Моделирование при решении задач на движение как фактор развития познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации интернатного типа
методическая разработка на тему
Данная презентация была подготовлена мной для прохождения аттестации. В начале 2016 года, благодаря своему портфолио и этой презентации, я получила высшую категорию. Здесь продемонстрирован многолетний опыт работы с детьми при решении задач на движение. Эта проблема является актуальной, особенно для детей-сирот, у которых практически не развиты при поступлении в школу жизненные компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherepanova.pptx | 899.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моделирование при решении задач на движение как фактор развития познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации интернатного типа
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия Ведущая роль общения в развитии личности ( Л.С.Выготский , Б.Г.Ананьев). Ученик – субъект учебной деятельности ( Д.Б.Эльконин , В.В.Давыдов). Изучение высших психических функций детей с ЗПР (М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева , В.И.Лубовский , Т.А.Власова, К.С.Лебединская). Овладение процессом обучающего моделирования как способом научного познания ( Н.Г.Салмина , Н.Ф.Талызина, Л.А.Вангер ). Механизм построения решения задачи на основе моделирования ( С.Н.Лысенкова , Л.М.Фридман, А.В.Белошистая , Н.Б.Истомина). Исследование универсального действия общего приема решения задач у детей с ЗПР ( Р.Д.Тригер , А.Р.Лурия , Л.С.Цветкова, Ж.Пиаже). Структура межличностных отношений детей-сирот (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, И.В.Дубровина, М.И.Лисина ).
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Приоритетность формирования познавательной деятельности – фактор создания «социальной ситуации развития личности» детей-сирот, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, т.к. имеют место: системный характер нарушения интеллектуальной деятельности младших школьников с ОВЗ ( ЗПР); «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения ; неумение ориентироваться в социуме. « Жить – это значит решать задачи » Л.М.Фридман
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Цель и задачи педагогической деятельности Цель : моделирование системы работы учителя, обеспечивающей формирование познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ (ЗПР) Задачи : 1 . Апробировать современные диагностические методики определения уровня сформированности познавательного компонента УУД . 2. Осуществить отбор технологий, методов и приемов работы, активизируя компенсаторный способ устранения познавательных трудностей. 3. Разработать систему формирования умений: отбирать языковые средства для решения математических задач на движение ; проявлять инициативу в организации совместного действия составления моделей ; эффективно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в любом виде деятельности.
Ведущая педагогическая идея Создание в начальной школе познавательной образовательной среды обеспечивает функционирование коррекционного механизма, благодаря которому учащиеся с ОВЗ на основе собственного положительного опыта учебной и внеурочной деятельности поднимаются на более высокий уровень личностного развития. «Основным средством и источником психического развития в онтогенезе является общение ребенка с окружающими его людьми» Л.С.Выготский
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Этапы реализации педагогической деятельности
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования
Результативность профессиональной педагогической деятельности Мониторинг степени обученности учащихся (СОУ) по математике Класс Кол-во учащихся СОУ 2 7 2011-2012 66% 3 4 2012-2013 75% 4 4 2013-2014 85%
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Адресная направленность транслируемых практических достижений Представленный педагогический опыт может быть интересен учителям начальных классов, учителям-дефектологам и воспитателям специальных коррекционных учреждений VII-VIII видов.
Методические условия Организационно-педагогические условия Система коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ЗПР (Н.А.Цыпина, Р.Д.Тригер , С.Г.Шевченко и др.). Методика развития связной речи ( Т.А.Ладыженская , М.Р.Львов, Л.Д.Мали, Н.А.Пленкин ). Активизация познавательной деятельности ( Д.Б.Эльконин ). ТРИЗ ( Г.С.Альтшуллер ). Составление мнемотаблиц ( Н.Г.Салмина ). Стимулирование познавательной деятельности через ситуацию успеха (А.С.Белкин). Член творческой группы по проблеме «Формирование общего приема решения задач как универсального учебного действия на уроках математики» (2012). Член творческой группы по проблеме «Совершенствование методического обеспечения воспитательского процесса с учащимися с ОВЗ (УП вид)» (сентябрь 2014). Выступления на заседаниях методического объединения начальных классов.
Этапы учебного моделирования
Входная диагностика обучающихся 1 класса 2011 год
Карта преемственности формирования коммуникативного компонента УУД у младших школьников с ЗПР Планируемые результаты к концу учебного года 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс слушать и понимать речь других; давать простейшую оценку прослушанному; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (во внеурочной деятельности); соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; взаимодействовать в паре. участвовать в диалоге на уроке и во внеурочной деятельности; слушать и принимать мнение партнеров, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и иных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебника, художественных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). слушать, оценивать ответ товарища по содержанию, выразительности речи; слушать радио-(теле)передачи, кратко передавать их содержание, делать попытки оценки прослушанного; участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебника, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения, мысленно производя смысловой анализ; воспроизводить основные смысловые компоненты услышанного в беседе; участвовать в диалоге, диспуте, дискуссии; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своей позиции в споре; понимать и принимать точку зрения партнера по деятельности; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться с партнерами; предвидеть последствия коллективных решений, предвосхищать их.
Урочная деятельность 1. «Слова рассыпались» 2. Составь предложение по картинке 3. Составление вопросительных предложений по инструкции, речевому образцу («Ты – мне, я – тебе», «Снежный ком», «Веришь ли ты?», «Я начну, а ты продолжи») 4. Чтение текста по ролям 5. Пересказ от первого лица 6. Мини-инсценировка диалога, диалоги – драматизации 7. Диспут, дискуссия на заданную тему («Как Баранкину стать человеком?») 8. Презентация прочитанной книги 9. Дидактические игры « Объяснялки », «Почемучка», «Где это видано, где это слыхано?» 10. «Путешествие по станциям» 11. Тренинги «Действия при пожаре», «Спасение утопающего» и т.п. 12. Сочинение «вредных» советов 13. «Мозговой штурм» 14. Приемы групповой работы «Пила», «Вертушка», «Пчелка» и т.п.
Внеурочная деятельность Факультатив «Развитие речи и культура общения» составление связного речевого высказывания на основе мнемотаблиц ; составление словосочетания на заданную тему по схеме; распространение предложения по вопросам (Хорошо в каком лесу?) игры с мячом («Скажи наоборот») сравнение текстов на одну тему и определение типа каждого; лексико-стилистическое редактирование. Групповое коррекционное занятие курс «Введение в школьную жизнь»; мини-этюды ( эмпатия ); коррекционные сказки («Лесная школа»); игры – имитации, игры – перевоплощения, сюжетно-ролевые игры в условиях влияния различной социальной среды, игры – импровизации на передачу характеров персонажей; групповые тренинги общения.
Внеклассная работа Классные часы Интерактивные экскурсии Проектно-исследовательская деятельность КТД
Диагностика уровня сформированности коммуникативного компонента УУД Основные критерии оценивания Методика диагностирования 1. Коммуникация как взаимодействие Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один предмет или вопрос Ориентация на позицию, отличную от собственной, уважение иной точки зрения Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета (относительность оценки или подходов к выбору) Учет различных мнений и умение обосновать собственное а) Методика «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже) б) Методика «Кто прав?» ( Г.А.Цукерман и др.). Скорректированный вариант. 2. Коммуникация как кооперация Умение договариваться, находить общее решение Умение аргументировать свое предложение; убеждать и уступать Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Методика «Рукавички» ( Г.А.Цукерман ) 3. Коммуникация как условие интериоризации Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет Умение получать с помощью вопросов необходимые сведения от партнера по деятельности а) Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» б) Методика Т.А.Фотековой .
Литература: Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 96с. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные навыки в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред.А.Г.Асмолова . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ авт.-сост. И.Н.Корбакова , Л.В.Терешина . – Волгоград: Учитель, 2010. – 118с. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе// Е.Е.Кравцова. – М., 1991г. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. – сост. В.С.Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 223с. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: книга для учителя начальных классов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 220с. Кустова И.Л. Математика 1-4 классы Обучение решению текстовых задач. – Волгоград: Учитель,2008, -103с. , . Калашникова Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи.- Волгоград, Учитель, 2011- 158 с. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. - 96с. Автора шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Интернет – ресурсы http :// i 55. carguru . ru /37/14/41437/8/1136808/6. png перо, бумага
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников
Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...
Обобщение опыта по теме "Моделирование при решении задач на движение на уроках математики".
Моделирование в обучении математике служит тем методическим приемом, который формирует у учащихся математические понятия и прививает им навыки математических действий. В то же время использовани...
Развитие познавательных процессов у младшего школьника
Развитие познавательных процессов у младшего школьника...
Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников
В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного яз...
Развитие познавательных процессов у младших школьников со слуховой депривацией через коррекционно – развивающие занятия (методическая разработка)
Даны особенности построения коррекционно - развивающей работы с детьми со слуховой депривацией...
Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики
Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....
Выступление "Развитие познавательного интереса глухих младших школьников в процессе обучения"
Единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель...