Рабочая программа по психологии для 5-х классов
рабочая программа по психологии (5 класс) по теме

Бутрова Анастасия Александровна

Факультатив направлен на познание самого себя, воспитание нравственно-этического поведения и развитие коммуникативности.

Цель программы - раскрыть сильные стороны и индивидуальные качества личности, которые могут в последствии стать стержневыми, определят его жизненный путь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psikhologiya_5_klass.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

«Согласовано»

Руководитель МО

________/__________________

Протокол № _____от «___»_____________ 20____г.

«Согласовано»

Руководитель МСШ

_______/__________________

 «___»_____________ 20____г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ СОШ №7

________/__________________

Приказ № _________ от

«___»_____________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психологии, 5 классы

Составил: Бутрова А. А., педагог-психолог

г. Куса, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Факультатив направлен на познание самого себя, воспитание нравственно-этического поведения и развитие коммуникативности.

На этом курсе обучающиеся познакомятся с основными понятиями психологии как науки. Научатся выявлять свои индивидуальные особенности, а также смогут лучше познать себя. Курс позволит им усвоить приемы самопознания и упражнения по развитию скрытых способностей, обучиться основам самостоятельного принятия решения. В ходе занятий по программе ребята учатся: анализировать собственные интересы, склонности, потребности; соотносить их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, самостоятельно принимать правильное решение. 

  Цель программы - раскрыть сильные стороны и индивидуальные качества личности, которые могут в последствии стать стержневыми, определят его жизненный путь.

Задачи:

• педагогически побудить к самопознанию, формировать мотивы самопознания;

• ознакомить с понятиями: психология, Я -концепция, личность, самооценка, индивидуальность, индивид, эмоции, чувства, темперамент.

• выявить интересы, склонности и способности подростка;

• сформировать правильное, адекватное отношение к себе, самооценку;

• подвести к осознанию необходимости и постановке целей самосовершенствования. 

        В пятом классе (10-11 лет) меняется социально-педагогическая ситуация развития ребёнка: он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Пятый класс — это ранний подростковый возраст.

        По сравнению с младшими школьниками, подросток имеет дело не с одним, а со многими учителями; это, по выражению Л.И. Божович, эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых. Учитель для них уже не такой непререкаемый авторитет, как в начальной школе. Учение остаётся главным видом деятельности подростка, а основной, ведущей становится деятельность общения, включение в групповую деятельность (трудовую, спортивную).
Характерная особенность всего подросткового периода (10-15 лет) — всё возрастающее стремление стать взрослым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, отмежеваться от всего явно детского и присвоить образцы (часто худшие) взрослой жизни.
 
        Познавательные процессы продолжают совершенствоваться: произвольность внимания, восприятия, память, способности к обобщению, понятийному (абстрактному) мышлению, выделению существенного, анализу, рефлексии. Просыпается интерес к самому себе, своему внешнему облику, своим способностям. Развиваются интересы, подросток пробует себя в различных сферах (коллекционирование, уход за животными, увлечение искусством, техникой и т.п.)
         В нравственной сфере пятиклассник начинает осознанно искать ответы на жизненные вопросы: Кто я? Какой я? Что такое жизнь? Это возраст исследования своего «Я». Начинают осознаваться нравственные чувства (патриотизм, товарищество, долг, честь), отсюда стремление иметь верного, понимающего друга.
         
Содержание программы часто касается чувствительных, интимных сторон личности подростка, поэтому особо важное значение имеет личностно ориентированный, индивидуальный подход к подростку, учёт его индивидуальных особенностей. В поведении подростка заметны циклические перепады психического и физического состояния. Одни и те же подростки в период подъёма активны, общительны, а во время спада апатичны, раздражительны, резко реагируют на малейшие укоры, обвинения в свой адрес. У подростков появляются неадекватная самооценка, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, часто мнимых, в отношении которых они болезненно ранимы. Завышенная самооценка ведёт к развитию самомнения, нахальства, болезненного самолюбия, обидчивости, эгоцентризма, а заниженная — рождает тревожность, неуверенность, страхи, иждивенчество, лень. Одна из главных задач программы— формировать адекватную самооценку. 
         Составление образа «Я» на основе анализа само- и взаимооценок и анализа представляет для пятиклассников основное упражнение и играет роль системообразующего звена в методике изложения материала курса.
       
В течение года учащиеся оценивают себя по пятнадцати аспектам Я — концепции.
Несомненно, эти оценки имеют приближённый качественный характер, но способствуют расширению и углублению самопознания.
     
В самопознании подростка главное выявить собственные положительные качества, потенциалы, способности. Рассмотрение в самом себе таких нравственных качеств, как доброта, честность, совестливость, стыд, порядочность, благородство, позволит подросткам противостоять негативному воздействию массовой информации, и т.п.   
       Вовлекая подростка в процесс познания себя, необходимо в первую очередь раскрыть ему его потенциальные возможности, убедить в том, что он способен развивать, тренировать, изменять, совершенствовать себя. В процессе самовоспитания имеет значение выявление и осознание собственных отрицательных, нежелательных качеств.
     
Таким образом, познание себя — тот центр, опорный, отправной пункт, из которого исходят все направления самосовершенствования личности: самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение.

Тематический  план

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение в мир психологии. Зачем человеку нужна психология.

1

2

Образ «Я» или Я -концепция

1

3

Я и окружающие

1

4

Я - личность

1

5

Оценивание себя или самооценка

1

6

Сходство и различие наших «Я»

1

7

«Как я воспринимаю окружающий мир»

1

8

 Я- это мои цели

1

9

Внимание

1

10

Воображение и творческие способности

1

11

Эмоции и чувства

1

12

Настроение

1

13

Темперамент

1

14

Общение. Разнообразные средства общения

1

15

Конфликт. Технологии преодоления конфликтных ситуаций.

1

16

Я в мире профессий

1

17

Итоговый урок

1

                   СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ:

ТЕМА № 1 Введение в мир психологии.

Приветствие, знакомство с группой. Знакомство с понятием «психология»,  для чего нужна психология человеку. Упражнение «Счастье», рисунок счастливого человека.

ТЕМА № 2 Образ «Я» или Я -концепция.

Знакомство с  собой. Вводятся понятия «психические качества» и «Я -концепция». Упражнение «Узнавание», «Моё многогранное Я»

ТЕМА № 3  Я и окружающие.

Упражнение «Круг моих связей и отношений с окружающими» , Упражнение « Я в различных жизненных ролях». Ситуация-проба «Разберитесь в людях»

ТЕМА № 4  Я – личность.

Знакомство с понятиями «личность», «человек», «образ  Я». Игра «Зеркало», упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо?»

ТЕМА № 5  Оценивание себя или самооценка.

Знакомство с понятием «самооценка», завышенная, заниженная и достоверная самооценка. Рекомендации «Как наблюдать за собой и как оценивать себя». Упражнение «Самооценка своих представлений о себе».

ТЕМА № 6  Сходство и различие наших «Я»

Упражнение «Что у нас общего?», «Выяснение сходства и различий», «Я – индивидуальный». Новые понятия: «индивид», «индивидуальность».

ТЕМА № 7 Как я воспринимаю окружающий мир.

Знакомство с понятиями «ощущение», «представление», «восприятие». Упражнение « Знаю ли я своего друга (подругу)?», «Иллюзии восприятия»

ТЕМА № 8   Я – это мои цели.

Упражнение «Если бы я был…»

Упражнение «Фильм о моей жизни»

Метод «Маршрут успеха».

ТЕМА № 9  Внимание.

Знакомство с понятием «внимание» и видами внимания. Упражнение «Проверка внимания соседа», «Что изменилось?», «Самооценка внимания» Упражнение-игра «Муха», упражнение-тест «Насколько Вы внимательны?»

ТЕМА № 10  Воображение и творческие способности.

Знакомство с понятием «воображение». Упражнение «Портрет инопланетянина», «Придумай предложения», «Я – воображающее, фантазирующее». Рекомендации «Развивайте воображение»

ТЕМА № 11 Эмоции и чувства.

Знакомство с понятиями «эмоции», «чувства», «Я -эмоциональное». Упражнение «Эмоции в мимике». Игра "Ассоциации". Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами.

ТЕМА № 12 Настроение.

Знакомство с понятием «настроение». Упражнение «Что может повлиять на ваше настроение», «Опишите настроение», «Контроль за настроением».

ТЕМА № 13  Темперамент.

Знакомство с понятием «темперамент», типы темперамента. Тест на темперамент. Упражнение «Мой темперамент».

ТЕМА № 14  Общение. Разнообразные средства общения.

Знакомство с понятиями «общение».Виды общения, средства общения.

ТЕМА № 15  Конфликт. Технологии преодоления конфликтных ситуаций.

Обсуждение понятия "конфликт". Причины конфликтов. Упражнение "На мостике". Ролевое проигрывание ситуации "Дай мне книгу!" Беседа: Приёмы - техники выхода из проблемных ситуаций. Упражнение "Комплименты".

ТЕМА № 16  Я в мире профессий.

Что значит слово «профессия». Игра-разминка «Ассоциации».

Мини-лекция «Пять типов профессий», Игра «Подскажи словечко».

ТЕМА № 17  Итоговый урок.

Подведение итогов курса психологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса

На уроках,  учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...

Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС

Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....

Рабочая программа по психологии 6 класс

Рабочая программа по психологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...

Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса

Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа по психологии "Мир эмоций", 7 класс

Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска». Разные люди в силу различных биологических особенностей переживают этот период по-разному: для кого – то он проходит относите...