Развитие речи: Кончаловский "Сирень"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitite_rechi_konchalovskiy_siren.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс_5_
№ урока__
Дата______г. Тема: СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ П.П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ»
Цели: 1) познакомить учащихся с творчеством Кончаловского;
2) повторить понятие описания;
3) подготовить учащихся к письменному описанию картины;
4) активизировать в словаре лексику, которая передаёт зрительные, обонятельные, слуховые впечатления чувства.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент.
- Предварительная беседа
- Сегодня нам предстоит увлекательнейшая работа – художественное описание сирени, которую изобразил Петр Петрович Кончаловский. Мы будем работать с вами в позиции автора-зрителя. Как вы это понимаете?
- Давайте вспомним, что такое описание. Что для него характерно?
- Мы с вами уже проходили, что есть научные и художественные описания. Чем они различаются? В технологических картах у вас есть описание маяка. Определите, глее дано научное, а где – художественное описание. Как вы это определили? Давайте заполним пропуски в вашей таблице
Маяк | |
Башня с сигнальными огнями для ориентации проходящих судов | Старинная башня, словно замок из сказки, светила в темноте своими яркими глазами, указывая путь далёким кораблям |
Научное описание: точность языка, термины | Художественное описание: образность языка: эпитеты, сравнения. |
- Деловое и научное описание обычно лишено эмоциональности, а художественному описанию присуща эмоциональность, или, иными словами, отношение автора к описываемому предмету, его оценка. Вы можете высказать своё мнение, нравится вам это или нет.
- Можно ли описать сирень в научном и художественном стилях?
- Вступительная беседа
- Прежде чем приступить к работе, я в двух словах расскажу о русском художнике П.П. Кончаловском. Родился он в 1876 году – 125 лет назад. Он очень любил цветы, особенно сирень. Ей он и посвятил множество своих полотен. «Почему он любил именно сирень?» - спросите вы. Вот что говорил по этому поводу: «В сирени есть всё, что существует в природе, только в более сложных и утонченных формах.»
IV. Работа с репродукцией картины
- А теперь давайте посмотрим на картину. Не правда ли, на вас пахнуло весною?
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
- Весна… Представьте, что вы вышли в весенний просыпающийся сиреневый сад. Ласковое солнце слегка гладит вас по щекам, всё дышит какой-то необычайной прелестью. А вот малюсенькая птичка взлетела, встряхнув ветку сирени, и на вас посыпались жемчужины утренней росы, а может быть сейчас из самой серединки этой звёздочки вспорхнут крошечные эльфы…
- Какие чувства у вас вызывает эта картина?
Сирени мокрые дождём к земле прибиты,
Умолкла песня соловья,
Немолчно говор слышится сердитый
Разлитого ручья. (А. Фет)
- Оказывается, об одном явлении – цветке сирени – можно рассказать по-разному: художник передаёт прелесть и великолепие цветов красками, поэты – выразительными средствами языка.
- Мы возвращаемся из сада с букетами. Они все у вас разные. У каждого свой, особенный..
- А теперь давайте посмотрим на букет Кончаловского и опишем его. Вы должны не только перечислить названия предметов, изображённых на полотне, а постараться использовать словосочетания, которые наиболее полно и конкретно их характеризуют.
- Какие предметы изобразил художник? (Стол ?, окно, банка, деревья, сирень)
- Что поместил Кончаловский в центре своей картины? (банку с сиренью)
- Какие краски использовал художник, изображая предметы? Как вы думаете, почему?
- Давайте составим с вами рабочую таблицу, которая поможет вам в написании сочинения. Я в технологических картах уже пропечатала свои варианты, но вы можете дополнить эту таблицу.
Рабочая таблица
план | рабочие материалы |
Художник | пейзажист, мастер кисти, творец |
Картина | полотно, пейзаж, репродукция, натюрморт. |
Изображено | показана, выписана |
Сирень | она, куст, букет, ветка |
План картины | передний, задний |
Тона картины | тусклые, бледные, яркие, светлые, тёмные |
Звуки сада | шелест, шёпот, негромкий разговор ветвей, тишина |
Какого цвета сирень? Какие оттенки? | от пурпурно-белого до золотисто-фиолетового и бордового |
Ветви сирени | гордые, мощные, нежные, пышные, кружевные, воздушные, резные, нарядные, пушистые, великолепные |
Гроздья сирени | Крупные, свежие, тяжёлые, влажные, богатые, мокрые от росы, с капельками росы |
Цветы сирени | звёздочки, звоночки, хрупкие, крошечные, милые, колокольчики |
Аромат (благоухание, благовоние) | медвяный, чарующий, прекрасный, упоительный, душистый |
V. Редактирование текста. Избежание возможных ошибок.
- Прочитайте отрывок сочинения. Найдите и исправьте ошибки в данном отрывке.
На этой картине была изображена сирень. Её пышные, великолепные, душистые, нарядные ветви были влажными. Сирень очень красива. Сирень просто великолепна и нежна. На этой картине был изображён пасмурный день.
- Найдите ошибки в этом отрывке сочинения ученика.
- Почему лучше описывать картину в настоящем времени? (Это позволит избежать повторения глаголов быть, была; кроме того, то, что изобразил художник, есть и сейчас, когда мы описываем картину)
- Убедительно ли для вас утверждение, что сирень очень красива? (Нет, так как мысль дальше не раскрыта, и сирень трудно себе представить)
- Повтор слова сирень.
- Оправдывает ли себя такое большое количество однородных членов? (Нет, потому что они перенасыщают тест, достаточно 2-3 эпитетов)
- Пасмурный ли день изображён на картине? (Фактическая ошибка. Не нужно нам выдумывать, ведь мы описываем то, что есть.)
- Нет красивого плавного перехода. Мы с одной мысли перескочили на другую. Нет логической связи)
- Как можно исправить это сочинение?
- Прослушайте сочинение вашего сверстника. Понравилось ли оно вам? Почему?
На этой картине мы видим Сирень. Создал это полотно великий мастер кисти П.П. Кончаловский.
На переднем плане пейзажа мы видим корзину с сиренью. Художник написал полотно в тёплых тонах. Смотришь на картину мастера и кажется, что ты только что вернулся из сада, где шептались листья, где пели птицы, с букетом великолепной сирени.
Перед нами букет сирени. Ветви у неё гордые, пышные, нарядные, листочки зелёные, резные. Склонились под своей тяжестью богатые и влажные от росы гроздья сирени. Приглядишься повнимательней и увидишь крошечные цветы – звоночки. Кажется ещё немного, и вылетят из этих милых звёздочек маленькие эльфы. Цвет у сирени от пурпурно-белого до золотистого, от бордового до голубовато-фиолетового.
На заднем плане картины художник изобразил окно, выходящее в сад. Пейзаж словно наполнен цветом и благоуханием сирени.
Домашнее задание:
Дописать сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.
Интеграция изобразительного искусства с уроками письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...