"Применение артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися с нарушением интеллекта."
материал на тему

Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14-15-doklad-art_pedagogika.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Артпедагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога и ученика .

Принципы артпедагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения.

Основными задачами артпедагогики являются:

- формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;

- осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;

- творческая самореализация личности.

Специальные образовательные технологии в артпедагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов.

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха - в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.

Здесь нельзя не затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями артпедагогики. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус.

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на эмоциональную сферы; психологическое - регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Грамотное сочетание педагогами традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у  обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих  способностей , школьной мотивации  в  учебно-  воспитательном  процессе.

 В  настоящее  время   в школе   на  учебных, коррекционно-  развивающих   занятиях , занятых  по  дополнительному   образованию  широко  применяются  технологии Арттерапии.  Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами.

Сам термин «арт-терапия» ( art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Основываясь на гуманистическом подходе, Арт-терапия преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

    Арттерапия и артпедагогика обладают преимуществами перед другими формами работы с детьми: поскольку, во-первых, они не имеют ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, имеющегося нарушения, художественных способностей может
участвовать в такого рода деятельности). А во – вторых, арттерапия и артпедагогика вызывают положительные эмоции, помогают детям преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулируют самопознание и  самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы исцеления.  Арт-работа не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов для устранения определенных проявлений его болезни, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем. Поэтому в настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в социальной работе: психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений), психотерапевтическое (воздействие на эмоциональную сферу) и социально-педагогическое.

 Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них:

 - изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.;

 - библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

 - сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

 - кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;

 - драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;

- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;

- куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой и т. д.

 Различают также две формы арттерапии: пассивная и активная:

  - при пассивной форме ребёнок «потребляет» художественные произведения, созданные другими: рассматривает картины, читает книги, слушает музыку;

- при активной форме арттерапии ребёнок сам создает продукты творчества: рисунки, сочинения сказок и историй и т.д.

Изотерапия в коррекционно-развивающей  работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Коррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.

Техники изотерапи: 
Техника направленной визуализации. 
— направление потока воображения ребёнка в определенное русло.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.
Мне хотелось бы вкратце рассказать о наиболее распространенных 
приемах изотерапии (работа с красками, карандашами и природным материалом).
Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-терапии, речь идет о спонтанных рисунках . Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Марания эффективны для помощи ребенку выразить свои эмоции. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на асфальте.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Т.е. это снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.
Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, асфальта.
Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.
Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). А лучше взять прозрачный пластик или пластиковую доску для лепки.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений.
За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
Рисование пальцами
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения.

Такая техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Равно как и сами рисунки, которые часто взрослые не понимают из-за отсутствия четкости, плавности линий и той академичности, к которой привыкли и пытаются навязать. Гораздо эффективнее, сделать этот процесс  инструментом расслабления.

 Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии ребёнка «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

Игротерапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. 
Игра —представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта.
Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Основные задачи игровой терапии таковы:

  • облегчение психологического страдания ребенка;
  • укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции;
  • восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
  • коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
  • коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Часто дети, испытывающие трудности в обучении, неуверенные

в себе, успешны в оригами и это помогает им справиться с частью

 имеющихся у них проблем.

Уникальность арт-терапевтического влияния оригами заключается также  в том, что человек, даже  в условиях полной изоляции, имеет возможность вести диалог с собой, со своим интеллектом. Это приносит огромное удовольствие.

        Причин успеха занятий оригами в атр-терапии и организации досуга   много:   - во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой  можно делать все , что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество  интересных  моделей. Появляется  мотивация, желание научиться этому;
                       - освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте.
                        - результат достигается  быстро;
                         - имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, и залог этому –   сама природа этой техники конструирования, где царят точность, симметрия и гармония геометрических линий;
                         -есть возможность руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей; 
                         - устраняется барьер между сверстниками, возникает атмосфера доверия; 
                         - на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;   
                       - оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других  арт-терапевтических  направлений:  сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами  драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное), терапию средствами  музыки, хорового пения и эвритмии  с присущими им  гармонией и ритмичностью движений  ( что также имеет место при складывании в технике оригами и дает терапевтический эффект), терапию цветом (используется разноцветная  бумага);
                         -метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты, «3-D»-модели) уравновешивают психическое состояние ребёнка;
                        - сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников, каркасных структур) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект. 

Все вышеупомянутые арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством

    Таким образом, благодаря объединению всех возможностей артпедагогики и артперапии в формировании детей с ограниченными возможностями становится целесообразным говорить о применении специальной технологии развития личности ребенка, в основе которой лежит процесс коррекционно-педагогического воздействия средствами разных видов искусств. При этом, арттерапия и артпедагогика оказывают интегрирующее воздействие через все виды занятий искусством на систему социальных связей личности и отношений, поведенческих стратегий; следствием чего является адаптация ребенка в коллективе сверстников, обогащение и расширение его социальных связей (адаптация ребенка к жизни). Достижение таких результатов возможно только при сотрудничестве педагогов, их активности, заинтересованности, оптимистичном настроение, систематическом и раннем их применении в зависимости от характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии.

 

 Тест

«Умение создать творческую атмосферу в детском коллективе»

При ответе на вопрос ставьте знак «+», если вы согласны, и знак «-», если не согласны с утверждением.

  1. Мне больше нравятся дети с необычными и интересными мыслями, чем знающие и умеющие.
  2. Я не боюсь вслух перед другими сомневаться и размышлять.
  3. Мне нравится, когда мои просьбы выполняются быстро и точно.
  4. Меня раздражают споры  и обсуждения, когда дело «стоит».
  5. Я считаю, что подростки часто без взрослых знают, что и как делать.
  6. В общении с людьми я обычно терпимо отношусь к «сумасшедшим» идеям и не отвергаю их сразу.
  7. Я считаю, что поддержание дисциплины лучше воспитывает, чем споры и диспуты.
  8. Я думаю, что рисунки на заборах и зданиях – это не воспитанность и хулиганство.
  9. Когда я слышу советы и предложения других людей, то думаю о том, как лучше их применить и использовать.
  10. Я могу посмеяться вместе с другими над собой.
  11. Ошибаются обычно те, кто не слушает других, пренебрегает советами более опытных людей.
  12. Когда я говорю другим, что делать, то стараюсь подробно объяснять им, как это делать.

Ключ к тесту: 1 (+), 2 (+), 3 (-), 4 (-), 5 (+), 6 (+), 7 (-), 8 (-), 9 (+), 10 (+),      11 (-), 12 (-).

Подсчитайте количество совпадений.

Если у вас количество совпадений: 3 балла и меньше, то, скорее всего вы стараетесь все сделать за других и все контролировать. Вам трудно иногда услышать идею, которая резко отличается от вашей. Вам следует найти в себе возможность создавать для других людей творческую атмосферу. Вы можете ставить перед другими четкие цели и задачи, но лучше, если средства и методы они будут искать самостоятельно. Выдумка и фантазия подростков дадут им возможность сделать это. Но лучше предложить на выбор несколько и вместе обсудить полезность каждого. Будьте терпимее к выдумкам и необычным идеям. Иногда они могут пригодиться.

Тем, у кого 9 баллов и больше, хочется пожелать успехов. И посоветовать, что создание творческой атмосферы не должно превращаться во вседозволенность.

Литература

1. Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности / М. С.
Вальдес Одриосола. – М. : Владос, 2010.

2. Лебедева, Л. Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Образование. – 2001. -№ 1.

3. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.

4. Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983 .

 5. Комарова Т. С Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10.

 6. Лебедева Л. Д Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003.

Источник: http://refleader.ru/jgernaatymer.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...

Применение артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися с нарушением интеллекта

Превратить обычное занятие в артпедагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. ИгротерапияНаиболее часто распространённая артпедагогическая техника на уроке – игра.Учителю н...