Статья на тему "Причины возникновения нарушений безопасной жизнедеятельности человека в процессе его трудовой деятельности"
статья по обж (10 класс)

Метляков Андрей Павлович

Рассмотрение основных причин нарушений требований безопасности в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины возникновения нарушений безопасной жизнедеятельности человека в процессе его трудовой деятельности.

Основным направлением для обеспечения безопасности жизнедеятельности при выполнении различных работ, является соблюдение техники безопасности. Требования безопасности призвана решать две основные задачи: способствовать конструированию безопасных машин, при работе с которыми опасность снижается до минимума, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. В современных условиях уделяется особое внимание техническому обучению людей безопасным приемам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации безопасной работы.

При рассмотрении основных причин несчастных случаев по данным статистики можно смело утверждать, что главным виновником являются, не техника, не организация труда, а сам человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности: нарушал нормальное течение трудового процесса, не использовал предусмотренные средства защиты и т. п.

Из всего вышеизложенного возникает вопрос: почему человек, которому от рождения присущ инстинкт самозащиты, самосохранения, сам зачастую подталкивает себя к получению травм? Психически нормальный человек, без веских на то оснований никогда не станет стремиться к травме. Несчастные случаи происходят либо по не зависящим от человека причинам, либо тогда, когда его побуждают к нарушению правил безопасности определенные обстоятельства. Очевидно, чтобы предупредить появление подобных происшествий, нужно прежде всего выявить эти побудители и по возможности уменьшить их воздействие.

При рассмотрении самых общих закономерностей развития и жизни человека можно заметить, что данные обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев, возникают по вполне объективным причинам.

Первую причину можно увидеть из анализа эволюции человека. Если бы мы могли сопоставить человека настоящего и скажем, который жил на земле более двух тысяч лет назад мы бы увидели, что изменений практически не произошло. Более того, некоторые его физические качества, вероятно, даже ухудшились: понизилась острота зрения и слуха, не стало былой силы, выносливости. Но за это время человек прошел путь от первого каменного топора с деревянной ручкой до полета в космос.

Данные изменения объясняются спецификой эволюционного развития человека: оно шло главным образом в сфере психики, благодаря этим изменениям человек создавал и совершенствовал орудия труда. При помощи орудий труда человек стал способен реагировать на сигналы, далеко выходящие за пределы его чувствительности. Информационные технологии на много расширили возможности человека и стали ощутимым помощником его памяти, мышлению.

При развитии орудий труда увеличилось воздействие человека на окружающий мир, как по разнообразию, так и по интенсивности. Как следствие данное воздействие привело к ответной реакции. Но с каждым годом сила этих воздействий только увеличивается. Если первобытный человек по своим индивидуальным физическим возможностям способен был противостоять возникающим в то время в процессе трудовой деятельности опасностям, то современный человек сам по себе по этим качествам существенно отстает от уровня возросшей опасности. Но, развитие психики позволяет человеку разрабатывать наименее опасную технику, создавать средства защиты и принимать меры способствующие минимизировать опасность новых технологий. Но, несмотря на все предпринимаемые меры опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей.

Вторая причина, является рост цены ошибки. В случае ошибки первобытным человеком в ремесленном или сельскохозяйственном труде, расплата за нее была не столь велика: он мог поцарапать тело колючим растением, уронить себе на ногу камень, упасть с дерева н т. д.. Ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже: теперь люди чаще гибнут от тока высокого напряжения, становятся калеками от ударов тяжелых прессов, падают с высоты многоэтажных домов, — и падают не на землю, а на асфальт, бетон.

Третья  причина, способствующая росту травматизма, — адаптация человека к опасности. Использование различной техники в наше время также естественно как поесть, она занимает прочное место в жизни людей: человек оказывается тесно связанным с ней и дома, и в пути, и на работе. Для современного человека техника стала средством удовлетворения многих потребностей, источником удовольствия, объектом мотивации, фактором престижа. Используя блага, даваемые техникой, н привыкая к ним, человек зачастую забывает, что техника обычно является еще и источником высокой опасности, а интенсивное использование ее повышает возможность реализации этой опасности. Городской житель в наше время больше боится мирно пасущейся коровы или лошади, чем бешено вращающегося вала машины или мчащегося навстречу автомобиля. Постоянное взаимодействие с опасными машинами и неосведомленность о массовости несчастных случаев, ведут к тому, что человек перестает бояться того, что на деле является очень опасным, к адаптируется к опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. К счастью, далеко не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай. Но это «к счастью» имеет и отрицательную оборотную сторону. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какие-то мелкие выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил.

Очевидно, все эти выше изложенные причины отображают общую тенденцию, объективно способствующую повышению опасности труда и росту травматизма.

Помимо общих причин, наблюдается много разнообразных чисто индивидуальных факторов главным образом психологического порядка, присущих подросткам, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности и росту числа несчастных случаев (показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску и пр.).

Из всего вышесказанного можно заключить, что имеется целый ряд предпосылок объективного и субъективного порядка, обусловливающих возникновение несчастных случаев по вине человека.

Значение человеческого фактора в нарушении безопасности доказывается н следующими соображениями. Человека принято считать виновником в несчастном случае только тогда, когда его действия (или бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Когда же несчастный случай возникает вследствие поломки машины или инструмента, то считают, что такое происшествие произошло по вине техники. А ведь нередко сам рабочий производил подготовку, профилактику, проверку техники перед работой, и именно его упущения явились причиной ее отказа. Поэтому подобные несчастные случаи, строго говоря, следовало бы также относить за счет человеческого фактора.

Даже тогда, когда отказ техники произошел не по вине человека, он мог зарождаться и развиваться постепенно и рабочий имел возможность, обнаружив отклонения в технологическом процессе, предотвратить несчастный случай. Если он этого не сделал, его также можно обвинить в том, что он не принял должных мер по предупреждению происшествия.

Все эти примеры указывают на то, что человеческий фактор в вопросах безопасности труда играет значительную роль, чем принято считать, и заслуживает большого внимания по сравнению с тем, какое ему сейчас уделяется. В наше время принято говорить в основном о технических причинах несчастных случаев, о технических мероприятиях по безопасности труда, об экзаменах по технике безопасности и т. п., а общем о техническом аспекте данной проблемы. Однако примечателен факт, что 80—90% несчастных случаев возникает именно там, где были проведены технические мероприятия по безопасности, в том числе предусмотрено выполнение правил техники безопасности. Следовательно, как показывает практика, одним техническим путем проблема безопасности не разрешается. Более того, с совершенствованием техники, повышением ее надежности и безопасности недостатки человеческого фактора становятся более заметными, поскольку на общем фоне поломок и происшествий ошибки человека приобретают ещё больший удельный вес.

Сама по себе констатация того факта, что в несчастном случае был повинен сам пострадавший, мало что дает для предупреждения подобных происшествий. Основная сложность данной задачи заключается в выявлении и устранении конкретных причин, которые порождают ошибочные действия, вызвавшие несчастный случай. Причины же эти, как показывает опыт, происходят от множества разнообразных факторов и их сочетаний. Здесь могут действовать чисто внутренние факторы: отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и пр. Внутренние факторы могут порождаться и внешними. Так, например, всякие внешние физические воздействия, начиная с тех, которые вытекают из задачи или непосредственно из условий труда, и вплоть до космических явлений (магнитных бурь, фаз Луны и т. д.), могут сказываться на внутреннем состоянии человека и быть первопричиной несчастных случаев. Как показывает практика, на несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие, как психологический климат в коллективе, принятая система стимуляции труда» условия жизни, вплоть до капризов молы. Таким образом, выявление конкретных причин виновности человека и несчастном случае оказывается задачей высокой неопределенности и сложности. Однако мало научиться выявлять роль человеческого фактора в каждом отдельном случае. Еще более существенным является создание теоретической базы, позволяющей вести научно обоснованное и систематизированное изучение этого вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

Основы безопасности жизнедеятельности человека

На особенности природных условий (микроклимата) в городе, прежде всего, оказывает влияние географическое расположение и климат местности, в которой находится город, наличие реки и водоемов, зеленых на...

Карта оценивания способностей учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности на уроках слесарного дела

Карта предназначена для отслеживания динамики психофизического развития ребенка с ОВЗ во время занятий трудовой деятельностью на уроках слесарного дела в специальной (коррекционной) школе....

Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Цель:Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.Задачи:рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жи...

Методическая разработка на тему Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека

Презентация разработана для проведения урока в 10 классе по теме  "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека". Для создания презентации был использован учебник...

Статья "Актуальность изучения школьниками основ безопасности жизнедеятельности на современном этапе".

Уже долгое время существует человеческая популяция. Все это время люди развивали экономику, создавали и постепенно совершенствовали социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практичес...