Рабочая программа по психологии 6 класс
рабочая программа по психологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по психологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по психологии.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике психологии и учебно-методическом пособии, созданном коллективом авторов под руководством И.В. Дубровиной.
Преподавание психологии в 6 классе рассчитано на использование учебника: Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология. Психология общения, 6 класс. Учебник / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по психологии | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №17"
Утверждаю Директор школы ______________И.Ю.Буденная « »____________ 2013г | Согласовано Зам. директора по НМР ___________ С.Н.Виданова «_____» __________2013 г. |
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № ____ от «___»_____2013 г.
Руководитель МО:
___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПСИХОЛОГИИ
ДЛЯ 6 А, 6 Б КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
учитель психологии
Кондрашова Джамиля Нормухамедовна
Педстаж 33 года
высшая квалификационная категория
г. Усть-Илимск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по психологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по психологии.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике психологии и учебно-методическом пособии, созданном коллективом авторов под руководством И.В. Дубровиной.
Преподавание психологии в 6 классе рассчитано на использование учебника: Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология. Психология общения, 6 класс. Учебник / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007г.
Данный учебник рекомендован редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.
Курс «Психология. Психология общения» может преподаваться за счёт часов школьного компонента и составлять вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.
Общая характеристика учебного предмета
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Обучение психологии общения дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе «Психология общения» обучающиеся смогут раскрыть и развить навыки самоанализа; научиться пониманию чувств и мотивов поведения других людей; овладеть формами конструктивного повседневного и делового общения; обучиться приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Данная программа направлена также на развитие творческого мышления обучающихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации.
Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
Программа предмета «Психология общения» учитывает, что у школьников 6 класса все более активную роль в развитии личности начинает играть ведущая в этом возрасте деятельность общения со сверстниками. Вопросы общения весьма актуальны, интересны подросткам. Их волнуют проблемы дружбы, приятельских и товарищеских отношений, влюбленности, проблемы отношений людей друг к другу. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. Рефлексия на себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на другие лица. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность.
6 класс – сензитивный период для развития основного психического новообразования подросткового возраста – умения понимать чувства, переживания других людей и строить свое поведение и отношения с учетом этого. Поэтому в 6 классе основными темами для изучения являются: общение, отношение, восприятие и понимание людьми друг друга. Дети начинают знакомство с проблемами социальной психологии.
Объектом учебной деятельности при изучении «Психология общения» в школе является психологическая реальность. Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышления, анализ, сравнение и обобщение, овладение психологическими понятиями; решение психологических задач; способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирования психологической реальности; генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в подростковой аудитории имеют исключительное значение.
В преподавании курса психологии применяются известные в мировой педагогической и психологической практике методы обучения: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
Межпредметные связи
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
- в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);
- в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
- во включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебное содержание курса психологии включает следующие курсы:
Психология. Способности, характер, темперамент. 5 класс. 35 ч, 1ч в неделю;
Психология. Психология общения. 6 класс. 35 ч, 1ч в неделю;
Психология. Человек в группе и коллективе. 7 класс. 35 ч, 1 ч в неделю;
Психология. Психология деятельности. 8 класс 34 ч, 1 ч в неделю;
Психология. Психология личности. 9 класс 35 ч, 1 ч в неделю;
Психология. Психология самоопределения. 10 класс 36 ч, 1 ч в неделю;
Психология. Психология: наука, культура, жизнь. 11 класс 33 ч, 1 ч в неделю.
Цели изучения предмета
Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.
Цели обучения в 6 классе:
введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;
формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:
Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..
Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний
Так как психология входит в базисный учебный план школы, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставится по результатам проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.
Дифференцированные карточки-задания, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
В силу специфики предмета психологии полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе «Психология» психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.
Информация, полученная учащимися в ходе таких занятий, способствует развитию у них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов психики, пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов человеческого поведения; дает возможность почувствовать действительное разнообразие людей. Таким образом, диагностика внутри предмета – это методы психологического исследования, применяемые непосредственно для усвоения знаний.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний», сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.).
Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.
Содержание курса «Психология общения» в 6 классе и результаты изучения предмета
Учебный курс «Психология общения», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, предоставляет ребенку знания о самом себе как о человеке, о законах развития психики, личности, человеческого взаимодействия.
В результате изучения курса «Психология общения» у обучающихся должны быть сформированы: понятийный аппарат в объеме определенным содержанием учебной программы, знания о развитии познавательных психических процессов, владение приемами мнемотехники, и методами самообразования, понятие о личности на уровне субъективной рефлексии, умение работать с экспресс методиками, определяющими психологическое состояние личности, представления о своих личностных характеристиках, способность применять приемы эффективного общения.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Содержание программы «Психология. Психология общения. 6 класс» (35 ч, 1 ч в неделю)
Введение (1ч)
Я и другой человек. Я и другие люди. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми.
Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке (4 ч)
Что такое внешний вид человека. Лицо человека. О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке. Речь говорит сама за себя. Одежда и прическа.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 1 Речь и общение.
Практическая работа № 2 Позы и жесты человека.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— условия и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке;
— какую информацию несут те или иные стороны человеческой внешности;
— основные понятия: внешний вид, физический облик, мимика, жест, пантомимика, голос, речь;
— способы определения формирования впечатления о другом человеке.
Обучающиеся должны уметь:
— пользоваться методиками, определяющими уровень владения речью;
— уметь заполнять таблицы, делать по результатам элементарные выводы;
— пользоваться на практике методами, позволяющими понимать выражение лица человека.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— систематизировать и обобщать разумные виды информации;
— составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Как люди воспринимают друг друга (4 ч)
Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие. Время и восприятие. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 3. Составление впечатления о человеке: пассажире автобуса, покупателя в магазине и т.д.
Практическая работа № 4. Составление впечатления о человеке на основе только физического облика, только на основе жестов, мимике, походке, только на основе прически, одежды, украшений.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— о психологических механизмах формирования первого впечатления о человеке;
— как устанавливаются взаимоотношения между людьми;
— знать значение расстояния, времени на восприятие другого человека;
— о влиянии прошлого опыта и установок на восприятие человека.
Обучающиеся должны уметь:
— составлять словесный портрет разных людей;
— уметь описывать свои впечатления о внешнем облике человека;
— сравнивать свои первоначальные впечатления о взрослых людях и сверстниках;
— проводить анализ восприятия человека в зависимости от взаимоотношений;
— пользоваться на практике методами, позволяющими формировать глубокое понимание человека.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию правил, которые помогают наладить отношения с окружающими людьми;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
Раздел 3. Особенности восприятии человека детьми и взрослыми (3 ч)
Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники. Восприятие человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие ими других людей. Как люди воспринимают себя самого.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 5 Составление словесного портрета взрослого человека.
Практическая работа № 6 Составление словесного портрета одноклассника.
Практическая работа № 7 Составление словесного портрета глазами учителя, родителя.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— особенности восприятия человека людьми разных возрастов;
— влияние профессии на восприятие им окружающих.
Обучающиеся должны уметь:
— составлять словесное описание взрослого человека, сверстника;
— характеризовать влияние профессии на восприятие другого человека;
— приводить примеры зависимости восприятия людьми разных профессий.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Как общаются разные люди (5 ч)
Что такое потребность в общении. Психологические особенности человека и общение. Навык, стиль и манера общения. Пространство и время общения. Слушать или слышать. Подстройка в общении.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 7 Просмотр художественных фильмов.
Практическая работа № 8 Определение психологического типа.
Практическая работа № 9 Описание своих навыков общения.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— человеческие потребности, потребность в общении.
— индивидуально-типологические особенности общения.
Обучающиеся должны уметь:
— определять стиль общения, оценивать свой стиль общения, способности к общению,
— применять приемы активного слушания.
— пользоваться обратной связью в общении.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— оценивать правильность выполнения учебной задачи;
— владеть основами самоконтроля, самооценки;
— принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Раздел 5. Виды общения (3 ч)
Непосредственное общение. Особые виды общения. Что значит уметь общаться.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 10 Самонаблюдение за своей речью в разных ситуациях.
Практическая работа № 11 Проявление внимания к собеседнику.
Практическая работа № 12 Упражнения на развитие умения общаться.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— неречевые средства общения.
— виды общения.
— мотивы, каналы общения.
Обучающиеся должны уметь:
— характеризовать средства общения;
— описывать свои чувства при общении;
— производить хорошее впечатление при общении.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
— планировать и регулировать свою деятельность;
— владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Раздел 6. Общение и отношение (5 ч)
Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает симпатия.
Товарищество и дружба. Любовь.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 13 Выполнение теста «Какой ты друг».
Практическая работа № 14 Анализ высказываний великих людей о любви.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— чем межличностные отношения отличаются от других отношений.
— основные признаки деловых и личных отношений.
— качества и умения, вызывающие симпатию или антипатию.
Обучающиеся должны уметь:
— характеризовать деловые и личностные отношения;
— определять качества и умения общения;
— анализировать свои представления о дружбе и товариществе.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
— владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 7. Общение и понимание людьми друг друга (4 ч)
Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания. Понимание
чувств другого человека.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 15 Разработка рекомендаций по стереотипам понимания.
Практическая работа № 16 Составление словесного портрета «хорошего ученика», «хорошего учителя», «хорошего друга».
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— закономерности понимания людьми друг друга.
— причины ошибок в понимании другого человека.
Обучающиеся должны уметь:
— находить стереотипы понимания в общении;
— обнаруживать свои эталоны понимания другого человека;
— проявлять эмпатию.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— находить в литературных произведениях отрывки, демонстрирующие влияние эмоционального отношения на понимание другого человека;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.
Раздел 8. Особенности понимания человека детьми и взрослыми (2 ч)
Понимание человека детьми и подростками. Понимание человека школьниками. Понимание
человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание им детей и взрослых.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 17 Упражнения на развитие способности к пониманию другого человека.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— особенности понимания человека детьми и взрослыми.
— о влиянии профессии на понимание человека.
Обучающиеся должны уметь:
— различать особенности и сложности в понимании другого человека;
— составлять характеристику по особенностям характера.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
— формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Раздел 9. Я живу среди людей (3 ч)
Что значит быть культурным человеком. Мы – пассажиры. Мы – зрители. Мы – путешественники.
Как мы выглядим.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 18 Анкетирование на выявление отношения к окружающим.
Практическая работа № 19 Заполнение схемы «Я среди людей»
Предметные результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
— правила хорошего тона.
— социальные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
— выполнять правила хорошего тона;
— соответствовать социальным нормам;
— демонстрировать навыки уверенного поведения.
Метапредметные результаты обучения
Обучающиеся должны уметь:
— оценивать правильность выполнения учебной задачи;
— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Заключение (1час)
К концу второго года обучения на второй ступени обучающиеся должны знать:
1.Условия и механизмы формирования впечатления о другом человеке.
2. Основные компоненты внешнего вида человека: мимика, жесты, походка, осанка.
3. Что такое установка.
4. Условия, способствующие развитию потребности в общении.
5. Приемы активного общения.
6. Виды, типы и мотивы общения.
7. Факторы, влияющие на чувства симпатии и антипатии.
К концу второго года обучения на второй ступени обучающиеся должны уметь:
1. Определять по фотографиям выражение глаз.
2. Составлять впечатление о говорящем, определять социокультурную группу.
3. Описывать по внешним признакам принадлежность к молодежным группировкам.
4. Выполнять самостоятельно работу в форме сочинения.
5. Владеть различными манерами общения.
6. Применять техники активного общения.
7. Распознавать мотивы общения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Пользоваться смысловым чтением.
- Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- Усваивать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества.
- Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- Осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
- Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
- Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Осознать значение семьи в жизни человека и общества, принять ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
При проведении уроков психологии в 6 классе необходимо использование следующих технологий:
- Личностно-ориентированные технологии.
- Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
- Диалогические технологии.
- КСО
- Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
- Коммуникативно-информационные технологии.
- Технология учебно-игровой деятельности.
- Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Работа с одаренными детьми
- Постоянно стимулировать познавательную активность.
- Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
- Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
- Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.
- Предусматривать внутреннюю дифференциацию.
- Использовать личностно-ориентированные методы обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания.
- Привлекать во внеурочной деятельности к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.
Работа со слабоуспевающими учениками
При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:
- Выявлять слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.
- Применять задания различной степени трудности.
- Создавать примеры по аналогии с теми, которые дает учитель.
- Обучать работе в парах переменного состава, в группах.
- Использовать экспресс-диагностики.
- Применять индивидуальные задания, карточки-инструкции, карточки-задания на дом.
- Индивидуальные и групповые консультации.
- Использовать межпредметные связи.
- Выполнять индивидуальную домашнюю работу.
- Работать с учебной, дополнительной литературой.
- Разрабатывать мультимедийные презентации, творческие проекты, рефераты.
Методические пособия для учителя:
- Аудио-, видеозаписи.
- Методики изучения особенностей общения.
- Набор фотографий, портретов людей.
- Психологические тесты.
- Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.
Литература, электронные ресурсы.
Для учителя:
- Андреева Г.М. Социальная психология: Пособие для студентов / Г.М.Андреева. - М., 2001.
- Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Э.Аронсон. – М., 1998.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 1992.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1997 г.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. - М., 1887.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И.Козлов.-Екатеринбург,1997 г.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. – Минск, 2000.
- Кон И.С. Дружба / И.С.Кон. – М., 1980.
- Кроль Л.М. Человек-оркестр: микроструктура общения / Л.М.Кроль, Е.Л.Михайлова. - М., 1993.
- Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб., 2001.
- Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
- Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003г.
- Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
- Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников / П.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.
Литература, необходимая для овладения курса.
Для ученика (обучающегося)
Дополнительная
- Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я». - Д.: «Сталкер», 1998 г.
- Гуревич П.С. Человек. – М.: Дрофа, 1995г.
- Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л Для тебя и о тебе.- М. « Просвещение», 1991 г.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение», 1986 г.
Электронные ресурсы:
- Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
- Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
- «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
- Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
- Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
- «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
- «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
- «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией», режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm
- «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
- PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие», режим доступа: http://psylib.kiev.ua.
- Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим доступа: http://psybrest.iatp.by/bratus.htm
- hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm
- «Флогистон: Психология из первых рук», режим доступа: http://flogiston.ru/library
- ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
- Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
- Мир позитива. Ру, режим доступа: http://www.mirpozitiva.ru/
- Vital P’Art — Psyberia.Ru «Продвинутая психология для несовершеннолетних», режим доступа: http://psyberia.ru/about/
- Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/
- Ди Снайдер, "Курс выживания для подростков", режим доступа: http://kaysen.net
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока | Модули, темы урока | Кол часов | Формы организации учебной деятельности | Элементы содержания | Универсальные учебные действия (УУД) | Измерители | Дата |
Введение (1 час) | |||||||
1
| Тема «Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми». | 1 | Групповая работа | Введение понятия «общение», подчеркнуть сложность данного психологического явления | Л Формируют позитивную моральную самооценку Р Определяют познавательную цель, строят действия в соответствии с ней П Выделяют и формулируют проблему К Аргументируют свою точку зрения | Фронтальный опрос |
|
Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке (4 часа) | |||||||
2 | Тема «Что такое внешний вид человека. Лицо человека» | 1 | Групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы) | Условия и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке; основные понятия: внешний вид, физический облик | Л Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него Р Определяют цель, проблему, выдвигают версии П Устанавливают причинно-следственные связи К Излагают свое мнение, аргументируя его | Наблюдения | |
3 | Тема «О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке» | 1 | Групповая работа, наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности) | Основные понятия: жест, пантомимика. Способы определения формирования впечатления о другом человеке. | Л Осваивают социальные нормы поведения Р Ставят цель своего обучения, развивают мотивы деятельности П Умеют правильно интерпретировать информацию, полученную из наблюдений К Различают в речи другого мнения, доказательства, факты | Практическая работа № 1 Позы и жесты человека. | |
4 | Тема «Речь говорит сама за себя» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы
| Основные понятия: голос, речь. Определение уровня владения речью | Л Формируют ответственное отношение к учению Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания П Обобщают и систематизируют разумные виды информации К Корректируют свое мнение, аргументируя его | Практическая работа № 2 Речь и общение. | |
5 | Тема «Одежда и прическа» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Наборы фотографий. Составление впечатления о людях: об их занятиях, социальной, возрастной, половой принадлежности | Л Формируют уважительное отношение к другому человеку, его мнению Р Принимают решения в проблемной ситуации П Формируют представление об особенностях общения К Учатся доверительно, открыто говорить о своих чувствах | Задания №9, 10 | |
Раздел 2. Как люди воспринимают друг друга (4 часа) | |||||||
6 | Тема «Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Знакомство с ориентировочным рефлексом, показать значимость данной реакции | Л Умеют занимать свою позицию в обществе Р Выдвигают версии, работают по плану П Строят логически обоснованные рассуждения К Корректируют свое мнение под воздействием контраргументов | Задание №1-4 | |
7 | Тема « Расстояние и восприятие. Время и восприятие» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Составление письменного портрета, анализ описания | Л Формируют уважительное и доброжелательное отношение к другому мнению Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания П Понимают психологические механизмы формирования представления о человеке К Слушают и понимаю речь других детей | Задание №5-7 | |
8 | Тема « Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы, психогимнастика | Обсуждение результатов эксперимента. Знакомство с механизмом восприятия «установка», анализ составленного портрета | Л Осваивают роли и формы социальной жизни в обществе Р Оценивают степень достижения цели П Сравнивают объекты по заданным критериям К Учатся позитивно проявлять себя в общении | Задание №8-11, 10-11 письменно | |
9 | Тема «Прошлый опыт и восприятие другого человека» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы, наблюдение за коммуникативным поведением других | Знакомство с механизмом восприятия другого человека - проекцией | Л Формируют нравственные чувства и поведение Р Работают по плану, находят и исправляют ошибки П Понимают роль стереотипов, предрассудков в понимании другого человека К Формулируют свое мнение, аргументируя его | Задание №12-15, сочинение | |
Раздел 3. Особенности восприятия человека детьми и взрослыми (3 часа) | |||||||
10 | Тема «Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Знакомство с особенностями восприятия детей дошкольного и школьного возраста, практическая работа на определение веса и роста | Л Определяют свое отношение к правилам и нормам общения Р Сопоставляют полученную информацию с имеющимся жизненным опытом П Находят ответы на вопросы в разных источниках информации К Учатся контролировать свою речь | Задания § | |
11 | Тема « Восприятие человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие им других людей» | 1 | Групповая работа | Дать представление о формировании индивидуального стиля восприятия, роли жизненного и профессионального опыта | Л Формируют целостное мировоззрение Р Выделяют ориентиры деятельности на новом учебном материале П Обобщают и систематизируют разные виды информации К Организуют работу в группах | Задание § 3-4. Составление описания внешности | |
12 | Тема «Как люди воспринимают меня самого» | 1 | Групповая работа | Дать представление о возрастной динамике становления рефлексивной способности человека, развитии его самосознания | Л Осознают себя в мире Р Определяют цель, проблему деятельности П Формируют представление о самом себе через работу с информацией К Осознают особенности своей позиции | Задание § 5 | |
Раздел 4. Как общаются разные люди (5 часов) | |||||||
13 | Тема «Что такое потребность в общении» | 1 | Групповая работа, работа в парах | Дать понятие об общительности и необщительности, потребности в общении | Л Формируют ответственное отношение к учению Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Осознают свою потребность в общении К Организуют работу в парах, группе | Задание §1 | |
14 | Тема « Психологические особенности человека и общение» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Раскрыть понятия психологического типа, экстраверсии, интроверсии | Л Умеют занимать свою позицию в деятельности Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий П Представляют информацию в разных формах (таблицах, схемах) К Организуют учебное сотрудничество | Задание §№4,5,6 | |
15 | Тема «Навыки, манера и стиль общения» | 1 | Групповая дискуссия, индивидуальная работа. | Знакомство с понятиями коммуникативные способности, навык, стиль, манера общение | Л Формируют уважительное, доброжелательное отношение к другому мировоззрению, культуре Р Работают по плану, сверяясь с целью П Обобщают и систематизируют виды информации К Осознают особенности позиции другого | Задание §1№ 1, просмотр фильма | |
16 | Тема « Пространство и время общения» | 1 | Групповая работа, работа в парах | Анализ ситуаций с выраженной межличностной дистанцией и временем общения | Л Действуют в рамках социальных норм, правил поведения Р Принимают решения на основе переговоров П Определяют понятия, делают выводы К Корректируют свое мнение под воздействием аргументов | Задание §№1, 2 | |
17 | Тема «Слушать и слышать. Подстройка в общении» | 1 | Групповая работа, элементы тренинговых упражнений | Анализ литературных текстов. Знакомство с техниками активного слушания | Л Стремятся вести диалог с другими людьми Р Соотносят способ действия и его результат П Делают выводы о результатах совместной работы К Учатся понимать эмоции и поступки других людей | Задание §№1 письменно | |
Раздел 5. Виды общения (3 ч) | |||||||
18-20 | Тема «Непосредственное общение» | 1 | Драматические сценки, самонаблюдение | Ознакомить с видами непосредственного общения. | Л Формируют готовность к саморазвитию Р Определяют цель, способы достижения П Находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач К Учатся доверительно и открыто говорить о своих чувствах | Самонаблюдение | |
19 | Тема «Особые виды общения» | 1 | Групповая работа, работа в парах | Знакомство с разными видами коммуникации: общение в письмах, по Интернету, по телефону, с животными, с природой | Л Развивают осознанное отношение к собственным поступкам Р Выдвигают версии, выбирают средства достижения цели П Моделируют различные ситуации К Ориентируются на позицию партнера в общении | Задание § письменно | |
20 | Тема « Что значит уметь общаться» | 1 | Групповая работа, работа в парах | Упражнения на проявление внимания к собеседнику, на умение подать себя, на распознавание мотивов общения, ожиданий в общении | Л Вырабатывают собственные мировоззренческие позиции Р Ориентируются на образец и правило выполнения П Учатся наблюдать и осознавать изменения, происходящие в себе самом К Излагают свое мнение, аргументируя его | Задания § | |
Раздел 6. Общение и отношения (5 ч) | |||||||
21 | Тема «Что такое межличностные отношения» | 1 | Беседа, групповая работа | Обсуждение понятий по теме урока, дать представление о межличностных отношениях | Л Принимают решения на основе переговоров в проблемной ситуации Р Овладевают навыками самоконтроля в общении П Сопоставляют представления о собственных возможностях К Учатся правильно задавать вопросы и участвовать в диалоге | Задание §№4, привести свои примеры | |
22 | Тема «Личные и деловые отношения» | 1 | Групповая работа, наблюдение за коммуникативным поведением других | Дать представление об основных признаках делового и личного общения, обсуждение высказываний великих людей | Л Умеют занимать свою позицию в обществе Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации П Сопоставляют, обогащают представления о собственных возможностях К Излагают свое мнение, аргументируя его | Задание §№2, 3 | |
23 | Тема «Как возникает симпатия» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Обсуждение смысла пословиц, поговорок. Восприятие внешности человека на примере сказок. | Л Действуют на основе согласования позиций и учета интересов Р Умеют самостоятельно контролировать свое время и управлять им П Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей К Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Задание §№1,2. Заполнить таблицу (письменно) в задании №3. | |
24 | Тема «Товарищество и дружба» | 1 | Групповая работа | Чтение, анализ и обсуждение литературных отрывков. Обсудить различия между дружбой, товариществом и приятельскими отношениями. | Л Формируют осознанное доброжелательное отношение к другому человеку Р Принимают решения на основе переговоров П Учатся моделировать новый образ на основе жизненного опыта К Умеют точно и полно выражать свои мысли | Задание § | |
25 | Тема «Любовь» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Анализ поэтических и прозаических текстов, обоснование выбора | Л Стремятся вести диалог с одноклассниками, достигать в нем взаимопонимания Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания П Пользуются смысловым чтением К Ставят вопросы в поиске сбора информации | Задание § | |
Раздел 7. Общение и понимание людьми друг друга (4 ч) | |||||||
26 | Тема «Психические процессы и понимание людьми друг друга» | 1 | Практикум, развивающие игры | Актуализация знаний о психических процессах. Наблюдательность как существенное для понимания других людей свойство. | Л Осваивают социальные нормы, правила поведения Р Определяют цель, проблему П Находят ответы на вопросы в различных источниках К Слушают и понимают речь других ребят | Найти отрывки из литературных произведений, показывающих влияние эмоционального отношения на понимание другого человека | |
27 | Тема «Стереотипы понимания другого человека» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы
| Знакомство с механизмами понимания: эмпатия, принятие, «эффект ореола». Обсуждение влияния стереотипов и предубеждений на понимание человека | Л Осваивают социальные нормы и правила поведения Р Выдвигают версии, работают по плану П Делают выводы о результатах совместной деятельности в группе К Владеют монологической и диалогической формами речи | Задание §№2,8 | |
28 | Тема « Эталоны понимания другого человека» | 1 | Групповая работа | Чтение и обсуждение описаний. | Л Формируют нравственные чувства и поведение Р Определяют цель, проблему П Классифицируют по заданным основаниям К Корректируют свое мнение под воздействием аргументов | Задание §№4, 7 (письменно) | |
29 | Тема « Понимание чувств другого человека» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Повторение сведений об эмоциях и чувствах. Анализ литературных отрывков. | Л Делают свой выбор в учебных ситуациях и отвечают за свой выбор Р Самостоятельно планируют пути достижения целей П Усваивают разные способы запоминания информации К Различают в речи другого мнения, факты, доказательства | Задание §№2 | |
Раздел 8. Особенности понимания человека детьми и взрослыми (2 ч) | |||||||
30 | Тема «Понимание человека детьми и взрослыми» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Изучение различий, особенностей, сложностей в понимании другого человека. | Л Определяют свое отношение к нравственным нормам и ценностям Р Осуществляют контроль своих действий П Устанавливают причинно-следственные связи К Осознают особенности позиции ученика и учатся вести себя в соответствии с этой позицией | Письменный ответ на вопрос «Умение судить о другом человеке» | |
31 | Тема «Влияние профессии на понимание человека человеком» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Анализ иллюстраций, вопросы и задания к концу раздела | Л Оценивают свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности Р Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи П Выделяют и формулируют проблему К Создают устные и письменные сообщения самостоятельно и с помощью учителя | Задание § Ответить на вопросы, кого они считают смелыми, добрыми, злыми, находчивыми | |
Раздел 9. Я живу среди людей (3 ч) | |||||||
32 | Тема «Что значит быть культурным человеком» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Показать влияние правил хорошего тона на общение и взаимодействие | Л Извлекают из прошлого уроки, осознают себя как гражданина Р Осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата П Строят рассуждения на простом и сложном уровнях К Учатся позитивно проявлять себя в общении | Задание § Подготовить сценку | |
33 | Тема «Мы – пассажиры. Мы – зрители. Мы - путешественники» | 1 | Групповая работа, элементы индивидуальной работы | Работа над расширением опыта поведения в разных социальных ситуациях. Культура поведения. | Л Стремятся к самоизменению, приобретению новых знаний и умений Р Развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности П Анализируют и обобщают, выделяют главное К Умеют грамотно задавать вопросы | Составление инструкций | |
34 | Тема «Как мы выглядим» | 1 | Групповая работа, ролевые игры | Анализ опыта совместных экскурсий, походов | Л Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него Р Определяют познавательную цель П Обобщают и систематизируют разумные виды информации К Владеют способами оценки, корректировки своих действий | Задание в конце раздела | |
Заключение (1 ч) Поведение итогов изучения психологии в 6 классе | |||||||
Итого | 35 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса
На уроках, учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...
Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС
Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....
Рабочая программа по психологии для 5-х классов
Факультатив направлен на познание самого себя, воспитание нравственно-этического поведения и развитие коммуникативности.Цель программы - раскрыть сильные стороны и индивидуальные качества личности, ко...
Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса
Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....
Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности
В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....
Рабочая программа по психологии курс «Познай себя» для 7 класса
Программа по курсу «Познай себя» ориентирована на учащихся общеобразовательных классов.Основная часть учащихся этих классов испытывает трудности в обучении, у многих отмечается резкое сниж...