Методическая разработка по теме :"Темперамент, его проявление в жизнедеятельности человека"
методическая разработка (психология, 6 класс) по теме

Мызникова Елена Юрьевна

Тема данной разработки является актуальной, так как позволяет сформировать у воспитанников представление о личностной психодиагностики посредством выявления своего типа темперамента. Выполнение практических заданий помогут обучающемся усвоить данную тему, а полученные результаты тестирования - выбрать свою жизненную позицию, не только в общественной, но и в профессиональной практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей –Центр детского творчества «Светлячок» г.Ртищево Саратовской области

Методическая разработка по теме:

«Темперамент, его проявление в жизнедеятельности человека»

                                                                              Разработала :

                                    педагог ДО Мызникова Е.Ю.        

        

г. Ртищево

2013

Аннотация.

Тема данной разработки является актуальной, так как позволяет сформировать у воспитанников представление  о личностной психодиагностики посредством выявления своего типа темперамента. Выполнение практических заданий помогут обучающимся усвоить данную тему, а полученные результаты тестирования – выбрать свою жизненную позицию не только в общественной, но и в профессиональной практике.

Содержание.

1.     Введение.

2.     Темперамент, его проявление в жизнедеятельности человека.

        2.1. Понятие темперамента. Экстраверсия и интроверсия.

        2.2. Основные типы темперамента и их свойства.

        2.3. Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности.

        2.4. Совершенствование положительных черт личности в темпераменте человека.

3.      Заключение.

4.      Список использованных источников.

5.      Приложения.

  1. Введение

Наша современная жизнь наполнена сюжетами различных сценариев, порой самых интересных и приятных, которые согревают и радуют нас, но и бывают такие, которые вносят в нашу жизнь стресс и разочарование. Взаимные обиды и упреки могут негативно сказаться на нашем общении с другими людьми, внести негативные эмоции и непонимание друг друга.

Чтобы негатив происходил более сбалансированно, необходимо знать своего собеседника, его психодиагностические характеристики. Особенно это важно учесть педагогу, так дети в силу своего возраста неустойчивы, ранимы и обидчивы.

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать детей, мы должны знать тип его темперамента. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в детстве сумеем распознать темперамент своего воспитанника, и поможем ему «приручить» его.

Немаловажную роль играет также  то, чтобы научить ребенка познавать себя и своих сверстников, анализировать и делать соответствующие выводы. Это помогает как можно больше избежать конфликтов при их взаимном общении.

Поэтому основной задачей при разработке  занятий становится научить детей общению, используя темпераментные особенности своих собеседников. Для реализации данной задачи я ставлю перед собой следующие цели:

1. Обучающая:

  • познакомить с типами темпераментов;

2. Воспитывающая:

  • воспитывать у учащихся качества: вежливость, порядочность, тактичность с любым представителем вида темперамента.

3. Развивающая:

  • показать на примерах, что при любом типе темперамента можно достичь высот профессионализма.

  1. Темперамент, его проявление в жизнедеятельности человека

2.1. Понятие темперамента. Экстраверсия и интроверсия.

Само слово “темперамент” в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни “сангвис”), у холериков— желтая желчь (“холе”), у флегматиков—слизь, или лимфа (“флегма”), у меланхоликов—черная желчь (“меланхоле”).

Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что по сравнению с другими психическими особенностями они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.

Различают такие понятия: экстраверты и интроверты.

Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир.

Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптация.

Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

Чтобы понять, кто вы: экстраверт или интроверт, необходимо провести психодиагностику (Приложение №1)

Если о характере человека можно говорить в категориях “хороший”, “плохой”, то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

  2.2. Основные типы темперамента и их свойства.

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.

Как видно из описания типов темперамента, каждый тип имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.

Существует определенная диагностика, позволяющая определить наш тип темперамента. (Приложение №2,3)

После ознакомления и усвоения четырех типов темперамента, необходимо на занятиях с детьми проводить практические задания, позволяющие им закрепить данную тему, распознать темперамент других людей, персонажей и проанализировать выбранный вариант (Приложение №4)

2.3. Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности

        

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента.

 Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому.

 Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности. Но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипным способам действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические ходы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, — меланхолики — сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большой надеждой на успех.

Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью, — сангвиники не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще их характеризуются нереалистичными (завышенными, заниженными) уровнями притязаний.

Холерик

Холерик чувствует азарт, встречаясь с трудностями. Он любит риск и активное времяпрепровождение. Временами склонен переоценивать свои возможности. Энергичен, но не всегда способен довести дело до конца. В общении проявляется импульсивность, эмоциональность, открытость и прямолинейность, иногда агрессивность. У холерика очень широкий круг общения и контактов, но отношения с большей частью окружения довольно поверхностные. В компаниях холерик часто играет роль лидера или заводилы. Речь холерика отличается быстротой, иногда сбивчивостью, всегда эмоционально окрашена, подкрепляется яркой жестикуляцией и мимикой. Холерик стремится к новому и быстро устает от однообразной деятельности, неусидчив. Быстро принимает решения, однако нередко сожалеет о них и пересматривает свою позицию. Работоспособность сильно зависит от настроения, которое вообще часто меняется.

Обучение и подготовка к экзаменам. Скука – главный враг холерика, заставить себя учиться и работать через скуку холерик практически не способен. Потому важно так организовать свое обучение, чтобы материал был интересен. Сменяйте чтение учебника просмотром научно-популярного фильма по теме, посещением выставки, групповой дискуссией с одноклассниками, решением нестандартных задач по предмету. Для успешной учебы холерику важно усваивать материал, используя все каналы восприятия.

Организуйте свою подготовку к экзаменам так, чтобы изучать материал отдельными смысловыми блоками, находите для себя в каждом блоке какую-то зацепку, которая поможет вспомнить остальной материал, старайтесь, чтобы материал по возможности зацепил вас эмоционально. Активно обсуждайте непонятные, сложные и неинтересные вам темы с людьми, заинтересованными в них, – и вы легко заразитесь их интересом.

Профессии для холерика. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе. Холерик легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам. И, наоборот, с трудом переносит однообразную монотонную деятельность, быстро уставая от нее. Холерику трудно дается необходимость досконального изучения какого-то предмета или оттачивания нужного навыка. Для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи. Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.

Подойдут холерику профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента и, безусловно, ряд других. Из холериков часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены. Холерик может быть успешным в широком круге профессий, если его деятельность будет выстроена по проектному типу (специалист берется за определенную задачу, решает ее от начала до конца, и потом берется уже за совершенно новую задачу). Важно выбирать профессии и место работы, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам: холерику проще работать по своему собственному графику.

Образом профессии, категорически не подходящей холерику, может быть работа на конвейере или деятельность архивариуса. Однако подобная монотонность может оказаться характерной и, например, для профессии журналиста, если от него требуется выдавать на-гора по несколько материалов в день в определенном стиле и формате. Потому важен выбор не только непосредственно профессии, но и специализации .

В целом у холерика больше шансов быть успешным в профессиях, связанных, скорее, с общением, нежели с документами и техникой. А также – в профессиях, требующих, скорее, гибкости, нежели въедливости.

Меланхолик

Меланхолик чувствителен, раним, бывает тревожен. Однако его переживания не особенно заметны внешне: в коллективе меланхолик обычно достаточно замкнут. Круг его общения узок, однако отношения с людьми складываются у него прочные и глубокие. Спокойно переносит меланхолик и одиночество. Он быстро устает от общения, особенно с малознакомыми людьми, при этом в общении он тактичен, внимателен, наблюдателен. Меланхолику важна поддержка и одобрение, он с трудом переносит неудачи и болезненно воспринимает критику. В деятельности способен проявлять тщательность, исполнительность, быть очень внимательным к деталям.

Обучение и подготовка к экзаменам. Меланхолику для эффективного обучения очень важен настрой. Чтобы успешно усваивать материал, уделяйте особое внимание организации своего времени и пространства. Важно, чтобы вам ничего не мешало: ни неудобный крой одежды, ни навязчивые мысли о какой-то волнующей ситуации. Если вы специально поработаете над своим настроем, то сможете достаточно долго и тщательно изучать необходимый материал. Важно выделять в нем главное, фокусировать свое внимание на наиболее важных моментах и разворачивать в уме логические цепочки; чем детальнее вы разберетесь в материале, тем лучше сможете запомнить его.

При подготовке к экзаменам сознательно избегайте мыслей о будущем испытании, старайтесь не зацикливаться на возможных трудностях и неблагоприятных сценариях. Уверенность в себе – вот ваш главный помощник, не будет лишним и окружить себя поддержкой близких в этот трудный период.

Профессии для меланхолика. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы.

Меланхолик может состояться и как писатель, художник или кинокритик, и как программист, бухгалтер или архитектор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Меланхолики нелегко переносят деятельность, где часты форс-мажоры и различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособности.

Меланхолику подойдут профессии аудитора, аналитика, программиста, литературного редактора и, безусловно, ряд других. К примеру, из меланхолика может получиться отличный психолог, если он посвятит себя не групповым тренингам и обучению персонала, а индивидуальным консультациям, исследовательской и диагностической работе. Ему стоит выбирать профессии, эффективность деятельности которых оценивается не по количественным, а прежде всего по качественным показателям. Профессия меланхолика может внешне восприниматься как монотонная, но важно, чтобы она давала постоянную пищу его интеллектуальным и творческим способностям.

Образом профессии, категорически не подходящей меланхолику, может быть, например, профессия рекламного агента. Большое количество общения с незнакомыми людьми, частые ситуации отказа и отвержения, поверхностность представления информации – всё это категорически не подходит людям данного типа. При этом в той же самой сфере меланхолик может вполне состояться как разработчик эффективной рекламной кампании.

Сангвиник

Сангвиник воспринимается в коллективе как активный, жизнерадостный и доброжелательный человек. Он отличается уравновешенностью; можно сказать, что он беспокоен внешне, но спокоен внутри. Его характеризует высокая работоспособность, умение долго сосредоточиваться на задаче и легкая переключаемость с одной задачи на другую, при этом – склонность к некоторой поверхностности. В общении сангвиник открыт, его речь выразительна, он хорошо сдерживает эмоции, настроен обычно добродушно и оптимистично. Сангвиник общителен, у него обычно широкий круг контактов и несколько близких друзей, он легко устанавливает новые контакты. Для сангвиника характерна стабильная самооценка, которая может быть адекватной или слегка завышенной. Сангвиники обычно обладают хорошими организаторскими способностями.

Обучение и подготовка к экзаменам. Лучшим помощником в учебе сангвинику станет установленная система работы. Не отвлекаясь, сангвиник может изучать материал вполне эффективно. Потому важно распланировать свой день и четко соблюдать этот план, не разбрасываясь по мелочам. Системность полезна и в непосредственном изучении материала: когда содержимое учебника в голове сангвиника «разложено по полочкам», усвоение его идет значительно проще.

Не пренебрегайте активными методами обучения. Групповая дискуссия, лабораторный эксперимент, составление конспектов по материалу – всё это позволяет сангвиникам изучать учебный материал более эффективно.

Профессии для сангвиника. Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Коммуникативные навыки помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в деятельности.

 Подойдут сангвинику профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, адвоката, менеджера по персоналу и, безусловно, ряд других. Работа, требующая повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности (диспетчер, ювелир, токарь и т. п.), хоть и доступна для сангвиника, но будет ему, вероятнее всего, неинтересна. Сангвиники обычно становятся хорошими руководителями в самых разных сферах.

Образом профессии, наименее подходящей сангвинику, может быть, например, профессия делопроизводителя или радиомонтажника. Сангвинику будет не так просто работать в ситуации, когда нет четко сформулированных задач и правил деятельности, когда необходима большая доля творчества и инициативы.

В целом этот тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии – сангвиник может найти себя практически в любой деятельности, в соответствии со своими интересами, способностями, полученными навыками.

Флегматик

Это самый стабильный тип нервной системы. Типичный флегматик отличается уравновешенностью, стрессоустойчивостью, низкой эмоциональностью. Его характеризует медленный темп речи, движений и деятельности. Однако знакомую деятельность флегматик выполняет в среднем темпе и с высокой точностью. В общении флегматик – это уравновешенный, спокойный, немногословный, рассудительный человек, потребность в общении у флегматика невысока, круг контактов обычно довольно узкий. Флегматик обычно долго колеблется в выборе решений, но, раз приняв решение, методично следует своему выбору. Для флегматика важна привычная и спокойная обстановка, порядок во всем, он очень устает от суеты и форс-мажоров. Флегматик постоянен в своих интересах и в отношениях. Умеет доводить начатое до конца, притом что включаться в работу может довольно долго.

Обучение и подготовка к экзаменам. Самым трудным моментов в обучении для флегматика является включение в деятельность, ему трудно приступить к выполнению той или иной работы, к изучению какого-то материала. Может стать помехой и довольно низкий темп деятельности. Потому будет полезным заранее оставлять себе больше времени на «раскачку», чтобы не расстраиваться из-за того, что не получается успевать в едином темпе с другими людьми.

Медленный темп деятельности вы можете довольно успешно компенсировать тщательностью. Во многих случаях можно в изучении материала сосредоточиться на главном, как следует разобраться в основных закономерностях и правилах, тогда и остальное будет даваться быстрее и проще. Вам полезнее будет разобрать детально одну сложную задачу по физике, чем решить десять простых.

Профессии для флегматика. Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии.

Флегматику хорошо подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и, безусловно, ряд других занятий. Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом, системным администратором, бухгалтером и т. п. флегматик может быть вполне успешно.

Флегматику хорошо подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и, безусловно, ряд других занятий. Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом, системным администратором, бухгалтером и т. п. флегматик может быть вполне успешно.

Образом профессии, противопоказанной флегматику, может быть, например, профессия ведущего шоу или секретаря. То есть – любая деятельность, вынуждающая его часто импровизировать, деятельность в условиях изменяющейся среды, требующая постоянного переключения себя на новых людей и перестройки себя под новые задачи.

Для флегматика важна работа по четкому графику, в соответствии с понятными алгоритмами, ясно поставленными задачами и точными сроками их реализации.

Завершая статью, напомню, что при выборе профессии важно руководствоваться целым комплексом различных факторов. И даже если какая-то профессия очень для вас привлекательна, но не подходит вам с точки зрения вашего темперамента, не стоит расстраиваться. Современный мир профессий и специальностей настолько разнообразен, что всегда можно найти компромисс, где ваши способности, интересы и особенности темперамента и характера будут адекватно востребованы.

На занятиях с детьми целесообразно провести практическую работу “Проявление темперамента в профессиональных ситуациях”. (Приложение № 5)

Для обобщения темы необходимо использовать ассоциативный тест, согласно которому дети будут применять полученные знания, анализировать и самостоятельно проводить диагностику полученных результатов. (Приложение № 6,7)

 2.4. Совершенствование положительных черт личности в темпераменте человека.

Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справиться слабый тип.

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной системы (темперамента воспитанника). Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

Сказанное имеет прямое отношение и к самому преподавателю, к управлению им собственным темпераментом. Учителям может быть представитель любого темперамента, любо типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные черты, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, резкость, раздражительность. Представитель меланхолического типа должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и снижают работоспособность.

На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание. Учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив. Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического температура, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.

У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.

Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.

3. Заключение

Мне, как преподавателю необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности (тип темперамента) воспитанников для того, чтобы в процессе многообразной учебно-воспитательной работы соблюдать педагогический такт, осуществлять индивидуальный подход к  обучающимся, управлять всесторонним развитием своих воспитанников. Рассматривая психологические характеристики темпераментов, я пришла к выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается высокой работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей тревожностью, но зато он понятно чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Для холерика характерны отрицательные проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость  – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности; но также характерны и положительные стороны – энергия, активность, индивидуальность. Флегматик пассивный, ленивый, инертный, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни, людям даже к самому себе, но при правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности – от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

Чтобы дети усвоили данную тему, необходимо стимулировать их познание  не посредством  громоздких, научных определений, а с помощью интересных практических заданий, тестов, игр, которые помогают им изучить себя или другую личность, проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.

4. Литература

 1. В. А. Крупецкий. Психология. М. «Просвещение», 1980 г.

2. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология, М. Высшая школа 1977 г.

3. Петровский А.В. Брушлинский А.В. Зинченко В.П. Общая психология, М. Просвещение 1986 г.

4. Цуранова С.П., Косаревская Т.Е., Бурдыно Н.А. Проблема психологии развития и дифференциальной психологии . Учебно-методическое пособие. Мн. РНПО 1997 г.

5. Интернет- ресурсы.

    Приложение 1

Тест на тему «Экстраверт или интроверт»  

       

1.  а) Мне редко бывает скучно.

  1.   б) Я часто скучаю.

2.     а) Я не люблю быстрой езды.

        б) Мне нравится скорость, когда замираешь от страха.

       3.   а) Я предпочитаю провести вечер дома с друзьями.

      б) Мне больше нравится проводить время в большой шумной компании.

       4.   а) Иногда мне нравится быть одному (одной).

       б) Я ненавижу оставаться в одиночестве.

        5    а) Я предпочитаю иметь несколько близких друзей,

       б) Лучше, если есть множество знакомых.

 6.    а) Лучше писать книги, чем что-нибудь продавать.

        б) Лучше продавать что-либо, чем писать книги.

  7.  а) Я едва ли пойду на риск.

              б) Я радуюсь любому случаю рискнуть.

  1.    8. а) Я считаю первоапрельские шуточки просто глупостью.

      б) Первого апреля можно здорово повеселиться.

       9. а) Едва ли вам удастся застать меня смотрящим по телевизору «Маски-шоу».

  б) По-моему, «Маски-шоу» — очень смешная передача.

   10.   а) Я люблю разговоры на отвлеченные темы.

      б) Для меня чем о чем-то рассуждать, лучше что-нибудь сделать.

11.   а) Во время игры в прятки я спрячусь за деревом.

        б) Во время игры в прятки я спрячусь на дереве.  

   12.  а) Я избегаю толпы.

     б) Я хорошо себя чувствую в толпе.

      13.  а) Я не люблю танцевать.

             б) Я люблю танцевать.

  1. 14. а) Машины с открытым верхом опасны, лучше в них не ездить.

      б) На машинах с открытым верхом ездить веселей.

15. а) Я предпочитаю действовать за кулисами.

      б)  Мне больше нравится быть на авансцене.

  1.      КТО ВЫ ПО СКЛАДУ?

Подсчитайте ваши «а» и «б»

  1. 10 или больше «а» означает, что вы скорее всего интроверт. Вам лучше, когда людей вокруг вас не много, так как у вас может возникнуть ощущение, что другие люди отбирают у вас силы.

2.  10 или больше «б» означает, что вы экстраверт. На людях вы чувствуете себя лучше всего. Вы можете ощущать, что это наполняет вас энергией.

Приложение 2

Тест на тип темперамента

Тип темперамента по кругу Айзенка

Ответьте на 57 вопросов либо «да», либо «нет».

  1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
  2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить или утешить?
  3. Считаете ли Вы себя безобидным человеком?
  4. Очень ли трудно Вам отказаться от своих намерений?
  5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
  6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что Вам это невыгодно?
  7. Часто ли у Вас бывают спады и подъёмы настроения?
  8. Вообще, Вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?
  9. Возникало ли у Вас чувство, что Вы несчастный человек, хотя серьёзной причины для этого не было?
  10. Верно ли, что Вы почти на всё могли бы решиться, если дело пошло на спор?
  11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с незнакомым человеком?
  12. Бывает ли, что разозлившись, Вы выходите из себя?
  13. Часто ли бывает, что Вы действуете под влиянием минуты?
  14. Часто ли Вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли Вы книги встречам с другими людьми?
  16. Верно ли, что Вас довольно легко задеть?
  17. Вы любите часто бывать в компании?
  18. Бывают ли у Вас мысли, о которых неудобно рассказывать другим?
  19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что всё горит в руках, а иногда вялые?
  20. Предпочитаете ли иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких?
  21. Вы много мечтаете?
  22. Когда на Вас кричат, отвечаете тем же?
  23. Часто ли Вас терзает чувство вины?
  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
  26. Можно ли сказать, что нервы бывают у Вас часто натянуты до предела?
  27. Вы слывёте за человека весёлого и живого?
  28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему, думая, что могли бы сделать лучше?
  29. Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании?
  30. Бывает ли, что Вы передаёте слухи?
  31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут Вам в голову?
  32. Если хотите узнать о чём-нибудь, то предпочитаете прочитать в книге, чем спросить у друзей?
  33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
  34. Нравится ли Вам работа, требующая пристального внимания?
  35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
  36. Если бы Вы знали, что никогда сказанное Вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого?
  37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?
  38. Вы раздражительны?
  39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?
  40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя всё закончилось благополучно?
  41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?
  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?
  43. Часто ли вам снятся кошмары?
  44. Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
  46. Вы чувствовали бы себя несчастным, если долго не смогли бы видеться со своими знакомыми, друзьями?
  47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
  48. Среди людей, которых Вы знаете, есть ли такие, которые Вам явно не нравятся?
  49. Можете ли Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
  50. Обидитесь ли Вы, если покритиковать недостатки Ваши и Вашей работы?
  51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
  53. Вам трудно внести оживление в скучную компанию?
  54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  55. Вы беспокоитесь о своём здоровье?
  56. Вы любите подшучивать над другими?
  57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Обработка результатов

Если ответ совпадает с указанным в ключе, то ему присваивается один балл.

  • Искренность: «да» на вопросы 6, 24, 36; «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

  • Нестабильность: «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

  • Экстраверсия: «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Если показатель искренности составляет больше 5 баллов, то ответы были не искренни. Далее смотрим, куда попадает результат по кругу Айзенка…

Приложение 3

Тип темперамента по формуле Белова

Из 80 пунктов отметьте только те, которые Вам свойственны. Постарайтесь быть более объективны.

  1. Безропотны, покорны
  2. Болезненно чувствительны и легко ранимы
  3. Бываете агрессивным забиякой
  4. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую
  5. Быстро засыпаете и пробуждаетесь
  6. Быстро остываете, если что-то перестаёт вас интересовать
  7. Быстро утомляетесь
  8. Веселы и жизнерадостны
  9. Впечатлительны до слезливости
  10. Выносливы и работоспособны
  11. Доводите начатое дело до конца
  12. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми
  13. Инертны, малоподвижны, вялы
  14. Легко переживаете неудачи и неприятности
  15. Легко переносите одиночество
  16. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам
  17. Легко сдерживаете порыв
  18. Любите аккуратность во всём
  19. Малоактивны и робки
  20. Мало восприимчивы к одобрению или порицанию
  21. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое
  22. Молчаливы и не любите попусту болтать
  23. Настойчивы в достижении поставленной цели
  24. Находчивы в споре
  25. Не верите в свои силы
  26. Не доводите начатое дело до конца
  27. Не злобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
  28. Не растрачиваете попусту сил
  29. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника
  30. Невыдержанны и вспыльчивы
  31. Незлопамятны и боязливы
  32. Несобранны, проявляете поспешность в решениях
  33. Нетерпеливы
  34. Нетерпимы к недостаткам
  35. Неуравновешенны и склонны к горячности
  36. Неусидчивы, суетливы
  37. Неустанно стремитесь к новому
  38. Неустойчивы в интересах и склонностях
  39. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью
  40. Обладаете всегда бодрым настроением
  41. Обладаете выдержкой
  42. Обладаете выразительной мимикой
  43. Обладаете громкой, быстрой отчётливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой
  44. Обладаете резкими порывистыми движениями
  45. Обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся до шёпота
  46. Обладаете спокойной, ровной речью, с остановками
  47. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности
  48. Осторожны и рассудительны
  49. Последовательны и обстоятельны
  50. Постоянны в своих интересах
  51. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим
  52. Работаете рывками
  53. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми
  54. Решительны и инициативны
  55. Ровны в отношениях со всеми
  56. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
  57. С увлечением берётесь за любое новое дело
  58. Сдержанны и терпеливы
  59. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться
  60. Склонны к подозрительности, мнительны
  61. Склонны к резким сменам настроения
  62. Склонны к риску
  63. Склонны переоценивать себя
  64. Склонны уходить в себя
  65. Скрытны и необщительны
  66. Сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке
  67. Спокойны и хладнокровны
  68. Способны быстро действовать и решать
  69. Способны быстро схватывать новое
  70. Стеснительны и застенчивы
  71. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь других
  72. Строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе
  73. Теряетесь в новой обстановке
  74. Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы
  75. Умеете ждать
  76. Упрямы
  77. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию
  78. Чрезмерно обидчивы
  79. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах
  80. Энергичны и деловиты

Обработка результатов

Необходимо определить процентное соотношение типов темперамента, к которым относятся отмеченные пункты:

  • Меланхолик: 1, 2, 7, 9, 12, 15, 19, 25, 29, 45, 51, 60, 64, 65, 70, 71, 73, 77, 78, 79.
  • Сангвиник: 4, 5, 6, 8, 10, 14, 16, 23, 26, 38, 40, 43, 47, 57, 59, 63, 66, 69, 74, 80.
  • Флегматик: 11, 13, 17, 18, 20, 21, 22, 27, 28, 41, 46, 48, 49, 50, 55, 56, 58, 67, 72, 75.
  • Холерик: 3, 24, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 42, 44, 52, 53, 54, 61, 62, 68, 76.

Если процентное содержание какого-либо типа темперамента составляет от 40% и более, то он считается преобладающим в человеке. Если доля типа 30-39%, то его качества выражены в человеке достаточно ярко. 20-29% – качества выражены заметно, и их надо учитывать. 10-19% – выражены слабо, а менее 10% вообще не в счёт.

Основной, доминирующий темперамент проявляется на близкой психологической дистанции (в знакомой обстановке, с близкими людьми) в комфортной психологической атмосфере.

Второй по степени убывания - дополнительный темперамент, ярче проявляется на самой далекой психологической дистанции - в формальном общении с другими, чаще посторонними людьми.

Третий тип темперамента проявляется в формальной обстановке, на далекой психологической дистанции (официальный отношения с руководством, подчиненными или партнерами из других организаций, просто незнакомыми людьми). Этот тип темперамента можно назвать ролевым, т.к. человек в такой ситуации скован условностями, и, адаптируясь к социуму, играет определенную социальную роль.

Четвертый тип темперамента, реже всего проявляющийся у человека, характерен для стрессовых ситуаций или тех, которые принято называть форс-мажорными (крах фирмы и неожиданное увольнение, тяжелая болезнь или смерть близкого человека, какое либо стихийное бедствие: пожар, наводнение и т.д.).

Приложение № 4

Карточки – задания  «Определи темперамент сказочного персонажа»

        

        

Определите тип темперамента, объясните почему.

 

Сангвиник - Буратино (фильм “Приключения Буратино”)

Холерик - Карлсон (фильм “Приключения Малыша и Карлсона”)

Флегматик – Кот Матроскин (Мультфильм “Приключения в Простоквашино”)

Меланхолик – ослик Иа (мультфильм “Винни-пух и его друзья”)

                                                                                                 Приложение № 5

Практическая работа “Проявление темперамента в профессиональных ситуациях”.

Светлана считается лучшим секретарем-референтом в организации. В общении с коллегами и посетителями всегда приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера позволяет ей избежать конфликтных ситуаций. Светлана исполнительна, полученные задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.

Андрей работает программистом. Все время спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с коллегой, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышена утомляемость — к концу дня работоспособность уменьшается.

Евгений работает чертежником-конструктором. Порученные задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Молчалив. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен.

                                                                                                       Приложение 6

                                                           

Определение типа темперамента  изображенного персонажа

Приложение 7

Определение типа темперамента  изображенного персонажа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Адаптация студентов первокурсников к новым условиям жизнедеятельности"

Психологические особенности адаптации студентов первого курсаОрганизация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях техникумаАнкета для родителей студентов 1...

Технологическая карта урока ОБЖ 8 класс по теме " Состояние природной среды и жизнедеятельность человека".

Технологическая карта урока по ОБЖ 8 класс. Тема урока "Состояние природной среды и жизнедеятельность человека"....

Методическая разработка по теме " Порядок прилагательных" при описании внешности человека, предметов и вещей на английском языке.

Эта презентация поможет на уроках английского языка по теме  " Profiles", " Who's who?' в 7 классе; по теме " Food and Shopping" в 8 классе ( УМК " Spotlight...

Методическая разработка на тему: работа социального педагога с подростками. Проявления школьной и социальной дезадаптации.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...

Методическая разработка "Исследование явлений, связанных с проявлением силы упругости для тел, подвешенных на пружине"

Методическая разработка представляет собой инструкционные карты для проведения лабораторных работ по физике....

Методическая разработка на тему Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека

Презентация разработана для проведения урока в 10 классе по теме  "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека". Для создания презентации был использован учебник...