Педагогический проект «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»
проект на тему

Яхъяева Олеся Назаровна

Тема проекта: «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»

Предметное или внепредметное направление:  личностное воспитание.

Целевая аудитория (возрастной контингент обучающихся): школьники 8– 9лет.

Актуальность проекта: владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на педагогов. Их задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией значит научить учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc108 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Валуйский колледж»

Педагогический проект

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»

Яхъяевой Олеси Назаровны

студентки 41 группы

050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки

                                    Характеристика проекта

По количеству участников:    25 учеников

Возрастная категория:           дети 8-9 лет  

По продолжительности:         краткосрочный

Срок реализации:                   декабрь 2014 – март 2015

Участники проекта:                обучающиеся

Валуйки, 2014

Автор проекта: Яхъяева Олеся Назаровна

Место реализации проекта: СОШ, 2 класс.

Тема проекта: «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»

Предметное или внепредметное направление:  личностное воспитание.

Целевая аудитория (возрастной контингент обучающихся): школьники 8– 9лет.

Актуальность проекта: владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на педагогов. Их задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией значит научить учиться.

Проблема: каковы психолого-педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности как средства активизации познавательного интереса обучающихся.

Объект исследования: организация внеурочной деятельности в начальной школе.

Предмет исследования: процесс использования информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса.

Гипотеза исследования: использование информационно - коммуникационных технологий во внеурочной деятельности способствует активизации познавательного интереса младших школьников при соблюдении следующих условий:

– систематическом использовании средств информационно - коммуникационных технологий в процессе внеурочной деятельности;

– учете возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

– высокой компьютерной грамотности педагога.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить роль в активизации познавательного интереса младшего школьника.
  2. Провести мониторинг результатов деятельности.
  3. Разработать конспекты внеурочных занятий с использованием ИКТ, которые будут способствовать активизации познавательного интереса младших школьников.

Реализация проекта

Проект является краткосрочным, его реализация рассчитана на месяц.  В ходе деятельности осуществляется работа по активизации познавательного интереса младших школьников посредством использования информационно-коммуникационных технологий во внеурочное время.

Этапы и сроки реализации

Этапы реализации

Направление деятельности

Сроки реализации

Первый этап диагностический

Второй этап

Третий этап практический

Четвертый этап аналитический

1. Анализ затруднений.

2. Выявление проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 

4. Определение целей и задач проекта.

5. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

6. Прогнозирование результатов.

7. Внедрение проектной работы.

8. Формирование методического комплекса.

9. Корректировка работы.

10. Мониторинг текущих результатов.

11. Подведение итогов.

12. Оформление результатов работы.

декабрь 2014 г.

декабрь 2014 г.

январь-февраль 2015

март 2015

Продукты проекта: конспекты (Приложение 1)

Перспективы дальнейшего развития.

В дальнейшем, после разработки конспектов внеурочных занятий с использованием ИКТ, планируется обновлять их различными методами и формами применения современных технологий, способствующих активизации познавательного интереса младших школьников.

Теоретическая часть проекта

Сегодня все больше и больше перед педагогами всего мира стоит проблема снижения интереса обучающихся к внеурочной деятельности. Занятия включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития детей, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения познавательным материалом. Активизация познавательного интереса очень важна, так как она является социально значимым качеством личности и формируется у младших школьников в учебной и внеурочной деятельности.

Важность развития познавательного интереса у обучающихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия «познавательный интерес». Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает – «важно, имеет значение». В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

Понятие «интерес» многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).

Познавательный интерес  важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.

Внеурочная деятельность, различные ее формы является продолжением урока, где информационно-коммуникационные технологии нашли самое широкое применение: участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах, проведение внеурочных занятий, игр с использованием компьютерных технологий, участие в социальном проектировании. Современному педагогу важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации  и при этом создать такие условия, чтобы познавательный интерес детей не снижался. Может помочь педагогу в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на занятии позволяет сделать процесс мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Опыт работы педагогов в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса обучающихся.

Необходимость использования ИКТ в начальной школе должна рассматриваться через призму психологических особенностей младших школьников, развития их познавательных процессов, без которых невозможна человеческая деятельность. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия обучающихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение.

Современные ИКТ имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования технических средств: проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Есть возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку. Большая роль на внеурочной деятельности отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети познакомились с основами театра, кукольным театром. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети, повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране. Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к инсценированию сказки.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к внеурочным занятиям в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта.

Презентации позволяют учителю:

наглядно представлять материал;

интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

 придает занятию эмоциональную окрашенность;

 психологически облегчает процесс усвоения;

 возбуждает живой интерес к предмету познания;

 расширяет общий кругозор;

 повышается производительность труда учителя.

Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ во внеурочный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать,  и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся.

Итак, одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у обучающихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. При рассмотрении данного процесса мы опирались на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Большую роль в повышении познавательного интереса обучающихся в процессе внеурочной деятельности отводится информационно-коммуникационным технологиям.

Итак, в данном разделе была раскрыта роль использования информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время в развитии личности младших школьников, эффект влияния игры на личность школьника.

Практическая часть

           Хочется рассмотреть влияние информационно-коммуникационных технологий на активизацию познавательного интереса младшего школьника. Почему именно ИКТ, да потому что, на современном этапе образования требования ФГОС второго поколения одной из важнейших задач ставит ориентировку младших школьников в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий.
         
Занятие по внеурочной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий несколько отличается от традиционного занятия. Единую структуру подобного занятия выделить сложно, так как каждое занятие индивидуально, что определяется рядом причин: спецификой программы, содержанием конкретного внеурочного занятия, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ-компетенцией педагога.
          Использование ИКТ возможно на разных этапах занятия. Представляется рациональным выделение компонентов педагогической деятельности педагога, являющихся новыми компетенциями в связи с внедрением ИКТ в процесс внеурочной деятельности.
 В таблице 1.1. приведены примеры  возможности использования ИКТ на различных этапах внеурочного занятия.

Таблица 1.1

Использование ИКТ на различных этапах внеурочного занятия

Этапы урока

Содержание
педагогической
деятельности

Цели педагогической
деятельности

Условия достижения цепей (на основе
использования
компьютерной техники)

Мотивация

(самоопределе-ние) к деятельности

Аудио-сопровождение

Подготовить обучающихся к работе на занятии

- доброжелательный эмоциональный настрой учителя и обучающихся;
- быстрое включение класса в деловой ритм за счет активизации познавательного интереса;
- обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе за счет высокой мотивации

Актуализация и пробное действие

Демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения, с помощью мульти-видеотехники, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос

Быстро выявить уровень знаний обучающихся по предыдущей теме

- публичное устранение типичных ошибок;
- выявление «продвинутых» обучающихся

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Демонстрация презентации темы и целей урока

Организовать

деятельность

обучающихся к работе на занятии

- формирование дидактической цели вместе с обучающимися;
- использование приемов организации деятельности обучающихся по принятию цели

Реализация проекта занятия

Предъявление ученикам через ИКТ основных понятий, и схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового учебного материала

Предъявить новый учебный материал

- применение различных способов активизации мыслительной деятельности обучающихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний

Здоровьесбережение

физкультминутки, зарядки, в том числе с использованием ИКТ (презентации, CD-диски, содержащие текст физкультминутки, фото, видеоматериалы с демонстрацией образца упражнения)

Создать условия для сохранения здоровья обуч-ся и учителя

- оперативное привлечение всех обучающихся к процессу выполнения здоровьесберегающих мероприятий на занятии

Включение в систему знаний и повторение

Предъявление ученикам через ИКТ вопросов и заданий, требующих мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

Обучить способам мыслительной, учебно-познавательной деятельности по применению имеющихся знаний

- использование различных способов закрепления знаний в игровой форме на компьютере;
- обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с просьбой дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны;
- умение обучающихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами

Рефлексия занятия и самооценка деятельности.

Предъявление ученикам через ИКТ заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

Организация контроля и самоконтроля; воспитание способности к самооценке

- использование различных способов контроля и самоконтроля знаний в игровой форме на компьютере;
- рецензирование работ обучающихся с последующим ознакомлением результатов рецензирования на компьютере

В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах занятия сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для обучающихся начальной школы.
           Педагогу, который использует на своих занятиях новые информационно-коммуникационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
           Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности занятия с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество занятий с применением ИКТ - не более 3-4 занятий в неделю.
          Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен в таблице 1.2 (по Н. Т. Лебедевой).

Таблица 1.2.

Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств

Класс

1 - 4

Длительность работы с компьютерами

15 мин

Количество занятий в день

1

Гимнастика для глаз

3-5 упражнений по 5 и более раз каждое

Физкультминутка на рабочем месте

7-8 упражнений по 4-6 раз каждое

Длительность перерывов между занятиями

10-20 мин

           Чтобы применение компьютера во внеурочной деятельности давало положительные результаты, необходима правильная организация работы:
– компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием программы внеурочной деятельности и методикой ее преподавания;
– необходимо подбирать развивающие задания, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность обучающихся;
– обучающиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
– обучающиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в соответствии с санитарными правилами и нормами.
         С учетом вышеизложенных требований были разработаны конспекты внеурочных занятий с использованием ИКТ (Приложение 1).
Работа проводилась с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивало здоровьесберегающий режим обучения. Внеурочное занятие общеителлектуального направления на тему «В царстве смекалки» было проведено с использованием компьютера на следующих этапах: актуализация и пробное действие; целеполагание и построение проекта выхода из затруднение; реализация проекта занятия; рефлексия занятия и самооценка деятельности.
          Второе занятие «Многоугольники» было организовано в компьютерном классе, которое предусматривало основную работу на компьютере.
           На данных занятиях были использованы следующие виды работ с компьютерной поддержкой:
– выполнение заданий занимательного характера;
– решение математических задач;
– выполнение электронной физкультминутки;
– измерение сторон фигур электронной линейкой;
– рисование фигуры в программе Paint;
– составление электронной аппликации;
– осуществление самооценки деятельности на занятии.
          Наблюдение за деятельностью обучающихся на проведенных занятиях с применением ИКТ- компонента показало, что дети были на занятиях более активны. Если на обычном занятии во 2 классе работало 5 - 6 человек (35%), то на занятии с использованием компьютера – 14 человек (82%), а на занятии в компьютерном классе все дети включались в активную деятельность. Дети стремились участвовать в обсуждении заявленных на занятии вопросов, не боялись высказывать свою точку зрения, а, работая в парах в компьютерном классе, делились друг с другом добытой информацией и готовили совместные ответы. Даже звонок с занятия не являлся раздражителем, наиболее упорные обучающиеся изъявляли желание выполнять дополнительные задания.

Ожидаемые результаты: использование информационно - коммуникационных технологий во внеурочной деятельности будут способствовать  активизации познавательного интереса младших школьников.

Библиографический список

  1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А.В. Дворецкая // Народное образование. – 2006. – №2. – С.157 – 159
  2. Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе [Текст] / А.И. Дурова // Начальная школа. – 2005. – №12. – С.49 – 51
  3. Гаврилычева Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 1986.  №12. – С. 18-27.
  4. Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 34-37
  5. Каратаева Е.М. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия [Текст] / Е.М. Каратева // Директор школы. – 2000. №9. – С. 75-80.
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176с.
  7. Колесникова Ю. А. Первое место – компьютеру [Текст] / Ю. А. Колесникова // Начальная школа. –  2007. – № 7. – С.64-66
  8. Комарова И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования [Текст] / И. Комарова // Народное образование. – 2006. – №2. – С. 157 – 159
  9. Красновский Э.А. Активизация учебного познания [Текст] / Э.А. Красновский // Современная педагогика. – 1989. №5. – С. 10-14.



Предварительный просмотр:

Содержание

1. Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления

«В царстве смекалки».

2. Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления «Многоугольники».

Кружок  «Занимательная математика»

Тема: «В царстве смекалки»

Дидактическая цель: познакомить обучающихся  с интересными математическими задачами, ребусами.

Планируемые результаты (обучающийся научится):

Личностные: 

– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Регулятивные: 

– планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

– анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

Познавательные: 

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Коммуникативные: 

– участвовать в совместной работе, адекватно выбирать слова в соответствии с целью высказывания

Материальное обеспечение: наглядные пособия, ватман, клей, раздаточный материал (для математической газеты), компьютер, мультимедиатехника, презентация

Сценарий занятия:

  1. Мотивация (самоопределение) к деятельности.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю

 Ребята, сейчас у нас кружок «Занимательная математика»  к нам в гости

пришел Незнайка, ему в школе задали домашнее задание, а он не знает, как выполнить его, вот и пришел к вам за помощью. Ну что, поможем ему?

  1. Актуализация и пробное действие.

 Для начала мы с вами отгадаем интересные математические загадки

(слайд 1):

Отрезки, прямые

Черти с ней скорей-ка!

Поля без труда

Проведет вам... (линейка)

* * *

Три стороны и три угла.

И знает каждый школьник:

Фигура называется,

Конечно, ... (треугольник)

* * *

Чтобы сумму получить,

Нужно два числа... (сложить)

* * *

Если что-то забираем,

Числа, дети,... (вычитаем)

* * *

Если больше раз так в пять,

Числа будем... (умножать)

* * *

Если меньше, стало быть,

Числа будем мы... (делить)

У нее нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом. (Задача)

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

 Кто скажет мне, какова цель нашего занятия?

 А  чем мы будем заниматься сегодня?

 Мы будем решать интересные задачи, ребусы и выпустим с вами «математическую газету» (слайд 2)

  1. Реализация проекта занятия.

 А сейчас мы с вами поможем Незнайке решить его первое задание.

 Итак, вам нужно будет решить несколько задач. Готовы? За каждое выполненное задание вы будете получать звездочку

1. Решение логических задач (слайд 3)

1.Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади, один позади и два

впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (Три.)

2. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла двести

метров. Как ей это удалось?

3.  Представьте, что у вас в кармане коробок с одной-единственной

спичкой. Вы вошли ночью в темную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку.)

4. Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица,

стоящая на двух ногах? (2 кг.)

5. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (на

мокрое)

 С первым заданием вы справились хорошо, вот наша первая звездочка,

переходим ко второму заданию

2. Решение ребусов

 Ребята, а что такое ребус? (Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков)

 http://i020.radikal.ru/0803/0d/3deaa88f3238.jpg http://allforchildren.ru/rebus/rebus5/5-024.gif http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/911/93911375_large_27.jpg 

http://allforchildren.ru/rebus/rebus4/4-013.gif    http://www.ipb.su/uploads/ipbsu/podarizhizn/post-11-1330269916.jpg   http://oxana.detsky-mir.com/uploads/images/6/5/2/4/2/df5fe8427c.jpg

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

 Молодцы ребята, вы справились с заданием, вешаем вторую звездочку, давайте еще с вами решим задачи

1. Как – то раз в лесу густом                  

Еж построил себе дом.

Пригласил лесных зверей,

Сосчитайте их скорей:

2 зайчонка, 2 лисенка,

3 веселых медвежонка,

2 бельчонка, 2 бобра.

Называть ответ пора ( 11 )

2. Именины у синицы, гости собрались.

Сосчитай-ка их скорее да не ошибись.

Птичек дружная семья:

3 веселых воробья,

3 вороны, 3 сороки

- черно-белых белобоки,

3 стрижа и дятлов 3.

Сколько всех их, назови? (15)

3. К трем зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели.

 Кто считать, ребята, ловок?

 Сколько съедено морковок?  (63)

4.  В кармане у Коли монеты звенели,

Когда он бежал, они песенку пели.

По 10 рублей 6 было монет.

40 рублей ушло на обед.

За 8 рублей линейку купил,

10 рублей  друзьям одолжил.

Осталась в кармане лишь самая малость.

Сколько денег у Коли осталось? (2 рубля )

5. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло

человек?  (8человек)

6. Вдоль дорожки друг за другом растут 10 деревьев, между которыми стоят скамейки. Сколько всего скамеек? (9скамеек)

– Хорошо, и третью звездочку вы заработали

Электронная физкультминутка

  1. Включение в систему знаний и повторение.

 Ребята, а теперь нам с вами нужно сделать нашу «математическую газету» для Незнайки, что бы она была ему помощником в решении задач, ребусов и загадок.

 Для этого вам нужно будет работать в группах, 1ряд-первая

группа,2ряд-вторая группа,3ряд-третья группа.

 Знаете что такое газета? А что в ней пишут?

 Каждой группе я раздам материал-это будет статья, а вам нужно будет придумать интересное название рубрики.

 Газета у нас получилась яркая, красивая, полезная и интересная, теперь незнайка не забудет, как решать ребусы и задачи

  1. Рефлексия занятия и самооценка деятельности.

 Вот и подошло к концу наше занятие, а как вы думаете, все ли запланированное мы выполнили?

 Что понравилось больше всего на занятии?

 Какие возникли трудности во время решения заданий?

– Какое задание вам запомнилось?

 Незнайка говорит вам большое спасибо, что вы помогли выполнить ему домашнее задание, он пойдет в школу и получит пятерку! (слайд 4)

– Я предлагаю напоследок Незнайке спеть песню «Дважды два четыре» (аудио-запись)

Кружок «Занимательная математика»

Тема: «Многоугольники»

Дидактическая цель: создать условия для формирования знаний о многоугольниках.

Планируемые результаты (обучающийся научится):

Личностные:

– воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Регулятивные:

 анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины

Познавательные:

 классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);       

 приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

– высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;

Коммуникативные:

 участвовать в совместной работе, адекватно выбирать слова в соответствии с целью высказывания

        

Материальное обеспечение: раздаточный материал, компьютеры, мультимедиатехника, презентация

Сценарий занятия:

  1. Мотивация (самоопределение) к деятельности.

1. Приветствие

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается кружок

Мы за парту дружно сели.

На экран наш посмотрели.

2. Чтение на слайде высказывания о математике  А.И. Маркушевича
       
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

  1. Актуализация и пробное действие.

– Посмотрите на аппликации и скажите, из каких геометрических фигур сделаны человечки? (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник.)

– На какие группы можно разделить данные фигуры? (с углами и без углов)

– Назовите геометрические фигуры «без углов», т.е. фигуры, ограниченные кривыми замкнутыми линиями.  (круги)

– Назовите фигуры из группы тех, что «с углами». (квадрат, треугольник, прямоугольник)

– Как по-другому можно назвать квадрат и  прямоугольник? (четырехугольник)

– Как назвать одним термином геометрические фигуры «с углами»? (многоугольники).

– От чего зависит название многоугольника? (от угла)

– Итак, угол - это элемент многоугольника, но все-таки нужно уточнить, какая фигура называется многоугольником.
– Являются ли многоугольниками фигуры, изображающие шляпы человечков?
(да)
– Почему? (у них есть углы)

– Что такое многоугольник? (замкнутая ломаная линия)

– Что есть у многоугольника? (вершины, стороны)

– Что скажете об их количестве? (сколько углов, столько вершин и сторон)

– Покажи углы, вершины, стороны у твоего многоугольника.

– Как определить название многоугольника? (по количеству углов)
– Теперь посмотрим, как вы поняли, что такое многоугольник. Посмотрите на экран и найдите фигуру, которая не является многоугольником. (круг)

– Ребята, а посмотрите вокруг себя, где мы можем увидеть многоугольники?

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

– Сформулируйте, какие цели мы сегодня перед собой поставим.

– Ребята, скажите,  пригодятся знания о многоугольниках?  
– Почему вы так считаете?
(многоугольники важны для нас, без них мы бы не смогли строить такие прекрасные здания, скульптуры, фрески, графики и многое другое)
– Где вы их сможете применить?

  1. Реализация проекта занятия.

– Разделитесь на пары и сядьте за компьютер.

– У вас на рабочем столе есть презентация «Многоугольники», запустите ее. Что вы видите на первом слайде? Какую форму они имеют. (Форму треугольника.)

– Как по-другому можно назвать? (замкнутая ломаная)
– Из скольких звеньев состоит ломаная? (и
з трёх)
– Как найти её длину? (
измерить звенья и сложить все длины)

– Выполните измерения с помощью электронной линейки и выберите нужный ответ. (4 см, 5 см, 3 см)
– Выполните вычисления. (
4 см + 5 см + 3 см = 12 см)

– Как по-другому назвать звенья в этой фигуре? (стороны.)
– Что измеряли и складывали? (
измеряли и складывали длины сторон треугольника)
– Мы с вами нашли периметр треугольника.
– Так что же такое периметр треугольника
? (сумма длин сторон треугольника)

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

– Ребята, а где могут пригодиться знания о периметре и умение его находить? (в строительстве и ремонте квартир и домов, заборов, при замене плинтусов, окон)
– Какие инструменты помогут измерить Р?
(линейки, рулетки)
В каких единицах длины можно измерить Р?
(мм, см, дм)

Электронная подвижная физкультминутка

  1. Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа в группах

–  Ребята, вам необходимо измерить стороны треугольника с помощью линейки и вычислить периметр треугольников:
1 ряд – Р первого многоугольника
(4+1+4+3=12 (см) – Р) 

2 ряд – Р второго многоугольника (4+3+3=10 (см) – Р)

3 ряд – Р третьего многоугольника (2+3+5+5=15 (см) – Р) 

– Ребята, посмотрите на экран и проверьте себя.
– У кого правильно? Кто ошибся?
– Что такое периметр?
– Как вычислить периметр?

2. Игра «Зоркий глаз»
– Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Зоркий глаз»        

– Условия игры таковы: я показываю карточки с изображением различных фигур  (каждую по 2-3 секунды) и убираю. А вы по команде «Внимание!» рисуете фигуры в программе Paint, которые запомнили. Через одну минуту делаем проверку.  

Электронная физкультминутка для глаз (на экране)


3. Практическая работа (в парах)
– Ребята, у вас на следующем слайде представлены геометрические фигуры различных цветов. Вам нужно из них выполнить какую-нибудь электронную аппликацию, а потом рассказать про свою работу.

– Рассказать про свою работу необходимо по плану, который показан на экране.
План
1. Название работы.
2. Какие фигуры использовали.
4. Выставка работ.
– Молодцы! Проявили свою богатую фантазию. Как разнообразны ваши работы.

  1. Рефлексия занятия и самооценка деятельности.

 Ребята, закройте глаза и вспомните, как вы работали на уроке, кто-то считает, что работал на отлично, у кого всё получалось, кому понравился урок, кто достиг самой вершины урока, или может кто-то считает, что работал хорошо, но что – то не получалось, то есть не много не хватило достичь вершины урока, или кто-то работал неохотно, у кого многое не получилось, кто что-то не понял, кто был на самой низкой ступени урока. Подумайте, пожалуйста. А сейчас посмотрите на экране изображена гора «достижений», каждый по очереди выйдет и переместит свою фотографию на той высоте горы достижений, которую он считает, что достиг на сегодняшнем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии"

Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека д...

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся Обобщение инновационного педагогического опыта

Выступление на педагогическом совете. Информационно-коммуникационные  технологии  как  средство  активизации  познавательного  интереса  обучающихсяОбобщение...

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся Обобщение инновационного педагогического опыта

Выступление на педагогическом совете. Информационно-коммуникационные  технологии  как  средство  активизации  познавательного  интереса  обучающихсяОбобщение...

«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»

обобщение педагогического опыта работы:«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы»Содержание:I. Введение....

Педагогические средства активизации познавательной деятельности младших школьников

Материал предназначен для педагогов, работающих с обучающимися имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)....