Развитие познавательных процессов у младшего школьника
методическая разработка по психологии по теме
Развитие познавательных процессов у младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_vnimanie_vospriyatie_pamyat.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Развиваемый процесс | Методики и задания |
1. | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
2 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
3 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
4 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
5 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
6 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
7 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
8 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
9 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
10 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
11 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
12 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
13 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
14 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
15 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
16 | Восприятие Память Внимание Мышление |
|
Используемая литература:
- Л.Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников».
- Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у младших школьников».
- И. Архипова «Упражнения для адаптации ребенка в школе».
- «Большая книга упражнений» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
- Игры с карандашом Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
- «Умные игры» Изд. «РОСМЕН-ПРЕСС»
МОУ «Заокская начальная образовательная школа»
Утверждаю Принято решением
Директор школы ____________ педагогического совета
(пр. № от г.)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
Развитие познавательных процессов у младшего школьника
Программа
индивидуальных и групповых занятий
с учащимися 2-3 классов
Составитель:
педагог-психолог Щукина А. А.
2010-2011
Учебный год
Пояснительная записка
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции как мышление, восприятие, память.
Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо его научить дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показывать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Если учащиеся 1-2 класса отмечают наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к 3 классу школьники в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов.
К 8-9 летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способностей к абстрагированию и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать.
Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3 класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями: противоположность, наличие функциональных связей, часть и целое.
Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Но особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей.
В основном все эти понятия формируются у детей к 4 классу. Но есть дети, которые так и не овладели вполне этими операциями, и поэтому дальнейшее обучение будет даваться им с трудом. Так как учеба в старших классах предъявляет более высокие требования к развитию логического мышления, то учащие не овладевшие данными способностями, будут испытывать большие трудности.
Чтобы помочь младшим школьникам в формировании данных мыслительных способностей, необходимо планомерно и систематически развивать логическое мышление, используя различные задания и игры. Для этого и составлена данная программа.
Задачи:
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
- развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
- развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического);
- развитие рефлексии и произвольности;
Формы работы:
- групповые фронтальные занятия;
- психо -гимнастические упражнения;
- игры;
- тесты;
- анаграммы, ребусы и др.
Общие требования к организации занятий.
Количество занятий – 16
Индивидуальные или групповые 2-3 человека
Продолжительность занятия – 20-35 минут.
Ожидаемый результат:
- Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
- Формирование следующих качеств: произвольность, рефлексия, мышление понятиями.
- Формирование основных компонентов учебной деятельности.
- Повышение школьной успеваемости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных процессов у младших школьников со слуховой депривацией через коррекционно – развивающие занятия (методическая разработка)
Даны особенности построения коррекционно - развивающей работы с детьми со слуховой депривацией...
Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики
Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....
Выступление "Развитие познавательного интереса глухих младших школьников в процессе обучения"
Единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель...
Моделирование при решении задач на движение как фактор развития познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации интернатного типа
Данная презентация была подготовлена мной для прохождения аттестации. В начале 2016 года, благодаря своему портфолио и этой презентации, я получила высшую категорию. Здесь продемонстрирован многолетни...
презентация «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка»
Презентация "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов у младших школьников на уроках немецкого языка"....
Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...
Психологическое занятие по развитию познавательных процессов у младшего школьного возраста
На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех уча...