Коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
рабочая программа по психологии по теме
Коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_trevozhnosti_strakhov_programma.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ СОССЗН Старооскольского городского округа
«CРЦдН»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Педагог-психолог «СРЦдН»
Цыплянская Е.А.
2013 год
Пояснительная записка
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи развиваются при недостатке родительского принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными. У таких детей нередко развивается страх школы. Детские страхи могут проявляться в невротических реакциях и психосоматических заболеваниях.
Ночные страхи - возникают во время ночного сна, проявляются насыщенным аффектом страха при неглубоких изменениях сознания (сужение, рудименты сумеречного состояния). В отличие от снохождения (лунатизма), ночные страхи сами по себе не сопровождаются моторной активностью с совершением привычных, автоматизированных действий. Однако они могут сочетаться со сноговорением и снохождением. Возникают преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.
Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.
В родительских анкетах на вопрос: “Есть ли у ребенка страхи, связанные с чем-либо?” мамы указывают на…мультфильмы как на один из источников страха. Это и понятно, так как современные мультфильмы заселены вампирами, приведениями, Шреками!
Так же родители жалуются на то, что их дети боятся темноты, привидений, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому тема преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуальна на настоящий момент.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей: “Как помочь детям в преодолении их страхов?” Ведь, если вовремя ребенок не преодолеет свой страх, а взрослые ему не помогут в этом, то этот страх может перерасти в нервно-психические расстройства.
Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.
Цели и задачи коррекционно-развивающей программы по преодолению страхов у детей 5–7 лет
Цель – cоздание условий для преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5 – 7 лет.
- Обучение детей дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.
- Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Этапы
1 этап — диагностический.
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика: Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захарова и М.А. Панфиловой)
Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен)
2 этап - информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.
3 этап - практический.
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап - контрольный.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Организация коррекционно-развивающей программы по преодолению страхов у детей 5–7 лет
Предлагаемая программа по устранению и преодолению страхов старших дошкольников предполагает работу на двух уровнях:
1. Работа с ближайшим окружением ребенка (воспитатели, родители). Форма работы: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации.
2. Работа с детьми (групповые занятия).
Оптимальное количество участников: 5 – 8 человек.
Продолжительность занятий: 30 минут 2 раза в неделю
В программу вошли следующие темы обсуждений:
«Почему у некоторых людей нет друзей?», «Какие вы знаете эмоциональные состояния? Что такое настроение?», «Страх наказания», «За что меня любит мама, папа, сестра…», «Завершающая беседа».
Также для развития смелости и уверенности в себе в конце занятий используется упражнение «Повторяй за мной».
Содержание программы
Занятия проводятся в тренинговом режиме. В них используются этюды, сказки, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры.
I этап
- знакомство, вхождение в группу,
- осознание правил поведения в социуме и потребности их выполнения,
- создание благоприятных условий для активизации детей,
- формирование эмпатии, умения сопереживать другим,
- знакомство с различными эмоциональными состояниями через этюды.
II этап
- создание условий для преодоления страхов у детей,
- формирование навыков выражения эмоционального настроения,
- содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих,
- совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке.
Условия проведения занятий :
1.принятие ребёнка таким какой он есть;
2.нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
3.учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
4.начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка
5.ощущение целостности и завершённости занятия;
6.игра не комментируется взрослым;
7.в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Структура игрового занятия.
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Учебный план
№ | Наименование тем | Всего часов | Форма контроля |
1. | Диагностика уровня и количества страхов | 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.) | Выявление уровня страха на момент первичной диагностики |
2. | Тема 1. «Я не один» | 30 мин. | Метод наблюдения |
Тема 2. «Цветное настроение» | 1 час | Метод наблюдения | |
Тема 3. «Сказочный страх» | 2,5 часа | Метод наблюдения | |
Тема 4. «Я принимаю решение, я действую!» | 1 часа | Метод наблюдения | |
Тема 5. «Отрицательные эмоции» | 30 мин. | Метод наблюдения | |
Тема 6. «Страшный сон» | 1 час | Метод наблюдения | |
Тема 7. «Мой опыт» | 30 мин. | ||
3. | Контрольная диагностика | 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.) | Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики. |
Итого | 14 час |
Учебно-тематический план
программы цикла по устранению и преодолению страхов
№ | Наименование тем | Всего часов | Работа с родителями | Работа с педагогами |
1. | Диагностика уровня и количества страхов | 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.) | ||
2. | Тема 1. «Я не один» | Просвещение: "Мешок со страхами" | ||
Занятие №1 Тема. Здравствуйте, это я. Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. | 30 мин. | |||
Тема 2. «Цветное настроение» | Рекомендации воспитателям по работе с тревожными детьми. | |||
Занятие №2 Тема. Мое имя. Цель: раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости . | 30 мин. | |||
Занятие №3. Тема. Не страшно, а смешно! Цель: обеспечить пути поиска преодоления страха; способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим. | 30 мин. | Консультация: "Все о страхах" Цель: расширить кругозор родителей по данной проблеме | ||
Тема 3. «Сказочный страх» | Консультация: "Детские драки – наши страхи" | |||
Занятие №4. Тема. Не боимся паука. Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки. | 30 мин. | |||
Занятие № 5. Тема. Почему грустил трусишка. Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения | 30 мин. | |||
Занятие №6. Тема. Смелость города берет. Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов. | 30 мин. | |||
Занятие №7 Тема: У страха глаза велики. Цель: создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страха. | 30 мин. | |||
Занятие №8. Тема. Страх мой – враг мой. Цель: создавать условия для преодоления у детей чувства страха. | 30 мин. | |||
Тема 4. «Я принимаю решение» | ||||
Занятие №9. Тема: Смелый трусишка. Цель: совершенствовать пути преодоления страха. | 30 мин. | |||
Занятие №10 Тема:А вкусная была капуста. Цель: способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха. | 30 мин. | Рекомендации родителям по устранению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.(Приложение 2) | Консультирование: "Методы коррекции страхов" | |
Тема 5. «Отрицательные эмоции» | ||||
Занятие №11 Тема. Поединок двух страхов. Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов. | 30 мин. | |||
Тема 6. «Страшный сон» | Консультация – практикум: "Детский невроз страха | Консультация – практикум: "Детский невроз страха | ||
Занятие 12. Тема. Спать пора. Цель: формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других. | 30 мин. | |||
Занятие №13 Тема. Моя кровать – моя крепость. Цели: содействовать развитию умения справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим. | 30 мин. | |||
Тема 7. «Мой опыт» | Памятка для родителей: "Шесть рецептов избавления от гнева"(Приложение3) | |||
Занятие 14. Тема. Как побороть страх. Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов. | 30 мин. | |||
3. | Контрольная диагностика | 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.) | Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики. | |
Итого | 14 час |
ЗАНЯТИЕ 1
"ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я"
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
Разминка : Упражнение "Росточек под солнцем"
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
Упражнение "Доброе утро…"
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .
Упражнение "Что я люблю ?"
Дети в кругу , каждый говорит по очереди , что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
Упражнение "Качели"
Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
Упражнение "Угадай по голосу"
Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.
Упражнение "Лягушки на болоте"
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
Упражнение "Художники – натуралисты"
Дети рисуют совместный рисунок по теме "Следы невиданных зверей".
ЗАНЯТИЕ 2
"МОЁ ИМЯ"
Цель : раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" см. 1 занятие.
2. Упражнение "Узнай по голосу"
Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
3. Игра "Моё имя"
Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают.
Тебе нравится твоё имя?
Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Психолог говорит: "Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например : Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.
4. Игра "Разведчики" Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя.
Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
в зелёном- такими какими они представляются себе;
в голубом – какими они хотят быть;
в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение "Доверяющее падение" Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
7. Упражнение "Горячие ладошки" См. 1 занятие.
ЗАНЯТИЕ 3
"НЕ СТРАШНО, А СМЕШНО"
Цель: обеспечить пути поиска преодоления страха; способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим
Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы; "пружинки"на отдельных листах.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. занятие 1.
2. Упражнение "Возьми и передай"
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
3.Упражнение "Неваляшка"
Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
- Упражнение "Превращения"
Психолог предлагает детям : нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5. Рисование на тему "Моё настроение" После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.
6. Упражнение "Закончи предложение"Детям предлагается закончить предложение :
Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
7. Упражнение "Пружинки"
Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 4
"НЕ БОИМСЯ ПАУКА"
Цель: содействовать развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами через рисунки.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Упражнение "Петушиные бои"
Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
3. Упражнение "Расскажи свой страх"
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.
4. Рисование на тему "Чего я боялся, когда был маленьким.."Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
5. Упражнение "Чужие рисунки"Детям по очереди показывают рисунки "страхов",только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.
6. Упражнение "Дом ужасов"Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.
Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 5
"ПОЧЕМУ ГРУСТИЛ ТРУСИШКА"
Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения.
Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Упражнение "Злые и добрые кошки"
Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек: ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
3. Игра "На что похоже моё настроение?"
Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".
4. Упражнение "Ласковый мелок"
Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
5.Упражнение "Угадай что спрятано в песке?"
Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
6. Рисование на тему "Автопортрет"
Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 6
"СМЕЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ"
Цель :способствовать развитию смелости, преодолению страхов.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См . 1 занятие.
2. Упражнение "Смелые ребята"
Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!" Дети отвечают: "Не боимся мы тебя!" Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
3. Упражнение "Азбука страхов"
Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том, что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
4. Упражнение "Страшная сказка по кругу"
Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
5. Упражнение "На лесной полянке"
Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки.
Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
- Упражнение "Прогони Бабу – Ягу"
Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.
- Упражнение "Я тебя не боюсь"
Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : "Я тебя не боюсь!"
8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 7
"У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ"
ЦЕЛЬ: Создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страхов.
Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.
Этюд “У страха глаза велики”
Ход упражнения. Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) “У всех, кто боится, от страха большие глаза”, – добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. “Но теперь страх уменьшается”, – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.
Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше “больших глаз” и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.
Ролевая игра “У страха глаза велики”
В густом лесу жила-была заячья семья: папа Заяц, мама Зайчиха и (Пусть малыш сам придумает сколько) детей. У всех, конечно, были имена (Какие? Пусть скажyт), но одного зайчишку по имени никто не звал, потому что однажды с ним произошел случай, после которого ему дали прозвище Зайчишка-Трусишка и напрочь позабыли его настоящее имя. А дело было так…
Прыгал Зайчишка по лесу, но не так, как другие – весело, резво, а робко, боязливо. Прыгнет и съежится (Пусть покажет это и куклой, и, как говорят артисты, “в живом плане”). И по сторонам озирается – нет ли чего страшного? Зайчишка-то уродился такой робкий, что даже зайцы удивлялись: и в кого он такой? Что называется, от собственной тени шарахался (Показать посмешнее).
Ну, пока он прыгал по солнечной лужайке, все еще было ничего. Но потом Зайчишка вдруг очутился под большой, раскидистой елкой. Как это получилось, он и сам не понял. Наверное, загляделся на пеструю Бабочку, которая порхала над ним и почему-то норовила сесть ему на ухо. (Бумажную бабочку можно прикрепить к нитке или к проволочке).
– Эй, Бабочка! Ты где? – пискнул Зайчишка. Играть с Бабочкой ему понравилось, это было совсем не страшно. Он сделал еще несколько прыжков, надеясь снова увидеть свою подружку, но вместо нее увидел какое-то чудовище. Оно притаилось под еловыми лапами и грозно темнело, подстерегая добычу. Из пасти чудовища валил пар, глаза зловеще сверкали…больше, правда, Зайчишка не успел ничего заметить, потому что дал стрекоча. Он мчался к своей норе и истошно вопил: “Змей-Горыныч! Змей-Горыныч!” Все звери, конечно, переполошились. (Пусть разные игрушки расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея-Горыныча. Вообще показывать страх надо как можно карикатурнее, но при этом не забывать вслух жалеть Зайчишку).
Ну, звери снарядили целое лесное войско и направились к старой ели. Пришли. Что такое? Где Змей-Горыныч? Где огнедышащий дракон? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает.
Тут все как расхохочутся!
– Это ж надо! Корягу за Змея-Горыныча принял!
– Да, но ведь я видел! — оправдывался Зайчишка. —Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза…
А звери еще громче хохочут-заливаются.
–Да это у страха глаза велики! У твоего страха!
С тех пор беднягу и прозвали Зайчишка-Трусишка.
(Постарайтесь, однако, не заканчивать игру на грустной ноте. Скажите, что окружающие иногда делают поспешные выводы. И вообще, каждый может испугаться. Это еще не беда).
Игра-инсценировка “Зайчики и волк”
Цель. Игра учит детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
Ход игры. Психолог рассказывает сказку и показывает движения, а дети имитируют их.
В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как-то утром зайчата взяли свои барабаны и побежали в лес играть. Прибежали они на поляну и стали громко, на весь лес барабанить.
(Фигура зайца: указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены в стороны – уши, остальные пальцы собраны в кулак – туловище. Зайцы барабанят – мизинец и безымянный пальцы согнуты, по очереди ударяют в подушечку большого пальца. Ушки подняты вверх и прижаты друг к другу.)
И надо ж было беде случиться: около тех мест голодный рыскал волк. Услышал он шум и выскочил на полянку.
(Волк – раскрытые ладони обеих рук прижаты друг к другу, пальцы направлены вперед. Большие пальцы подняты вверх и разведены – уши волка. Указательные пальцы согнуты, соединены внешней стороной верхних фаланг – лоб волка. Прямые средние и безымянные пальцы сгруппированы – нос волка. Прижатые друг к другу мизинцы отведены вниз – пасть волка. И все это шевелится: волк поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть.)
Бедные зайчики побросали барабаны и прижались к березе. Их и незаметно, только уши мелко-мелко трепещут от страха. (Дети прижимают зайцев к себе, ушки у зайчат выполняют колебательные движения – трепещут.)
Растерялся волк: “Где же зайчата? Они только что тут были, и вдруг исчезли. (У волка в движении уши, нос, пасть.) Ох, и хитрые, опять провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу!” Порычал волк и исчез.
Зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: “Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!” – “Нет, мои ушки не кланялись, а вот твои приседали до земли!” – ответил второй.
(Эти и последующие движения один из зайцев показывает, а второй с недоверчивыми репликами, как бы машинально, начинает повторять. Но, спохватившись, тут же опровергает “обвинение”. Все движения выполняют уши – поднятые вверх указательный и средний пальцы.)
– Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались друг за дружку!
– Нет, мои ушки не прятались друг за дружку, а вот твои ушки бегали друг по дружке сверху вниз и снизу вверх!
– Нет, мои ушки не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку!
– Нет, мои ушки не стучали друг о дружку, а зато твои ушки, как ножницы, стригли!
– Нет, мои ушки не ножницы, а вот твои ушки падали то вправо, то влево!
– Нет, мои ушки не падали вправо и влево, а зато твои ушки вот такие круги рисовали!
– Да? Не рисовали они такие круги, а вот твои ушки цеплялись друг за дружку!
– А у тебя одно ушко обвивалось вокруг другого.
И так зайчата расшалились, раскричались, что встали на ушки, и испачкали их. Пришли домой, а мама-зайчиха и говорит: “Что такое? Опять ушки грязные. Ну-ка, быстро чистить лапками свои ушки!” Стали зайчата чистить свои ушки (лапки – большой, безымянный пальцы и мизинец). Потом они помыли лапки, и мама пригласила их к столу обедать.
Релаксация “Разговор с лесом”
Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться.
Ход упражнения. Психолог сообщает детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени. Психолог называет то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы, поляна и др. Перечисляет, всевозможный живой и неживой мир леса. Психолог предлагает детям “пообщаться” с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр. Можно попросить детей прислушаться к лесным звукам. Дети молча (1 – 2 мин.) слушают. Затем психолог предлагает им поделиться своими.
ЗАНЯТИЕ 8
"СТАХ МОЙ – ВРАГ МОЙ"
Цель : создание условия для преодоления у детей чувства страха.
Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Игра "Сказочная шкатулка"
Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.
3. Упражнение "Конкурс боюсек"
Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я….. этого не боюсь!"
4.Игра "Принц и принцесса"
Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
5. Упражнение "Придумай весёлый конец" Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
6. Рисование на тему "Волшебные зеркала"Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.
После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 9
«СМЕЛЫЙ ТРУСИШКА»
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, совершенствовать пути преодоления страха.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Упражнение "За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д."
Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
3. Упражнение "Лягушки на болоте" См. 1 занятие.
4. Упражнение "Неопределённые фигуры"
Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.
5.Игра "Тропинка" Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. "Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..
6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: "Волшебный лес"Психолог предлагает детям представить тот лес , по которому шли по тропинке . Далее обсуждаем что получилось , что удалось нарисовать вместе.
7. Упражнение "Доверяющее падение" См. 2.занятие
8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 11
«ПОЕДИНОК ДВУХ СТРАХОВ»
Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.
1. «Мяч в кругу» - преодоление торможения при внезапных обращениях и ответах. Избыток отрицательных оценочных суждений в адрес детей («Ты опять не поймал», «Увалень», «Ничего не можешь», «Бестолочь»).
Ход: бросание мяча друг другу в кругу. Прежде чем кинуть мяч, нужно поймать взгляд другого участника игры и сказать любое пришедшее в голову слово: «На, держи», «поймай, зайчик» и т. д..
2. «Темнота» - снятие страха перед темнотой состоит из пяти этюдов.
- Выбирается ребенок, боящийся темноты. В присутствии других детей в ярко освещенной комнате его сажают посреди комнаты на 5 – 7 минут и ребенок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую–либо спокойную игру. Можно организовать с ним разговор: «Видите, Юля сидит одна и ничего не боится»! «А вы не боитесь»?
3.- «В темной норе». Ребенок, боящийся темноты, входит за руку с родителем или психологом в темную комнату на 3 -5 минут. Он представляет себя «робким цыпленком», который вошел «в темную нору».
- Второй раз ребенок входит в темную комнату на 3-5 минут, представляя себя «смелым утенком».
- «Ночные звуки». Ребенок отводится на 2 – 3 минуты до того момента, пока не звучит музыка. Со звуком музыки он должен выбежать, имитируя какой–нибудь звук (совы, собаки, курицы, кошки).
4. «Веселый цирк» 5 – 10 минут. Каждый ребенок приносит из дома какой-либо цирковой атрибут. Все предметы они оставили в комнате и запомнили места, куда их положили. В следующий момент дети заходят в темную комнату и с началом звучания музыки отыскивают свои предметы, и начинается игра «веселый цирк» (имитируют роли клоуна, жонглера, животного и др.).
5. «Рисование страхов».
Дети приносят из дома очередной нарисованный страх, рассказывают о нем. Затем рисуют себя на листе не боящимся этого страха.
ЗАНЯТИЕ 12
"СПАТЬ ПОРА"
Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,
1. Упражнение "Росточек под солнцем" См. 1 занятие.
2. Игра "Путаница"Выбирается один водящий . Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
3. Игра "Кораблик" Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!"
4. Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился»
5. Упражнение "Волшебный сон"Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.
6. Рисуем , что увидели во сне .
Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.
- Упражнение "Волшебники"
Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук.
- Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 13
«МОЯ КРОВАТЬ – МОЯ КРЕПОСТЬ»
Цель: содействовать развитию умения справляться с чувством страха, способствовать развитию эмпатиии, умению сопереживать другим.
1. Страх перед засыпанием и во время сна.
Ход: объединяется одним игровым сюжетом. Родители укладывают спать беспокойного ребенка, которому ночью являются различные чудовища, представленные остальными участниками игры. «Спящий» дает отпор, чудовища уходят на пенсию, а пришедшие утром родители застают не плачущего, а жизнерадостного ребенка, одержавшего победу над силами зла.
2.«Рисуем веселый страх».
Каждый ребенок всем рассказывает свои ощущения, почему его страх повеселел.
ЗАНЯТИЕ 14
"КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ"
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
1. Упражнение "Росточек под солнцем"
2. Упражнение "Неоконченные предложения"Детям предлагается предложения , которые нужно закончить. "Я люблю…", "Меня любят…", "Я не боюсь…", "Я верю.." "В меня верят…", "Обо мне заботятся…"
3. Игра "Баба- Яга"
По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. "Баба-Яга , костяная нога . С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!"Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.
- Игра "Комплименты"
Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , ребёнок говорит : "Мне нравится в тебе…."Принимающий кивает головой и отвечает: "Спасибо, мне очень приятно!" Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства , которые испытали дети при выполнении данного задания.
- Упражнение "В лучах солнышка"
Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях.
6. Упражнение "Солнце в ладошке" Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-
И всё это - мне, и всё это - даром !
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….
7. Упражнение "Горячие ладошки"
Список используемой литературы
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1989.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
- Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996.
- Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? - М., 1989.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000.
- Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков». М., 1997.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.
- Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. М., 1999.
- Кузминкин В. Кого и чего мы боимся. // Вечерний Новосибирск от 13 окт.2001.
- Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. – М., «Школа-Пресс», 1996.
- Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.
- Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 - №5
- Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
- Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
- Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998.
- Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
- Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997.
- Фромм Э. Душа человека. - М., 1993.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. С-Пб., 2001.
- Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии 1989 г, -N 4.
Шесть рецептов избавления от гнева.
Рецепт | Содержание | Пути выполнения |
1 | Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он себя чувствовал спокойно и уверенно. | Слушайте своего ребёнка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте своё внимание и время каждому из них в отдельности. |
2 | Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. | Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребёнком (если это, конечно, возможно). Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения. |
3 | Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. | Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: "Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате"; "Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня". |
4 | В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. | Примите тёплую ванну, душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте "успокаивающую" маску для лица Просто расслабьтесь, лёжа на диване. Послушайте любимую музыку. |
5 | Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. | Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чём-то приятном) и ситуацией. |
6 | Изучайте силы и возможности вашего ребенка | К некоторым особенно важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. |
Поведение родителей или как помочь ребенку в преодолении страхов?
А.Спиваковская: «Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «Тотального неуспеха». Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.
Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность. Помочь ребенку справиться со страхами – это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок – освобожденный от страха, а значит, приготовленный для обретения нового жизненного опыта, открытый для радости, для счатья (А.Спиваковская, СПб Т.2, 1999).
А.Фромм, Т.Гордон считают, что для того чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого мы должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Мы должны дать им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а мы к ним, - это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку мы можем доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.
Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на сколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.
Мы должны с уважением отнестись к стаху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.
Расскажите ребенку, как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел его преодолеть. Надо показать малышу, что мы понимаем его страх и готовы быть рядом, чтобы помочь, когда он захочет побороть его.
Важно предложить ребенку помощь, когда он просит о ней, и поставить перед ним цель, когда он психологически готов принять ее и следовать ей». (А.Фромм, Екатеринбург, 1997)
Рекомендации для воспитателей, по проведению коррекционной работы с детьми
Для избавления детей от страха, не связанного с глубинными поражениями личности (т.е. страха как нарушение эмоциональных процессов, а не отношений личности) можно использовать еще ряд достаточно простых методов. Для осуществления такой работы воспитателю понадобятся предметы, которые, наверняка легко найдутся в любом детском саду: куклы, плюшевые животные, кубики, ширмы, стулья, вырезанные из картона изображения различных сказочных персонажей, карандаши и краски.
- Анатомирование страха – объяснение ребенку, что собой представляет пугающий предмет (собака, темнота и пр.), как устроен. Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, но с личностными отношениями ребенка и причинами, их породившими, и в случае успеха страх исчезнет сам.
- Штриховка, стирание и рисование - ребенок рисует то, чего он боится, и рядом себя. На этом же или другом рисунке (на доске или просто на бумаге) можно туту же провести стирание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам провел это действие. Положительный эффект можно зафиксировать обсуждением с ребенком темы: "Вот теперь все будет хорошо, ты смелый, он убежал, тебе не надо больше его бояться – он сам тебя боится". Но в этом обсуждении важно инициативу отдать ребенку. Можно выполнить штриховку с такими же комментариями или полуштриховку, которая символизировала бы клетку, в которую ребенок посадил то, чего боится.
- Привыкание, или десенсибилизация. Этот термин означает уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что собой представляет объект его страха, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту.
Советы родителям дошкольников:
как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх
- Первым делом выясните причину страха.
- При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.
- Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой. Поэтому словесные убеждения неэффективны.
- Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно может угрожать опасность).
- Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна, которого боится).
- Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями.
- Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
- Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую игрушку.
- В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда «Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».
- Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный.
- Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают ма...
Психокоррекционная программа устранения тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
Программа рассчитана на 24 занятия по 35-40 мин, ( 2 раза в неделю). Количество детей 5-6 человек. Цель психокоррекционной программы – устране...
План игровой терапии с детьми «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста»
Определение страха и его разграничение. Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека (Гельгорн Э., ЛуфборроуДж., 1966). Можно представить, что эмоция страха возникает в ответ на ...
Работа со страхами у детей дошкольного возраста
Материал предназначен для психологов ДОУ...
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...
Буклет на тему "Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста"
В данном буклете вы сможете увидеть краткое описание причин возникновения страхов у детей дошкольного возраста, данный буклет поможет ознакомить родителей с причинами детских страхов...
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.
Мозг человека - это компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций о...