Еще раз о психологическом здоровье
статья по психологии по теме
Предварительный просмотр:
Еще раз о психологическом здоровье.
МАОУ «Лицей№38» ,педагог-психолог ПерцеваО.Р.(г.Белгород)
Новое время диктует нам новые вопросы и, пожалуй, чаще всего люди задают себе вопрос: «Почему?». Почему растет агрессия у детей? Почему падает престиж обучения? Почему растет подростковый суицид. Мы все чаще видим молодых людей, от которых хочется держаться подальше, потому что их поведение вызывает недоумение, их речь наполнена ненормативной лексикой, но особенно в сложной ситуации находятся школьные педагоги, которые этот вопрос задают себе помногу раз на день. Почему, несмотря на все старания, дети не хотят учиться, а некоторые из них явно сопротивляются учению? Как вытерпеть, вынести иногда открытое хамство учеников. Почему с каждым годом все больше проблемных детей и все сложнее и сложнее становится работать? Сегодня трудные дети не только в неблагополучных семьях, а вполне хороших, с высоким уровнем дохода. А реформаторы школы как будто не слышат и не видят этих проблем. А все решают, какие языки изучать и сколько изучать. Решаю вопросы удлинения срока обучения в школе. Но разве не все равно, какими знаниями, в каком количестве будет владеть ученик на выходе из школы, если в его душе не будет мира, и если он не будет любить этот мир. Понятно, что общество наше находится в глубоком духовно-нравственном кризисе. И сегодня мы наблюдаем рост заболеваний у разных категорий населения. Поэтому с особой остротой встает вопрос. Что позволяет человеку в современных условиях не только сохранять здоровье и душевных комфорт, но и прибывать в активной созидательной форме. Понятно, что психологическое здоровье является основой активности человека. Именно психологическое здоровье позволяет человеку выстоять в трудной ситуации и дает возможность личностного роста. Сегодня много говорят о сохранении физического здоровья. Душевное состояние, психологическое состояние не всегда берется во внимание. Понимая важность этой задачи необходимо более внимательно относится к сохранению душевного здоровья. Основу его составляет полноценное развитие человека на всех этапах. Психологическое здоровье сложно определить как совокупность всех психических свойств, которые помогают обеспечить гармонию внутри человека и между человеком и обществом, полноценное функционирование в процессе жизни. Самое главное – это гармония человека с самим собой, а так же между человеком и окружающей средой. Только здоровый человек может реализовать свой потенциал. И способен принимать ответственность за свою жизнь, способен делать свой личный выбор, способен раскрыть богатые творческие возможности в различных сферах. Из этого вытекает наличие позитивного образа «Я». То есть принятием человека самого себя и других людей. Психологическое здоровье людей это необходимое условие полноценного функционирования и развития. Возникает вопрос: «На сколько взаимосвязаны психологическое здоровье и успеваемость в школе?». И зависимость эта очень большая. Так как нарушение психологического здоровья дает повышенную тревожность, которая приводит к снижению внимания и нарушению общения со сверстниками и учителями, тормозит процесс самореализации и это приводит к снижению успеваемости и нарушению дисциплины. Эти учащиеся вырабатывают стереотипное видение направленное на получение негативного внимания к своей особе, они мешают вести уроки, вызывают недовольство учителей, что неминуемо ведет к снижению учебной мотивации, а дети со страхом самовыражения периодически «уходят в себя» и просто не слышать учебного материала. Это так же приводит к снижению их успеваемости. Все это говорит о взаимосвязи психического здоровья и нарушении в поведении учащихся. Вот почему сохранение психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успешности и социальной адаптированности. Каждый родитель, педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым, успешным и легко адаптировался к жизни. И именно по этому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость и адекватное поведение в процессе взросления. Но какие же оптимальные условия развития психологического здоровья ребенка? Конечно это эмоциональный комфорт, но полностью изолировать ребенка от проблем опасно. Иногда стрессы помогают личности мобилизоваться к активной деятельности, стрессы помогают ребенку выработать тактику деятельности к той или иной ситуации. То есть полный эмоциональный комфорт, не просто не нужен, а даже противопоказан, так как мешает социальной адаптации ребенка. Трудные ситуации воздействуют на детей двояко. Нужно иметь в виду, что всякая трудная ситуация, принесшая страдание, только тогда имеет смысл, когда она делает человека луче, то есть имеет развивающее и обучающее значение. Так же нужно обратить внимание на сам переход от напряжения к расслаблению. Резкий переход, уменьшения напряжения может переживаться как апатия, скука, тоска, то есть также не вполне желателен. Здесь необходимо упомянуть теорию информационных неврозов, согласно которой важный фактор невротизации- это информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. Необходимо иметь в виду, что трудность ситуации и вызываемое напряжение должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростка. При этом задача взрослых- не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия. Еще одним важным условием становления психологического здоровья подростков является наличие у них фона настроения. Говоря об этом, нельзя не коснуться таких характеристик, как способность самого подростка быть счастливым и оптимистическое мировоззрение. У счастливых родителей больше шансов вырастить счастливого ребенка. Таким образом способствовать формированию у детей оптимизма? Возможно, через постоянную фиксацию на положительных изменениях, которые происходят в его учебной и не учебной деятельности. Полезно обращать даже на незначительные изменения, которые помогают создавать положительный фон настроения, которые способствуют развивать веры в себя и свои силы. Так наличие трудных ситуаций, разрешаемых подростком самостоятельно или с помощью взрослых, создают в целом положительный фон настроения, и фиксирует внимание на успехи подростка с анализом причин этого прогресса. Это все рассматривается как условие становления психологического здоровья, которое необходимо ребенку в нестоящем и в будущем. И поэтому необходимо быть внимательным к настроению ребенка, не оставлять без внимания изменение в положительном фоне. Если ребенок долгое время прибывает в ситуации эмоционального дискомфорта, негативного переживания, без внимания взрослых, это может привести к непредсказуемым последствиям. Роль родителей и учителей в сохранении психологического здоровья очень велика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Статья про психологическое здоровье обучающихся...
Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
Статья про психологическое здоровье обучающихся...
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...
«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
Семинар-практикум для педагогов. Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующи...
Психологический практикум "Психологическое здоровье педагога"
Практикум направлен на снижение эмоциональной нагрузки педагогов, снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания. Содержит теоретический материал и практические упражнения...
Психологическая поддержка детей с различными нарушениями психологического здоровья
Материалы для педагогов-психологов...