На этапе приема ребенка в школу так же, как и на первых порах обучения целесообразно диагностировать уровень психологической зрелости ребенка. Психологическая зрелость ребенка определяется как целостное психическое состояние, характеризующееся высокой степенью развития таких качеств и процессов, как: · сформированные приемы игровой деятельности; · развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития; · развитое воображение; · высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи, внимания; · высокая самооценка. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Коррекционно—развивающая работа с каждым из познавательных процессов имеет свою специфику. Так в основе коррекции наглядно-образного мышления в школьном возрасте лежат выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей коррекции в этом случае становится формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. При этом ориентировка детей должна быть направлена на общие способы действий, а не только на получение конкретного результата. Целесообразно применение таких видов конструктивной деятельности, как конструирование по образцу (модельное, по элементам, путем отбрасывания элементов из фоновой фигуры), по условиям и по замыслу. Коррекция логических форм мышления неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функций речи. Коррекционные занятия должны быть направлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя своей целью развитие у ребенка логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации. Цели коррекции речевого развития определяются формированием Основных новообразований этого возраста: становлением планирующей и регулирующей функций речи и соответствующих им форм — формированием контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: формирование связной контекстной речи, формирование, планирующей и регулирующей функций речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений в плане подготовки к обучению детей грамоте. Коррекция развития памяти может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка — выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредствования. Коррекция развития внимания определяется задачами становления умения ребенка контролировать свою деятельность. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности. Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Их можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе. Упражнения по развитию памяти. Упражнение «Стихотворение» (цель — развитие долговременной и зрительной памяти). Заучивание стихотворения С. Маршака «Пожалуйста, потише!» Материал. Заранее записанные слова заучиваемого стихотворения — на разноцветных полосках бумаги. Подклеить их кусочками материала, который прикрепить к фланели. Процедура игры. Все сообща читают стихотворение. Затем кто-либо забирает одно выражение. Дети снова читают стихотворение, без труда добавляют недостающую фразу. Затем еще забирают одно выражение и т. д. Возможны варианты: только мальчики читают; еще забирают выражение, читают только девочки. Фразы снимаются до тех пор, пока на фланели ничего не останется. За время этой игры дети запоминают стихотворение. С. Маршак «Пожалуйста, потише» (отрывок): Пожалуйста, потише! Пожалуйста, потише! Совсем не обязательно кричать. Ведь вас и так услышат, Ведь вас и так услышат Попробуйте все тихо рассказать, О том, что мы вчера ходили в гости. Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А между прочим, дождика все нет. Пожалуйста, потише! Пожалуйста, потише! Спокойно говори, а не кричи! Пожалуйста, потише! ожалуйста, потише! Тсс!.. Тсс... Чччч!
Упражнение «Повтори за мной» (цель: развитие моторно-слуховой памяти). Процедура игры. Вариант I. Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей (по желанию) повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильно ли Саша повторил?» Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм). Вариант П. Ведущий играет на фортепьяно короткую мелодичную фразу. Одному из детей предлагается повторить ритм этой фразы ударами карандаша по столу. Далее как в варианте I. Замечание: Ведущий может не играть, а пропеть музыкальную фразу детской песенки. Упражнение «Запомни движение» (цель — развитие моторно-слуховой памяти). Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из .3—4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке. Движение 1. Присесть-встать — поднять руки—опустить руки. Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны. Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу. Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо-повернуть голову прямо. Упражнение «Запомни свою позу» (цель — развитие моторно-слуховой памяти). Процедура игры. Каждый ребенок стоит «на своем месте». По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию). Ведущий обходит детей и тем детям, которое приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их. Затем играется веселая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, бегают и проч. (1-1,5 мин). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они «учили» в начале игры. Упражнение «Слушай и исполняй!» (цель — развитие внимания и памяти). Процедура игры. Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим. Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо. Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки. Задание 3. Повернуться налево (на 90°), присесть, встать. Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу. Упражнение «Испорченный телефон» (цель — развитие восприятия и памяти). Процедура игры. В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу (он ее выдумывает сам). Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел... и т. д. Когда всем детям показана поза, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются. Замечание: Позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объясните им, что так и должно быть. Расскажите про «испорченный телефон». Упражнение «Запомни порядок!» (цель — развитие зрительной памяти). Процедура игры. Выбираются 5-6 детей. Остальные — «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4—5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети. Замечание: Если дети устали от игры, стали равнодушными, не продолжайте ее, а переходите к следующей игре. Можно повторить те игры, которые дети уже выполняли и которые вызвали у них оживленный интерес. Упражнение «Кто что сделал?» (цель — развитие наблюдательности, восприятия, памяти). Процедура игры. Из группы детей выбираются 3-4 ребенка. Один из выбранных — водящий. Остальные дети — «зрители». 2-3 выбранных ребенка поочередно показывают водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия. В том порядке, в котором он их увидел. Замечание: желательно игру проводить под фонограмму (веселой музыки). Упражнение «Художник» (цель — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей). Процедура игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные — «зрители». Один из выбранных — «художник» (по желанию), другой — «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5—2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка. Замечания: Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?» и т. д. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки. Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?» Упражнение «Тень» (цель — развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности). Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — «зрители». Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д. Упражнение «Разведчики» (цель — развитие наблюдательности, памяти). Процедура игры. Вариант I. Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные — «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был еще показан ему «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т. д. Вариант 2. В целом игра проводится так же, но только «командир» ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в то место, из которого «разведчик» вышел. Рекомендуется по несколько раз повторять те игры, которые вызывают затруднения у детей. Упражнения по развитию внимания. Упражнение «Послушаем!» (цель — развитие концентрации внимания и удерживании его длительное время на одном предмете). Процедура игры. Ведущий: - Сели! Послушаем, что творится на улице. - Приготовились, слушаем! - Кто что слышал? (Дети в быстром темпе отвечают) - Спасибо. - Послушаем, что творится в коридоре. И т. д. и т. п. - Послушаем, что творится в классе. - Приготовились. Слушаем! - Кто что слышал? - Спасибо. Упражнение «Будь внимателен!» (цель — стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на ^звуковые сигналы). Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. Звучит маршевая музыка (исполнение на фортепьяно или в записи, рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой. Команда | Движение | «Зайчики!» «Лошадки!» «Раки!» «Птицы!» «Аист!» «Лягушка!» «Собачки!» «Курочки!» «Коровки!» | Дети прыгают, имитируя движение зайца. Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом. Дети пятятся, как раки (спиной). Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы). Стоять на одной ноге. Присесть и скакать вприсядку. Дети сгибают руки (имитация движения — «собака служит») и лают. Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят звуки «ко-ко-ко!». Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-у-у!» |
Занятия проводятся в большой комнате, на ковре. Обязательно следует иметь либо инструмент (фортепьяно) и музыкального работника, или магнитофон с записями. Упражнение «Слушай звуки!» (цель — развитие активного внимания). Процедура. Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет определенную клавишу, они примут соответствующую позу. Когда ведущий будет исполнять музыку, дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить им ходить по кругу). Звук | Поза | Нажимается клавиша нижнего регистра Нажимается клавиша верхнего регистра | Поза «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Поза «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). |
Замечания: 1. До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки, поза. 2. Желательно, чтобы дети двигались свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5 м. Если помещение небольшое, предложите детям двигаться по кругу. Упражнение «Канон» (цель — развитие произвольного внимания). Процедура игры. Звучит музыка Ф. Бургмюллера «Кавалькада» (или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта). Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок, на второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку. Упражнение «Зеваки» (цель — развитие произвольного внимания). Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают. Упражнение «Буквы алфавита» (для детей, знающих буквы), (цель — развитие внимания). Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок. Упражнение «Пишущая машинка» (для детей, знающих буквы), (цель — развитие произвольного внимания, закрепление навыков чтения). Процедура игры. Как и в предыдущем упражнении, каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Не следует присваивать только буквы И, Ь (мягкий знак), Ъ (твердый знак), т. к. они редко встречаются в односложных словах. Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши. Слова для игры: еж, дом, ты, папа, мама, цирк, щелк, чаща, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, я, стул. Замечание к игре: старайтесь подбирать слова так, чтобы каждый ребенок хотя бы раз поучаствовал в игре. Упражнение «Четыре стихии» (цель — развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов). Процедура игры. Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками. Команда | Движение руками | «Земля» «Вода» «Воздух» «Огонь» | Дети опускают руки вниз Дети вытягивают руки вперед Дети поднимают руки вверх Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах |
Упражнения по развитию мышления и речи. Упражнение «Ну-ка отгадай!» (цель — развитие мышления и речи). Процедура игры. Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет*. Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос первый ребенок из второй •подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д. После угадывания предмета подгруппы меняются ролями. Замечания по игре: 1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Это что?» «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это — человек?» и т. п. 2. Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали. 3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы. Упражнение «Картинки-загадки» (цель — развитие мышления и речи). Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий, остальные — садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. Упражнение «Парные картинки» (цель — развитие мыслительных операций анализа и сравнения (сопоставления)). Процедура игры. Используются картинки из 2-х наборов детских лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным. После того, как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка. Упражнение «Определим игрушку» (цель — развитие смысловой памяти и мышлении). Процедура игры. Каждый ребенок приносит на игру какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3—5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек. Все игрушки, в том числе и игрушка — игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3—5 минут. Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняет рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку. Ведущий должен показать игрушку, являвшуюся главным персонажем рассказанной истории. Упражнение «Лишняя игрушка» (цель — развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации). Процедура игры. Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и, посовещавшись, берет «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере, «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет). Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7. Кроме этого, игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться «лишняя картинка»). Упражнение «Сочини предложение» (цель — развитие мышления и фантазии). Процедура игры. Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения. Замечания к игре: 1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений. 2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им 3 слова для составления предложений. Упражнение «Противоположность» (цель — развитие мышления и речи). Процедура игры. Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача игры состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы); «вода» (вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т. д. Каждый ребенок по Очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет. Упражнение «Определения» (цель — развитие мыслительных ассоциативных связей). Процедура игры. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый ребенок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. д. Упражнение «Придумай загадку» (цель — развитие речи и мышления). Процедура игры. Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6—7 лет очень любят придумывать загадки, игра происходит оживленно. Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления). Процедура игры. Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны предложить свое объяснение смысла пословицы. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу «Тише едешь — дальше будешь» дети интерпретируют так: «Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь», «Это значит — нельзя спешить». А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: «Семь раз отмерь, один отрежь». Пословицы: 1. «Дело мастера боится». 2. «Всякий мастер на свой лад». 3. «На все руки мастер». 4. «Портной испортит — утюг загладит». 5. «Картошка поспела — берись за дело». 6. «Без труда и в саду нет плода». 7. «Каков уход, таков и плод». 8. «Больше дела — меньше слов». 9. «Всякий человек у дела познается». 10. «Горе есть — горюй, дело есть — работай». 11. «Без дисциплины жить — добру не быть». 12. «Заработанный хлеб сладок». 13. «У кого сноровка, тот и действует ловко» 14. «Без начала нет конца». 15. «Без порядка толку нет». 16. «Без работы пряников не купишь». 17. «Глаза боятся — руки делают». 18. «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться». 19. «Без труда нет добра». 20. «Труд — лучшее лекарство». 21. «Терпение и труд все перетрут». 22. «Учение и труд вместе живут». 23. «Учение-свет, а неучение — тьма». Упражнение «Искусство выдумывания историй» (цель — развитие речи и мышления). Процедура игры. 1) Ребенку или группе детей предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории, например, бабушка, девочка, волк и поезд. 2) Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стекла или из мыла и т. п. 3) Ребенку или группе детей предлагается придумать историю, где все, наоборот, по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые. Упражнения по развитию воображения Упражнение «Воображение» (цель — развитие активного воображения, снятие напряжения). Процедура игры. Ведущий: — Дети, сядьте удобно (меняется освещение, полусвет). — Обопритесь на спинку стула. (Слышится музыка С. Баха «Фуга», на экране — слайд с изображением пейзажа русской природы.) Дети смотрят на экран, сидят расслаблено. Ведущий вполголоса, под музыку комментирует каждый слайд одним предложением. Спокойно, хорошо. Большие паузы открывают возможность «всмотреться» детям в пейзаж. Ведущий: - Другой человек есть радость для тебя (слайд с изображением реки, лодки и двоих людей). — Окружающий мир есть радость для тебя (слайд степи с полевыми цветами). — Ты — всегда радость для другого>(слайд с изображением нежного цветка в травке-муравке) и т. п. И завершает ведущий упражнение словами: — Всего вам доброго, дети! Берегите себя. Но и других берегите, уважайте, любите! Упражнение «Рисование в масштабе» (цель — развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой). Процедура игры. Дети с ограниченными художественными способностями могут успешно рисовать, накладывая координатную сетку на копируемый рисунок. Для этого взрослый помогает положить листок кальки на оригинал и проводит линии на расстоянии 1,25 см друг от друга — для получения сетки. На чистом листке бумаги рисуется сетка любого масштаба, но состоящая из такого же количества квадратов. Затем ребенку предлагается скопировать оригинал на чистую бумагу, используя в качестве ориентира сетку. Если сетка нарисована карандашом, ее можно стереть, когда рисунок будет переснят. Упражнение «Запрет на слово» (цель — развитие воображения, мышления и речи). Процедура игры. Ведущий (например, педагог, работающий с классом) договаривается с детьми не употреблять в течение дня слово «рука» или «книга». Как только кто-нибудь из участников «заговора» произносит слово, запрещенное в течение этого дня, напротив его имени на доске появляется крест. Суть упражнения состоит в том, что участники должны провоцировать друг друга на употребление именно запрещенного слова. Это требует определенной изобретательности. К тому же надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить оговорки других игроков, а также следить за своей речью. Эта игра обостряет чувство слова, так как приходится постоянно искать слово-заменитель (синоним). Вариант игры. Вместо запрета слова вы можете договориться заменять его каким-нибудь бессмысленным сочетанием, например «розовые бараны». |