Развитие познавательных интересов младших школьников
методическая разработка (8 класс) по теме
В методическую работу включены занимательные игры и упражнения, способствующие пополнению словарного запаса ученика, полезные упражнения для развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnykh_interesov_mladshikh_shkolnikov.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему
Игры-эффективное средство
в развитии познавательных интересов при изучении русского языка
на занятиях в ГПД
Воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ №133
Семенова А.В.
2014 г.
Содержание
1. Вступление. Игры – эффективное средство в развитии познавательных интересов при изучении русского языка на занятиях в ГПД.
- Занимательные игры при изучении тем «Звуки и буква», «Алфавит».
- Игры и упражнения при изучении орфографии.
- Упражнения, способствующие пополнению словарного запаса.
- Полезные упражнения для развития речи.
- Разработка открытого мероприятия. Символы Санкт – Петербурга.
1
Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важных задач начальной школы. Одним из средств пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. Для многих детей учиться – это утомительное, скучное сидение за партой, без огонька, без вдохновения… А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Дарить детям интересные моменты жизни! Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать интерес к нему не всегда получается на уроке. Иногда задаешься вопросом: почему наши дети так безграмотны? Причин, наверное, много, но главные, как пишет в своей книге «Веселая грамматика»В.Волина, - из школы ушла наука,- игровые моменты обучения не стали пока ведущими на уроке. Вот почему очень важно и ценно в занятиях в ГПД в игровой форме пополнять знания детей, учить задумываться над процессами, которые происходят в языке и получать от этого удовольствие. Ребенок испытывает счастье. А счастливого легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.
Даже такие неинтересные для детей темы, как «звуки», и «буквы», «алфавит» можно учить без особых затей, но весело, толково и интересно.
Вместе с тем нужна дозировка и осторожность. После изучения звуков и букв на уроке в ГПД, чтобы не пропал интерес к этой теме, можно почитать сказки «Как звуки научились превращаться в буквы», «Всегда вместе», разыграть сценку «Спор букв».
Повторение знаний об алфавите заинтересовать тоже сказкой «Парад букв». Закрепить знания детей помогут игры:
«Что пропало?» (2ч.):
АВДЕК ГЛЕЗК
ЛМНСЦ МРУФЧ
ЧШЩ ШЭЯ
Играющие вставляют пропущенные буквы. Класс определяет победителя.
«Расколдуй слово» (5ч.) На доске слова с измененным порядком букв.
ХОУПЛ СМТОЫ УГЬШЛ НЫБТИ СВЬОЛ
Расставить буквы в алфавитном порядке.
Но похожие задания есть и в учебнике русского языка. А вот игру «По порядку становись» (группа) лучше проводить в ГПД. У каждого играющего карточка с начальной буквой его фамилии. По команде дети выстраиваются в алфавитном порядке, держа буквы перед собой. Если на одну букву несколько фамилий, то порядок расстановки решается по вторым, третьим буквам и т.д.
2
Перенос слов для детей 2 класса тоже нелегкая тема. Без предварительной инструкции не обойтись. А чтобы было веселей и легче, перед игрой на эту тему желательно выучить стихотворение и повторить его всем вместе:
Здесь порядок очень строгий,
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
Потом инструкция , которая является подспорьем для закрепления темы о переносе. НЕ рекомендуется:
- оставлять на строке или переносить одну букву, даже если она составляет слог (нельзя : зме-я, о-гонь, О-ля и т.д.),
- отрывать Ъ и Ь от предшествующих букв( подъ-ем, паль-то),
- отрывать одну начальную букву от корня (по-крыл, на-ступил),
- отрывать Й от предшествующей буквы (чай-ник, пой-ми),
- и т. д.
Приступать к решению грамматических заданий во время игры следует только убедившись, что все ученики поняли , что от них требуется, в случае необходимости - давать объяснение и повтор правил.
Игра « Не ошибись» . На доске слова для переноса в столбиках, нужно разделить вертикальной чертой для переноса:
Рая скамья чайка
подъем огонь рейка
окуньки ручьи фойе
Илья деревья попрыгал
утро съели расписать
змейка яма улей
письмо семья окно
поскакал кольцо разлить
«Помоги Незнайке» (2 ч.) На доске написан текст стихотворения:
Перенес слова Незнайка:
за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,
у-ши, ше-я, ло-б, гла-за,
о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за,
А еще он перенес:
ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,
Зо-я, О-ля, Сер-гей.
Где ошибки.
Вот вопрос!
Кто исправит перенос?!
Последняя игра проходит оживленно. Когда дети начинают понимать правила переноса, многие хотят показать свои знания и рвутся к доске, где нужно исправлять ошибки.
3
А сколько хлопот с орфографией! Но надо решать орфографические задачи. Как детям объяснить, что «фонемы повелевают буквами» («Секреты орфографии»). Для начала вспомнить Вини – Пуха и его друзей, найти в учебнике картинку, где на стволе дерева прикреплена записка:
« Ушол щасвирнус занит с щасвирнус. К. Р.» и посмеяться с детьми над тем, как Сова подумала, что Кристофер Робин ушел с каким –то Щасвирнусом, как долго они гадали, какой это Щасвирнус: пятнистый или травоядный. Следующая записка выглядела по – другому:
«Я ушел. Сейчас вернусь». И недоразумений больше не было. Обратить внимание детей на то, что в первой записке написано так, как произносятся звуки. Но трудно понять … Во второй записке соблюдаются определенные правила правописания, и все сразу понятно…
Вспомнить и о том, как дети дружат друг с другом. Если один смеется – второй подражает. Если один играет с машинкой – второму тоже хочется играть с ней и т.д. Так происходит и с буквами, которые стоят рядом в слове. Если одна обозначает глухой звук, другая тоже оглушается и наоборот, но на письме обозначает другую букву. А если буква стоит в конце слова, то звук, обозначающий ее, старается назвать свою пару (сказка, зуб).
Дети, подготовленные такой беседой, играют вдумчиво.
Игра. Подобрать нужные слова.
- Как называется избушка, где живет сторож? (сторожка).
- Украшение в ушах? (сережка).
- Твердая застежка на поясе? (пряжка).
- Часть стола, стула? ( ножка).
- Назвать подружку (друга), который влияет на звук Ж?
Дети любят загадки. У доски 2 ученика: один отгадывает, другой подбирает проверочные слова. Если у ребят затруднение , им помогают их команды.
- Берега зеленые, вода красная, рыбки черные. (Арбуз)
- Весь я сделан из железа, у меня ни ног , ни рук
Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук да стук. (Гвоздь)
- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. (Гриб)
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь)
- В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд)
и т.д. ( с.111, «Веселая грамматика»).
Потом можно выполнить работу с текстом. Чтобы это не превращалось в урок, текст заранее пишется на доске или плакате, или раздается детям на отдельных листочках.
Ошибки. Какие слова путает Андрей?
В классе пишут под диктовку:
«Я принес из леса гриб».
Лишь Андрей выводит ловко:
«Я принес из леса грипп».
Ну скажите, почему
Так послышалось ему?
Игроки владеют басом,
А певец завидным пасом,
По реке плывут плоды,
А в саду растут плоты,
Объясните, почему
В школе не везет ему?
Рассказывая детям о правилах русской орфографии в занимательной форме, убеждаюсь, что интерес к этой форме бесед не пропадает, наоборот, дети ждут , когда будет другая сказка. Использую по полной материал из книги В. Волиной «Веселая грамматика». Очередная сказка о мягком и твердом знаках: «Незаменимый знак», «Фокусник», « О мягком знаке и его родном брате», «Два братца», читаю веселые рифмы , решаем кроссворды на слова, оканчивающие на Ь, дети разыгрывают сценку « Жесткая буква», потом проводится работа, которая пополняет словарь школьников. Отвечать дети должны одним словом, при затруднении ищут ответы на доске. Значения слов объясняются.
Ъ
Растолковать, сделать понятным. (Объяснить)
Недоеденные куски. (Объедки)
Полоса земли вдоль берега моря, озера. ( Побережье)
Вход в здание. (Подъезд)
Впрыскивание лекарств, укол. (Инъекция)
Неисправность или недостаток. (Изъян)
Снежная буря, метель. (Вьюга)
Служащий, разносящий почту. ( Почтальон)
Мясной отвар. ( Бульон)
Сжаться, скорчиться. ( Съежиться)
Употребляемый в пищу, пригодный для еды. ( Съедобный)
Закрепить правописание слов с буквосочетаниями можно такими играми: превращение слов – волшебные цепочки. Отгадать слово по модели.
- очк –
В конце предложения ставится … (точка).
С Д растет у мамы… (дочка).
С К я - на болоте… (кочка).
Б в начале слова… (бочка).
О на А заменим … (качка).
Слева Т – и слово…(тачка).
Вместо А кто У возьмет,
В небо …(тучка) поплывет.
Маленькую тучку я возьму за …(ручку).
Узнать значения некоторых слов и запоминать их правописание помогут такие задания, н- р, «Пирамида».
о
о - о
о - - о
о - - - о
о - - - - о
о - - - - - о
о - - - - - - о
о - - - - - - - о
Возможный вариант ответа: око, окно, озеро, облако, опахало, общество, отечество). При затруднении в выборе слов можно дать готовые ответы, а потом игру повторить снова уже без подсказки.
Игры, в которые включаются незнакомые детям слова желательно повторять через 2-3 дня.
Можно проводить и такие игры, как «Зоопарк». Если правильно сложить первые буквы в названиях животных, то можно узнать, кто сидит в шестой клетке: ЗУБР, ЕНОТ, БАРСУК, РЫСЬ, АНТИЛОПА (ЗАБРА).
В русском языке очень много слов , правописание которых надо запомнить. Это названия домашних животных, зверей, названия овощей , фруктов, деревьев, цветов и т. д. Вот почему игры с привлечением таких слов очень полезны в дальнейшей работе на уроках по русскому языку. А в ГПД можно проводить такие игры, как « Звери спрятались». Но предварительно, для «разогрева» , как говорят спортсмены, учим стихотворение «Играем в прятки»:
Лучшей умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Теперь игра «Звери спрятались». Найти в тексте названия зверей. Они так спрятались, что их трудно найти, но мы постараемся.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: « Музомор Жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание.»Принести грабли!» - скомандовал охранник. И добавил: «Зоопарк закрыт».
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль! Их здесь целых 8 (лев, олень, морж, рысь, слон, лис)
Такие игры и задания направлены на достижение конкретных дидактических целей, совершенствование навыков правописания, пополнение лексического запаса. Самое пристальное внимание нужно уделить работе над значением слова, добиваться, чтобы в сознании ученика формировалось точное понимание слова. Не надо забывать о психологических особенностях детей. Внимание и запоминание у детей слабое, особенно, если игра и задания не захватывают. Надо сменить вид работы, поменять игру. На время переключиться на подвижную и захватывающую игру, например, «Кто быстрее?». Группа делится на две команды. Задание: подбежать к стулу , пролезть под него, вылезть и бежать к своей команде, передать движение партнеру, коснувшись его рукой. Такие игры дети любят до бесконечности. Но необходимо научиться безболезненно переходить к тем играм и заданиям, которые требуют усидчивости, чтобы решать те задачи, которые лежат перед школой. Сплав занимательных игр с грамматическим заданием позволяет решать многие воспитательные и образовательные задачи.
Развитие речи – важнейшая задача обучения в школе. Речь – основа всякой умственной деятельности, средства коммуникации. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию навыка чтения и повышению орфографической грамотности…
4
Дети в основном не умеют говорить, выразить свои чувства, так как беден словарный запас слов, беден эмоциональный словарь. Вот почему работа по устранению этого недостатка должна систематически продолжаться и в ГПД, Дети любят такие игры, как «Вопросы и ответы», «Да / нет – запрещаются», «Из одного слова», «Фантазеры». Привлекает детей и такая игра , как «Заполни клетки». Она способствует пополнению словарного запаса детей:
9 слов даю на доске или плакате, из них надо выбрать нужное и вписать в строчки – квадраты. После выполнения задания проводится лексическая работа. Слова: чан, масло, хоровод, савок, жор, жнец, заря, танк, паяц.
З | |||
А | |||
Я | |||
ц |
Ч | ||||||
| А | |||||
С | ||||||
О | ||||||
В | ||||||
О | ||||||
й |
Очень полезны такие упражнения для развития речи:
5
Задание
"Сейчас я буду называть слова, а вы будете рассказывать, что этот предмет делает:
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь –
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов.
Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
"Признак".
Задание
"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо
бумага
дерево
снег
пух
стекло -
Задание
"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
"Слова-приятели" (упражнение на синонимы).
Задание
"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой?
Жесткий - это какой?
"Правильно или нет?".
Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
Спросить ребенка: "Почему предложения неточные?"
6
Дети часто с учительницей посещают экскурсии по городу. Но рассказать о
своих впечатлениях им удается с трудом. А еще труднее написать об этом в сочинениях, которые даются как домашнее задание во время самостоятельной подготовки в ГПД, Закрепить знания об увиденном и построить рассказ помогают такие мероприятия, как инсценирование. Дети любят получать роли, разыгрывать сценки и незаметно для себя взрослеют, совершенствуют свою речь.
После одной из экскурсий по городу можно воспользоваться разработкой из брошюрки О.Канарской и провести «Заочную экскурсию по старому городу. Символы Санкт – Петербурга» Перед мероприятием проводится большая подготовка: готовятся листочки с ролями, подыскиваются иллюстрации с символами, подбирается музыка, готовится плакат со словами для разминки, которую потом можно использовать в сочинении. Без плаката со словами будет заминка или на ум придет , знаю по опыту, несколько «куцых» слов.
Заочная экскурсия по старому городу.
Символы
Санкт – Петербурга.
Цели мероприятия: закрепить знания детей о старом городе; вычленить символы Санкт – Петербурга; ввести музыкальный символ – «Гимн великому городу Глиэра; развивать воображение учащихся, монологическую речь, устную и письменную.
Оборудование: - карта – схема центра города,
- Открытки, плакаты с видом Петербурга,
- грамзапись позывных телепередачи «Клуб путешествен-
ников, детской радиостанции «Заячий остров», «Гимна
великому городу» Глиэра, и. т.д.
Вступительное слово.
Дорогие ребята! Вы продолжаете шаг за шагом знакомиться с Петербургом, городом , в котором вам посчастливилось жить.
Любить город, в котором живешь – значит знать его историю, видеть его красоту, вести себя так, как подобает жителям великого города мира. Экскурсии, в которых вы побывали, позволили прикоснуться к тому великому и неповторимому, что есть в нашем городе. Настало время подвести кое – какие итоги вашей работе. Мы проведем заочную экскурсию по Петербургу. После этого вам легче будет выполнить задание, которое дала учительница – написать сочинение о том, что вы видели на экскурсии и свои впечатления об увиденном.
В игре участвуют 3 команды.
« Заочная экскурсия по старому городу. Символы Санкт –
Петербурга
Разминка.
Чтобы настроиться на быструю творческую работу, проведем разминку. На слово, которое я приведу команде, вы должны ответить своим словом или сочетанием слов, пришедшим вам на ум.
- Город: Северная Пальмира, Северная Венеция, Петербург, собор, дом, улица, проспект, люди, истории, парк, сад, транспорт…
- Дом: постройка, храм, здание, сооружение, собор, дворец, музей, ансамбль, подъезд, квартира…
- Река: Нева, канал, море, холодная, глубокая, мост, порт, берег, набережная…
Домашнее задание.
Дома вы подобрали названия ваших команд, «зашифровать» эти названия, держать в секрете, а гости и члены команд – соперниц постараются отгадать, как же вы назвали свою команду.
Команда 1 – вам слово
«Как зовут нас – мы не скажем, мы название покажем».
Немой вопрос: две девочки протягивают друг другу руки (получается дуга), а мальчики с фигурками шахматных коней становятся рядом, по обе стороны от девочек.
«Аничков мост» - написанное название команды появляется на их столе.
Команда 2 – ваше следующее слово.
Он сидит в одном зеленом месте в окружении своих героев. Сейчас мы покажем героев его произведений, а вы, если догадаетесь, где он сидя стоит (памятник), легко отгадаете название нашей команды. Оно состоит из двух слов, и это место находится не очень далеко от Аничкова моста.
(На стуле - «Крылов», чуть ниже лиса с виноградом, мартышка с очками). Прочитать отрывок из басни.
«Летний сад» - написанное название появляется на столе, за которым разместилась команда 2).
Команда 3 - ( «Медный всадник»)
- Наша команда – это не мост, это не сад. Это памятник, для подножия которого долго искали подходящую скалу.
Инсценировать.
- Наконец явился в Петербургскую академию художеств крестьянин Семен Вишняков и сказал:
- Думается, отыскал я что надобно. Преогромная глыба. Прозывается «Гром – камень». Это потому, что ударил в нее гром и пробило с краю трещину.
- Где же этот гром – камень?
- Недалече. У деревни Лахта, что близ Финского залива.
- Отправились, осмотрели. Действительно, годится.
- Но как доставить в Петербург каменную гору?
Тут помог один сметливый русский мужик – кузнец. Придумал особенную платформу вроде саней. На ней и тащили «Гром – камень». Два года длился весь этот путь.
Третья команда - «Медный всадник».
Символы. Итак, название команд «Аничков мост», «Летный сад», «Медный всадник».
Мост, сад, памятник..
- Вы знаете, что в Петербурге есть такие памятники и архитектурные сооружения, которые стали символами эмблемами города.
- Символ - как понимаете значение этого слова?
Эмблема?
Мне кажется, что даже в названиях двух наших команд «спрятаны» эти символы, а название одной и есть самый известный символ. Кто догадался, что я имею в виду? («Медный всадник». Открытка или картинка - на выставку)
- Расскажите о нем.
Ученик:
- За великие дела на пользу России свыше двух веков назад в 1782 г. над Невой был поставлен памятник Петру 1 «Медный всадник». Его знает весь мир. Гранитная скала, на ней скачущий всадник. Могучей рукой он вздернул коня. Другая рука указывает вдаль. Создал этот замечательный памятник скульптор Этьен Фальконе. Несколько лет он работал, пока не отлил из бронзы прекрасную статую (работа над ударением).
Ведущий.
- А что скажет команда « Аничков мост»?
( Символом, эмблемой города, считаются и конные группы на мосту, кони скульптора Клодта. Они еще называются «Укрощением коня», ( Открытка или картина - на выставку).
«Летний сад»? А в вашем названии не спрятался ли символ города? (Решетка Летнего сада)
Открытка на выставку.
_ Какие же открытки мы поставили на выставку?
А попробуем припомнить другие символы города? ( Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Ростральные колонны…. ( все ставим на выставку).
Ведущий. С помощью устной речи, языка, мимики, жеста, «немого вопроса» мы организовали работу, мы общались, обменивались мыслями , знаниями. Значит, речь помогает передавать информацию и познавать мир.
А сейчас прислушаемся к образцовой речи. Для этого отправляемся на TV, а в какую передачу, догадайтесь (звучит музыка к передаче “Клуб путешественников»)
Вот и поработаем дикторами. Постараемся рассказать о символах города так, чтобы добрые чувства появились в душах тех, кто будет нас слушать.
Диктор
- Добрый день, дорогие телезрители, поклонники нашей передачи. В эфире очередной выпуск «Клуба путешественников». Сегодня нм предстоит заочная экскурсия по одному из красивейших городов мира – Петербургу. Речь пойдет о некоторых постройках, ставших символами.
В программе 2 сюжета, между сюжетами - рекламная пауза.
Слайд.
- Итак, сюжет 1-й.
Перед вами Адмиралтейство. Основано Петром 1 в 1704 г. Здесь на Адмиралтейской верфи построен первый морской флот России. В 1806 г. по проекту великого зодчего Андриана Захарова начались работы по постройке старого здания Адмиралтейства. Архитектор не дожил до окончания строительства. Гениальное творение А.Захарова завершили его ученики.
«Адмиралтейская игла» - знаменитый золотой шпиль Адмиралтейства воспет в поэзии Пушкина:
….И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
Силуэт башни, увенчанной шпилем с золотым корабликом, стал популярной эмблемой города.
Рекламная пауза.
- Санкт – Петербург - отличный город!
- От других.
Санкт – Петербург - отличный город!
- От других.
_ Санкт – Петербург - просто отличный город!
- От других. От других городов мира. Он красивее многих! Он, действительно, отличный! ( палец вверх).
Ведущая.
- Сюжет второй и последний. Прогулка на стрелку Васильевского острова, где высятся тридцатидвухметровые колонны.
Две ростральные колонны перед зданием Биржи установлены по проекту Тома де Томона в 1810 г. Колонны служили маяками. Их высота 32 метра. Название происходит от триумфальных колонн Древнего Рима, которые ставились в память морских побед. Такие колонны украшались рострами - отпиленными носами захваченных кораблей противника.
Колоссальные скульптуры у подножия колонн олицетворяют великие реки: Волгу, Неву и Волхов. Сейчас к колоннам подведен газ и в дни праздничных салютов над ними вспыхивает многометровое пламя.
«Заячий остров»
Я обещала вам, что в конце урока мы попадем на радио, но посмотрела, какие вы друг другу задачи – задания придумали, и мне тоже захотелось задать вопрос. Он интересен тем, что, с одной стороны, безусловно, касается темы нашего мероприятия « Символы Санкт – Петербурга», а с другой не мешает мне выполнить обещание о посещении нами радио.
Внимание, вопрос – задание.
Найдите на картах схемах, что лежат у вас на столах, ту часть города, которую мы называем Петроградской стороной. Найдите остров, по форме шестиугольный, и скажите, в каком году здесь было заложено сооружение, форма которого повторяет очертание его берегов? Как называется этот остров? Почему я привела вас на этот остров? (Петропавловская крепость – ровесница города, Заячий остров)
Звучат позывные детской радиостанции «Заячий остров».
Выступая в роли «дикторов», дети читают отрывки из своих домашних сочинений, написанных после автобусной экскурсии по городу.
Итог.
Мы вспомнили символы города. Это архитектурные символы. В конце мероприятия прозвучит музыка, которая является тоже символом нашего города. ( Звучит гимн).
Прозвучал « Гимн великому городу» композитора Глиэра из балета «Медный всадник».
Этой красивой и торжественной музыкой мы закончим сегодняшнее мероприятие, посвященное символам Санкт – Петербурга.
Заключение
Таким образом, учить содержательной , логичной , ясной и правильной речи надо не только на уроках русского языка, но ежедневно, используя игровые моменты, выполняя домашние задания, выполняя также занимательные упражнения, отчитываясь об увиденном на экскурсиях, разыгрывая различные инсценировки, раскрывая «секреты» правописания, упражняясь в правописании слов, которые не подчиняются правилам и т.д.
Ученики должны освоить все правила на примере более простых игр каждого вида. В дальнейшем игры нужно чередовать, чтобы они не потеряли своей притягательности. Игры надо использовать в зависимости от дидактических целей и уровня подготовленности группы. Для самостоятельной работы грамматические задания лучше рекомендовать тем ученикам, которые хотели бы и которым интересно их выполнять. Можно их выполнять и коллективно, вовлекая в эту работу и сильных , и слабых учащихся. Уже с начальных классов приучать детей пользоваться различными словарями, энциклопедиями, атласами, картами.
Очень богатый и разнообразный материал по подбору интересного занимательного материала, которой я пользуюсь для работы, можно найти в книге «Учимся играть», «Веселая грамматика» В.Волиной. Их можно считать настольной книгой для ежедневной работы не только учителя , но и воспитателя ГПД,
Используемая литература
- В.Волина. Учимся играя. «Новая школа», Москва, 1994.
- В.Волина. Веселая грамматика. «Знание», Москва, 1995.
- Г.Граник и др. Секреты орфографии. «Просвещение». Москва, 1991
- О.Канарская. Уроки инновационной технологии. С-П, 1994
- А.Полякова Превращения слов. « Просвещение». Москва, 1991