Диагностическое занятие "Страна чувств"
план-конспект занятия по психологии по теме

Вансович Виктория Андреевна

Занятие направлено на исследование психоэмоционального состояния,сплочения группы,накопление положительного эмоционального опыта,снятия психоэмоционального напряжения и тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_strana_chuvstv.docx60.13 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое занятие

Материалы:бланки методики «Карта чувств» (см. приложение 1), восемь цветных карандашей по количеству участников, круг из корсажной ленты диаметром 1,5 м, ширина ленты — 1,5–2 см, магнитофон, запись подвижной музыки.

Задачи: принятие правил и норм работы группы; исследование психоэмоционального состояния; сплочение группы; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности.

Занятие начинается и заканчивается выполнением ритуала «входа» в сказку. (На этапе «выхода» повторяется ритуал «входа» в «обратном направлении».)

Сказка

Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.

У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики.

(Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой приложения 1, где изображены домики.)

Игра «Раскрась домик»

Ведущий. Спасибо вам, ребята, от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркните название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

(Дети выполняют задание.)

Спасибо! Вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

. 


Методика «Волшебная страна чувств»

Волшебная страна чувств

Задание

1. Раскрась домики в цвета: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.
2. Рассели в цветные домики жителей этой страны.
3. Раскрась карту.

Приложение 2

Методика «Волшебная страна чувств»

Обработка результатов

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

• Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков?

• Адекватен ли подбор цвета при «заселении» чувств в домики? Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.

• Каково распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека?

Целесообразно символически разделить силуэт на пять зон:

— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизирует эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют область сексуальных, а также творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах «поселились» негативные чувства) человек имеет стремление «заземлиться», избавиться от них.

 

ЛИТЕРАТУРА

Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. — М., 1995.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб.: Питер,1999 (cерия «Мастера психологии»).

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994.

Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Лебединский В.В. Практикум по патопсихологии. — М.: Изд. Московского университета, 1987.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб., 2001.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. — СПб., 1998.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2000.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. — СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностические карты для учащихся 5-9 классов и индивидуальные диагностические карты для 10-11 классов ( английский язык)

к разработке данных карт привела необходимость быстрого контроля знаний и умений по критериям соответствующим требованиям к уровню подготовки учащихся.Пользуясь картами, можно быстро определить уров...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий  и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)   РЕГУЛЯТИВНЫЕ...

Диагностический минимум педагога-психолога ДОУ (Источник: диагностический комплект Павлова Н.Н., Руденко Г.Л, 2012 г.)

Диагностический минимум педагога-психолога ДОУ(Источник: диагностический комплект Павлова Н.Н., Руденко Г.Л, 2012 г.)...

Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)

Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...

Перечни диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики обследуемых от 0 до 18 лет - разработка наглядных диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВ

приложение к протоколу для ознакомления родителей (законных представителей) с перечнями диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики детей (от 0 до 18 лет)...