Психокоррекционная программа устранения тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
рабочая программа на тему

Набокова Лариса Анатольевна
     Программа рассчитана на 24 занятия по 35-40 мин, ( 2 раза в неделю).
    Количество детей 5-6 человек.
 
     Цель психокоррекционной программы – устранение тревожности и страхов, предупреждение возникновения невротических отклонений у детей. Психологическое раскрепощение ребенка, формирование чувства естественной свободы, взаимоотношений и контактности как в своей группе, так и вне ее.
     Задачи: коррекция тревожности в психическом развитии ребенка на основе создания оптимальных возможностей для развития личностного роста и интеллектуального развития ребенка. Выявление причины, характера и времени возникновения тревожности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx54.46 КБ

Предварительный просмотр:

1. Ориентировочный этап   (занятия проводятся по 40 мин), 2 раза в неделю.

Задачи:

1). Установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.

2) Знакомство с участниками группы. Установление первичных взаимоотношений.

         

                                           Занятие 1

     Средства и методы: игры, облегчающее знакомство.

     Наглядный материал: большой лист бумаги, краски, карандаши.

     1. «Снежный ком». Один ребенок называет свое имя, другой повторяет его и говорит свое, третий – называет их имена и добавляет свое и т.д. Последний участник перечисляет всех и заканчивает своим именем. 

     2. «Путешествие на корабле». Все ребята случайно попали на одно судно. Дети называют свое имя и рассказывают о себе.

     3. Рисование корабля, на котором путешествуют дети. Каждый ребенок рисует себя на корабле. 

     4. «Пароходик» Дети двигаются друг за другом, похлопывают, поглаживают друг друга по спине.

     Цель игры – создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы, чувства «МЫ», устранение страхов.

     5. «Передача предметов». По кругу передаются воображаемые предметы. При этом развивается умение изображать, выразительные средства, наблюдательность.

     6. «Передача предметов». По кругу передаются воображаемые предметы. При этом развивается умение изображать, выразительные средства, наблюдательность.

     7. «Передача чувств». Вместо изображаемых предметов передаются чувства. Воспитывается умение снимать барьеры. Основная цель игры – достичь взаимопонимания.

     7. «Изображение животных». Изображается хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь, наоборот, трусливый медведь и храбрый заяц.

     Прощание. Дети, взявшись за руки, говорят: «До свидания!

                                     

                               

                                          Занятие 2

     Цель: Сближение детей в группе. Эмоциональное и моторное самовыражение. Развитие воображения. Актуализация умений вживаться в роли. Снятие напряжения. Стимуляция спонтанных поведенческих реакций.

     

     1. «Попрыгунчик» На стену прикрепляется лист бумаги.

-дотянуться вверх поднятой рукой до листа и сделать штрих.

-подпрыгнуть и сделать другой штрих.

Наибольшее расстояние между двумя штрихами выявляет победителя.

     2. «Клеевой дождик» Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

-подняться и сойти со стула;

- проползти под столами;

- огибать широкое озеро;

- пробираться через «дремучий лес»;

- прятаться от «диких животных»;

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

     3. Упражнение на релаксацию. Ребятам предлагается соревнование: кто сделает больше хлопков в воздухе. Каждому участнику дается три попытки.

     4.»Что в мешке?» Ведущий приносит мешок, в котором находятся различные предметы (орех, нитки, картошка, спичечный коробок, пуговица). Дети должны на ощупь определить предмет.

     5 «Смекалистые»  Это мини-соревнование. Дети выстраиваются одну линию. Ведущий задает вопросы, дети должны ответить на них первыми.

     «Кто быстрее всех…» скажет, где живет обезьяна; выкрикнет свое имя; покажет большой палец правой руки; скажет какой вкус у лимона; сделает гигантский шаг и т.д.

     6. Придумывание сказки (рассказа). Ребята выбирают основную тему. Садятся в кружок и по очереди, держа в руках волшебную палочку, сочиняют историю.

     7. Релаксация. Дети слушают тихую, спокойную музыку. Ведущий говорит, что им снится один и то же сон и рассказывает его содержание. Сообщает, по какому сигналу они должны проснуться. Содержание сна может быть разнообразным.

     Домашнее задание. Нарисовать главного героя придуманной ребятами истории в различных Я-состояниях (грустный, веселый, удивленный).

     Прощание. Дети прощаются, соприкасаясь друг с другом ладошками и говорят: «До свидания!»

2. Этап актуализации и объектирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций.

                                 Занятие 3                                                                 

Метафора. «Нарисованный Художник»

В большой коробке жила большая семья красок Кто только ими не пробовал рисовать! Но краскам не нравилось, что из этого получается. И они сами нарисовали себе Художника. И стали учить его рисовать красками. Научился Художник – и ожил. Краскам от него здорово доставалось. Но картины получались отличные, и краски не жаловались.

«Рисование страхов». Темы для рисования в группе выбираются самими детьми. Это могут быть домик, машина, дерево, мишка, собака, птичка, человечек. При рисовании целесообразнее пользоваться цветными карандашами. Стремление рисовать свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. При заторможенности, беспокойстве и тем более страхах дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности. Поэтому цель этого мероприятия заключается в активизации интереса к рисованию дома.

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья», в котором ребенок проецирует свое отношение к близким и их отношение к нему.

Тема «Что страшного мне снится» или «Чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а , наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместо этого способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны.

Релаксация: Дети слушают спокойную, тихую музыку. Ведущий говорит, что им снится один и то же сон и рассказывает его содержание. Сообщает, по какому сигналу они должны проснуться. Содержание сна может быть самым разнообразным.

Домашнее задание: сочинение на тему «Однажды…»

Прощание. Дети прощаются, соприкасаясь друг с другом ладошками и говорят : «До свидания!»

                               

                                     Занятие 4

Цель: Сближение детей в группе. Эмоциональное и моторное самовыражение. Развитие воображения. Снятие напряжения.

1. «Строитель» Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т.д. Каждому строителю задаются вопросы:

-Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

- Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?

- Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

Можно спросить детей группы, подходит ли его домик строителю? После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей.

2. «Угадай-ка». Дети выбирают водящего, который выходит за дверь. Оставшиеся в комнате загадывают эмоциональное состояние и пытаются изобразить это при помощи пантомимики. Водящий должен отгадать эмоциональное состояние, задуманное детьми.

3. «Поводырь». Дети разбиваются на пары, и внутри каждой пары решается, кто будет ведущим, а кто ведомым. Ведомый закрывает глаза и при помощи ведущего ходит по комнате, дотрагивается до различных предметов. По окончании дети меняются ролями. Затем делятся своими впечатлениями:

-Страшно ли было ходить по комнате с закрытыми глазами?

- Помогал ли тебе твой партнер? Чем помогал?

- Какие новые впечатления получили?

- Изменилась ли комната, когда вы открыли глаза?

- В какой роли больше понравилась быть – в роли ведущего или ведомого?

4. Релаксационное. Дети слушают спокойную музыку, они принимают удобную позу и закрывают глаза. Ведущий рассказывает сказку.

Прощание. Дети прощаются друг с другом, говорят: «До свидания!»

                                   Занятие 5

Цель этого занятия – направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок. Для этого нужно выяснить в индивидуальной беседе, боится ли  ребенок одиночества; нападения; заболеть; умереть; наказания; сказочных персонажей; страшных снов; животных; транспорта; стихии; воды; высоты; огня; войны; врачей; боли; резких звуков. Продолжительность беседы не больше 20 минут.

Затем дается задание: «Нарисуй, что ты уже не боишься». Важно выразить одобрение по поводу выполнения задания, ибо гордость за это в известной мере является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе.

Релаксация: «Путаница». Ребята свободно двигаются по комнате под музыку. По команде они сцепляются и закручиваются в «клубок». Водящий должен распутать этот «клубок».

«Магазин игрушек». Детям предлагается поиграть в магазин игрушек: они будут и игрушками, которые продаются в магазине и покупателями. Ребята должны сами придумать, какую игрушку они хотят изображать и как они это будут делать. Покупатели по очереди просят показать игрушку, они должны отгадать, какую игрушку выбрали. Если покупатель догадается, то забирает игрушку с собой. Когда все игрушки распроданы, дети меняются ролями.

Домашнее задание. Каждому ребенку предлагается нарисовать группу, в которой он занимается на необитаемом острове.

Прощание. Дети прощаются друг с другом, соприкасаясь коленками, и говорят: «До свидания»!

                                        Занятие 6

Цель: Изучение эмоций человека и особенностей внешнего их проявления (мимика, пантомимика, вокальная мимика). Оживление эмоциональных состояний (воспоминание о неотреагированных ранее переживаниях и разрядка напряжения, связанного с этими переживаниями, в групповой работе). Тренировка умений точного понимания эмоционально-психологического состояния партнера.

1. «Паровозик» Дети встают в круг По очереди они выступают в роли ведущего, который пытается изобразить эмоциональное состояние. Остальные дети должны повторить то, что показывает ведущий, и отгадать, что он изображает.

2. «Беседа». Дети садятся вокруг стола. Перед каждым лежит конверт, в котором находятся разрезанные шаблоны – своеобразные пиктограммы. Пиктограмма – карточка, на которой с помощью простых знаков изображены различные эмоции. Предлагается вспомнить, какие эмоциональные состояния человека знают дети.

3. Упражнение на релаксацию «Петрушка прыгает». Прыжки на двух ногах, одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

4. Дети сочиняют сказку, герои которой находятся в различных эмоциональных состояниях, затем разыгрывают ее.

5.Упражнение на релаксацию. Дети слушают тихую музыку, ведущий рассказывает сказку.

Домашнее задание. Нарисовать любое эмоциональное состояние.

Прощание.                                  

                                              Занятие 7

«Игровая коррекция страхов». Методы и средства – подвижные игры, обеспечивающие выполнение правильного поведения в группе и устраняющие страхи.

Метафора. «Мячики Маклюры»

Дерево Маклюра растет на юге, у моря, где люди отдыхают, и все мечтают с ними поиграть. Для этого и плоды у него мячиками.

Срывает их ветер, под ноги прохожим бросает. Шелестит Маклюра: «Ну, поиграйте со мной, глядите, какие мячики…» А люди мимо идут. Лекарства делают из этих плодов, но что в них лечебного – не понимают. А в них же – витамин игры, от которого все болезни проходят.

1. «Игры с мячом»: футбол; регби; бросание мяча друг другу детьми, стоящими в кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови»; подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.

2 «Забег в круг»: поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.

3. «Борьба-соревнование»: метание мяча друг в друга. При этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом.

4. «Лазанье наперегонки»: по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой психолога). Перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком.

Все эти несложные игры развивают быстроту реакции, умение ориентироваться в незнакомой обстановке, уменьшают эмоциональное торможение, скованность и страхи. Психолог незаметно помогает слабым, которые, как и остальные участники игры, заслуживают одобрения и похвалы.

Метафора. «Страхолюдная пещера»

Луна-парк объявил конкурс на самый страшный аттракцион. Победил Ваня-Лапоток. Из его «Страхолюдной пещеры» даже самые бойкие забияки выходили перепуганными, так там было темно и страшно.

-Что же ты там такое устроил? – спросил Ваню приятель. – Я даже боялся туда идти.

- Я тоже, - признался Ваня-Лапоток. – Хотя я-то знаю, что там ничего и нет, кроме тех, кто туда заходит. Ведь никто человека сильнее не испугает, чем другие люди.

                                             

Прощание.                                                                                

                                        Занятие 8

Цель: Пробуждение воображения. Освобождение подавленной эмоциональной энергии (безопасный способ разрядки напряжения). Усиление внимания к чувствам.

1. Ведущий задает вопрос: «В каком настроении пришли на занятие?» Дети поочередно рассказывают о своем настроении и раскрывают возможные причины своего описанного эмоционального состояния.

2.Ролевая игра. Дети, исполняя определенные роли, разыгрывают ситуации, фрустрирующие ребенка, вызывающие негативные эмоции. Затем происходит обсуждение разыгрываемой ситуации поиск возможных путей выхода из конфликтной ситуации.

3. «Зоопарк». Лепка из пластилина любимых животных в таком настроении, которое преобладает у ребенка в данный момент. Дети рассказывают о своих любимых животных.

4. Релаксация. Слушанье спокойной музыки с закрытыми глазами.

Прощание.

                             

                                  Занятие 9

Эти игры развивают достигнутые результаты и позволяют еще в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе.

1. «Пятнашки»: служит разминкой и содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становиться водящим, который должен пятнать уже сам. Игра длиться 5 мин. Психолог принимает участие в игре. Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре.

2. «Жмурки»: обстановка на игровой площадке та же. Дети стоят с условием не двигаться. Если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, похлопав в ладоши, покричать. Желательно угадать, кто попался. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры. Эта игра способствует развитии. Выдержки и терпения.

3 «Прятки»: проводиться везде, где можно спрятаться. Заранее разрабатывается маршрут.

4 «Кто громче»: дети должны кричать, соревнуясь в громкости. Когда выбирается самый громкий голос, все дети начинают хором кричать, пока не получится какая-то мелодия. Упражнение служит объединению группы.

Метафора. «Как Рык стал Брыком»

Голос у Рыка был очень громким. Когда он звал кого-нибудь подружиться, тот пугался и улепетывал прочь. Но Рык был симпатичным, и если он стоял, задумавшись, к нему то и дело подбегал кто-нибудь познакомиться. От таких неожиданных наскоков Рык с испуга отбрыкивался. И прозвали его Брыком.

                                 Занятие 10

Цель: Закрепление умений охарактеризовать свое эмоциональное состояние, выделить основные черты характера. Овладение разнохарактерным ролевым поведением на примере сказочных героев. Самораскрытие ребенка через образы сказочных героев.

Упражнение 1. Ведущий спрашивает детей, в каком настроении они пришли на занятие.

-Разыгрывание известной сказки в двух частях по выбору детей: (привычные образы сказочных героев волк – злой, Красная Шапочка – добрая). Ребенок должен представить одного сказочного героя с противоположными чертами характера в двух вариантах сказки.

- Обсуждение:

- Кого легче было играть, доброго или злого, хитрого или честного героя?

- Как в жизни относятся люди к добрым и злым?

- Трудно ли было переключаться с одного характера на другой?

- Бывают ли в вашей жизни такие ситуации?

2. «Зебра».

- Какие черты характера помогают тебе в жизни, а какие мешают?

- Как можно изменить те черты, которые мешают в определенных ситуациях?

3. Упражнение на релаксацию.  Дети слушают спокойную музыку, лежа на ковре.

Домашнее задание. Нарисовать любимую сказку.

                                   Занятие 11

Цель: увеличение скорости реакций, устранение скованности, снижение страхов одиночества и неожиданного, внезапного воздействия (резкий звук).

1.»Кто первый»: дети выстраиваются в оду линию, а ведущий сообщает, что как только он скажет определенное слово, все должны прыгать, как зайчики, и проскочить между стульями, чтобы вернувшись взять первым приз (конфетку, картинку, значок). Пусковым словом может быть одно из названий животных, растений, цвета. Во время прыжков участники игры создают препятствие друг другу, так как каждый стремиться быть первым. Это вызывает азарт, смех и веселье.

Психологический механизм воздействия этой игры – в преодолении посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно быстро действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе.

2. «Быстрые ответы»: игровая площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит психолог и держит в руках приз. В этом темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Ответивший на вопрос делает шаг вперед, а те кто не ответил, остаются на месте, но психолог облегчающими вопросами помогает и им, так что все, в конце концов, достигают финишной черты и получают призы.

3. «Бег ассоциаций»: участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым, а собственное слово – уже четвертое в этой цепочке – передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами. Фиксируется время.

Продолжительность каждой игры – 20 мин.

Прощание                          

                                                                   

                         

                         

                                  Занятие 12

Цель: Самовыражение ребенка в условиях группы. Эмоциональное сближение детей. Поддержка в реализации индивидуальных замыслов. Невербальное выражение переживаний и мыслей. Осознание детьми своего эмоционального состояния.

1. «Тишина».  Дети сидят с закрытыми глазами и слушают. Затем рассказывают о том, какие звуки были услышаны в тишине.

2. «Художественная галерея».

а) На столе лежат большой лист бумаги и краски. Дети по очереди реализуют свои замыслы общей картины. Каждый «художник» рисует то, что он хочет. Дети дают общее название картине, которую рисовали 5 «художников».

б) Происходит обсуждение того, что каждый ребенок хотел изобразить. Дети показывают на рисунке свои образы. Важность принципа, сохранение индивидуального в общем раскрывается в разговоре с детьми.

3. Релаксация. Медвежата сидят в берлоге. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко – медвежата развернулись. Повторить игру 2-3 раза.

4. «Маленький скульптор». Ребенок изображает скульптуру, остальные дети – глину. «Скульптор» задумывает вылепить из глины какой-нибудь сюжет. Он показывает детям, как нужно встать, какое нужно сделать лицо. В следующий раз выбирается другой «скульптор».

Прощание

                                                                                                             

           3. Конструктивно-формирующий этап

                                      Занятие 13

Цель: устранение страха посредством актуализации воображаемых или реальных образов.

1. «Не может быть»: любой из участников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумывает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу не скажет ему: «Бывает!».

2. «Антивремя»: каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Магазин», «Школа», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» - как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

3. «Перевоплощение»: участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает указание от психолога превратиться в определенную вещь. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу.

Прощание.                                

                                                                       

                                                                     

                                  Занятие 14

Цель: Осознание и отреагирование страхов, напряжений. Активизация жизненных сил детей. Перестройка отношений участников группы к проблемным ситуациям. Моделирование различных путей выхода из конфликтов.

Упражнение 1. Проговаривание своего эмоционального состояния.

Упражнение 2. По желанию участников организуется ролевая игра, в процессе которой прорабатываются ситуации, вызывающие негативные эмоции, напряжение. Происходит совместный поиск выхода из фрустрирующих ребенка ситуаций.

 «Как справиться с плохим настроением»

Цели:

  • Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.
  • Ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.
  • Учить детей управлять своим настроением.
  • Поставить «якоря» на успех.

Материалы:

  • Перчаточная игрушка мышонок.
  • Три стакана с водой.
  • Блёстки.
  • Порошок глины (зелёный или чёрный).
  • 15 листов формата А–4 для детей («Три настроения», «Плохие мысли – хорошие мысли», мышонок-»якорь»).
  • СD-диск (аудиокассета) с релаксационной музыкой.
  • Плакат «Три настроения».
  • Плакат «Правило».
  • Плакат «Плохие мысли – хорошие мысли».

Ход занятия.

Организационный момент.

Задача: Помочь детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.

Знакомство.

Представление помошника-Мышонка.

Педагог-психолог рассказывает ребятам о том, что сегодня на занятии они будут учиться справляться с плохим настроением, знакомит с игровым персонажем – перчаточной игрушкой Мышонком, и объясняет, что Мышонок будет помогать им справляться с плохим настроением.

/ Подходит с игрушкой к каждому ребёнку. Мышонок с ними «здоровается», жмёт руку, треплет по голове. (Это поможет детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.)/

1. Три вида настроения.

Задача: Открыть детям «правило-секрет»: наше настроение зависит от наших мыслей.

Педагог-психолог: Мышонок мой особенный, дело в том, что он умеет думать. Он очень любит учиться! Но самое удивительное у Мышонка - это его мысли. Они бывают очень разные. Иногда мысли Мышонка похожи на праздничный салют - яркие, быстрые, как разноцветные искорки, и тогда они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется таким разноцветным, как вода в этом стакане (бросает в стакан блёстки и палочкой их размешивает). В такие моменты у Мышонка замечательное настроение!

Ребята, а когда у вас бывает такое настроение? Что вы делали? О чём думали? /Ответы детей/

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в хорошую, летнюю погоду – спокойные, тихие и очень-очень светлые. Когда мысли Мышонка такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно (педагог-психолог берёт стакан с чистой водой). В это время его настроение похоже на чистую воду и мысли у него ясные и «чистые». Тогда Мышонок чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит.

?А такое настроение, когда у вас бывает? Что вы делали? О чём думали? /Ответы детей/

А иногда он чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что–то неприятное и мрачное. И тогда мысли Мышонка похожи на мутную лужу в плохую погоду (педагог-психолог берёт стакан с водой и высыпает в него глину).

(на доску вывешивается плакат «Три настроения»).

Релаксация. Дети слушают спокойную музыку.

Прощание.                      

                                                                       

                                 Занятие 15

В серии этих занятий основным методом игровой коррекции страхов будут ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Страхи отражают рост самосознания.

Запрет в сказках играет большую роль для показа последствий его нарушения.  Вспомним некоторые из них: не открывать («Кощей Бессмертный»), не уходить со двора («Гуси-лебеди»), не пить воду из лужи («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Сказки – урок и одновременно приобщение к миру взрослых.

Поэтому данное занятие следует начинать с чтения сказки.

1. «Чтение сказки»: сопровождается музыкой, слушатели становятся участниками сказочных событий, активно выражая свое отношение к персонажам. При этом становятся заметными реакции страха.

2. «Лепка героев»:  с помощью глины или пластилина. Это уменьшает интенсивность страхов, служит прологом к дальнейшим этапам их преодоления.

3. «Изготовление масок»: маски изготавливаются самими детьми из бумаги, картона, с помощью красок, карандашей, ножниц.

Метафора. «Дом масок»

Был такой Дом масок. В нем работал миллион людей. Входя туда, каждый должен был надеть маску, а выходя, оставлял ее на вешалке. Однажды ночью Дом качнуло землетрясением, маски попадали и перемешались. Но у многих маска давно отпечаталась на лице. Эти наутро легко отыскали свои маски и пошли работать. А остальные обрадовались и разбежались.

Прощание.

                                  Занятие 16                                

Цель: Укрепление веры каждого ребенка в себя. Раскрытие неиспользованных возможностей развития ребенка. Предоставление каждому ребенку своей особой модели поведения, способствующей налаживанию коммуникации, снятию напряжения.

1. «Сказочные герои».  Каждому ребенку подбирается сказочный герой с противоположными личностными особенностями. Этот подбор могут осуществить либо сами ребята, либо ведущий. (Например, гиперактивному ребенку предлагается сыграть роль стеклянного человечка). Каждому герою даруется волшебниками 5 жизней, которых они будут лишаться, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети выбирают сами.

Обсуждение:

- Опишите свои ощущения в новой роли.

-Что мешало сохранять определенный стиль поведения?

-Сможете ли вести себя так в реальной жизни?

-Какие сильные и слабые стороны у сыгранного вами сказочного героя?

2. «Кораблик и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"

      Упражнение можно повторить 3 раза.

     Домашнее задание. Нарисовать сыгранного сегодня сказочного героя. Подумать над ситуациями, вызывающими в вашей жизни какие-либо затруднения.                                                                                                                                                

                       

                                  Занятие 17

Цель: ролевая трансформация поведения.

1. «Перескажи сказки»: услышанную на предыдущем занятии сказку пересказывает любой желающий, затем проводится:

1) обсуждение характеров сказочных персонажей;

2) наметка сценария;

3) распределение ролей;

4) подбор реквизита;

5) установление декораций;

6) пробная репетиция;

7) генеральная репетиция;

8) разыгрывание сказки.

     Все это совершается самими детьми, психолог лишь помогает им. После знакомство со сказками выбирается та, которая представляет интерес для детей. Речь не идет специально о страхах, поскольку боящийся ребенок вместе со всеми участвует в игре. Главное в том, чтобы он сыграл роль того сказочного персонажа, которого боится, т.е. был бы в его образе и тем самым избавился бы от чувства страха перед ним.

     Важно, чтобы отрицательную и тем более агрессивную роль сыграл ребенок, неспособный постоять за себя. Главное – не то, кто как играет, кто в ней «хороший» и «плохой», а участие детей, динамизм развития событий и условность происходящего. Тогда игра будет игрой, а не разъяснительным мероприятием и будет действенна в плане снятия страхов, повышение уверенности в себе.

 

     2.»Воздушный шарик».

     Цель: снять напряжение, успокоить детей.

     Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

     Прощание.                                                            

                                           Занятие 18

     Цель: Закрепление положительных эмоций ребенка. Расширение ролевого диапазона. Побуждение открыто выражать свои чувства друг другу. Тренаж новых способов поведения в различных жизненных ситуациях.

        1. «Дудочка». Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

     «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

     Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе, сидя или стоя за столами.

     2. «Штанга»

     Цель: расслабить мышцы спины.

     Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз.

     3. «Сценка из жизни». Дети рассказывают о фрустрирующих ситуациях. Им предлагается воссоздать данные ситуации с целью разрешения конфликтов и совместного поиска адекватных поведенческих партнеров.

     4. Закончить предложения.

«Я умею…»

«Я хочу…»

«Я добьюсь…»

      5. Танцующие руки». Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

     «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось». (2-3 минуты).

Игра проводится под музыку.

     Прощание.

                          4. Обобщающе-закрепляющий этап

                                            Занятие 19

     «Эмоциональные качели»: принцип качелей заключается в переходе из одного состояние в другое (противоположное). Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности. В «эмоциональных качелях» ребенок испытывает «прочность» своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием. Простым примером, по словам В.В.Лебединского (1990), является подбрасывание ребенка на руках. Секундное ощущение опасности не будет неприятным ребенку, он обычно смеется при таких «упражнениях». С темнотой ребенок может также «играть», то забегая в темную комнату, то выбегая из нее на свет. Качели можно проводить практически с любым видом страха, но лишь в том случае, если ребенок не является заранее настроенным по какой-либо причине против такого упражнения. Если же ребенок не хочет «эмоциональных качелей», то не стоит от них отказываться совсем, т.к. это нежелание обусловлено состоянием, поэтому надо дождаться лишь более благоприятного самочувствия ребенка.

     Метафора. «Самоукротитель»

     Маленький мальчик Фурр очень боялся грозных хищных животных. Несмотря на свой страх, он умел становиться львом. Он выступал в цирке самоукротителем. Выбежит львом на арену, рычит, глаза сверкают. Потом превратится в человека – и как щелкнет бичом. И снова становится львом, только присмиревшим. Через обручи прыгает, с тумбы на тумбу. Все удивлялись. Ведь себя укрощать труднее, чем посторонних зверей.

      «Волшебный стул».  Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

     В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

       «Винт».  Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

     «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали», будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

Прощание.

                                           Занятие 20

     1 «Дракон кусает свой хвост»

     Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Необходимо, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие. Игра снимает напряжение, невротическое состояние, страхи.

     2. «Испорченный телефон»

     Цель: снятие социальной тревожности и напряжения, обеспечить доброжелательное и внимательное отношение друг к другу.

     Дети сидят рядом друг с другом, ведущий на ухо шепчет первому сидящему любое слово, дети по очереди передают это слово рядом сидящему. Последний говорит то слово которое он услышал.

      3. «Зайки и слоники».  Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

     «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают.

     «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

     4. «Смена ритмов». Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

     Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

     Прощание.

                       

                                                 Занятие 21            

     «Куклотерапия»

     Этот метод основан на процессах индентификации ребенка со смелым героем мультфильма или сказки. Если у ребенка есть любимая кукла, то она может быть использована для небольшой инсценировки. Этот метод основан на том, что ребенок индентифицируется в процессе прослушивания сказки, просмотра мультфильма, инсценировки с героем, которому симпатизирует. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка, и он сочувствовал бы основному герою. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать, а, достигнув максимума, смениться бурным поведенческими и эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятия напряжения.

     Таким образом, главная задача здесь состоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фазу – расслабление. Обычное напряжение у ребенка с эмоциональным нарушением личности, с одной стороны, дезорганизует его поведение, мешает появлению положительных эмоций, с другой стороны – не настолько сильно, чтобы произошел КАТАРСИС. Поэтому необходимы специальные, вызывающие действия.

Необходимость достижения катарсиса вовсе не предполагает доведение ребенка до истерики или припадков. Чтобы этого избежать, необходимо учитывать, что нельзя долго тянуть рассказ, надо варьировать его в зависимости

 от состояния и возраста ребенка. В рассказе присутствуют:

1) начало сюжета,

2) кульминация,

3) развязка, заключение.

В результате выполнения всех заданий, в ходе предложенных занятий, происходит привыкание, или ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту.

     2. «Гусеница»  Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

     «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

     Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

     Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

     Прощание.                                                      

                                     Занятие 22

Упражнение 1.

Направлено на совместные действия группы. Психологом предлагается ситуация, где нужна помощь друга, другого ребенка.

- как можно очень быстро разгрузить полную машину кирпичей?

- представьте, перед вами очень бурная река, которую невозможно перейти поодиночке. Как поступите?

Упражнение 2. Этюд «пугание» предмета, явления.

Психолог ставит этюд, а ребенок пугает предметы и явления. (Вначале психологу самому следует показать, как пугать предметы и явления). Для тех,кто хорошо выполнил упражнения, в качестве вознаграждения, психолог дает красивые цветные (желательно разные) фигурки животных, вырезанных из картона. Например: красная обезьяна принесет вам удачу! Когда вам страшно, посмотрите на нее, поможет! (своеобразный якорь для ребенка).

Упражнение 3. Игра «Кляксы».

Цель игры: снятие агрессии и страхов, развитие воображения. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист и сложить вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого похожа клякса. Агрессивные или подавленные дети выбирают краски темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшных чудовищ). Через обсуждения, «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного. Последний будет выбирать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и т.д.). Посредством общения с ребенком спокойным на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

Замечания к игре:

Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску.

Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).

Серые и коричневые цвета выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

Возможны ситуации, когда нет четкой связи между цветом и психическим состоянием ребенка.

Упражнение 4. «Хоровод». Дети встают в круг, берутся за руки, поют и ведут хоровод. Все это совершается под музыкальное сопровождение. Затем дети говорят «До свидания!»

                                   Занятие 23

     1. «Водопад»  Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

     «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

     А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

     Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

     Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

     После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

      2. Упражнение «Я-дерево» Действие в предлагаемых обстоятельствах (солнце, ветер, дождь).

     Задачи:

     1.Снятие психофизических зажимов.

     2. Научить детей в отрицательном находить положительное (положительная оценка происходящих событий, снятие мышечного напряжения для преодоления плохого настроения, комплексов «Я не могу», «Я плохой»).

     П-п: А теперь, ребята, прошу вас всех подняться. Представьте, что вы все – деревья. Каждый из вас какое – то дерево. Мальчики – могучие дубы, клёны, тополя.

     Девочки – берёзки, ивы, ёлочки (педагог-психолог помогает выбрать позу, они встают вокруг него, изображая поляну). Итак, наступает утро, встаёт солнышко, «деревья» просыпаются, тянутся к солнышку, расправляют «ветки», «умываются росой» ( под слова дети выполняют задание).

     Хорошо, тепло, распускаются листики, поют птички. Вдруг подул ветерок (раскачиваемся), ветер усилился (сильнее раскачиваемся). Пошёл дождь («деревья» прячутся от дождя). Идёт сильный дождь. «Деревьям» холодно! Наконец дождь закончился, погода начинает улучшаться («деревья» стряхнули капли), выглянуло солнышко./ Мышонок вместе с детьми выполняет задания/

     Молодцы, ребята и Мышонок! Вы хорошо справились с заданием. Когда шёл дождь, было холодно, неприятно. Зато сейчас «деревья « чистенькие, «листочки» блестят, ещё ярче светит солнышко! (педагог-психолог подводит детей к мысли, что нужно научиться справляться со своими плохими мыслями, в отрицательном искать положительное).

     3. Упражнение  «Театр масок». Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

     «Ребята! Мы с вами посетим «Театр Масок». Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга». Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. «Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

     А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица») в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр. Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!»

     А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком. Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. «Замрите! Спасибо!»

     А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!

     Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!"

     «Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!»

     Прощание.

                                             

                                 Занятие 24

Цель этого заключительного занятия – проверка и закрепление умения владеть собой в ситуациях, вызывающий страх.

1. «Страшные сказки»: гасится свет, и дети по очереди начинают рассказывать  в темноте страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, дети воспроизводят свои реальные страхи, не испытывая их, без тревоги и напряжения.

2. «Слезы»: это способ очищения и эмоциональной разгрузки. В начале вызываем у детей состояние печали, затем – душевную боль, вспоминая трагические события в жизни. Вызываемое состояние продолжается 60-90 сек. Это можно повторить 2-3 раза, после чего грусть «сбрасывается», и дети возвращаются в свое обычное состояние.

3 «Смех»: испытуемые садятся по кругу. Психолог спрашивает смеялись ли они когда-нибудь без всякого повода. Итак: « А почему бы сейчас нам не посмеяться?» - «Ха-ха-ха». Смех продолжается 40 сек. Затем выдающиеся смехачи успокаиваются. После этого спрашиваем о нахлынувших мыслях. В заключении смех повторяют 2-3 раза.

4 «Хоровод»: дети встают в круг, берутся за руки, поют и ведут хоровод. Все это совершается под музыкальное сопровождение. Затем хором

говорят «До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают ма...

Коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста

Коррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста...

Программа вокального кружка "Веселые нотки" для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Материал предназначен для музыкальных руководителей, которые ведутвокальный кружок....

Реабилитационная программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Обоснование выбора социально – реабилитационной программы, реабилитационной технологии Тематический планДиагностическая картаАктуальностьДидактические принципыРазделы программыМежпредметные связиФормы...

Работа со страхами у детей дошкольного возраста

Материал предназначен для психологов ДОУ...

Буклет на тему "Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста"

В данном буклете вы сможете увидеть краткое описание причин возникновения страхов у детей дошкольного возраста, данный буклет поможет ознакомить родителей с причинами детских страхов...