Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
элективный курс по литературе (11 класс) по теме
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины Цветаевой, однако её произведения (причём не только поэзия, но и проза) представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_Osnovnye_motivy_tvorchestva_Mariny_Cvetaevoy..doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
городского округа - город Камышин
Волгоградской области
Программа элективного курса
по литературе для 11 класса
«Основные темы творчества
Марины Цветаевой»
Разработчик Шихова Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 10.
Содержание.
1.Пояснительная записка.
2.Цели курса.
3.Тематическое планирование.
4.Основное содержание.
5.Требования к умениям и навыкам.
6.Литература.
Пояснительная записка.
Авторская программа элективного курса «Основные темы творчества Марины Цветаевой» предназначена для учащихся 11 класса.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины Цветаевой, однако её произведения (причём не только поэзия, но и проза) представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтессы.
Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личности Цветаевой, а следовательно, и к её творчеству.
Программа «Основные темы творчества М. Цветаевой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества М. Цветаевой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».
В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых учащиеся осваивают творчество Марины Цветаевой: читают и анализируют стихи и прозу, обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества М. Цветаевой.
Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 13 часов (1 час в неделю).
Цели курса:
- познакомить учащихся с той частью единого литературного процесса, которая до недавнего времени отсутствовала в школьной программе и сегодня представлена крайне скупо;
- сформировать представление об уникальности творчества
М. Цветаевой;
- развить у старшеклассников навыки филологического прочтения отдельных произведений и в целом творчества поэтессы;
- повысить общую культуру учащихся, развить у них художественный вкус, пробудить стремление к вдумчивому чтению.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении для спецкурса «Основные темы творчества Марины Цветаевой» приоритетами являются:
- сравнение, сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;
- владение диалогической и монологической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Тематическое планирование по элективному курсу
«Основные темы творчества Марины Цветаевой»
№п/п | Название раздела. Тема занятия. | Форма организации деятельности. | Количество часов. |
1 | Введение Место творчества Марины Цветаевой в литературе Серебряного века | Лекция с элементами беседы | 1 час 1 час |
2 3 |
Формирование личности Марины Цветаевой. Мир детства М. Цветаевой. Роль Пушкина в развитии личности Марины Цветаевой. | Лекция + сообщения учащихся Лекция + рефераты | 2 часа 1 час 1 час |
4 5 | Проза Марины Цветаевой Проза Марины Цветаевой – уникальное явление русской литературы. «Мой» Пушкин Марины Цветаевой. | Аналитическое чтение Аналитическое чтение | 2 часа 1 час 1 час |
6 7 8-9 10 11 12 13 | Лирика Марины Цветаевой. Лирика дружбы. Жанры послания, «литературного манифеста», посмертного посвящения. Марина Цветаева и Максимилиан Волошин. Любовь в жизни и творчестве Марины Цветаевой. Дневник Психеи. Заключительное занятие «Что в имени тебе моём?» Тайна имени. Марина Цветаева. « Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!..» Марина Цветаева - великий поэт, великая судьба. | Практикум – анализ стихотворений. Практикум – анализ стихов. Сопоставительный анализ стихов. Практикум – анализ стихов Практикум – анализ стихов Лекция с элементами беседы Беседа | 6 часов 1 час 1 час 1 час 2 часа 1 час 2 часа 1 час 1 час |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (13 часов).
Введение «Место творчества Марины Цветаевой в литературе Серебряного века» (1 час).
Серебряный век – терминологическое определение эпохи рубежа 19-20 веков. Своеобразие лирики Марины Цветаевой. Марина Цветаева – поэт, не выступавший под «знаменем» того или иного литературного направления эпохи Серебряного века. Неповторимость художественной системы
М. Цветаевой.
Оборудование:
фотопортреты Марины Цветаевой разных лет.
Раздел 1. «Формирование личности Марины Цветаевой» (2 часа).
Основные вехи жизни М. Цветаевой. Представление об окружении поэтессы на протяжении всей жизни. Первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Определение роли А.С. Пушкина в развитии личности
М. Цветаевой. Представление о детстве Цветаевой и его влиянии на судьбу поэтессы.
Оборудование:
фотопортреты М. Цветаевой разных лет, портреты И.В. Цветаева – отца Марины, М.А. Цветаевой – матери Марины, Анастасии Цветаевой – сестры Марины; репродукция полотна И. Репина и И. Айвазовского «Прощай, свободная стихия!»
После изучения раздела 1 «Формирование личности Марины Цветаевой» учащиеся должны:
- знать/понимать образную природу словесного искусства Марины Цветаевой, основные факты жизни и творчества М. Цветаевой, основные закономерности историко-литературного эпохи рубежа веков.
- уметь анализировать и интерпретировать стихотворения
М. Цветаевой, выявлять авторскую позицию;
- использовать приобретённые знания и умения для участия в диалоге или дискуссии, для самостоятельного знакомства с произведениями Цветаевой и других поэтов Серебряного века.
Раздел 2 «Проза Марины Цветаевой» (2 часа).
Проза Марины Цветаевой – уникальное явление русской литературы. Марина Цветаева – интересный мыслитель своего времени. Проза М. Цветаевой «Мой Пушкин». Яркий мир цветаевского детства и неординарное восприятие поэта маленькой девочкой, гениально выраженное взрослой Цветаевой. «Мой Пушкин» - явление национальной культуры.
Оборудование:
портрет Марины Цветаевой; открытки с изображением памятника А.С. Пушкину в Москве; репродукция картины Наумова «Дуэль»; рисунки учеников на тему « Пушкин – это…».
После изучения раздела 2 «Проза Марины Цветаевой» учащиеся должны:
- знать/понимать особенности прозы Марины Цветаевой
- уметь выразительно читать изучаемые произведения, аргументированно формулировать своё отношение к творчеству
М. Цветаевой и А. Пушкина.
- использовать приобретённые знания и умения для определения своего круга чтения по русской литературе рубежа веков, для создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского языка.
Раздел 3 «Лирика Марины Цветаевой» (6 часов).
Основные темы лирики Цветаевой. Лирика дружбы. Жанры послания, «литературного манифеста», посвящения. Особенности цветаевской лирики: сочетание замкнутости, одиночества и открытости. Определение особенностей стихотворений Цветаевой с точки зрения стиля. Сравнение стихотворений Цветаевой и М. Волошина на тематическом, идейном, образном лексическом планах. Стихотворение Цветаевой «Молитва» и
М. Волошина «Сквозь сеть алмазную…» Очерк М. Цветаевой «Живое о живом». Образ лирической героини в стихотворениях «Психея», « Кто создан из камня…», « Откуда такая нежность?», «Отрок» и др.
Оборудование:
портреты М. Волошина, М. Цветаевой; акварели Волошина (иллюстрации книги: М. Волошин. Стихотворения. М.: Советская Россия, 1990), календарь именин; книги по ономастике.
После изучения раздела 3 «Лирика Марины Цветаевой» учащиеся должны:
- знать/понимать основные черты лирики М. Цветаевой, основные факты жизни и творчества поэтессы;
- уметь анализировать стихотворения М. Цветаевой, М. Волошина, выявлять авторскую позицию в лирике поэтов Серебряного века;
- использовать приобретённые умения и навыки для понимания и оценки произведений М. Цветаевой, самостоятельного знакомства с творчеством М. Цветаевой и других поэтов Рубежа веков.
Результат:
В результате изучения курса «Основные темы творчества Марины Цветаевой» учащиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства Марины Цветаевой;
- основные факты жизни и творчества поэтов Марины Цветаевой;
- содержание произведений М. Цветаевой;
- основные теоретико-литературные понятия эпохи Серебряного века;
уметь:
- анализировать и интерпретировать произведения Марины Цветаевой, используя сведения по истории и теории литературы;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать стихотворения Марины Цветаевой, Максимилиана Волошина и дркгих поэтов Серебряного века;
- аргументированно формулировать своё отношение к поэзии М. Цветаевой;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения по русской литературе.
Литература:
- Бродский И. О Марине Цветаевой// Новый мир. 1991 № 2.
- Кудрова И. «Вёрсты и дали…» М. Цветаева: 1922-1939. М.: Сов. Россия, 1991.
- Лосская В. Марина Цветаева в жизни. М.: Культура и традиции, 1992.
- Маранцман В.Г. Пути анализа литературного произведения//Методика преподавания литературы. М.: Просвещение, ВЛАДОС.1995.
- Саакянц А.А. Марина Цветаева: страницы жизни и творчества (1910-1922). М.: Советский писатель, 1986.
- Цветаева М. Живое о живом. Минск: Народная Асвета, 1988.
- Цветаева М. Письма к Волошину//Волошин М. Избранное. Минск: Мастацкая литература, 1993.
- Цветаева А. Воспоминания. М.: Советский писатель, 1976.
- Швейцер В. Быт и бытие М. Цветаевой. М.: СП Интерпринт, 1992. С.87 – 90.
- Эфрон А.С. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. М.: Советский писатель,1989.
- Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии/ Под ред. Л.Г. Максидоновой: в 2 частях. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
«Творческий практикум (заключительный урок по творчеству Марины Цветаевой)»
Урок обобщения изученного материала....
Тема родины в творчестве Марины Цветаевой
на сайте размеще конспект к уроку. Презентацию к нему можно найти на моей странице на proshkola.ru...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
Программа элективного курса по творчеству М. Цветаевой "Моим стихам настанет свой черёд"
Программ поможет обучающимся глубже изучить творчество М. Цветаевой...
Сценарий психологического этюда по мотивам очерка Марины Цветаевой "Мой Пушкин"
Данная разработка, предназначенная для постановки в молодежной театральной студии колледжа, является примером урока смелости, гордости и верности! Очерк Марины Цветаевой - это попытка воспроизвести де...