.Композиция на плоскости | урок | 6 | 3 | 3 | 3 |
Содержание курса
1 класс
Раздел 1. Декоративно – прикладное искусство как вид изобразительного искусства.
1.1 Декоративно – прикладное искусство.
Беседа об учебном предмете. Что он изучает, его роль в изобразительном искусстве, в жизни человека. Художественные промыслы.
Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда. Самостоятельная работа: поиск информации о декоративно – прикладном искусстве в интернет – ресурсах.
Раздел 2. Орнамент в декоративно – прикладном искусстве. 2.1 Орнамент в полосе. Понятие орнамента, раппорта. Растительный , геометрический, зооморфный. Выполнение различных видов орнамента в полосе. Понятие симметрии, ассиметрии. Умение ритмически заполнять поверхности. Цветовая гамма в орнаменте. Тёплохолодность , монохромность, контраст.Ритм, линия, пятно. Самостоятельная работа: выполнение растительных орнаментов в полосе.
2.2 Орнаментальная композиция.
Орнамент в круге, квадрате. Выполнение эскиза, затем работа в материале (гуашь).Заполнение плоскости орнаментом. Преодоление пустот и стеснённости. Умение гармонично подбирать цвета . Самостоятельная работа: зарисовки орнаментов.
2.3 Декоративное панно. Эскиз.
Панно как украшение помещения. Центр композиции, чувство ритма , заполнение плоскости орнаментом, Цветовое решение. Самостоятельная работа: зарисовки орнаментальных композиций.
2.4 Птица. Цветовая растяжка.
Декоративное изображение птицы. Работа над цветовым решением. Тёплая гамма от насыщенных цветов к светлым. Холодная гамма от тёмных к светлым цветам. Самостоятельная работа: зарисовки декоративных птиц.
2.5 Рыбка. Тёпло – холодная гамма.
Изображение декоративной рыбки в разных цветовых решениях. Декоративное панно.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок морских рыб с декоративным решением.
2.6 Оформление буквицы.
Знакомство с творчеством И.Я . Билибина. Шрифт «Кириллица». Зарисовки отдельных декоративных букв, выполнение композиционного решения буквицы. Приёмы выполнения украшения буквицы. Самостоятельная работа: зарисовки орнаментальных букв.
Раздел 3. Промысловые росписи.
3.1 Хохломская роспись. Упражнения.
Знакомство с художественным промыслом «Хохлома». Изучение приёмов исполнения отдельных элементов. Упражнения в кистевой росписи. Правила позиции руки, направления мазка. Выполнение орнаментов «куриная лапка», «травный», «рыжик», «кудрино». Знакомство с мастерами росписей. Ограниченная палитра. Самостоятельная работа: зарисовки хохломских орнаментов.
3.2 Копирование образца. Хохлома.
Выполнение несложного орнамента хохломской росписи. Умение правильно держать кисть , делать мазок, выполнять элементы росписи. Самостоятельная работа: изучение разновидностей хохломской росписи.
3.3 Городецкая роспись. Упражнения.
Знакомство с художественным промыслом. Выполнение упражнений элементов росписи. Положение руки и кисти при росписи. Розаны , птицы, животные, люди. Неограниченная палитра, контрастность цветов при росписи. Самостоятельная работа: зарисовки отдельных элементов росписи.
3.4 Эскиз панно. Городец. Выполнение композиции панно.
Кистевая роспись. На основе выполненных упражнений сделать роспись. Цветовое решение. Мотивы панно – птица, конь, жанровая композиция сюжета с людьми. Самостоятельная работа: собрать иллюстративный материал по городецкой росписи.
2 класс
Раздел 1. Русский костюм.
1.1 Русский костюм.Экскурсия. Проведение экскурсии в школьный краеведческий музей Изучение русского костюма – женского, мужского. Изучение русского быта. Русский костюм в разных регионах России. Самостоятельна работа: сбор материала по русскому костюму в интернет ресурсах. Русский костюм в произведениях русских художников.
1.2 Эскиз русского костюма. Изображение русского костюма (женского и мужского).Виды одежды в зависимости от сезона погоды. Головные уборы, обувь, детали одежды. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
Раздел 2. Витраж.
2.1 Витраж в декоративно – прикладном искусстве. Проведение беседы о витражах. История возникновения, развития витражного искусства. Витраж в современном мире, в быту, в интерьере. Самостоятельная работа: сбор информации о витражах.
2.2 Витражные краски. Приёмы выполнения изображений. Познакомить учащихся с различными витражными красками, контурами. Правила работы с материалом, соблюдение аккуратности. Способы работы красками, заливка плоскостей. Выполнение простых упражнений с контурами и красками. Стекло – плоскость, круглая поверхность, работа кистью. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
2.3 Эскиз декоративной композиции для витража.
Выполнение на бумаге эскиза композиции для витража. Центр композиции, декоративность работы, цветовое решение эскиза. Яркие, насыщенные цвета и пастельные оттенки в зависимости от набора красок. Самостоятельная работа: выполнение различных декоративных зарисовок для витража.
2.4 Декоративная композиция. Витраж. Работа в материале. Используя выполненный эскиз сделать работу на стекле. Поверхность должна быть чистой, сухой. При работе соблюдать аккуратность,чистоплотность. Работа с контуром, заливка плоскостей. Необходимо контролировать количество заливаемой краски. Самостоятельная работа: зарисовки на бумаге декоративных композиций для витража.
Раздел 3. Гобелен в декоративно – прикладном искусстве.
3.1 Виды гобеленов. Беседа. Познакомить учащихся с различными видами гобеленов. История развития гобеленов, их роль в оформлении помещений, народное творчество. Самостоятельная работа: сбор информации в интернет ресурсах.
3.2 Навивной гобелен. Работа над эскизом. Познакомить учащихся с техникой навивного гобелена. Последовательность выполнения работы. Эскиз (рисунок) гобелена с учётом техники исполнения. Цветовое решение .Самостоятельная работа: выполнение зарисовок гобеленов.
3.3 Навивной гобелен. Работа в материале. Выполняя последовательность работы сделать гобелен на основе эскиза. Использование акриловых нитей. Соединение полосок в одно полотно. Самостоятельная работа: зарисовки декоративных мотивов для гобелена.
3.4 Оформление гобелена. Выполнение паспарту из картона. Показать учащимся разницу между оформленной в обрамление работой и неоформленной . Последовательность выполнения паспарту. Точность размеров. Самостоятельная работа: оформление в паспарту небольшого рисунка.
3.5 Гобелен из косичек. Эскиз. Познакомить учащихся с техникой выполнения гобелена из косичек. Последовательность выполнения работы. Работа крючком. Эскиз на бумаге гобелена. Цветовое решение работы. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
3.6 Гобелен из косичек. Работа в материале. Выполнение гобелена. Согласно эскиза перенести рисунок на ткань. Использование акриловых нитей . Закрепление косичек на ткани. Соблюдение аккуратности в работе, техники безопасности при шитье иглой.
Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала .
3 Класс
Раздел1. Стилизация в декоративно – прикладном искусстве
1.1 Стилизация растительных форм. На основе пленэрных зарисовок выполнить преобразование растительных форм в декоративные. Где встречаются стилизованные растения в нашей жизни. Роль стилизации в декоративно – прикладном искусстве. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
1.2 Стилизация животных. Преобразование форм в декоративные. Выполнение рисунков и и набросков стилизованных животных. Зооморфные формы. Стилизованные животные в в декоративно – прикладном искусстве. Самостоятельная работа: зарисовки зооморфных форм.
Раздел 2. Флористика.
2.1 Техника исполнения. История флористики. Народное прикладное творчество. Знакомство с материалом, его свойствами. Выполнение эскиза картона. Цветовая палитра ограничена. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
2.2 Флористика. Работа в материале. На основе эскиза выполнить флористику. Соблюдение аккуратности в работе с клеем, ножницами. Оформление работы под стекло. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
Раздел 3. Работа с тканью.
3.1 Традиционные узоры лоскутной мозаики. История возникновения и развития лоскутной мозаики. Народное творчество и лоскутная техника. Русский быт. Выполнение эскиза лоскутного покрывала. Работа в материале. Самостоятельная работа: сбор информации в интернет ресурсах.
3.2 Ковроделие. Коврики. Знакомство с техникой ковроделия. Последовательность выполнения работы. Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами. Выполнение небольшого коврика круглой формы. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала по ковроделию.
3.3 Гобелен в технике теписерии. Знакомство с данным гобеленом и техникой исполнения. Технология теписерии. Последовательность выполнения гобелена способом ткачества. Различные приёмы. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
4 класс
Раздел 1. Коллаж в декоративно – прикладном искусстве
1.1 Коллаж. Техника смешивания материалов.
Беседа. Знакомство с техникой «Коллаж». Применение в быту. Приемлемые смешения материалов. Роль коллажа в декоративном творчестве. Самостоятельная работа: поиск информации в интернет ресурсах.
1.2 Эскиз декоративного панно. Выполнение эскиза на бумаге. Композиционное решение. Эскиз в цвете с учётом матеиалов. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
1.3 Работа в материале. Выполнение коллажа с учётом эскиза. Подбор материалов для панно. Аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами. Самостоятельная работа: зарисовки декоративных мотивов для панно.
Раздел 2. Изучение промысловых росписей.
2.1 Гжель. Беседа. Знакомство с художественным промыслом, произведениями народных мастеров. Технология изготовления посуды и сувениров. Материал. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
2.2 Упражнения, приёмы исполнения. Выполнение различных приёмов, упражнений на бумаге. Позиция руки и кисти. Использование разных оттенков синего цвета. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
2.3 Копирование образца. Выполнение эскиза какого – либо образца гжельской росписи. Передача характера мазков, направленности кисти при росписи, подбор нужного тона синего цвета. Самостоятельная работа: выполнение копирования образца гжельской росписи.
2.4 Эскиз росписи. Декоративная композиция. Самостоятельная разработка эскиза. Выбор декоративной композиции . Центральная часть композиции, обрамление. Градация синего цвета. Самостоятельная работа: выполнение декоративной композиции (гуашь).
Раздел 3. Роспись ткани. Батик.
3.1 Батик. Беседа о батике, история возникновения, развития техники росписи, разновидности исполнения, технология. Краски для батика, резерв. Самостоятельная работа: сбор информации о батике.
3.2 Эскиз росписи. Создание композиции, зарисовки. Центр композиции, тематика. Цветовое решение . Самостоятельная работа: зарисовки мотивов для батика.
3.3 Работа в материале. Способы закрепления ткани на подрамнике. Перенос рисунка на ткань. Техника безопасности при работе с красками, резервом . Аккуратность в работе. Холодный батик. Выполнение росписи. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала о батике.
Раздел 4. Мозаика из камня.
4.1 Знакомство с материалом. Беседа . Разновидности камней, их структура. История возникновения мозаики из камня. Флорентийская мозаика, Равенна, Византия, Рим. Роль мозаики в декоративном творчестве. Декоративные панно в быту. Самостоятельная работа: небольшое сообщение о мозаике.
4.2 Эскиз композиции. Работа над сюжетом. Зарисовки мотивов. Композиционное решение Стилизация изображения. Увеличение в масштабе рисунка. Цветовое решение. Ограниченная цветовая палитра. Последовательность выполнения работы. Самостоятельная работа: зарисовки декоративных композиций.
4.3 Композиция мозаики. Работа в материале. Перенос рисунка на основу. Техника безопасности при работе с инструментами, камнем, клеем. Соблюдение дисциплины и аккуратности. Наклеивание камней на изображение. Самостоятельная работа: зарисовки декоративных мотивов для мозаики.
5 Класс
Раздел 1. Гобелен. Вышивка.
1.1 Композиция гобелена. Эскиз. Наброски, зарисовки декоративных мотивов. Композиционное решение. Работа в цвете. Тёплая, холодная гамма. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала по шпалерам.
1.2 Гобеленовый шов. Работа в материале. Перенос рисунка на ткань. Закрепление ткани на подрамнике. Соблюдение осторожности при работе с иглой. Разновидности гобеленового шва. Вышивка панно. Самостоятельная работа: сбор информации по вышивке гобелена.
Раздел 2. Промысловые росписи.
2.1 Жостово. Беседа. История возникновения росписи. Урал, Нижний Тагил. Народные мастера. Технология изготовления подносов, их росписи. Показ оригиналов. Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала.
2.2 Упражнения, приёмы исполнения. Выполнение различных упражнений, приёмов . Примеры положения кисти и руки при росписи. Разнообразная цветовая палитра. Градация цвета при росписи цветков. Упражнения при заполнении обрамления подноса . Самостоятельная работа: Кистевая роспись отдельных цветков.
2.3 Копирование образца. Выполнение кистевой росписи цветков и растений. Положение руки и кисти при росписи. Разнообразная цветовая палитра. Кистевая роспись букета. Самостоятельная работа: кистевая роспись отдельных цветков.
2.4 Эскиз росписи, декоративная композиция. Выполнение эскиза росписи в заданном формате. Работа над композицией . Цветовое решение. Выбор цвета фона и букета. Положение руки и кисти при росписи. Характер мазка. Самостоятельная работа: выполнение кистевой росписи букета.
Раздел 3. Мозаика из камня. Панно.
3.1 Эскиз композиции. Выбор мотива для композиции. Зарисовки, наброски, композиционное решение. Ограниченная палитра. Цветовая растяжка. Рисунок в формате в цвете. Самостоятельная работа: зарисовки декоративных композиций.
3.2 Работа в материале. Панно . Перенос рисунка на основу. Техника безопасности при работе с камнями , инструментами и клеем. Аккуратность и дисциплина. Наклеивание камней на изображение согласно эскизу. Самостоятельная работа: зарисовки композиций для мозаики.
Раздел 4. Декоративное панно. Коллаж.
4.1 Эскиз композиции. Выбор мотива для декоративной композиции. Наброски, зарисовки, композиционное решение. Работа в цвете. Самостоятельная работа: зарисовки декоративных композиций.
4.2 Коллаж . Работа в материале. Перенос рисунка на основу. Выбор материала и его сочетания. Выполнение панно в материале. Аккуратность при работе . Самостоятельная работа: сбор иллюстративного материала по теме «коллаж».
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Прогнозируемые результаты освоения программы
В результате изучения программы учащиеся должны знать, уметь:
- виды декоративно-прикладного искусства;
- уметь стилизовать природные формы;
- работать с различными материалами и в разных техниках;
- уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи;
- различать и узнавать виды художественных промыслов;
- уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера;
- уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства;
- уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства;
- уметь применять полученные знания на практике;
- соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;
- грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
- завершать работу, добиваться богатства и цельности формы.
Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие художественного вкуса;
- улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;
- фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление;
- смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица;
- развить фантазию и воображение (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
Учащейся способен проявлять следующие отношения:
- формирование уважения к труду;
- воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного;
- показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет учащимся усвоить последовательность технологических операций;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках.
Дополнительным способом определения результативности учебного процесса является участие в конкурсах различного уровня. Формами промежуточной и итоговой аттестации является просмотры и выставки работ учащихся, организуемые в конце учебного года.
2. Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
"5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
"4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
"3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при
объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
Организация самостоятельной работы
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий».
Средства обучения
• натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты;
• образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
• устное описание внешнего вида предмета и его конструкции -
способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
• электронные образовательные ресурсы - сетевые образовательные ресурсы;
• аудиовизуальные - слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи;
материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы.
Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:
Оборудование:
Мольберты
Табуреты
Компьютер
Столы
Стулья
Телевизор
DVD-проигрыватель
Материалы:
Бумага разных сортов
Бумага цветная
Гуашь ,акварель, акрил, темпера,
Кисти (белка№1,2,3,4,5)
Клей (ПВА)
Кнопки, скотч
Карандаши(цветные ,простые)
Маркеры ,фломастеры
Тушь, перо
Гелевые ручки
Пластилин
Стеки
Ластик
Калька
Камни
Нитки (акрил)
Инструменты:
Кусачки, ножницы, молоток, плоскогубцы
Фонд работ учащихся
Фонд методических пособий
Наглядные пособия
Альбомы по искусству
Периодические издания: «Юный художник»,»Художественная школа» и т.д.
Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией;
-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Учебная литература
1. В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая лаборатория доп. образования, 2004. выпуск 40 часть Ш. 127с.
2. Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2002 № 12. 64с.
3. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с.
4. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с.
5. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с.
6. Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию / Отв. ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2000, 197с.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с.
8. Программа. Основы народного и декоративно - прикладного искусства. Для школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы) / научный рук. Шпикалова Т.Я. – М., 1997, 117с.
9. www. Spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php
10. naportal.ru
11. http://www.tnrk.ru
Методическая литература
1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984, 209с.
2. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. – Ростов н/Д, 2000, 351с.
3. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998, 260с.
4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: Владос 2003, 194с, ил.
5. Давыдов С.П. Батик. - М.: АСТ-Пресс Книга 2005, 179с, ил.
6. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2000, 154с, ил.
7. Ерошкин В.Ф. Принципы стилизации / метод, указания. – Омск, 1993.
8. Жолобчук А.Я. Подарки из батика – М.: АСТ Сталкер, 2006, 78с, ил.
9. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников // Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л. Г. Савенкова. — М.: 2001, 97с.
10. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И.
11. Крайнева И.Н. Мир бисера – СПб.: Литера, 1999. 192 с.
12. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005, 307с.
13. Лябик О. Бисероплетение. – М.: ТИД Континент – Пресс, Континенталь- книга, 2007. 64 с - /Уроки мастерства/.
14. Масалова Е.В. «Батик в интерьере». – Ростов н/Д «Феникс», 2005, 183с.
15. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка». – М.: Изд. «Эксмо». 2004.89с.
16. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983, 221с.
17. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980, 170с.
18. Романова Л.А. Магия бисера: Новые идеи для рукодельниц/ Ростов н/Д: Феникс, 2005, 155 с, ил.
19. Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры / Л. Г. Савенкова. — М.: 2000, 87с.
20. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – М.: Профиздат, 2000, 65с, ил.
21. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев, 1972. Энциклопедия для детей / под. ред. М. Д. Аксенова. — М.: 2000. — Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации.
22. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: Профиздат, 1987, 138с.
23. Я познаю мир: детская энциклопедия: страны и народы. — М.: 2000
24. Я познаю мир: детская энциклопедия: чудеса света. — М.: 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04. ХОРОВОЙ КЛАСС
Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыка...
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04. ХОРОВОЙ КЛАСС
Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыка...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Проект примерной программы по учебному предмету «Композиция прикладная»
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в ...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным програ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. РИСУНОК
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразова...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.03. КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ
Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразоват...